Вторник, 26.11.2024, 21:36
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из студенческих работ

Общая характеристика компенсационных выплат в трудовом законодательстве

Понятие "компенсации", данное в ст. 164, по смыслу совпадает с понятием "компенсационные выплаты", давно сложившимся в науке трудового права. В учебной и научной литературе по трудовому праву компенсационные выплаты характеризуются как выплаты, производимые в предусмотренных законом случаях для возмещения рабочим и служащим расходов, понесенных ими в связи с выполнением трудовых обязанностей или в связи с необходимостью прибыть на работу в другую местность. Отличие определения, содержащегося в ст.164, лишь в том, что в нем упоминается о выполнении не только трудовых, но и иных предусмотренных федеральным законом обязанностей. Судя по ч. 2 ст. 165 и ст. 170 Трудовой кодекс называет компенсациями и те выплаты, которые производят государственные и общественные организации, привлекая работающих к выполнению обязанностей в соответствии с действующим законодательством (например, к участию в судебных заседаниях)[1].

Компенсационные выплаты - это денежные выплаты, назначаемые гражданам с целью осуществления дополнительной материальной поддержки в случаях, признаваемых государством социально значимыми от наличия у них каких-либо иных источников дохода[2].

Компенсационные выплаты рассматриваются, как правило, в совокупности с социальными пособиями, но последние следует отличать от компенсационных выплат. Эти выплаты адресованы относительно узкому кругу лиц, нуждающихся в социальной поддержке и помощи по обстоятельствам, не зависящим от гражданина. В некоторых случаях законодатель прямо называет их таковыми, а в некоторых применяет иные термины (например, пособие), но предусматривает их компенсационный характер.

Перечень компенсаций не является исчерпывающим и дополняется в связи с возникновением необходимости оказания социальной помощи какой-либо категории граждан. Среди компенсационных выплат признакам социальной помощи в наибольшей степени соответствуют те, которые назначаются с учетом уровня доходов. При этом среднедушевой доход на члена семьи определяется путем деления общей суммы доходов всех членов семьи за три месяца на число месяцев и на число членов семьи. В общей сумме учитываются все виды доходов, облагаемых налогом[3].

Таким образом, система денежных выплат гражданам с целью их социальной поддержки непрерывно расширяется и в настоящее время включает не только пособия, но и иные виды выплат. Это компенсационные выплаты, адресованные определенному кругу лиц, нуждающихся в социальной помощи. В некоторых случаях законодатель прямо называет их таковыми, а в некоторых применяет иные термины, но предусматривает их компенсационный характер[4].

Трудовой кодекс РФ делит все компенсационные выплаты, производимые в пользу работников, на две большие категории. К первой группе относятся компенсационные выплаты, связанные с особыми условиями труда, которые в силу ст. 129 ТК РФ являются элементами оплаты труда работника (включаются в его заработную плату).

Вторая группа компенсационных выплат, производимых работодателем в пользу работников, предусматривает возмещение работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых обязанностей или иных предусмотренных федеральным законом обязанностей. Эти выплаты в соответствии со ст. 164 ТК РФ являются компенсацией затрат работника, связанных с выполнением трудовых обязанностей.

А кому предусмотрены компенсационные выплаты? В настоящее время отечественное законодательство предусматривает несколько видов компенсационных выплат[5]:

1. Компенсационные выплаты матерям (или другим родственникам, фактически осуществляющим уход за ребенком), состоящим в трудовых отношениях на условиях найма с организациями, и женщинам-военнослужащим, находящимся в отпуске по уходу за ребенком. Данные выплаты назначаются в соответствии с Указом Президента РФ от 30.05.1994 № 1110 «О размере компенсационных выплат отдельным категориям граждан» (далее - Указ Президента РФ от 30.05.1994) и Порядком назначения и выплаты ежемесячных компенсационных выплат отдельным категориям граждан, утвержденным постановлением Правительства РФ от 03.11.1994 № 1206 (далее - постановление Правительства РФ от 03.11.1994). Выплаты производятся ежемесячно в размере 50 руб.

2. Компенсационные выплаты студентам и аспирантам, находящимся в академических отпусках по медицинским показаниям. Условия, размер и порядок их предоставления регулируются Указом Президента РФ от 30.05.1994 и постановлением Правительства РФ от 03.11.1994. Выплата производится ежемесячно со дня предоставления академического отпуска в размере 50 руб.

3. Компенсационные выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами. Данные выплаты назначаются в соответствии с Указом Президента РФ от 17.03.1994 № 551 «О размере компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами» и выплачиваются в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 25.05.1994 № 549. Ежемесячные компенсационные выплаты неработающему трудоспособному лицу, осуществляющему уход за инвалидом I группы либо престарелым, нуждающимся в постоянном постороннем уходе по заключению лечебного учреждения или достигшим 80 лет, а также за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, производятся в размере 120 руб. к пенсии, установленной указанным нетрудоспособным гражданам в период осуществления ухода за ними[6].

4. Компенсационные выплаты неработающим женам лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел в отдаленных гарнизонах и местностях, где отсутствует возможность их трудоустройства. Соответствующие ежемесячные компенсационные выплаты назначаются и выплачиваются в размере 50 руб. на основании и в порядке, предусмотренном Указом Президента РФ от 30.05.1994 и постановлением Правительства РФ от 03.11.1994.

5.Компенсационные выплаты супругам военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, в период их проживания вместе с супругами в местностях, где они вынуждены не работать или не могут трудоустроиться по специальности в связи с отсутствием возможности трудоустройства, а также по состоянию здоровья детей. Право супругов военнослужащих на указанное пособие, носящее по своей сути компенсационный характер, установлено ст. 10 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих». Его назначение и выплата производятся в порядке, предусмотренном Положением «О размерах и порядке выплаты ежемесячного пособия супругам военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, в период их проживания с супругами в местностях, где они вынуждены не работать или не могут трудоустроиться по специальности в связи с отсутствием возможности трудоустройства, а также по состоянию здоровья детей», утвержденном постановлением Правительства РФ от 27.02.1999 № 231. Размеры ежемесячной компенсационной выплаты составляют 100 руб., а в местностях, где установлены районные коэффициенты к заработной плате, размер пособия определяется с применением этих коэффициентов.

6. Компенсационные выплаты на детей, находящихся под опекой и попечительством в приемной семье. Данные выплаты предусмотрены постановлением Правительства РФ от 17.07.1996 № 829 «О приемной семье». На содержание каждого приемного ребенка (детей) приемной семье органами местного самоуправления выплачивается ежемесячные средства на питание, приобретение одежды, обуви; предметов хозяйственного обихода, личной гигиены, игр, игрушек, книг, а также выделяются средства на приобретение мебели (при передаче ребенка на воспитание на срок один год и более), исходя из установленных норм материального обеспечения по фактически сложившимся ценам в данном регионе. Кроме того, выделяются денежные средства на отопление, освещение, текущий ремонт жилья, приобретение мебели, на оплату услуг бытового обслуживания[7].

7. Компенсационные выплаты на питание обучающимся в государственных, муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования. Федеральным законом от 07.08.2000 № 122-ФЗ «О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации» указанные выплаты установлены в размере 3 руб. в день.

8. Компенсации отдельным категориям инвалидов (на санаторно-курортное лечение, на бензин и техническое обслуживание транспортных средств, на транспортное 146 обслуживание). Право отдельных категорий инвалидов из числа ветеранов (инвалидов Великой Отечественной войны и инвалидов боевых действий на территориях других государств, участников Великой Отечественной войны, ставших инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин, за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий, военнослужащих и лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья, полученных при исполнении служебных обязанностей) на получение указанных компенсаций установлено Федеральным законом от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах». Условия назначения, порядок выплаты и источники финансирования компенсаций определены Порядком назначения и выплаты отдельным категориям инвалидов из числа ветеранов денежной компенсации расходов на санаторно-курортное лечение и Порядком назначения и выплаты отдельным категориям инвалидов из числа ветеранов денежных компенсаций расходов на бензин или другие виды топлива, ремонт, техническое обслуживание транспортных средств и на запасные части к ним, а также на транспортное обслуживание, утвержденными постановлением Правительства РФ от 10.07.1995 №701.

Денежная компенсация на санаторно-курортное лечение выплачивается один раз в два года в размере, установленном субъектами РФ, но не менее четырехкратного минимального размера пенсии по старости. Размеры денежных компенсаций на эксплуатационные расходы и транспортное обслуживание устанавливаются субъектами, исходя из предельного размера ежегодной денежной компенсации на транспортное обслуживание, выплачиваемой отдельным категориям инвалидов из числа ветеранов за счет средств федерального бюджета (в настоящее время — не свыше 835 руб. в год).[8]

9. Компенсационные выплаты за время вынужденного отпуска без сохранения зарплаты. В сегодняшних условиях стала распространенной ситуация, когда организации на достаточно длительный срок приостанавливают свою работу и работодатель отправляет работников в неоплачиваемые отпуска, чтобы предотвратить массовые увольнения и сохранить кадры. В целях материальной поддержки работников, находящихся в отпусках без сохранения заработной платы в связи с вынужденным временным прекращением работы организации, действующим законодательством установлены компенсационные выплаты, выделяемые службой занятости по месту нахождения организации на безвозмездной или возвратной основе[9].

Условия предоставления и размеры компенсационных выплат установлены Положением о порядке и условиях предоставления компенсационных выплат работникам, находящимся в отпусках без сохранения заработной платы в связи с вынужденным временным прекращением работы организаций, утвержденным приказом Федеральной службы занятости России от 06.03.1995 № 44. Указанные компенсационные выплаты при меняются как чрезвычайная краткосрочная мера материальной помощи работникам.

Компенсации выплачиваются работникам, не прервавшим трудовых отношений с работодателем, состоящим в штате организации и не получающим пенсию по старости, включая досрочные пенсии, установленные законодательством. Компенсационные выплаты могут предоставляться с первого дня нахождения работника в вынужденном отпуске без сохранения заработной платы. Продолжительность периода выплаты компенсаций каждому работнику определяется работодателем в зависимости от суммы выделенных средств, но не должна превышать четырех месяцев (подряд либо в сумме календарных месяцев) в течение календарного года. В районах и местностях, где установлены районные коэффициенты к заработной плате, компенсационные выплаты начисляются с учетом районного коэффициента[10].

Компенсационные выплаты не предоставляются работникам, занятым на сезонных и временных работах, совместителям, а также лицам, работающим у граждан по договорам.

Из средств, выделенных организациям на безвозвратной основе, компенсации выплачиваются в размере минимальной оплаты труда, установленной федеральным законом. Органы занятости вправе увеличивать размер компенсационных выплат работникам до трехкратной величины минимального размера оплаты труда при условии их участия в работах, организуемых исполнительными органами государственной власти (местного самоуправления) данной территории или самой организации.

Размер компенсационных выплат работникам из средств, выделенных организации на возвратной основе, не должен превышать шестикратной величины минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом. Выплата компенсаций работникам производится работодателем в том же порядке, что и заработная плата.

10. Компенсационные выплаты женам лиц рядового и начальствующего состава уголовно-исполнительной системы. В целях усиления социальной зашиты семей сотрудников рядового и начальствующего состава уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, проходящих службу в отдаленных местностях, где отсутствует возможность трудоустройства жен сотрудников уголовно-исполнительной системы, приказом Минюста России от 11.01.2002 № 7 утверждена Инструкция о порядке назначения ежемесячных компенсационных выплат неработающим женам лиц рядового и начальствующего состава уголовно-исполнительной системы Минюста России в отдаленных местностях, где отсутствует возможность их трудоустройства. Указанные выплаты производятся в размере 50 руб. в отношении жен лиц рядового и начальствующего состава уголовно- исполнительной системы, фактически проживающих вместе с мужьями в отдаленных местностях, где они не могут трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, и не получающих предусмотренного действующей системой социального обеспечения пособия по безработице[11].

Ежемесячные компенсационные выплаты назначаются приказом начальника органа, учреждения уголовно-исполнительной системы Минюста России и выплачиваются лицу рядового, начальствующего состава по месту его службы по отдельной ведомости за истекший месяц одновременно с выплатой денежного содержания.

Для назначения ежемесячной компенсационной выплаты лицо рядового, начальствующего состава подает по команде рапорт, к которому прилагаются копия свидетельства о браке, справка кадрового органа о прибытии и фактическом проживании жены лица рядового, начальствующего состава по месту службы мужа, и представляется трудовая книжка жены. В случае отказа в назначении выплат заявитель письменно извещается об этом в 5-дневный срок после принятия соответствующего решения с указанием причины отказа и порядка его обжалования. Одновременно ему возвращаются документы. Выплаты осуществляются за счет средств, выделяемых соответствующему учреждению, органу уголовно-исполнительной системы. При этом контроль за правильностью и своевременностью назначения и выплаты ежемесячной компенсации неработающим женам лиц рядового и начальствующего состава осуществляется довольствующими финансовыми органами[12].

11. Компенсационные выплаты инвалидам на транспортное обслуживание. Отдельные категории инвалидов имеют право на компенсацию денежных расходов:

- на бензин или другие виды топлива, ремонт, техническое обслуживание транспортных средств и на запасные части к ним;

- на транспортное обслуживание вместо получения транспортного средства по желанию инвалидов, имеющих медицинские показания на его бесплатное получение.

Денежные компенсации выплачиваются[13]:

на эксплуатационные расходы:

- инвалидам Великой Отечественной войны и инвалидам боевых действий на территориях других государств, получившим транспортные средства бесплатно или приобретшим транспортные средства на льготных условиях;

- инвалидам войны I и II групп, приобретшим транспортные средства за полную стоимость;

- участникам Великой Отечественной войны, ставшим инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин, за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий, получившим транспортные средства бесплатно или приобретшим транспортные средства на льготных условиях, а также инвалидам I и II групп из этого же числа, приобретшим транспортные средства за полную стоимость;

- военнослужащим и лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, ставшими инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья и заболевания, полученных при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), получившим транспортные средства бесплатно или при обретшим их на льготных условиях, а также инвалидам I и II групп из этого же числа, приобретшим транспортные средства за полную стоимость;

на транспортное обслуживание:

- инвалидам войны, имеющим медицинские показания на бесплатное получение транспортного средства;

- участникам Великой Отечественной войны, ставшим инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин, за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий, имеющим медицинские показания на бесплатное получение транспортного средства;

- военнослужащим и лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, ставшим инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья и заболевания, полученных при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), имеющим медицинские показания на бесплатное получение транспортного средства.

Выплата и размеры денежных компенсаций на эксплуатационные расходы и транспортное обслуживание инвалидам осуществляется за счет тех же источников, что и компенсации на санаторно-курортное лечение и устанавливаются субъектами РФ. Определение размера компенсаций на эксплуатационные расходы производится с учетом[14]:

- стоимости ремонта, покупки запасных частей и технического обслуживания транспортного средства;

- стоимости бензина или другого вида топлива, используемого для конкретного транспортного средства;

- интенсивности эксплуатации транспортного средства, реального в условиях различных населенных пунктов;

- состояния дорожно-транспортной сети и иных показателей.

Определение размера денежной компенсации на транспортное обслуживание производится с учетом[15]:

- стоимости мотоколяски или автомобиля, определенного базовым для выдачи инвалидам бесплатно;

- наличия общественного пассажирского транспорта и иных показателей.

Заявление о назначении денежных компенсаций на эксплуатационные расходы и транспортное обслуживание подается инвалидами в органы, осуществляющие пенсионное обеспечение. К заявлению о назначении компенсации на эксплуатационные расходы прилагаются копия удостоверения инвалида о праве на льготы; копия технического паспорта автотранспортного средства с отметкой о прохождении технического осмотра. К заявлению о назначении компенсации на транспортное обслуживание прилагаются копия удостоверения инвалида о праве на льготы; копия справки МСЭК (ВТЭК) по определению инвалиду медицинских показаний на обеспечение транспортными средствами с ручным управлением.

Решение о назначении компенсаций принимается органами, назначающими инвалидам пенсию, в 10-дневный срок со дня поступления заявления со всеми необходимыми документами. В случае отказа в назначении названных компенсационных выплат органы, принявшие такое решение, не позднее пяти дней после его вынесения сообщают заявителю об отказе в их назначении с указанием причин отказа, порядка обжалования и возвращают документы[16].

Компенсационные выплаты следует отличать от социальных пособий. Выплаты адресованы относительно узкому кругу лиц, нуждающихся в социальной поддержке и помощи по обстоятельствам, не зависящим от гражданина.

Вывод: Появление в российском законодательстве нового типа социального обеспечения в виде компенсационных выплат вызвано необходимостью преодоления ряда негативных последствий перехода к рыночным отношениям, связанных, прежде всего, с резким снижением уровня жизни неработающих граждан, принятием государством дополнительных мер, направленных на их социальную защиту. Компенсационные выплаты - это денежные выплаты, назначаемые гражданам с целью осуществления дополнительной материальной поддержки в случаях, признаваемых государством социально значимыми от наличия у них каких-либо иных источников дохода.

 

[1] Трудовое право России: учеб. для бакалавров/ под общ. ред. Е.Б.Хохлова, В.А.Сафонова. - М. : Юрайт, 2013. - С. 347.

[2] Панов П.А. Компенсационные выплаты и компенсации в трудовом праве: научно-практическое исследование / отв. ред. Д.Л. Кузнецов. - М.: КОНТРАКТ, 2011. - С.220.

[3] Бабынина Л.С. Компенсационная политика: от неопределенности к системе // Кадровик. Кадровый менеджмент. - 2011. - № 6.- С.22.

[4] Там же. - С. 24.

[5] Трудовое право: учеб. для бакалавров/ под общ. ред.: С.Н.Бабурина, Р.А.Курбанова. - М.: Юрайт, 2013. – С. 256.

[6] Симонов В.И. Вопросы теории и практики реализации права на гарантии и компенсации в трудовых отношениях по новейшему законодательству // Трудовое право. - 2012. - № 10. - С. 37.

[7] Петров А.Я. Гарантии и компенсации: аспекты трудового права// Трудовое право. -2012.- №4. - С. 34

[8] Гейхман, В.Л . Трудовое право : учебник для вузов. - М.: Юрайт, 2011. – С. 223.

[9] Симонов В.И. Вопросы теории и практики реализации права на гарантии и компенсации в трудовых отношениях по новейшему законодательству // Трудовое право. - 2012. - № 10. - С. 39.

[10] Панов П.А. Компенсационные выплаты и компенсации в трудовом праве: научно-практическое исследование / отв. ред. Д.Л. Кузнецов. - М.: КОНТРАКТ, 2011. - С.223.

[11] Мамытов Е., Яковлев Р. Компенсационные выплаты в ТК//Трудовое право.- 2012. - №5. - С.35.

[12] Галаганов В.П. Право социального обеспечения. – М.: Академия, 2012. - С. 348.

[13] Пластинина Н.В. Комментарий к основным положениям Трудового кодекса РФ// СПС КонсультантПлюс, 2011 (дата обращения 15.10.2014)

[14] Смирникова Ю.Л. Финансово-правовое регулирование отношений по осуществлению компенсационных выплат // Законы России: опыт, анализ, практика. - 2011. - № 11. - 69.

[15] Право социального обеспечения/ под ред. В.Ш.Шайхатдинова.. – М.: Юрайт, 2012. – С.276..

[16] Гулиева С.Р. Региональный опыт введения новой системы оплаты труда: компенсационные и стимулирующие выплаты // Бюджетные учреждения здравоохранения: бухгалтерский учет и налогообложение. - 2012. - № 7. - С.50.

Категория: Материалы из студенческих работ | Добавил: medline-rus (28.04.2017)
Просмотров: 148 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%