Первыми в хронологическом порядке выборами, проведенными на основе обновленной нормативной базы, были выборы в обе палаты Федерального Собрания Российской Федерации, которые состоялись в декабре 1993 года. Основой проведения этих выборов являлось так называемое «указное нормотворчество», объективной причиной необходимости которого был ряд широко известных обстоятельств в общественно-политической жизни нашего государства в 1993 году. Порядок проведения выборов был установлен Положением о выборах депутатов Государственной Думы и Положением о выборах депутатов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, утвержденными Указами Президента Российской Федерации 21 сентября 1993 года №14001 и 11 октября 1993 года №16262.
В ходе избирательной кампании в эти нормативные акты указами Президента неоднократно вносились изменения и дополнения, что, безусловно, не способствовало укреплению общественного мнения о демократическом порядке проведения этих выборов.
Законом СССР «Об общественных объединениях», было установлено, что политическая партия как разновидность общественных объединений создается и действует на основе добровольности, равноправия ее членов, самоуправления, законности и гласности. Общественные объединения, по сути, стали основой формирования гражданского общества в России, а политические партии – своеобразным связующим звеном между государством и обществом. И уже тот факт, что количество общественных объединений и политических партий значительно возросло, можно считать сдвигом в направлении создания в стране гражданского общества.
Указом Президента Российской Федерации от 1 октября 1993 г. «Об утверждении уточненной редакции Положения о выборах депутатов Государственной Думы в 1993 году» накануне выборов в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации первого созыва вводилась смешанная пропорционально-мажоритарная система, которая дала возможность прохождения в парламент различным партиям и общественным объединениям. Правом на выдвижение кандидатов в депутаты обладали избирательные объединения и группы избирателей, а установленный 5-процентный избирательный барьер позволял проходить в парламент политическим партиям и объединениям, представляющим различные группы граждан.
Нельзя не обратить внимания на наличие в составе Государственной Думы независимых депутатов. В соответствии со ст. 23 Положения граждане Российской Федерации получили право самовыдвижения, а также могли входить в избирательное объединение, не будучи членами составляющих его политических партий, и быть выдвинутыми данным объединением. Кроме того, каждому гражданину было предоставлено по два голоса на выборах депутатов Государственной Думы, а позиция «против всех» в бюллетене позволяла им выражать свое отношение к действующей политической системе. Таким образом, право на участие в управлении государством непосредственно и через представителей, а также на равный доступ к государственной службе реализовывалось в полной мере.
Выборы прошли на всей территории Российской Федерации и имели немаловажное значение в процессе становления России как государства с демократической формой правления. К положительным сторонам выборов 1993 года следует отнести то, что введение смешанной мажоритарной и пропорциональной избирательной системы позволило стимулировать процесс возникновения многопартийности и способствовало формированию парламента, состоящего из стабильных депутатских групп и объединений. И первое, и второе способствовало мобилизации населения на легитимацию или узаконение образующегося политического строя как отвечающего воле народа. В ходе избирательной кампании кандидатам в депутаты как от граждан, так и от избирательных объединений и блоков было дано право создавать и использовать избирательные фонды, предназначенные для финансирования их предвыборных агитационных мероприятий.
В то же время в нормативно-правовой базе избирательной кампании 1993 года имелись многочисленные недостатки. Так, например, отсутствовали четкие ограничения на использование в ходе избирательной кампании финансовых средств через избирательные фонды кандидатов и избирательных объединений и блоков. Как следствие этого – отсутствие должного контроля за расходованием денежных средств как избирательными комиссиями, так и руководителями избирательных фондов кандидатов и избирательных объединений и блоков. Ряд злоупотреблений в ходе избирательной кампании был вызван слабой проработкой норм, устанавливавших правила проведения предвыборной агитации. Произошел перекос в степени представительства регионов России в Федеральном Собрании Российской Федерации.
Однако, несмотря на то, что итоги голосования в ходе выборов 1993 года некоторыми политиками и учеными до сих пор подвергается сомнению, выборы в Федеральное Собрания Российской Федерации стали первым этапом реализации обновленного избирательного законодательства. С учетом их опыта впоследствии были приняты четыре федеральных закона, ставших основой последовавших федеральных избирательных кампаний.
В выборах в Государственную Думу в 1993 г. попытались принять участие 35 избирательных объединений и блоков. В результате только восемь из них смогли преодолеть 5-процентный барьер: «Выбор России» – 66 мандатов, ЛДПР – 64, КПРФ – 48, АПР – 33, «Яблоко» – 27, «Женщины России» – 23, ПРЕС – 19, ДПР – 14, другие партии и объединения – 22, независимые депутаты – 127.
Второй этап изменения законодательства о выборах в Государственную Думу был связан с подготовкой к выборам в Государственную Думу второго созыва. В этот период государство издает новые законы, регулирующие выборы и идет на серьезные ограничения в партийном строительстве, издавая специальные акты, а также определенным образом регулируя политическую активность граждан.
Правовое регулирование выборов депутатов Государственной Думы и формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в 1995 году осуществлялось уже на базе совершенно других Федеральных законов: «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации» от 6 декабря 1994 года, «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 21 июня 1995 года, «Об утверждении схемы одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации второго созыва» от 17 августа 1995 года, «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» от 5 декабря 1995 года.
Выборы в Государственную Думу в 1995 году имели ряд особенностей: они проходили на основе новой Конституции, в установленный Конституцией РФ срок и на базе нового, более совершенного законодательства.
В Федеральном законе «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» по сравнению с положением о выборах депутатов Государственной Думы 1993 года содержались следующие новшества:
– центральная часть списка кандидатов в депутаты от избирательных объединений и блоков была ограничена 12 кандидатами, что дало возможность регионам страны, при должной работе в период выборной кампании, направить большее количество своих представителей в нижнюю палату парламента;
– повысились требования к регистрации федерального списка кандидатов, так как стало необходимо собрать не 100 тысяч подписей избирателей, а в два раза больше;
– были уравновешены права по сбору подписей избирателей кандидата от избирателей и кандидата от избирательного объединения или блока, выдвинутого по одномандатному округу;
– число подписей избирателей в поддержку кандидата в депутаты от избирательного объединения или блока по одномандатному округу включалось в общее количество собранных подписей избирательным объединением или блоком, что стимулировало выдвижение ими кандидатов по одномандатным округам.
В мае 1995 г. принимается Федеральный закон №82-ФЗ «Об общественных объединениях», который лишь косвенно затрагивает вопросы создания и деятельности политических партий, ссылаясь на принятие специальных законов. В том же году принимается Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», в соответствии с которым право выдвижения списков кандидатов предоставлялось избирательным объединениям и избирательным блокам (в которые могли входить только избирательные объединения). При этом избирательным объединением признавалось любое общероссийское общественное объединение, устав которого предусматривал участие в выборах в органы государственной власти посредством выдвижения кандидатов. Тем самым было увеличено число потенциальных участников выборов.
Также для регуляции выборов в Государственную Думу 1995 года был принят Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации» от 06.12.1994 г. №56-ФЗ. Это был первый «рамочный» закон, призванный в первую очередь защитить избирательные права граждан:
– закрепил основные принципы российского избирательного права, установил систему,
– урегулировал вопросы составления списков избирателей, образования избирательных округов и избирательных участков. В частности, определялась такая важная гарантия избирательных прав граждан, как примерное равенство избирательных округов по числу избирателей.
– установил статус и общие принципы формирования избирательных комиссий;
– установил порядок выдвижения и регистрации кандидатов. В законе было предусмотрено выдвижение кандидатов как непосредственно избирателями, так и избирательными объединениями и избирательными блоками. В качестве единого основания для регистрации было предусмотрено предоставление необходимого числа подписей избирателей, количество которых должно устанавливаться специальными законами, но не может быть более 2% от числа избирателей соответствующего избирательного округа;
– установил порядок предвыборной агитации и порядок финансирования выборов;
– определил порядок голосования, подсчета голосов избирателей, установления результатов выборов и их опубликования. В частности, предусматривалась возможность досрочного голосования избирателей, был определен порядок голосования вне помещения для голосования. Установлена обязанность избирательных комиссий (кроме участковых) публиковать данные, содержащиеся в протоколах об итогах голосования своих и непосредственно нижестоящих комиссий.
– установил ответственность за нарушение избирательных прав с отсылкой к другим федеральным законам.
После принятия «рамочного» закона субъекты Федерации должны были привести свое избирательное законодательство в соответствие с этим законом. В большинстве регионов это было сделано. Однако полностью тенденцию нарушения избирательных прав граждан в региональном законодательстве преодолеть не удалось. В «рамочном» федеральном законе обнаружилось большое количество пробелов, а также противоречия и расплывчатые формулировки, которые способствовали его неправильному пониманию. В частности, закон не содержал гарантий обязательного и периодического проведения выборов, точного и честного подсчета голосов, недостаточно защищал пассивное избирательное право.
В ходе выборов в Государственную Думу в 1995 году стало возможным более широкое применение судебной формы разрешения избирательных споров. Жалобы и заявления, принятые к производству, например, Верховным судом Российской Федерации в ходе этой избирательной кампании, в основном были поданы: на отказы в регистрации избирательных блоков и федеральных списков, на отказы в заверении копий федеральных списков, на ошибки в списках и признание неправильным исключение из федеральных списков.
Основными причинами увеличения числа жалоб и заявлений стало недостаточное знание законодательства о выборах участниками избирательного процесса и, как результат, неправильное его применение на практике. Сказались также недостаточная определенность ряда правовых норм о выборах и даже в некоторых случаях – пробелы в действующем законодательстве.
Однако в любом случае следует сказать, что избирательная кампания 1995 года позволила апробировать новое законодательство о выборах, выявить его сильные и слабые стороны, сделала возможным и необходимым дальнейшее развитие и совершенствование законодательства о выборах.
По итогам выборов в Государственную Думу в 1995 г. прошли: КПРФ – 157, НДР – 55, ЛДПР – 51, «Яблоко» – 45, АПР – 20, ДВР-ОД – 9, «Власть – народу!» – 9, КРО – 5, другие партии и объединения – 22, независимые депутаты – 77.
Третий этап изменения и дополнения действующего законодательства о выборах в Государственную Думу был приурочен к выборам 19 декабря 1999 года.
Практика проведения избирательных кампаний в субъектах Федерации выявила необходимость совершенствования «рамочного» закона, внесения в него значительного числа норм, призванных обеспечить гарантии избирательных прав.
В связи с этим был принят закон, который получил название Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Структура этого закона практически не отличалась от предыдущего «рамочного» закона. Была добавлена лишь одна глава, посвященная назначению референдума (иные вопросы, связанные с референдумом, регулировались в других, соответствующих, главах).
Тем не менее, главным отличием этого закона от предыдущего «рамочного» закона было не то, что он включал еще и нормы, касающиеся референдума. Более существенным отличием стало другое – детальная, вплоть до мельчайших подробностей, регламентация многих избирательных процедур. Число статей увеличилось практически вдвое. Особенно детально были описаны процедуры голосования и подсчета голосов (включая и содержание избирательного бюллетеня), довольно подробно освещены были также вопросы назначения выборов, выдвижения и регистрации кандидатов, предвыборной агитации и финансирования избирательной кампании.
Были также внесены важные принципиальные нормы. Так, закон установил, что выборы должны признаваться несостоявшимися, если ни один из кандидатов не получит больше голосов, чем число голосов «против всех». Число мандатов в многомандатных округах было ограничено пятью. В качестве избирательных объединений было решено признавать только те общественные объединения, политический характер которых закреплен в их уставах.
Чуть позже был принят Федеральный закон от 30.3.1999 №55-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»», который вновь существенно изменил действующее законодательство.
Этот закон вносил изменения в 47 из 66 статей «рамочного» закона, а также дополнял закон приложением (форма декларации кандидата об имуществе). Наиболее существенными новеллами можно считать:
– уточнения, связанные с выборами в многомандатных округах (примерное равенство числа избирателей на один мандат; право избирательных объединений и блоков выдвигать кандидатов на каждый мандат; необходимость для избрания получить больше голосов, чем проголосовало «против всех»);
– обязанность кандидатов сообщать о своей судимости и иностранном гражданстве (и информирование об этом избирателей);
– предоставление кандидатами сведений о доходах и имуществе (недостоверность этих сведений являлась основанием для отказа в регистрации или ее отмены);
– возможность регистрации кандидата (списка кандидатов) на основании избирательного залога;
– признание выборов по пропорциональной системе несостоявшимися в случаях, если менее двух списков получили право принять участие в распределении мандатов или если за списки, получившие право принять участие в распределении мандатов, проголосовало менее 50% избирателей (в соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 17.11.1998).
Также произошли изменения в законодательстве об общественных объединениях. Накануне выборов в Государственную Думу третьего созыва в июле 1998 г. принимаются поправки к Закону «Об общественных объединениях», в соответствии с которыми непартийные общественные организации не получили права принимать участие в парламентских выборах. Был нанесен существенный удар по составу Государственной Думы.
В результате правом на участие в выборах депутатов Государственной Думы третьего созыва обладали 139 общероссийских политических общественных объединений. По итогам выборов в 1999 г. в парламент прошли следующие избирательные объединения: КПРФ – 90 депутатов и 39 в Аграрно-промышленной депутатской группе, «Единство» – 82 и 59 в депутатской группе «Народный депутат», ОВР – 45 и 41 в депутатской группе «Регионы России», СПС – 32, «Яблоко» – 21, ЛДПР – 17, депутаты, не вошедшие в депутатские объединения, – 18.
Из приведенных данных видно, что число политических партий и иных общественных объединений, определивших свою принадлежность как политических, на выборах в Государственную Думу в 1999 г. сократилось почти вдвое. Исчезло представительство в парламенте мелких партий, а количество независимых депутатов сократилось со 127 (первый созыв) до 18 (третий созыв), что нельзя не рассматривать как явное нарушение прав граждан на объединение и на управление делами государства через своих представителей, гарантированных Конституцией.
Четвертый этап реформирования законодательства связан с выборами в Государственную Думу четвертого созыва.
В 2002 году были принят новый Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», а также во время работы Государственной Думы третьего созыва принимается специальный Федеральный закон №95-ФЗ «О политических партиях».
Новое избирательное законодательство реализовало значительное изменение избирательной системы в узком смысле этого слова, жестко связав избирательную систему с партийной и установив правила, направленные на фиксацию политической системы. Нововведения в основном были направлены не на реформирование юридических норм права по существу, а на регулирование формы избирательного процесса.
Целью принятия нового «рамочного» закона были следующие позиции:
Совершенствование системы избирательных комиссий с целью повышения их независимости и эффективности их работы;
Совершенствование системы регистрации избирателей;
Совершенствование организации голосования и подсчета голосов, повышение открытости и гласности этих процессов;
Совершенствование процедур, связанных с реализацией пассивного избирательного права;
Совершенствование системы финансирования выборов и системы финансового контроля;
Уточнение понятий, связанных с информационным обеспечением выборов и референдумов;
Уточнение процедур рассмотрения нарушений избирательного законодательства и привлечения к ответственности за эти нарушения.
Федеральный закон №95-ФЗ «О политических партиях» закрепил понятие политической партии как общественного объединения, созданного в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества. Кроме того, Законом были установлены достаточно жесткие требования к политическим партиям как особому виду общественных объединений. В частности, Закон установил запрет на деятельность региональных и межрегиональных политических партий, а численность членов партий при их регистрации должна была составлять не менее 10000 членов (в 2004 г. Федеральным законом от 20 декабря 2004 г. №168-ФЗ требования к численности членов политической партии были увеличены в пять раз, с 10000 до 50000 членов). Фактически данное положение противоречит не только Конституции Российской Федерации (в части равного права каждого гражданина на создание и участие в деятельности общественных объединений), но и нормам Международного пакта о гражданских и политических правах (п. 1 ст. 22) и Конвенции о защите прав человека и основных свобод (п. 1 ст. 11), согласно которым каждый человек имеет право на свободу объединения (ассоциации) с другими лицами.
Пятый этап связан в основном с изменением избирательной системы, что существенно изменило роль партий и ограничило право граждан на объединение.
Федеральный закон от 18 мая 2005 г. «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» предусмотрел переход к пропорциональной системе выборов депутатов нижней палаты, полностью исключается применение мажоритарной системы при таких выборах. Отказ от выборов депутатов Государственной Думы по территориальным избирательным округам с тем, чтобы эта палата парламента полностью формировалась по партийным спискам, явился важнейшим шагом властей, связанным с укрупнением политических партий.
Важной новеллой Федерального закона от 18 мая 2005 г. является неупоминание в нем избирательных блоков в качестве субъекта выдвижения федерального списка. Это должно способствовать объединению мелких политических партий в более крупные. Тем самым сужается круг участников избирательной кампании по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации только до политических партий, исключается возможность прохождения в Государственную Думу непрочных избирательных объединений, которые вскоре распадаются.
Подробно и детально Федеральный закон от 18 мая 2005 г. регулирует порядок определения Центральной избирательной комиссией Российской Федерации границ частей территории субъектов Российской Федерации, которым могут (должны) соответствовать региональные группы кандидатов. Эти предписания можно рассматривать как гарантии реализации активного избирательного права, предпосылку обеспечения связей между представителями и представляемыми.
Спорным при обсуждении проекта Федерального закона в Государственной Думе был вопрос о количестве кандидатов, включаемых в общефедеральную часть федерального списка кандидатов. Федеральный закон от 18 мая 2005 г. по сравнению с Федеральным законом от 20 декабря 2002 г. сократил число кандидатов, включаемых в общефедеральную часть федерального списка кандидатов с 18 до 3. При этом кандидат может упоминаться в федеральном списке кандидатов только один раз. Общее число кандидатов, включенных в федеральный список кандидатов, увеличено с 270 до 500 человек.
В Федеральном законе от 18 мая 2005 г. (в редакции Федерального от 26.04.2007 №64-ФЗ) в п. 19 ст. 36 говорится о том, что число региональных групп не может составлять менее восьмидесяти. Для сравнения по Федеральному закону от 22 декабря 2002 г. число региональных групп кандидатов не могло быть менее семи. При этом региональная часть федерального списка кандидатов должна охватывать все субъекты Российской Федерации. Полагаем, что приведенное положение Федерального закона от 18 мая 2005 г. не согласуется с п. 2 ст. 3 Федерального закона «О политических партиях», согласно которому «политическая партия должна иметь региональные отделения более чем в половине субъектов Российской Федерации». Таким образом, Федеральный закон «О политических партиях» не требует наличия у политической партии региональных отделений во всех субъектах. Политическая партия, не имеющая региональных отделений в некоторых субъектах Российской Федерации, будет затруднена в формировании регионального списка в тех субъектах, где она не имеет собственных членов политических партий, а включение в список случайных людей, не разделяющих ее программу, сделает ее аморфной. Устойчивой же является относительно однородная политическая партия, которая умело совмещает различные интересы.
В Федеральном законе от 18 мая 2005 г. имеется определенная несогласованность между содержанием ст. 49 и 76. Пункт 2 ст. 49 анализируемого Закона предусматривает, что политическая партия вправе отозвать федеральный список за 5 дней до голосования. Однако ст. 76 этого же Федерального закона допускает возможность досрочного голосования за 15 дней до дня голосования. В результате получается, что часть избирателей проголосует досрочно, в том числе, возможно, и за политическую партию, которая за 5 дней до голосования отзовет свой партийный список. И тогда голоса избирателей, проголосовавших досрочно за такой федеральный список, пропадут, не будут учтены при подведении итогов голосования.
Впервые в истории избирательного законодательства России Федеральный закон от 18 мая 2005 г. предусматривает обязанность политической партии составить список лиц, осуществлявших сбор подписей по форме, установленной Центральной избирательной комиссией Российской Федерации. Это новое требование Федерального закона можно считать лишним нагромождением дополнительной избирательной документации.
Федеральный закон от 18 мая 2005 г. закрепляет систему закрытых списков с разделением на региональные части. Согласно ст. 82 Федерального закона от 18 мая 2005 г. депутатские мандаты, полученные федеральным списком кандидатов, переходят в первую очередь к зарегистрированным кандидатам, включенным в общефедеральную часть федерального списка кандидатов. Оставшиеся депутатские мандаты, полученные федеральным списком кандидатов, переходят к зарегистрированным кандидатам, включенным в региональные группы кандидатов. Депутатские мандаты распределяются между зарегистрированными кандидатами в соответствии с порядком их размещения в федеральном списке кандидатов, установленном при регистрации этого списка Центральной избирательной комиссией Российской Федерации и рассматриваемым (в пределах общефедеральной части федерального списка кандидатов и в пределах каждой из региональных групп кандидатов) как порядок очередности получения депутатских мандатов.
Главным недостатком системы закрытых списков считают невозможность для рядового избирателя повлиять на распределение мандатов внутри списка кандидатов и как результат – слабую связь депутатов, избранных по спискам, с избирателями. Система закрытых списков способствует прохождению в представительный орган кандидатов, неизвестных избирателям, за счет авторитета кандидатов, стоящих в начале списка.
Более демократичным при применении пропорциональной избирательной системы является использование открытых списков. Для них характерно, что политическая партия своим решением устанавливает очередность в списке. Но при этом любой избиратель вправе не только голосовать за определенный список кандидатов, выдвинутый политической партией, но и выражать предпочтение в отношении одного либо нескольких кандидатов из списка, что в той или иной мере, в зависимости от выбранной системы распределения депутатских мандатов внутри списка кандидатов, определяет получение депутатского мандата конкретным кандидатом из списка.
В соответствии с Федеральным законом от 31 декабря 2005 г. №202-ФЗ «О внесении изменений в статью 18 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и в Федеральный закон «О политических партиях» политическая партия, список кандидатов которой по результатам выборов в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации был допущен к распределению депутатских мандатов и получил по итогам распределения наибольшее число депутатских мандатов, получила право представлять кандидатуру высшего должностного лица субъекта Российской Федерации Президенту Российской Федерации. Таким образом, граждане Российской Федерации лишились пассивного избирательного права. Лишение же ранее предоставленного права есть не что иное, как нарушение требований Конституции.
В 2006 г. исключают графу «Против всех» из избирательного бюллетеня; отменяют порог явки избирателей; вводят запрет на ведение в телеэфире агитации против своих конкурентов: о конкуренте можно говорить или хорошо, или ничего; происходит фильтрация конкурентных партий под предлогом борьбы с экстремизмом, граждане, имеющие судимость за экстремизм, не допускаются к выдвижению своей кандидатуры на выборах – все это привело к криминализации выборов и повышению роли существующих крупных партий в избирательном процессе. Избиратели же теперь не имеют возможности выражать протест против нарушения их прав, они оказались лишены возможности выбора в условиях искусственного отсева популярных кандидатов или партий.
В 2007 году барьер для партий, проходящих в Думу по партийным спискам, повышен с 5% до 7%, что в дальнейшем послужило отсутствием всякой электоральной борьбы партий на выборах. Также можно отметить положительный аспект данного нововведения – поднятие барьера прохождения позволяет отсечь попадание в Государственную Думу партий-однодневок.
Еще одной особенностью современного законодательства о политических партиях стало увеличение государственного финансирования партий, победивших на выборах. И если в 2005 г. законодатель конкретизировал сумму государственного финансирования партий до 5 рублей, умноженных на число избирателей, включенных в списки избирателей, то уже в июле 2008 г. сумма государственного финансирования политических партий увеличилась с 5 до 20 рублей за каждый голос, полученный партией на выборах в Государственную Думу.
Изменения затронули и деятельность депутатов – членов политических партий внутри Государственной Думы. В соответствии с действующим законодательством депутат Государственной Думы, входящий во фракцию, может быть членом только той политической партии, в составе федерального списка кандидатов которой он был избран депутатом Государственной Думы, а в случае выхода из фракции по собственному желанию он автоматически прекращает свое членство в политической партии. Фактически же предлагается ликвидировать конституционное право человека свободно мыслить.
Таким образом, по своему развитию законодательство о выборах в Государственную Думу находится в таком же состоянии, как и законодательство о выборах президента. В основном все поправки принимаются в преддверии выборов, чтобы корректировать уже сложившуюся предвыборную ситуацию (таб. 2). Также стоит отметить, что принимаемые поправки существенно ограничивают права граждан и не дают реализовать конституционные права в полной мере.
|