Международные механизмы защиты прав человека образуют специальные органы, осуществляющие международный контроль за деятельностью государств в сфере обеспечения и охраны прав человека. Такой контроль реализуется на двух уровнях: в рамках ООН (так называемый универсальный уровень) и на региональном, например в рамках Совета Европы, СНГ и др.
В рамках ООН действует Комиссия по правам человека, которая рассматривает любые гуманитарные вопросы. В составе Секретариата ООН создан Центр по правам человека, а в 1993 г. учреждена должность Верховного комиссара ООН по правам человека.
Кроме того, образованы специальные органы на основе отдельных конвенций, например, на основе Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации (1966) создан Комитет по ликвидации расовой дискриминации; в соответствии с Международным пактом о гражданских и политических правах - Комитет по правам человека; на основании Конвенции о правах ребенка (1989) - Комитет по правам ребенка и т.д.
Главным средством защиты прав человека служат национальные суды и другие органы государства, которые обязаны защищать не только конституционные права и свободы, но и права, предусмотренные международными договорами, иными документами, подписанными и ратифицированными государством-участником.
Вместе с тем следует отметить тенденцию существенного дополнения национальных правовых механизмов международными. Это свидетельствует о том, что проблема прав человека перестала быть исключительно внутренним делом каждого государства и переросла в фактор международной политики и объект заботы всего мирового сообщества.
Специфика права Европейского Союза (далее ЕС) заключается в том, что представляемая юрисдикционная защита осуществляется прежде всего и главным образом национальными судебными органами. Наднациональные институты им помогают, их поддерживают и страхуют, но их не подменяют. В том, что касается защиты прав человека, право ЕС не вторгается в области внутренней компетенции государств-членов.
Международные документы конструируют право на судебную защиту максимально широко. Так, в ст. 8 Всеобщей декларации прав человека провозглашается: «Каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случаях нарушения его прав, предоставленных ему Конституцией или законом».
В том, что касается защиты индивида в государствах-членах ЕС, как и в любых странах развитой демократии, от действий (или бездействия) властей, ведущую роль играют органы административной юстиции и конституционного надзора.
Основной целью административной юстиции является урегулирование конфликтов между гражданами и органами государственного управления. Исторически сложились две модели административной юстиции: континентальная (принята, например, во Франции, в ФРГ, Италии) и англосаксонская. В ряде стран они используются в смешанном виде. Для первой из них характерно выделение административных судов из общей судебной системы и универсальная подведомственность. Для второй — наделение судов общей юрисдикции широкой компетенцией по разрешению административных споров и узкая специализация отраслевых квазисудебных учреждений.
Так, во Франции судебная система разделена на самостоятельные ветви. Общую возглавляет Кассационный суд, административную — Государственный Совет. Рассмотрение возможной ответственности государства за ущерб, нанесенный отдельным лицам неправомерными действиями государственных служб и принятыми ими актами, четко отделено от гражданско-правовой процедуры. В случае совершения должностным лицом противоправного деяния, не связанного со службой, оно отвечает перед общим судом. Если такое деяние связано с несением службы, оно инкриминируется органу государственного управления. Разбирательство ведется в административных судах. При вынесении ими определения об отсутствии компетенции они сами передают дело по принадлежности.
30 административных трибуналов низшего звена во Франции состоят из председателя и трех-четырех членов. Они рассматривают основную массу жалоб по первой инстанции. Вынесенные ими решения обжалуются в пять административных апелляционных судов и по некоторым категориям дел — в Государственный Совет. Кассационные и апелляционные жалобы на решения нижестоящих административных судов рассматриваются от имени Совета созданной им секцией по рассмотрению споров. Помимо этого секция разбирает по первой инстанции жалобы на президентские и правительственные декреты, на акты, изданные министрами.
Срок обжалования акта, изданного административным органом, жесткий — два месяца со дня опубликования. Но требования к форме подачи иска достаточно мягкие. Доступ к судье облегчен. Издержки низкие. Обжалованию подлежат любые акты за исключением содержащих военную или дипломатическую тайну, сведения медицинского характера и т. п. Административный судья защищает индивида либо путем отмены обжалуемого акта, либо взыскания компенсации в пользу потерпевшего.
Отдельную категорию дел составляют исковые требования о толковании регламентирующих актов, установлении их незаконного характера или квалификации конкретного управленческого акта в качестве ничтожного.
Однако основной разновидностью исковых требований являются жалобы по поводу превышения властных полномочий, в том числе по поводу «самоуправства» — незаконных действий администрации, связанных с покушением на основные права и свободы или не основанных на применении закона или подзаконного акта. Как следствие признания действий администрации самоуправством суд может вынести решение о выплате компенсации. В случае неисполнения такого решения Госсовет вправе взыскивать с публичных юридических лиц прогрессирующие пени.
Большое внимание в странах ЕС уделяется четкой регламентации правовых последствий и реализации решений, принимаемых органами конституционного контроля. Это необходимо ввиду их особой значимости для защиты прав человека, постоянной корректировки законодательства и правоприменительной практики в соответствии с установленными обществом высшими ценностями. С теми или иными модификациями повсеместно предусматривается, что решения о неконституционное законов не подлежат пересмотру, обязательны для всех публичных властей, порождают общие правовые последствия, имеют обратную силу только в отношении смягчения или отмены санкций по уголовному или административному судопроизводству.
С тем чтобы обеспечить дополнительную действенность решений органов конституционного контроля, в странах ЕС устанавливается ответственность за их ненадлежащее исполнение или неисполнение. Такая ответственность распространяется и на компетентные государственные органы, и на должностных лиц. Наиболее разработанный механизм конституционного контроля, воздвигший мощный заслон на пути нарушения прав человека и основных свобод, создан в ФРГ. В этом кроется одна из причин того, почему именно немецкие политики выступили инициаторами принятия Хартии основных прав и активно поддержали ее включение в Конституцию ЕС.
Федеральный конституционный суд ФРГ осуществляет абстрактный конституционный контроль над любым вступившим в силу законом по запросу федеральных и земельных органов исполнительной власти, а также парламентского меньшинства. В рамках конкретного контроля он проводит проверку конституционности подлежащего применению закона по запросу других судебных инстанций. Огромное количество дел рассматривается им по жалобам о нарушении основных прав человека.
Жалоба может быть подана в отношении деятельности любых ветвей власти, любых государственных органов, если ими наносится прямой и явный ущерб заявителю. Она принимается после исчерпания других средств правовой защиты, за исключением случаев, когда необходимо срочное вмешательство. Федеральным конституционным судом рассматриваются только действительно важные и обоснованные жалобы. Фильтр, создаваемый жесткими формальными и содержательными требованиями, настолько плотный, что из всей массы первоначально поступающих обращений отсеивается до 98%.
Решения Федерального конституционного суда в принципе обязательны для конституционных органов федерации и земель, ведомств и всех других судебных инстанций. В случаях, специально указанных в законе, они обретают силу закона. Это решения о соответствии конституции по форме и содержанию федерального права или права земли, федерального закона или закона земли, даваемые другим судам разъяснения о прямом действии норм международного права как порождающих непосредственные права и обязанности для частных лиц, толкования норм, занимающих в иерархии правовых актов высшие позиции.
Наличие в странах ЕС действенных и авторитетных механизмов конституционного контроля придает всей внутригосударственной системе защиты и обеспечения прав человека стройный завершенный характер.
|