Правовое государство для выполнения своей основной функции - защиты и охраны прав граждан - должно иметь эффективно работающую систему органов, осуществляющих эту задачу (ст. 8 Всеобщей декларации прав человека).
В России, в подтверждение провозглашенного ст. 1 (ч. 1) Конституции РФ характера демократического правового государства, признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина также названы обязанностью государства (ст. 2 Конституции РФ). Выполнение этой обязанности составляет сущность деятельности ряда государственно-правовых институтов.
Президент является гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина (ч. 2 ст. 80 Конституции РФ). Он обеспечивает такое правовое состояние, при котором все органы государства выполняют свои конституционные обязанности, не выходя за пределы компетенции.
Для содействия главе государства в реализации конституционных полномочий при Президенте создан совещательный и консультативный орган - Комиссия по правам человека. В силу своего назначения Комиссия принимает решения, которые носят рекомендательный характер. Однако органы государственной власти либо должностные лица, получившие заключение Комиссии, обязаны в установленный Указом Президента срок рассмотреть заключение и уведомить Комиссию о принятом решении.
В России каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Все лица, находящиеся на территории Российской Федерации, вправе обращаться в российские национальные суды, а также в международные, в том числе в судебные органы по защите прав человека, когда исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты. Право на обращение в суд признается естественным и неотчуждаемым.
Обязанность рассматривать обращения граждан о восстановлении нарушенных прав возложена на все суды, входящие в единую судебную систему.
Каждый гражданин вправе обжаловать любые действия (бездействие) и решения, нарушающие его права и свободы, в тот или иной суд из числа составляющих судебную систему Российской Федерации, но с непременным соблюдением правил о подсудности.
Отдельно следует остановиться на деятельности Конституционного Суда, наделенного Федеральным конституционным законом "О Конституционном Суде Российской Федерации" весьма специфичной компетенцией.
Рассмотрение дел Конституционным Судом в подавляющем числе случаев направлено именно на охрану прав граждан. Конституционный Суд наделен полномочием по жалобам граждан проверять конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле. Но очевидно, что защита прав граждан так или иначе осуществляется и при рассмотрении дел иных категорий - по спорам о компетенции между федеральными и региональными органами власти, по делам о соответствии Конституции Российской Федерации нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, конституций (уставов) и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации и др.
Наряду с судебной защитой прав и свобод граждан предусмотрен так называемый административный порядок обжалования решений и действий (бездействия) органов исполнительной власти и должностных лиц. Суть его состоит в обращении граждан в вышестоящие органы или к должностным лицам, которым непосредственно подчинены органы или лица, чьи действия обжалуются. Между тем административный порядок не исключает судебную защиту, включая обращение в Конституционный Суд РФ, в случае несогласия заявителя с решением вышестоящей инстанции.
Известно, что российская прокуратура исторически сформировалась как орган, осуществляющий государственный надзор за исполнением законов, - деятельность, которая является неотъемлемым атрибутом правового государства.
В сфере внимания прокуратуры находится деятельность практически всех органов исполнительной власти.
При осуществлении своих функций прокурор, наряду с иными полномочиями, рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушениях прав граждан, принимает меры, направленные на предупреждение и пресечение таких нарушений, привлечение к ответственности виновных в нарушении закона, возмещение причиненного вреда.
Чрезвычайно важное место в системе несудебных органов, осуществляющих защиту прав граждан, занимает институт Уполномоченного по правам человека.
Уполномоченный осуществляет свою деятельность преимущественно при рассмотрении поступивших к нему жалоб. Выявив факты нарушения прав и законных интересов конкретных лиц, он принимает меры, направленные на восстановление их прав. Лицам, которые могут самостоятельно защитить себя в административном и (или) судебном порядке, но не приняли надлежащих мер, разъясняется установленный законом механизм защиты их прав и свобод.
В последние годы в России все более заметную роль в защите прав граждан играют неправительственные правозащитные организации (НПО). Одной из эффективных форм правозащитной работы в России является создание и функционирование общественных приемных, обеспечивающих бесплатной юридической помощью и психологической поддержкой всех нуждающихся.
По данным мониторинга, проведенного сотрудниками рабочего аппарата Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, в настоящее время их насчитывается примерно 1840. Необходимую информацию о них можно получить в справочнике "Неправительственные правозащитные организации Российской Федерации", подготовленном и изданном по инициативе Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.
Международные механизмы защиты прав и свобод действуют как на уровне мирового сообщества - прежде всего в рамках Организации Объединенных Наций, - так и на ином многостороннем уровне (Совет Европы, СНГ, зарождающийся Евразийский союз и т.д.).
Число таких организаций и их органов чрезвычайно многообразно. Только к системе ООН, например, относятся: Верховный комиссар по правам человека; Центр по правам человека; Комиссия по правам человека; Верховный комиссар по делам беженцев и его Управление (УВКБ); Специальный представитель Генерального секретаря по лицам, перемещенным внутри страны; Детский фонд (ЮНИСЕФ); Департамент по гуманитарным вопросам (ДГВ); Департамент по политическим вопросам (ДПВ); Программа развития (ПРООН).
Специализированные агентства: Международная организация труда (МОТ); Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ).
В Европе функционируют структуры Совета Европы, Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОВСЕ), включая Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ).
Остановимся лишь на некоторых из органов международного сообщества, предмет деятельности которых составляет защита прав и свобод человека и гражданина.
Организация Объединенных Наций создана в 1945 г. в целях поддержания международного мира и безопасности; развития дружественных отношений между государствами на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов; осуществления международного сотрудничества в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера и в поощрении уважения к правам человека.
Фактически все структурные и значительное число вспомогательных органов ООН в той или иной степени занимаются вопросами прав человека.
Но строго специализированными органами, чья деятельность посвящена правам человека, являются Верховный комиссар ООН по правам человека, Комиссия по правам человека, Верховный комиссар ООН по делам беженцев.
Большое значение для защиты прав человека на международном уровне приобретает действующая в мировом сообществе система конвенционных органов, включающая в себя: Комитет по правам человека; Комитет по расовой дискриминации; Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин; Комитет по экономическим, социальным и культурным правам; Комитет против пыток; Комитет по правам ребенка.
Основной функцией этих органов является рассмотрение докладов государств о состоянии гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав, а также индивидуальных жалоб. По результатам анализа они принимают решения, которые носят рекомендательный характер.
Наряду с системой ООН механизм рассмотрения индивидуальных жалоб функционирует и в ряде иных международных организаций. Наиболее эффективной является система защиты прав человека в рамках Совета Европы.
Европейский Суд по правам человека призван обеспечивать неукоснительное соблюдение и исполнение норм Конвенции о защите прав и основных свобод человека государствами-участниками. Он осуществляет эту задачу путем рассмотрения и разрешения конкретных дел, принятых к производству в связи с индивидуальными жалобами, поданными физическим лицом, группой лиц или неправительственной организацией, и признанных судом приемлемыми. Возможно также рассмотрение и разрешение дел по жалобам на нарушение положений Конвенции государством - членом Совета Европы со стороны другого государства - члена Совета.
Чрезвычайно актуальным представляется, что ратификация Европейской конвенции позволяет всем лицам, находящимся под юрисдикцией Российской Федерации, обращаться в Европейский Суд, если они считают права, предусмотренные Конвенцией, нарушенными.
За всю многолетнюю деятельность Европейского Суда не было зафиксировано ни одного случая неисполнения государствами - членами Совета Европы вынесенных Судом решений. Согласно Уставу Совета Европы отказ от исполнения такого решения может привести к приостановлению членства государства в Совете Европы, а по решению Комитета министров даже к исключению государства из состава Совета Европы. Напротив, государство иногда констатирует, что при существующем нормативно-правовом регулировании и сложившейся судебной практике рассмотренная Европейским Судом ситуация может повториться; и в этом случае оно, как правило, вносит необходимые новации.
|