В 2001 году был принят ТК РФ, в котором гарантиям профсоюзным работникам и членам профсоюза посвящен ряд статей в главе 58 "Защита трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами", а также в разделе II "Социальное партнерство в сфере труда". Кроме того, отдельные гарантии в этой сфере упоминаются и в других главах ТК РФ (этим кодекс продолжает традиции советских кодифицированных актов о труде). ТК РФ установил иной, сокращенный, круг гарантий, чем был предусмотрен в советском трудовом праве. Если в советское время законодатель считал необходимым закреплять гарантии профсоюзным работникам и членам на уровне нормативных актов, то в настоящее время в законодательстве взят курс на установление таких гарантий в коллективных договорах и соглашениях. Минимальные гарантии устанавливаются в федеральном законодательстве. По нашему мнению, для удобства правоприменения целесообразно закрепить гарантии профсоюзным работникам и членам профсоюза в одном акте - ТК РФ.
С нашей точки зрения, профсоюзным работникам и членам профсоюза обеспечиваются гарантии (в зависимости от основания их предоставления) при увольнении; посещения мероприятий, организованных профсоюзом; сохранения за профсоюзными работниками должности на время выполнения общественных обязанностей; при наложении дисциплинарного взыскания и переводе; равенства с другими работниками в правах, предоставляемых коллективными договорами.
Наиболее сложными в регулировании являются гарантии, связанные с увольнением профсоюзных работников и членов профсоюза, так как от эффективности таких гарантий может зависеть не только занятость отдельного работника, но и деятельность профсоюзной организации в целом, поэтому в нашем исследовании им будет посвящен отдельный параграф (3.2).
Первый вид гарантий, который мы рассмотрим в настоящем параграфе, - это гарантии возможности посещения мероприятий, организованных профсоюзом. Неосвобожденные члены выборных коллегиальных органов профсоюзных организаций освобождаются от исполнения трудовых обязанностей для участия в качестве делегатов в профсоюзных съездах и конференциях и для работы выборных коллегиальных органов профессиональных союзов. По коллективному договору такие работники освобождаются и на время краткосрочной профсоюзной учебы. Условия освобождения от работы и порядок оплаты времени участия в этих мероприятиях определяются в коллективных договорах и соглашениях (ч.14 ст.374 ТК РФ). Как мы уже отмечали, данный вид гарантий предусмотрен в нормах международного трудового права (ч.1 ст.2 Конвенции № 135, п.1 ст.10 и п.1 ст.11 Рекомендации № 143). Отметим, что в советское время на гарантиях возможности посещения мероприятий, организованных профсоюзом, внимание законодателя не сосредоточивалось. Впервые рассматриваемый вид гарантий был закреплен в ч.3 ст.17 Закона СССР "О профсоюзах". По нашему мнению, отсутствие в советском трудовом законодательстве гарантий посещения профсоюзными работниками подобного рода мероприятий было, скорее, обязанностью, исходя из функций профсоюзов того времени.
Пункт 5 ст.25 Закона "О профессиональных союзах" по содержанию похож на норму ч.14 ст.374 ТК РФ, но говорит о гарантиях для уполномоченных профсоюза по охране труда, представителей профсоюза в совместных комитетах (комиссиях) по охране труда и неосвобожденных работниках любых профсоюзных органов, а не только для членов выборных коллегиальных органов профсоюзных организаций. По нашему мнению, любым неосвобожденным профсоюзным работникам (в том числе наделенных полномочиями в области охраны труда) необходимо время для работы и в самом профсоюзе. Полагаем необходимым распространить гарантии возможности посещения профсоюзных мероприятий на любых неосвобожденных профсоюзных работников (в том числе наделенным полномочиями в области охраны труда), закрепив это в ч.14 ст.374 ТК РФ. При этом п.5 ст.25 следует исключить из Закона "О профессиональных союзах".
В литературе поднимался вопрос: следует ли относить время, предоставляемое для профсоюзной учебы неосвобожденным профсоюзным работникам к оплачиваемым учебным отпускам? По мнению Т.А. Сошниковой, после ратификации[1] Конвенции МОТ № 140 "Об оплачиваемых учебных отпусках"[2] (далее - Конвенция № 140)"право членов профсоюзного актива на получение оплачиваемого отпуска для профсоюзной учебы не должно зависеть от наличия коллективного договора в организации"[3]. В Конвенции № 140 оплачиваемые учебные отпуска могут предоставляться для профсоюзной учебы (ст.2). Однако российское законодательство не относит освобождение от работы для краткосрочной профсоюзной учебы к дополнительным отпускам работникам, совмещающим работу с получением образования. Более того, по Конвенции № 140 предоставление оплачиваемых учебных отпусков, в том числе для профсоюзной учебы, может осуществляться посредством как национального законодательства, так и коллективных договоров (ст.5). Следовательно, Конвенция № 140 не требует установления норм об оплачиваемых учебных отпусках только в законодательстве.
Ко второй категории гарантий профсоюзным работникам относятся гарантии сохранения за ними должностина время выполнения общественных обязанностей. Освобожденному работнику, избранному на должность в выборный орган первичной профсоюзной организации, после окончания его полномочий предоставляется прежняя работа (должность), а при ее отсутствии - с письменного согласия работника другая равноценная работа (должность) у того же работодателя. Если к этому времени отсутствует соответствующая работа (должность) у работодателя, либо организация ликвидирована, общероссийский (межрегиональный) профессиональный союз сохраняет за этим работником его средний заработок на период трудоустройства, но не свыше шести месяцев, а в случае получения образования - на срок до одного года. При отказе работника от предложенной соответствующей работы (должности) средний заработок за ним на период трудоустройства не сохраняется, если иное не установлено решением общероссийского (межрегионального) профессионального союза (ч.1 ст.375 ТК РФ).
Как мы отмечали ранее, ст.8 Рекомендации № 143, предусматривающая в международном праве данный вид гарантий, предлагает сохранять за бывшим освобожденным профсоюзным работником не только должность, но и уровень заработка. Если первая рекомендация полностью воплощена в ч.1 ст.375 ТК РФ, то положение о сохранении зарплаты закреплено не было.
Статья 26 Закона "О профессиональных союзах"распространяет гарантии сохранения должности на освобожденных профсоюзных работников не только первичных профсоюзных организаций, но и любых выборных органов профсоюзов. По нашему мнению, следует распространить гарантию ч.1 ст.375 ТК РФ на освобожденных работников не только первичных, но и других профсоюзных организаций, так как у профсоюзов есть право определять свою структуру. По Закону "О профессиональных союзах" при этом возможно предоставление работы в другой организации с согласия работника (ст.26). В такой редакции она была заимствована из ст.18 Закона СССР "О профсоюзах", которая действовала в совсем иных реалиях. В настоящее время отсутствует механизм реализации данной гарантии. Следовательно, от нее целесообразно отказаться и исключить п.1 - 2 ст.26 из Закона "О профессиональных союзах".
Гарантии при наложении дисциплинарного взыскания - третий вид гарантий профсоюзным работникам. Как отмечалось нами ранее, этот вид гарантий был закреплен в советском трудовом законодательстве. Позднее он присутствовал и в Законе "О профессиональных союзах". До 2010 г. существовала коллизия между нормами ТК РФ, не закреплявшими гарантий в области дисциплинарных взысканий для профсоюзных работников, и п.1 ст.25 Закона "О профессиональных союзах", согласно которому не освобожденные от основной работы члены профкомов не могли быть подвергнуты дисциплинарному взысканию без предварительного согласия соответствующего профсоюзного органа. Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 17 декабря 2008 г. № 1060-О-П[4] п.1 ст.25 Закона "О профессиональных союзах" признан недействующим и не подлежащим применению, как противоречащий ТК РФ. Пункт 1 ст.25 Закона "О профессиональных союзах" был исключен (п.1 Закона "О внесении изменений в статью 25 Закона "О профессиональных союзах").
В настоящее время ТК РФ не предусматривает специальных положений о данном виде гарантий. Однако в п.4 ст.25 Закона "О профессиональных союзах" установлено, что привлечение к дисциплинарной ответственности уполномоченных профсоюза по охране труда и представителей профсоюза в совместных комитетах (комиссиях) по охране труда допускается только с предварительного согласия профсоюзного органа. По нашему мнению, данную норму целесообразно отнести к дополнительным гарантиям и закреплять не в законе, а в коллективных договорах или соглашениях. Поэтому считаем возможным исключить п.4 из ст.25 Закона "О профессиональных союзах". Такой вывод мы делаем исходя из направленности современного законодательства на закрепление гарантий в актах социального партнерства.
Четвертый вид гарантий - гарантии при переводе. Как мы упоминали ранее, они были характерны для советского трудового права, затем восприняты российским законодателем и действовали до вступления в силу ТК РФ, уже не закрепившего их. Пункт 2 ст.25 Закона "О профессиональных союзах", предполагавший перевод профсоюзных работников с согласия профсоюза, был исключен как противоречащий ТК РФ только в 2010 г. (п.1 Закона "О внесении изменений в статью 25 Закона "О профессиональных союзах").
Остается неясным, почему законодатель, исключив гарантию при переводе для неосвобожденных профсоюзных работников из Закона "О профессиональных союзах", сохранил аналогичную норму для уполномоченных профсоюза по охране труда и представителей профсоюза в совместных комитетах (комиссиях) по охране труда (п.4 ст.25). Представляется возможным закрепить гарантии при переводе на уровне социального партнерства и исключить п.4 ст.25 Закона "О профессиональных союзах".
Пятый вид гарантий - гарантии равенства с другими работниками в правах, предоставляемых коллективными договорами. Освобожденным профсоюзным работникам предоставляются такие же гарантии, как и другим работникам в соответствии с коллективным договором (ч.3 ст.375 ТК РФ). Данная гарантия была заимствована из п.4 ст.26 Закона "О профессиональных союзах", которая стала предметом рассмотрения в Конституционном Суде Российской Федерации еще в 1999 г. [5] Заявитель, являвшийся освобожденным профсоюзным работником, утверждал, что социально-трудовые права и льготы, одинаковые с другими работниками, ему должны были быть предоставлены вне зависимости от закрепления таких прав и льгот в коллективном договоре. Конституционный Суд РФ указал, что в силу п.1 ст.26 Закона "О профессиональных союзах" профсоюзные работники, избранные на выборные должности в профсоюзные органы, освобождаются от работы в соответствии с п.5 ст.29 КЗоТ 1971 г. (аналогичная норма в п.5 ст.77 ТК РФ). Следовательно, в качестве работодателя выступает не организация или индивидуальный предприниматель, с которыми работник ранее состоял в трудовых отношениях, а профсоюзный орган, который и должен обеспечить предоставление ему как социально-трудовых прав и льгот, закрепленных в законодательстве о труде, так и тех, которые содержатся в коллективном договоре, действующем у бывшего работодателя (ч.3 ст.375 ТК РФи п.4 ст.26 Закона "О профессиональных союзах"). Эта норма по своему характеру является дополнительной гарантией свободного осуществления профсоюзной деятельности у работодателя, и ее изменение означало бы нарушение конституционного принципа равенства, поскольку ставило бы освобожденных профсоюзных работников в привилегированное по сравнению с другими работниками положение.
Пункт 4 ст.26 Закона "О профессиональных союзах" упоминает о гарантиях, устанавливаемых в соглашениях, что не закреплено в ТК РФ. В связи с противоречием действующему законодательству, считаем необходимым исключить п.4 из ст.26 Закона "О профессиональных союзах".
Резюмируя вышесказанное, отметим, что в настоящее время основными источниками права о гарантиях профсоюзным работникам и членам профсоюза являются ТК РФ и Закон "О профессиональных союзах". По нашему мнению, необходимо изменить систему правового регулирования таких гарантий: сосредоточить минимальные гарантии в одном законодательном акте, а дополнительные к ним - в актах социального партнерства.
[1]Федеральный закон от 27 мая 2014 г. № 134-ФЗ «О ратификации Конвенции об оплачиваемых учебных отпусках (Конвенции № 140) »// URL: http: //rg.ru/2014/05/30/otpusk-dok.html (дата обращения: 7 марта 2016 г.).
[2] Конвенция МОТ № 140 «Об оплачиваемых учебных отпусках»//URL: http: //www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/---ed_norm/---normes/documents/normativeinstrument/wcms_c140_ru. pdf (дата обращения: 7 марта 2016 г.).
[3]Сошникова Т.А. Некоторые проблемы правового регулирования отпусков и порядка их предоставления//Адвокат. 2014. № 10. С. 8.
[4] Определение Конституционного суда Российской Федерации от 17 декабря 2008 г. № 1060-О-П«По жалобе федерального государственного унитарного предприятия "Полярный научно-исследовательский институт морского рыбного хозяйства и океанографии им.Н.М. Книповича" на нарушение конституционных прав и свобод пунктом 1 статьи 25 Федерального закона "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности”" // СЗ РФ. 2009. № 14. Ст. 1774.
[5]Определение Конституционного Суда РФ от 14 декабря 1999 г. № 207-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Иванова Геннадия Георгиевича на нарушение его конституционных прав пунктом 4 статьи 26 Федерального закона "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности”" // СПС «КонсультантПлюс».
|