Впервые статус профсоюзов в советском законодательстве был определен в годы НЭПа. Кодекс законов о труде РСФСР 1918 г. [1] (далее - КЗоТ 1918 г.) не содержал норм о профессиональных союзах. Отдельные положения о них устанавливались в некоторых подзаконных актах[2]. КЗоТ 1922 г. включал специальную главу, посвященную профсоюзам. Вместе с тем, полномочия профессиональных союзов по отдельным вопросам труда содержались практически во всех его главах, что свидетельствовало о значительной роли профсоюзов в регулировании трудовых отношений.
В 30-е гг. XX в. шел активный процесс огосударствления профсоюзов. В 1933 г. на Всесоюзный центральный совет профессиональных союзов (далее - ВЦСПС) были возложены функции Народного комиссариата труда[3]. Кроме того, к ВЦСПС перешла функция издания актов, разъясняющих порядок применения законодательства о труде. Декларировалось, что профсоюзы в СССР выполняли две функции - производственную и защитную, но фактически производственная функция возобладала. Профсоюзы становились частью государственного аппарата[4], о чем свидетельствует переход к ним ряда государственных полномочий: охрана труда, государственное социальное страхование и др. Не смотря на ратификацию[5] Советским союзом Конвенции № 98 и Конвенции № 87, запрещающих вмешательство государства в дела профсоюзов и использование их как инструмента политики, нормы конвенций не соблюдались.
Фактически, членство в профсоюзах было обязательное[6]. Коллективные договоры во многом были направлены на установление обязательств по выполнению Госплана производства. Интересы трудящихся вследствие этого уходили на второй план, а профессиональные союзы в своей деятельности зачастую руководствовались лишь первой частью лозунга "Профсоюзы лицом к производству, ближе к массам"[7]. Вследствие этого, социальное партнерство как форма сотрудничества между представителями работников и работодателей в Советском государстве отсутствовало. В 50 - 60 гг. XX в. деятельность профсоюзов регулировалась, в основном, многочисленными подзаконными актами[8]. Отдельные главы о профсоюзах содержали Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде 1970 г. [9] (далее - Основы 1970 г.) и КЗоТ 1971 г., дополнявшиеся и изменявшиеся на уровне подзаконных актов[10] в 70-х и 80-х гг. XX в.
В советское время трудовое законодательство, в отличие от современного, не содержало определения "гарантий", однако, сами гарантии предусматривались. Тем не менее, А.Я. Петров отмечает, что в разделе "Вознаграждение за труд" КЗоТ 1918 г. "не совсем обоснованно" были закреплены некоторые гарантии[11]. Примером гарантии по КЗоТ 1918 г. может служить сохранение заработка на время отпуска (ст.77). Впервые отдельную главу о гарантиях советский законодатель предусмотрел в КЗоТ 1922 г. В ней устанавливались гарантии в связи с командировками (ст.81), избраниями на выборные должности (ст.77.1), общественной деятельностью (ст.79), переводами (ст.82), увольнениями (ст.88 - 90), службе в Красной Армии (ст.80) и др. КЗоТ 1971 г. так же включал в себя главу, посвященную гарантиям. Они устанавливались для работников, направленных на повышение квалификации (ст.112), в медицинские учреждения (ст.113), на работу в другую местность (ст.116) и т.д.
По нашему мнению, советское законодательство с 20-х до конца 80-гг. XX в. предусматривало гарантии профсоюзным работникам и членам профсоюза, а также самому профсоюзу. К первой группе относились гарантии при увольнении, переводе и наложении дисциплинарного взыскания. Во вторую группу входили гарантии материального обеспечения работы профкома, предоставления имущества и денежных средств профкому для организации культурно-массовых мероприятий.
Рассмотрим гарантии профсоюзным работникам и членам профсоюза. Как мы упоминали ранее, запрет дискриминации в отношении профсоюзных работников дает возможность эффективного выполнения ими своих представительских функций. Основы 1970 г. и КЗоТ 1971 г. не содержали отдельных статей о запрещении дискриминации. Единственное упоминание об обеспечении равноправия в области труда встречается в Преамбуле к КЗоТ 1971 г. Однако в ней перечислены только три основания дискриминации: пол, раса, национальность. Отдельного указания на запрет дискриминации по признаку членства в профсоюзе не предусматривалось. По нашему мнению, это связано не столько с несовершенством законодательства, сколько с реалиями того времени. Профсоюз был самой массовой общественной организацией при государстве, признавался "школой коммунизма"[12], вступление в него активно поощрялось. Поэтому вопрос о дискриминации работников и членов профсоюза в СССР не поднимался. Тем не менее, Советский Союз ратифицировал[13] Конвенцию № 111 и ряд других международных актов, предполагавших запрещение любой дискриминации, поэтому, по нашему мнению, правило о недопустимости дискриминации профсоюзных работников в советском трудовом праве существовало. Кроме того, характер гарантий, предоставляемых профсоюзным работникам и членам профсоюза в СССР, говорит об их антидискриминационной направленности: особый порядок увольнения, привлечения к дисциплинарной ответственности и т.д. С точки зрения нератифицированной Советским Союзом Конвенции №135 и Рекомендации №143, цель данных гарантий профсоюзным работникам - беспрепятственное осуществление профсоюзной деятельности.
Первый вид гарантий был связан с увольнением. По общему правилу, расторжение трудового договора всех работников по любым основаниям по инициативе администрации не допускалось без предварительного согласия профсоюзного комитета (ст.35 КЗоТ 1971 г.). При увольнении неосвобожденных от основной работы председателя или члена профсоюзного комитета по инициативе работодателя требовалось согласие вышестоящего профсоюзного органа (ст.160 КЗоТ 1922 г., ч.2 ст.235 КЗоТ 1971 г.). А.Ф. Нуртдинова отмечает, что "специфика общественного и правового положения профсоюзов объясняет необходимость процедуры предварительного согласия. Профком выступал в качестве органа надзора за соблюдением законодательства о труде. Этим объясняется отсутствие механизма обжалования решений профсоюзных органов работодателем в том случае, когда они не давали согласия на увольнение"[14].
Несмотря на, казалось бы, однозначность толкования нормы о необходимости согласия профсоюза на увольнение члена профкома, на практике возникли проблемы с ее применением. В Положении о правах фабричного, заводского, местного комитета профсоюза от 15 июля 1958 г. [15] нормы о получении согласия профсоюза при увольнении членов профкома не было. Поэтому Пленум Верховного Суда РСФСР в Постановлении от 29 декабря 1962 г. №14 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике по применению трудового законодательства"[16], проигнорировав требования ст.160 КЗоТ 1922 г., пришел к выводу, что увольнение по инициативе администрации членов профкомов, не освобожденных от основной работы, должно было производиться в общем порядке, т.е. без получения согласия вышестоящего профсоюзного органа. З.К. Симорот отмечает, "хотя указанное разъяснение противоречило законодательству, оно проводилось в жизнь"[17]. По-иному сложилась практика в Украинской Советской Социалистической Республике (далее - УССР). Пленум Верховного Суда УССР в Постановлении от 22 февраля 1964 г. обратил внимание судов на то, что увольнение членов профкома может быть произведено только с согласия вышестоящего органа профсоюза[18], что соответствовало республиканскому законодательству.
По нашему мнению, такая ситуация имела место из-за наличия большого массива подзаконных актов, уточняющих, изменяющих или дублирующих законодательство по какому-либо вопросу, что было характерно для советской эпохи. При этом часто не отменялись устаревшие нормы. Это негативно сказывалось на правоприменительной практике, так как значительное время требовалось только для того, чтобы разобраться, какой акт и в какой его части применяется к правоотношениям.
После вступления в силу Основ 1970 г. практика Верховного Суда РСФСР изменилась. В Постановлении Пленума Верховного Суда РСФСР от 19 октября 1971 г. № 6 "О применении в судебной практике Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о труде"[19] давалось толкование ст.18 Основ 1970 г. В частности, пояснялось, что расторжение трудового договора с членами профкома по инициативе администрации не допускалось без предварительного согласия профессионального союза. В случае расторжения трудового договора с нарушением этого требования уволенный работник восстанавливался на прежней работе. Данные положения дублировались в Постановлении Пленума Верховного Суда СССР от 26 апреля 1984 г. №3 "О применении судами законодательства, регулирующего заключение, изменение, прекращение трудового договора"[20]. То есть судебная практика перестала вступать в противоречие с действовавшим законодательством.
Однако для увольнения по инициативе администрации некоторых категорий работников согласие профсоюза не запрашивалось. Согласно Постановлению Президиума Верховного Совета СССР от 30 сентября 1965 г. [21]к ним относились руководители предприятий, их заместители и помощники, главные инженеры, главные бухгалтеры (старшие бухгалтеры), главные конструкторы, главные механики, главные энергетики, другие главные специалисты, начальники цехов, их заместители и иные лица, указанные в Перечне № 1 (Приложение № 1 к Положению "О порядке рассмотрения трудовых споров" от 20 мая 1974 г. [22]). Это обосновывалось тем, что данные работники выполняли, в том числе административные функции в организации, поэтому трудовые споры об их увольнении разрешались вышестоящими органами.
Кроме того, не требовалось согласие профкома на увольнение при прекращении трудового договора с работником в связи с его направлением по постановлению суда в лечебно-трудовой профилакторий, а также в случае нарушения администрацией установленных правил приема на работу (п.4 ст.106 Основ 1970 г.). Считаем данные изъятия из общего правила обоснованными. Во-первых, профсоюз не имел полномочий пересматривать постановление суда о направлении работника в профилакторий. Во-вторых, прием на работу - отношения, сопутствующие трудовым, следовательно, на момент нарушения лицо еще не было работником, поэтому общее правило о согласии профсоюза на увольнение работника к такому лицу не применялось.
Второй вид гарантий профсоюзной деятельности был связан с переводом. Перевод члена профкома на другую работу администрацией допускался с согласия профсоюзного комитета, а перевод председателя профкома - с согласия вышестоящего профсоюзного органа (ч.1 ст.99 Основ 1970 г., ч.1 ст.235 КЗоТ 1971 г.). В данном случае законодатель имел в виду обязательные временные переводы (например, в связи с производственной необходимостью и простоем), так как они производились без согласия работника (ст.26 КЗоТ 1971 г.). Такая дополнительная гарантии предусматривалась, в том числе для работников, на которых распространялось действие уставов о дисциплине и поименованных в Приложении №1 к Положению "О порядке рассмотрения трудовых споров" от 20 мая 1974 г.
Третий вид гарантий профсоюзной деятельности предполагал согласование с профсоюзным комитетом вопросов о допустимости наложения на члена профкома дисциплинарного взыскания и о выборе конкретной меры дисциплинарного воздействия. На руководителей профкомов дисциплинарное взыскание накладывалось в случае получения согласия вышестоящего профсоюзного органа (ч.1 ст.99 Основ 1970 г., ч.1 ст.235 КЗоТ 1971 г.). Данная гарантия применялась также к категориям работников, перечисленным в Приложении №1 к Положению "О порядке рассмотрения трудовых споров" от 20 мая 1974 г. Данные гарантии обосновывались статусом профсоюза, который, среди прочего, входил в систему рассмотрения трудовых споров, то есть был наделен полномочиями по проверке правильности применения законодательства, в том числе о дисциплинарных проступках.
В советском трудовом праве второй половины XX в. значительное внимание уделялось гарантиям деятельности самого профсоюза. Впервые законодательное закрепление такие гарантии получили в 70-е гг. В соответствии со ст.98 Основ 1970 г. взаимоотношения профсоюзного комитета с администрацией организации устанавливались законом СССР о правах профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации, однако, такого закона принято так и не было. Вместо него действовало Положение от 27 сентября 1971 г. "О правах профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации"[23] (далее - Положение о правах профкома). В п.2 этого положения указывалось на несколько "аморфную" обязанность работодателя обеспечивать условия для работы профсоюза. В развитие этой нормы были приняты положения о конкретных гарантиях профсоюзной деятельности.
Во-первых, в советском законодательстве устанавливались гарантии материального обеспечения работы профкома. Работодатель обязан был предоставить профсоюзному комитету бесплатно необходимые помещения со всем оборудованием, отоплением, освещением, уборкой и охраной для работы самого комитета и проведения собраний, а также транспортные средства и средства связи (ст.233 КЗоТ 1971 г., п.28 Положения о правах профкома).
В СССР на профсоюзы возлагалось большое число обязанностей, которые в настоящее время выполняются работодателем или государством, поэтому законодатель предоставил значительные гарантии материального обеспечения работы профсоюзов для реализации их полномочий в области кадровой политики, сфере социального страхования, жилищно-бытового и культурного обслуживания работников и т.д.
Во-вторых, в советское время были предусмотрены гарантии, связанные с предоставлением имущества профкому для организации культурно-массовых мероприятий. Здания, помещения, сооружения, сады и парки, предназначенные для ведения культурно-просветительной, оздоровительной, физкультурной и спортивной работы, пионерские лагеря, состоявшие на балансе организации или арендованные, передавались в бесплатное пользование профсоюзному комитету. Содержание, ремонт, отопление, освещение, уборка, охрана, а также оборудование таких объектов производились за счет работодателя (ст.234 КЗоТ 1971 г.). Перечень оборудования и хозяйственного инвентаря, передаваемого профкому, определялся руководителем организации совместно с профсоюзным комитетом в пределах средств, предусматриваемых по смете на эти цели. Инвентарь приобретался предприятием на средства фондов предприятия, ширпотреба, социально-культурных мероприятий и жилищного строительства, а также сумм премий по социалистическому соревнованию (п.28 Положения о правах профкома).
С нашей точки зрения, такие широкие гарантии в части предоставления помещения и оборудования для проведения общественной работы предусматривались в связи с тем, что одной из основных функций советских профсоюзов была организация культурно-массовых мероприятий для работников. Кроме того, так как профсоюзы, фактически, были "на службе" у государства, то оно занималось обеспечением их деятельности.
Отметим, что советское законодательство устанавливало встречные обязанности профкома по работе с передаваемыми помещениями и инвентарем. Профсоюзный комитет обязан был обеспечить правильное использование выделяемых в его распоряжение зданий, помещений, сооружений, садов и парков, а также пионерских лагерей, установить в них соответствующий порядок, организовать среди рабочих, служащих и членов их семей культурно-просветительную, оздоровительную, физкультурную и спортивную работу (п.28 Положения о правах профкома). В настоящее время подобной нормы не существует.
По нашему мнению, установление данных обязанностей профсоюза было оправдано, так как государственное имущество передавалось профсоюзу для определенной цели - проведения общественных мероприятий для работников. Следовательно, государство обязывало профсоюз отчитаться о целевом использовании помещений, инвентаря и т.д.
В-третьих, гарантии финансового обеспечения организации культурно-массовых мероприятий профкомом также были закреплены в советском трудовом законодательстве. Предприятия и организации обязаны были отчислять денежные средства профсоюзным органам на культурно-массовую и физкультурную работу (ч.2 ст.98 Основ 1970 г., ст.232 КЗоТ 1971 г.). Размер отчислений конкретизировался в подзаконных актах. Так предприятия промышленности, транспорта, связи, сельского хозяйства, строительства, коммунального хозяйства и заготовительных организаций, а также государственные предприятия оптовой и розничной торговли и предприятия общественного питания отчисляли денежные средства профсоюзным организациям на культурно-массовую и физкультурную работу в размере 0,15% от фонда заработной платы рабочих и служащих. Отчисления производились непосредственно своему профсоюзному комитету[24]. Порядок использования средств на общественную работу устанавливался профсоюзными актами[25]. Отметим, что подобные нормы о гарантиях деятельности профсоюза конкретизировались в ряде подзаконных актов, например, Положении "О производственном объединении (комбинате)"[26], Положении "О научно-производственном объединении"[27], Постановлении ВЦСПС "О порядке обеспечения профсоюзных органов автотранспортом на период работы пионерских лагерей"[28]. Финансирование работодателем культурно-массовых мероприятий тоже было связано с нахождением профсоюзов "на службе" у советского государства. В целом подход законодателя был закономерен: при наложении обязанности на профсоюз государство обеспечивало материальную базу для их выполнения.
[1]Кодекс законов о труде РСФСР 1918 г. // Собрание узаконений и распоряжений Рабочего и Крестьянского Правительства РСФСР. 1918. № 87 - 88. Ст. 905.
[2] Постановление СНК РСФСР от 31 марта 1920 г. «О сметах на содержание фабрично - заводских комитетов и комитетов служащих» // СУ РСФСР. 1920. № 25. Ст. 121; Постановление ВЦИК от 18 ноября 1920 г. «О предоставлении губернским советам и уездным бюро профессиональных союзов помещений для устройства дворцов труда" // СУ РСФСР. 1920. № 91. Ст. 479.
[3]Постановление ЦИК СССР, СНК СССР и ВЦСПС от 23 июня 1933 г. «Об объединении Народного Комиссариата Труда Союза ССР и ВЦСПС" // СЗ СССР. 1933. № 40. Ст. 238.
[4]Бердычевский В. С. Указ. соч. С. 160.
[5] Указ Президиума Верховного Совета СССР от 6 июля 1956 г. «О ратификации конвенций Международной Организации Труда (МОТ) » //Ведомости ВС СССР. 1956. № 14. Ст. 301.
[6]Барабанов А.А. Профсоюзы России в условиях современной политической системы: автореф. дис.... к. п. н. СПб., 2013. С. 12.
[7]Стенограмма XVI Всероссийского съезда Советов 15-23 января 1935 г. (Стенографии, отчет). М., 1935.
[8] Положение «О социалистическом государственном производственном предприятии», утв. Постановлением Совмина СССР от 4 октября 1965 г. № 731// СП СССР. 1965. № 19-20. Ст. 155.
[9] Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде 1970 г. //Ведомости ВС СССР. 1970. № 29. Ст. 265.
[10]Положение«О правовой инспекции труда», утв. Постановлением Президиума ВЦСПС от 22 ноября 1976 г. // СП ВЦСПС. 1977.
[11]Петров А.Я. Указ. соч. С. 63.
[12] Ленин В.И. Полное собрание сочинений. Т. 42. М., 2013. С. 203.
[13] Указ Президиума Верховного Совета СССР от 31 января 1961 г. «О ратификации конвенций Международной Организации Труда (МОТ) » // Ведомости ВС СССР. 1961. № 6. Ст. 58.
[14]Нуртдинова А.Ф. Указ. соч. С. 4.
[15]Положение«О правах фабричного, заводского, местного комитета профессионального союза», утв. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 июля 1958 г. // Ведомости ВС СССР. 1958. № 15. Ст. 282.
[16]Постановление Пленума Верховного Суда РСФСР от 29 декабря 1962г. №14 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике по применению трудового законодательства» // Бюллетень Верховного суда РСФСР. 1963. № 2. Ст. 7.
[17]Симорот З.К., Монастырский Е.А. Проблемы кодификации законодательства Союза ССР и союзных республик о труде. Киев, 1977. С. 154.
[18] Там же. С. 154.
[19] Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 19 октября 1971 г. № 6 «О применении в судебной практике Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о труде" // СПС «КонсультантПлюс».
[20] Постановление Пленума Верховного суда СССР от 26 апреля 1984 г. №3 «О применении судами законодательства, регулирующего заключение, изменение, прекращение трудового договора» // СПС «КонсультантПлюс».
[21] Постановление Президиума Верховного Совета СССР от 30 сентября 1965 г. «О порядке применения ст. 10 Положения о правах фабричного, заводского, местного комитетов профессионального союза" // Ведомости Верховного Совета СССР. 1965. № 40. Ст. 587.
[22]Положение«О порядке рассмотрения трудовых споров», утв. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 мая 1974 г. // Ведомости ВС СССР. 1983. № 33. Ст. 507.
[23]Положение«О правах профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации», утв. Указом Президиума ВС СССР от 27 сентября 1971 г. № 2151-VIII// Ведомости ВС СССР. 1971. № 48. Ст. 469.
[24] Постановление Совета Министров СССР от 15 января 1959 г. «О выделении денежных средств профсоюзным организациям на культурно - массовую и физкультурную работ" // СП СССР. 1959. № 2. Ст. 13; Постановление Совета Министров СССР от27 августа 1959 г. «О выделении денежных средств профсоюзным организациям на культурно - массовую и физкультурную работ" // СП СССР. 1959. № 17. Ст. 131.
[25] Постановление ВЦСПС от 6 февраля 1959 г. «Об использовании профсоюзными комитетами средств, получаемых от государственных органов" // СПС «КонсультантПлюс».
[26] Положение«О производственном объединении (комбинате) », утв. Постановлением Совмина СССР от 27 марта 1974 г. № 212// СП СССР. 1974. № 8. Ст. 38.
[27] Положение«О научно-производственном объединении», утв. Постановлением Совмина СССР от 30 декабря 1975 г. № 1062//СП СССР. 1976. № 2. Ст. 13.
[28]Постановление ВЦСПС от 17 июня 1960 г. «О порядке обеспечения профсоюзных органов автотранспортом на период работы пионерских лагерей»\\ СПС «КонсультантПлюс».
|