Возбуждение уголовного дела – это самостоятельная стадия уголовного судопроизводства, которая включает комплекс процессуальных действий, осуществляемых уполномоченными должностными лицами на основании предписаний, предусмотренных нормами УПК РФ, включая нормы, связанные с принятием сообщений о преступлениях, проверкой содержащихся в них сведений и вынесением процессуального решения по существу поступившего сообщения.
Актом возбуждения уголовного дела начинается публичное преследование от имени государства в связи с совершенным преступным деянием. Характерной чертой публичного преследования является его связь с принципом публичности, который раскрывается в УПК РФ.
Суть этого принципа выражена в ч. 2 ст. 21 УПК РФ: в каждом случае обнаружения признаков преступления прокурор, следователь, орган дознания и дознаватель принимают предусмотренные указанным Кодексом меры по установлению события преступления, изобличению лица или лиц, виновных в совершении преступления.
Постановление о возбуждении уголовного дела – процессуальный документ, без которого в принципе существование уголовного дела невозможно. Именно с момента вынесения постановления о возбуждении уголовного дела начинается уголовное преследование.
Вместе с тем ч. 4 ст. 20 УПК РФ определено, что следователь, руководитель следственного органа, а также дознаватель с согласия прокурора вправе возбудить уголовное дело о любом преступлении частно-публичного обвинения и при отсутствии заявления потерпевшего, его законного представителя, если данное преступление совершено в отношении лица, которое в силу зависимого или беспомощного состояния или по иным причинам не может защищать свои права и законные интересы. Сюда же может быть отнесен и случай совершения преступления лицом, данные о котором не известны.
В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 16.11.2006 №454-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Дьячковой Ольги Геннадьевны на нарушение ее конституционных прав пунктами 6 и 14 части первой и частью четвертой статьи 6, пунктом 3 статьи 7, частью второй статьи 8 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», частью второй статьи 7, пунктом 4 части второй статьи 38, статьями 125, 140 и 146 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» отмечается, что с учетом фактических обстоятельств уголовное дело может быть возбуждено как по факту совершения преступления, так и в отношении конкретных лиц, если они к моменту принятия такого решения известны органам расследования. При этом если лицо, в отношении которого возбуждается уголовное дело, относится к категории лиц, в отношении которых установлен особый порядок возбуждения уголовного дела и привлечения в качестве обвиняемого, принимаемые по делу процессуальные решения могут признаваться законными и порождающими соответствующие юридические последствия лишь при условии соблюдения при их вынесении этого порядка.
Как справедливо отмечает Л.А. Воскобитова, основной целью стадии возбуждения уголовного дела является, во-первых, проверка законности повода, т.е. первичного источника поступившей информации о совершенном или готовящемся преступлении. Во-вторых, проверка и установление процессуальными средствами основания, т.е. получение достаточной информации о наличии или отсутствии признаков конкретного преступления для принятия законного и обоснованного решения по поступившему сообщению (ст. 140 УПК РФ).
Как и иные стадии уголовного судопроизводства стадия возбуждения уголовного дела характеризуется наличием рядом признаков:
1. Собственные задачи, вытекающие из общих задач уголовного судопроизводства.
Основными задачами стадии возбуждения уголовного дела являются:
а) прием и регистрация сообщения о преступлении;
б) установление законности происхождения повода к возбуждению уголовного дела;
в) проведение предусмотренными способами проверки поступившего сообщения о преступлении;
г) установление оснований к отказу в возбуждении уголовного дела;
д) принятие мер по закреплению и фиксации следов преступления до возбуждения уголовного дела;
е) принятие мер по предотвращению и пресечению совершения преступления;
ж) подтверждение либо опровержение наличия основания для возбуждения уголовного дела;
з) вынесение законного, обоснованного и мотивированного решения, завершающего стадию возбуждения уголовного дела;
и) последующая проверка законности возбуждения и отказа в возбуждении уголовного дела;
к) извещение всех заинтересованных лиц о результатах рассмотрения сообщения о преступлении.
На стадии возбуждения уголовного дела не решается вопрос о наличии всех признаков состава преступления, в связи с этим в задачи, решаемые на этой стадии, не входят установление всех элементов состава преступления, включая виновное лицо, форму вины, мотивы и цели преступления, наступившие последствия, и иных обстоятельств, подлежащих доказыванию при производстве по уголовному делу.
2. Временные границы стадии возбуждения уголовного дела.
Согласно ч. 1 ст. 144 УПК РФ решение по сообщению о преступлении принимается в срок не позднее трех суток со дня поступления указанного сообщения; в соответствии с ч. 3 ст. 144 УПК РФ указанный срок может быть продлен до 10 и 30 суток при наличии соответствующих оснований, предусмотренных уголовно-процессуальным законом. Наличие строго определенных уголовно-процессуальным законом временных рамок стадии возбуждения уголовного дела, порядка и оснований продления срока проверки сообщения о преступлении способствует обеспечению прав и законных интересов заинтересованных лиц.
3. Специальный круг субъектов.
На стадии возбуждения уголовного дела участниками уголовно-процессуальных отношений являются такие субъекты, как заявитель, уполномоченное должностное лицо (прокурор, руководитель следственного органа, следователь, орган дознания, дознаватель), привлекаемые к проверочным действиям лица (специалист, лицо, дающее объяснения, понятой). На данном этапе отсутствуют такие участники уголовного судопроизводства, как свидетель, подозреваемый, обвиняемый, потерпевший, гражданский истец и ответчик. Вместе с тем участвующие в ходе проведения проверки сообщения о преступлении заинтересованные лица (при условии возбуждения уголовного дела по итогам проверки) в дальнейшем могут приобрести соответствующий процессуальный статус. Кроме того, несмотря на отсутствие статуса участника уголовно-процессуальных отношений у ряда лиц, они наделяются определенными правами по отстаиванию собственных интересов в уголовном судопроизводстве самим фактом вовлечения в сферу уголовно-процессуальных отношений.
4. Ограниченный перечень возможных процессуальных и следственных действий по проверке сообщения о преступлении.
До возбуждения уголовного дела могут быть проведены лишь несколько следственных действий:
осмотр места происшествия (ч. 2 ст. 176 УПК РФ);
осмотр трупа (ч. 4 ст. 178 УПК РФ);
освидетельствование (ч. 1 ст. 179 УПК РФ).
К иным способам проверки относятся производство документальных проверок, ревизий, исследование предметов, трупов, истребование объяснений, производство органом дознания оперативно-розыскных мероприятий по письменному поручению должностного лица и некоторые другие.
Производство следственных действий до возбуждения уголовного дела допускается лишь при наличии оснований, установленных законом. Проведение осмотра места происшествия и освидетельствования до возбуждения уголовного дела допускается в случаях, не терпящих отлагательств, в то время как осмотр трупа может быть произведен при необходимости.
В соответствии с нормами Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, утратившими силу, ранее до возбуждения уголовного дела допускалось производить также назначение судебной экспертизы. Действующая редакция УПК РФ соответствующих положений не содержит. В связи с этим, в случае вынесения постановления о назначении судебной экспертизы до возбуждения уголовного дела, доказательства, полученные на его основании, а именно заключение эксперта, в дальнейшем должны быть признаны недопустимыми как полученные с нарушением норм УПК РФ.
В.З. Лукашевич обоснованно указывает на то, что меры уголовно-процессуального принуждения оправданны и необходимы, когда расследуется и разрешается уголовное дело о реально имевшем место событии преступления или обоснованно предполагаемом наличии факта преступления, именно поэтому закон не предусматривает производство всех следственных действий до возбуждения уголовного дела, так как иное решение разрешало бы применение процессуального принуждения к гражданам не в связи с наличием уголовно-правового отношения.
К сожалению, до настоящего времени УПК РФ не содержит полного перечня иных действий, которые допускается производить в целях проведения проверки сообщения о преступлении. Четкое закрепление круга таких проверочных действий сказалось бы положительно на качестве проведения так называемых «доследственных проверок» и способствовало бы их полноте, всесторонности и объективности.
5. Вынесение итогового решения, завершающего стадию возбуждения уголовного дела.
К таким решениям относятся:
постановление о возбуждении уголовного дела;
постановление об отказе в возбуждении уголовного дела;
решение уполномоченного должностного лица о передаче сообщения по подследственности либо подсудности. Вместе с тем решение не является окончательным, разрешающим сообщение о преступлении по существу, поэтому не может быть признано завершающим стадию возбуждения уголовного дела.
Постановление о возбуждении уголовного дела или об отказе в возбуждении уголовного дела должно быть законным, обоснованным и мотивированным. Данные требования означают, в том числе, необходимость надлежащего и полного разрешения задач стадии. После вынесения решения, завершающего стадию возбуждения уголовного дела, либо наступает следующая стадия – предварительное расследование (судебное разбирательство – в случае возбуждения уголовного дела частного обвинения мировым судьей), либо дальнейшего движения не происходит и уголовное преследование не осуществляется. В обоих случаях принимаемые решения должны быть вынесены без необоснованного затягивания срока, так как несвоевременное возбуждение уголовного дела, как и запоздалый отказ в возбуждении уголовного дела нарушают права заинтересованных лиц. Такими действиями ограничивается право лиц, потерпевших от преступления, на доступ к правосудию, в отношении лиц, «заподозренных» в совершении преступления, создается постоянная угроза их уголовного преследования.
|