Вторник, 26.11.2024, 21:19
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из студенческих работ

Поводы для возбуждения уголовного дела

Законность и обоснованность возбуждения уголовного дела во многом зависит от законности повода для возбуждения уголовного дела.

Действующий уголовно-процессуальный закон не раскрывает содержания понятия «повод», а только перечисляет возможные поводы для возбуждения уголовного дела, а также частично регламентирует их процессуальное оформление. Поэтому разрешение вопросов, связанных с поводами для возбуждения уголовного дела и началом уголовно-процессуальной деятельности, имеет большое практическое значение, в том числе в силу того, что в постановлении о возбуждении уголовного дела необходимо указывать, какие конкретно поводы имели место при разрешении вопроса о возможности возбуждения уголовного дела. При этом повод для возбуждения уголовного дела может являться в качестве «иного документа» одним из доказательств по уголовному делу при условии соответствия требованиям относимости и допустимости.

В науке уголовного процесса существуют различные определения понятия «повод для возбуждения уголовного дела». Наиболее полным является определение поводов для возбуждения уголовного дела как предусмотренных уголовно-процессуальным законом юридических актов и поступков, с которыми закон связывает обязанность компетентного органа или должностного лица решить вопрос о возбуждении уголовного дела либо об отказе в таковом.

Согласно ст. 140 УПК РФ поводами для возбуждения уголовного дела являются:

заявление о преступлении;

явка с повинной;

сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников;

постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании.

Необходимо обратить внимание на то, что в соответствии со ст. 143 УПК РФ по результатам принятия сообщения о совершенном или готовящемся преступлении из иных источников, чем указанные в ст. ст. 141, 142 УПК РФ, составляется рапорт об обнаружении признаков преступления. Таким образом, составление рапорта необходимо в случае, если поводом к возбуждению уголовного дела является постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании, а также если сообщение о совершенном или готовящемся преступлении получено из иных источников.

В Приказе Следственного Комитета России от 11.10.2012 №72 «Об организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации» (вместе с «Инструкцией об организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации») (Зарегистрировано в Минюсте России 25.02.2013 №27314) содержится достаточно подробный перечень процессуальных документов, которые составляются при оформлении повода к возбуждению уголовного дела и из которых может быть получено сообщение о преступлении:

заявление потерпевшего или его законного представителя по уголовному делу частного обвинения;

письменное заявление о преступлении, подписанное заявителем;

протокол принятия устного заявления о преступлении;

протокол следственного действия, в который внесено устное сообщение о другом преступлении, либо заверенная копия или выписка из него;

протокол судебного заседания, в который внесено устное сообщение о другом преступлении, либо заверенная копия или выписка из него;

заявление о явке с повинной (добровольное письменное сообщение лица о совершенном им преступлении);

протокол явки с повинной (добровольное устное сообщение лица о совершенном им преступлении, внесенное в протокол);

рапорт об обнаружении признаков преступления.

Первым из поводов для возбуждения уголовного дела, перечисленных в Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации, является заявление о преступлении.

Заявление о преступлении может быть сделано устно или письменно. Из требований к оформлению устного заявления о преступлении (ч. 3 ст. 141 УПК РФ) следует, что устное заявление о преступлении может быть сделано только при непосредственном контакте заявителя с уполномоченным на прием заявлений о преступлении должностным лицом. В тех случаях, когда устное заявление о преступлении поступает по телефону, иным каналам связи либо лицо не может присутствовать при составлении протокола лично, заявление оформляется в порядке, предусмотренном ст. 143 УПК РФ.

Принятие устного сообщения о совершенном либо готовящемся преступлении подчиняется определенным требованиям:

1) при принятии устного заявления о преступлении составляется соответствующий протокол, подписываемый заявителем и лицом, принявшим заявление;

2) лицо, принимающее заявление, должно удостовериться в личности заявителя и внести данные о нем и документах, удостоверяющих его личность, в протокол;

3) заявитель в обязательном порядке предупреждается об уголовной ответственности за заведомо ложный донос в соответствии со ст. 306 УК РФ, о чем в протоколе делается отметка, удостоверяемая подписью заявителя;

4) если устное сообщение о преступлении сделано при производстве следственного действия или в ходе судебного разбирательства, то оно заносится, соответственно, в протокол следственного действия или протокол судебного заседания.

Письменное заявление о преступлении должно содержать обязательное указание на лицо, от которого исходит, в противном случае оно признается анонимным и не может являться поводом для возбуждения уголовного дела. Такое заявление передается для его проверки средствами оперативно-розыскных мероприятий; при подтверждении изложенных в заявлении фактов соответствующими должностными лицами составляется рапорт об обнаружении признаков преступления. Анонимными признаются заявления, в которых нет сведений о заявителе, либо данные сведения искажены, либо отсутствует подпись заявителя. В соответствии с ч. 7 ст. 141 УПК РФ анонимное заявление о преступлении не может служить поводом для возбуждения уголовного дела, однако каких-либо указаний о том, как поступать с такими заявлениями УПК РФ не содержит. Данный пробел восполняется в ведомственных нормативных актах. Так, согласно п. 30 Приказ Следственного Комитета России от 11.10.2012 №72 «Об организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации» (вместе с «Инструкцией об организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации») (Зарегистрировано в Минюсте России 25.02.2013 №27314) анонимные сообщения о преступлениях, которые в соответствии с ч. 7 ст. 141 УПК РФ не могут служить поводом для возбуждения уголовного дела, направляются по решению руководителя следственного органа Следственного комитета либо его заместителя в органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, для проверки и оперативного использования; если указанная в таких сообщениях информация требует незамедлительной проверки, то она должна быть немедленно передана по телефону либо с использованием факсимильной, телетайпной или электронной связи в орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность.

Письменное заявление о преступлении может быть направлено заявителем почтовой, телеграфной, факсимильной связью, а также с использованием иных электронных средств связи. Идентификация личности заявителя в случае направления заявления посредством электронных средств связи осуществляется в соответствии с положениями Федерального закона «Об электронной подписи» от 6 апреля 2011 г. №63-ФЗ.

Заявления о преступлении, как письменные, так и устные, могут исходить от физических и юридических лиц. Если устное заявление о совершенном или готовящемся преступлении поступает от юридического лица, необходимо чтобы представитель юридического лица, сделавший заявление, был наделен полномочиями в соответствии с требованиями гражданского законодательства. При принятии устного заявления от представителя юридического лица составляется протокол, таким образом непосредственным заявителем будет являться уже конкретное физическое лицо.

Письменное заявление о преступлении, поступившее от юридического лица, должно отвечать определенным требованиям: сообщения от имени организаций, предприятий, объединений должны составляться по правилам оформления служебных документов – на бланке соответствующей организации с указанием ее наименования, юридического и фактического адреса, номеров телефона, факса, иных средств связи, должностного положения лица, подписавшего заявление и т.п. При соблюдении всех перечисленных требований можно говорить о наличии такого повода к возбуждению уголовного дела, как заявление о преступление (письменное), поступившее от юридического лица. Если возникают сомнения в том, что заявление исходит от юридического лица, либо отсутствуют реквизиты, позволяющие установить заявителя – юридическое лицо, следует говорить о наличии сообщения, полученного из иного источника. В таком случае необходимо составить рапорт об обнаружении признаков преступления в порядке, предусмотренном ст. 143 УПК РФ.

В общем случае заявление о преступлении может исходить как непосредственно от пострадавшего в результате его совершения лица, его законного представителя, так и от иных лиц, которым в силу определенных причин стало известно о готовящемся либо совершенном преступлении. При этом лицо, сообщающее о совершенном либо готовящемся преступлении, должно указать источник своей осведомленности.

В соответствии с примечанием к ст. 201 УК РФ если деяние, предусмотренное главой 23 «Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях» УК РФ, а также ст. 23 УПК РФ, причинило вред интересам исключительно коммерческой организации, не являющейся государственным или муниципальным предприятием, уголовное преследование осуществляется по заявлению этой организации или с ее согласия. В связи с этим законным поводом для возбуждения уголовного дела в случаях, когда ущерб в результате преступления причинен исключительно интересам коммерческой организации, может признаваться лишь заявление данной организации, ее уполномоченного представителя. Если признаки преступления выявляются в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий, то уголовное дело может быть возбуждено только при получении такого согласия организации.

Вместе с тем необходимость получения согласия организации на возбуждение уголовного дела распространяется лишь на случаи возбуждения уголовных дел о преступлениях, предусмотренных ст. ст. 201–204 УК РФ, которыми не причинен вред интересам граждан, общества и государства.

Заявления о преступлении являются единственным (в общем случае) поводом для возбуждения уголовного дела частно-публичного и частного обвинения. В соответствии с чч. 2, 3 ст. 20 УПК РФ уголовные дела о преступлениях, предусмотренных ч. 1 ст. 115, ч. 1 ст. 116, ч. 1 ст. 129 и ст. 130 УК РФ, считаются уголовными делами частного обвинения, возбуждаются не иначе как по заявлению потерпевшего, его законного представителя, за исключением случаев, предусмотренных ч. 4 ст. 20 УПК РФ; уголовные дела о преступлениях, предусмотренных ч. 1 ст. 131, ч. 1 ст. 132, ч. 1 ст. 136, ч. 1 ст. 137, ч. 1 ст. 138, ч. 1 ст. 139, ст. 145, ч. 1 ст. 146 и ч. 1 ст. 147 УК РФ, считаются уголовными делами частно-публичного обвинения, возбуждаются не иначе как по заявлению потерпевшего или его законного представителя.

Возбуждение уголовного дела частного и частно-публичного обвинения при отсутствии заявления потерпевшего или его законного представителя допускается в случае, если преступление совершено в отношении лица, которое в силу зависимого или беспомощного состояния либо по иным причинам не может защищать свои права и законные интересы, к иным причинам относится также случай совершения преступления лицом, данные о котором неизвестны. В таком случае уполномоченным должностным лицом составляется рапорт об обнаружении признаков преступления и признается, что поводом для возбуждения уголовного дела является сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников. Кроме того, поводом к возбуждению уголовных дел частного и частно-публичного обвинения, при наличии обстоятельств, указанных в ч. 4 ст. 20 УПК РФ, может служить также постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании.

Должностное лицо, принимающее заявление о преступлении, не вправе отказать в принятии по мотивам неподведомственности сообщения о преступлении. В таких случаях заявление о преступлении должно быть принято и, согласно п. 3 ч. 1 ст. 145 УПК РФ, направлено по подследственности либо подсудности для рассмотрения по существу.

Пунктом 2.4 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе прокуратуры Российской Федерации, абз. 4 п. 33 Инструкции о едином порядке приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях в системе Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации установлено, что обращения, в которых заявители выражают несогласие с принятыми решениями и в связи с этим ставят вопрос о привлечении судей, прокуроров, следователей, дознавателей или других лиц к ответственности, высказывая предположение о возможном совершении ими должностного преступления, при отсутствии в них конкретных данных о признаках преступления не требуют проверки в порядке, предусмотренном ст. ст. 144 и 145 УПК РФ. Об этом заявители уведомляются начальником структурного подразделения (прокурором) с разъяснением права и порядка обжалования; в части рассмотрения доводов о несогласии с принятыми решениями такие обращения передаются на разрешение в соответствующее подразделение (прокуратуру). При поступлении таких заявлений они не должны расцениваться как сообщения о преступлении. Указанные положения были признаны Верховным Судом Российской Федерации соответствующими действующим нормам законодательства.

В Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации содержится определение такого повода для возбуждения уголовного дела, как явка с повинной – добровольное сообщение лица о совершенном им преступлении. Согласно ч. 2 ст. 142 УПК РФ заявление о явке с повинной может быть сделано как в письменном, так и в устном виде. О принятии устного заявления о явке с повинной составляется протокол в порядке, предусмотренном ч. 3 ст. 141 УПК РФ. Следует отметить неполноту определения явки с повинной, данного в ст. 142 УПК РФ, так как очевидно, что явиться с повинной может и лицо, принимающее участие в преступлении, совершение которого еще не окончено, или в подготовке преступления. В обоих этих случаях сообщение о преступление оформляется в виде протокола либо письменного заявления о явке с повинной.

В заявлении о явке с повинной должно сообщаться о совершенном либо готовящемся преступлении, при этом сообщение должно исходить от лица, принимающего участие в его совершении либо подготовке. При составлении протокола о принятии заявления о явке с повинной заявителю должны разъясняться положения ст. 51 Конституции Российской Федерации, заявитель не предупреждается об уголовной ответственности за заведомо ложный донос по ст. 306 УК РФ.

Как отдельный повод для возбуждения уголовного дела явка с повинной выделена на том основании, что о преступлении заявляет лицо, совершившее преступление (либо участвующее в подготовке или совершении преступления, если оно не окончено). Основным признаком явки с повинной является добровольность ее заявления, которая означает, что лицо имело реальную возможность не являться с повинной, но тем не менее предпочло сообщить о совершенном или готовящемся преступлении в правоохранительные органы.

Верховный Суд Российской Федерации разъясняет, что сообщение лица, задержанного по подозрению в совершении конкретного преступления, об иных совершенных им преступлениях, неизвестных органам уголовного преследования, следует признавать как явку с повинной и учитывать при назначении наказания при осуждении за эти преступления; в случае если органы следствия располагали сведениями о преступлении и задержанному лицу было известно об этом, то подтверждение им факта участия в совершении преступления не может расцениваться как явка с повинной, а признается в качестве иного смягчающего наказание обстоятельства.

Следует различать явку с повинной как обстоятельство, смягчающее наказание (п. «и» ч. 1 ст. 61 УК РФ), и явку с повинной как повод для возбуждения уголовного дела (п. 2 ч. 1 ст. 140 УПК РФ). Поводом для возбуждения уголовного дела может признаваться лишь явка с повинной (устная или письменная), сделанная до принятия решения о возбуждении уголовного дела. В случае если уголовное дело было возбуждено по факту совершения преступления и лицо, его совершившее, не известное органам уголовного преследования, является с повинной, такое заявление не может служить поводом для возбуждения уголовного дела и подлежит учету судом при назначении наказания.

В ряде случаев, прямо предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации, явка с повинной является обстоятельством, исключающим уголовную ответственность лица. Например, согласно примечанию к ст. 228 УК РФ лицо, добровольно сдавшее наркотические средства, психотропные вещества или их аналоги и активно способствовавшее раскрытию или пресечению преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, изобличению лиц, их совершивших, обнаружению имущества, добытого преступным путем, освобождается от уголовной ответственности за данное преступление.

В настоящее время законодательно регламентирован такой повод для возбуждения уголовного дела, как сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников. Однако закон не содержит какого-либо перечня «иных источников», называя только один – средства массовой информации (ч. 2 ст. 144 УПК РФ). К иным источникам также следует относить: письма и жалобы граждан; информацию, переданную по телефону, телеграфу и иным средствам связи; обращения государственных и иных организаций; результаты оперативно-розыскной деятельности.

При обнаружении в ходе проверки сообщения о совершенном или готовящемся преступлении, полученного из иных источников, признаков преступления, составляется соответствующий рапорт.

Результаты оперативно-розыскной деятельности (ОРД) могут выступать законным поводом и основанием для возбуждения уголовного дела при соблюдении следующих условий:

1) законность источника получения результатов ОРД;

2) соблюдение требований закона к оформлению результатов ОРД;

3) наличие сведений, указывающих на совершенное или готовящееся преступление;

4) результаты ОРД поступили к государственным органам и должностным лицам, осуществляющим уголовное преследование и уполномоченным решить вопрос о возбуждении уголовного дела.

В том случае, когда к уполномоченному принимать решение о возбуждении уголовного дела должностному лицу поступают результаты оперативно-розыскной деятельности с постановлением руководителя органа, осуществившего оперативно-розыскное мероприятие (ОРМ), и рапортом соответствующего должностного лица об обнаружении признаков преступления, появляется законный повод для возбуждения уголовного дела. При этом нет необходимости составления рапорта об обнаружении признаков преступления должностным лицом, которому поступили результаты оперативно-розыскных мероприятий, поскольку в материалах содержится соответствующий рапорт, составленный уполномоченным лицом. Более подробно результаты оперативно-розыскной деятельности и возможности их использования на стадии возбуждения уголовного дела будут рассмотрены ниже.

Под средствами массовой информации в соответствии со ст. 2 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» от 27 декабря 1991 г. №2124–1 понимается периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации.

В случаях непосредственного обнаружения признаков преступления органом либо должностным лицом, правомочным разрешить вопрос о возбуждении уголовного дела, также составляется рапорт об обнаружении признаков преступления в порядке, предусмотренном ст. 143 УПК РФ.

Федеральным законом от 28 декабря 2010 г. перечень поводов к возбуждению уголовного дела дополнен таким поводом, как постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании. Ранее (до внесения изменений в ч. 1 ст. 140 УПК РФ) соответствующее постановление также рассматривалось в качестве повода к возбуждению уголовного дела, однако его относили к третьей группе, т.е. к сообщениям о совершенных либо готовящихся преступлениях, полученных из иных источников. Данный повод обоснованно указывается отдельно, поскольку прокурор в настоящее время лишен права самостоятельно возбуждать уголовные дела, вместе с тем право инициировать уголовное преследование путем вынесения постановления у него имеется. По сравнению с иными, указанными в ч. 1 ст. 140 УПК РФ поводами постановление прокурора носит властный характер, к нему в полной мере относятся требования о законности, обоснованности и мотивированности решений, принимаемых в рамках уголовного судопроизводства уполномоченными должностными лицами.

Постановление прокурора о направлении материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании может быть вынесено в различных случаях, к которым следует отнести необходимость разрешения вопросов о наличии признаков преступления и об уголовном преследовании по результатам проверок, проводимых прокурором в рамках полномочий, предоставленных ему ст. ст. 22, 27, 33 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации». Одним из актов прокурорского реагирования, при наличии к тому законных оснований, может стать постановление о направлении материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании. Другим случаем является вынесение постановления при реализации прокурором полномочий, предоставленных ему уголовно-процессуальным законом – надзора за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия, а также осуществления от имени государства уголовного преследования. Так, в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ в ходе досудебного производства по уголовному делу прокурор уполномочен выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства.

Исходя из положений ст. 143 УПК РФ при наличии такого повода к возбуждению уголовного дела, как постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании, уполномоченным должностным лицом должен быть составлен рапорт об обнаружении признаков преступления.

Категория: Материалы из студенческих работ | Добавил: medline-rus (27.04.2017)
Просмотров: 180 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%