Оценка земли - важнейшее мероприятие общества и государства по изучению и информационному обеспечению организации их использования и регулирования земельных отношений. Отношения землевладельцев (землепользователей) с государством, связанные с платностью использования земель, регулируются на основе государственной кадастровой оценки земель.
Она является составной частью государственного кадастра недвижимости, которая в то же время является частью общей оценки природных ресурсов, используемых в хозяйственном комплексе страны.
Оценка земли обеспечивает решение одной из важнейших проблем - учет и соизмерение зональных экономических и природных различий в стране. Успешное решение многих государственных, отраслевых, региональных и внутрихозяйственных задач невозможно без изучения качества земли и формирования ее сравнительной оценки. Количество и качество земли как средства производства обусловлены самой природой организации и ведения хозяйственного комплекса.
Поскольку земля в различных сферах производства выполняет разные функции, требуется оценка количественных и качественных характеристик. Так, во всех отраслях производства необходимы сведения о размерах и пространственном положении земельных участков, в строительном комплексе нужна качественная характеристика земель по условиям рельефа, залеганию грунтовых вод, развитию карстов, оползней, в лесном хозяйстве и в сельскохозяйственном производстве - всесторонний учет и характеристика качества и местоположения земельных угодий.[2.с. 7]
Оценка земель и установление обоснованной платы за землю – одна из основных задач государственного управления земельными ресурсами. На стадии выбора и обоснования проектных решений такая оценка является важнейшим экономическим инструментом управления с целью рационального использования земельных ресурсов, а также механизмом создания цивилизационной системы налогообложения и ценообразования, играет важнейшую роль при составлении имущественных договоров относительно земель и право их на вторичном рынке.
Реформирование системы налогообложения Российской Федерации предусматривала, изменение подходов к налогообложению земли, т.е. предусматривается переход к налогообложению земельных участков в зависимости от его кадастровой стоимости.
Переход на новые принципы налогообложения земельных участков потребовал проведение кадастровой оценки земель населенных пунктов, промышленности, сельскохозяйственного назначения, лесного и водного фондов и других категорий земель. Это позволило ввести наиболее обоснованную систему налогообложения земельных участков в зависимости от их реальной ценности.[13.с.1]
Согласно постановлению Правительства РФ от 25.08.1999г. № 945 «О государственной кадастровой оценке земель» и «Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель», утвержденными постановлением Правительства РФ 8 апреля 2000г. № 316 на территории Российской Федерации предусматривается проведение государственной кадастровой оценки сельскохозяйственных угодий для целей налогообложения и иных целей, установленных законом. В «иных целях» показатели кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения применяются, в частности, при: предоставлении земель для несельскохозяйственных нужд; выделении земельных участков в счет долей общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения по Федеральному закону «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» [7]; предоставление кредита в государственном Россельхозбанке под залог земельного участка по Национальному проекту развития АПК и в других целях. При купле-продаже и предоставлении в аренду государственных и муниципальных земель могут также приниматься показатели рыночной стоимости земель и, наоборот, в условиях отсутствия массовой рыночной оценки земель встречаются случаи регулирования имущественных отношений между правообладателями земельных участков на основе кадастровой стоимости участков
Государственная кадастровая оценка земель проводится Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами, а также находящимися в их ведении предприятиями и организациями. К указанным работам могут привлекаться лица, имеющие лицензию на осуществление оценочной деятельности.
Методические и нормативно - технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются федеральным органом исполнительной власти по государственному управлению земельными ресурсами по согласованию с уполномоченным органом по контролю за осуществлением оценочной деятельности в Российской Федерации и заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
Споры, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки земель, рассматриваются в судебном порядке.
Приоритетной целью кадастровой оценки является нормативно-информационное обеспечение государственного регулирования земельных отношений. Поэтому кадастровая оценка земель проводится как государственное мероприятие. Оценка осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований.[3,с. 3-4].
Государственная кадастровая оценка земель сельскохозяйственного назначения – это мероприятие государства по определению кадастровой стоимости земель, предоставленных физическим и юридическим лицам для нужд сельского хозяйства, а также предназначенных для этих целей.
Цель кадастровой оценки земель является нормативно – информационное обеспечение регулирования земельных отношений собственников, землевладельцев и землепользователей с государством по поводу использования предоставленных им земель и плату за землю.
Задачами кадастровой оценки земель являются:
- проведение организационных мероприятий по ее осуществлению;
- разработка методики и технологии, обеспечивающих объективность показателей оценки;
- определение показателей кадастровой оценки земельных участков, земель сельскохозяйственного назначения административных районов и субъекта РФ в целом.
Согласно Земельному кодексу РФ, к землям сельскохозяйственного назначения относятся:
- сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи и земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими);
- несельскохозяйственные угодья, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, древесно-кустарниковой растительностью, предназначенной для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, замкнутыми водоемами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
Основным объектом Государственной кадастровой оценке земель сельскохозяйственного назначения является земельный участок физического или юридического лица, предоставленный для нужд сельского хозяйства, удостоверенный в установленном порядке уполномоченными государственным органом.
Частным объектом оценки в составе основного объекта государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения являются сельскохозяйственные и несельскохозяйственные угодья, находящиеся в собственности или пользовании физических, юридических лиц без подразделения на внутрихозяйственные участки угодий.
Предметом государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения являются значения кадастровой стоимости объектов оценки. Показателем кадастровой оценки является стоимость объекта оценки в расчете на 1 гектар площади объекта оценки.
Оценка сельскохозяйственных земель, в первую очередь, зависит от его местоположения и влияния внешних факторов, а также от спроса и предложения на рынке. Она так же зависит от ожидаемой величины, срока и вероятности получения дохода от его эксплуатации за определенный период времени при наиболее эффективном его использовании.
Необходимо учитывать, что оценка земель сельскохозяйственного назначения изменяется во времени и оценка стоимости земли всегда проводится по состоянию на конкретную дату, при этом, при изменении целевого назначения участка (разрешенного использования), рыночная стоимость также изменяется.
Финансирование работ по Государственной кадастровой оценке земель осуществляется за счет средств от взимания земельного налога и арендной платы за землю, зачисляемых в федеральный, краевой и местный бюджет.
|