В греческом языке politike означает искусство управления государством, т.е. определенный способ осуществления целей государства внутри и вне его территории.[1] В широком смысле слова «политика» - это система (сфера) отношений в обществе между классами, группами, слоями населения, а также социальными институтами – представителями (юридическими и физическими лицами) этих социальных общностей.[2] Данные сложные отношения, опосредуемые государством, определенные коренными (экономическими, социальными, правовыми, национальными, культурологическими и др.) интересами и тесно связаны с социальным статусом той или иной общности, а вместе с социальным статусом и определением ее качеством жизни.
Необходимо определить понятия молодежи и молодежной политики, для чего обратимся к работам известных отечественных и зарубежных социологов среди которых, распространена точка зрения, согласно которой молодежная политика рассматривается в рамках социальной политики. Так, по мнению, Холостовой Е.И., наиболее распространенным является подход, согласно которому «социальная политика» рассматривается как общественные действия по решению проблем, затрагивающих все общество.[3]
Согласно В.Т. Лисовскому молодежь - представляет собой поколение, проходящее стадию социализации, усваивающих общеобразовательные, профессиональные и культурные функции и подготавливаемых к выполнению социальных ролей.[4] Такой же точки зрения придерживается
В.Б. Голофай, считая, что молодым можно назвать такого человека, основной социальной функцией которого является подготовка к статусу взрослого члена общества.[5]
Молодежь понимается как социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупных возрастных характеристик, особенностей социального положения, социально-психологических свойств, закономерностей социализации и воспитания.[6]
Молодежь имеет подвижные границы своего возраста, они зависят от социально-экономического развития общества, уровня культуры, условий жизни.
Нижняя возрастная граница определяется, что с 14 лет наступает физическая зрелость и человек может заниматься трудовой деятельностью (период выбора учиться или работать). Верхняя граница определяется достижением экономической самостоятельности, профессиональной и личной стабильности (создание семьи, рождение детей).
В этот период человек проживает важный этап семейной и внесемейной социализации.
Социализация - это процесс становления личности, обучения, усвоения ценностей, норм, установок образцов поведения, принятых в данном обществе. У молодежи есть особые черты, которые характеризуют её как самостоятельную социально-демографическую группу.
По данным Федеральной службы государственной статистики в 2006г. молодежи от 14 до 30 лет в РФ насчитывается 35 млн. человек, или 23,4%. За 16 лет (с 1990г.) численность молодежи увеличилась на 3 млн. человек и эта тенденция развивается.
Однако, падение рождаемости и снижение доли 10-14 летних в Российской Федерации привело к "старению" молодежи: увеличилась доля 25-29 летних.
Молодежь составляет 41% населения России в трудоспособном возрасте. В народном хозяйстве заняты 8,9 млн. молодых людей. Однако доля 25-29 летних среди занятых в народном хозяйстве постоянно снижается, особенно среди рабочих промышленности, строительства и транспорта. В связи со структурными изменениями, происходящими в экономике, растет доля молодежи в непроизводственной сфере. А это требует внесения изменений в структуре ее трудовой подготовки и переподготовки. Численность молодежи на селе за 10 лет сократилась на 19% и составляет лишь 18,5% сельского населения России.
Внедрение рыночных отношений обострило проблему социальной защищенности в сфере труда. Молодые рабочие первыми попадают под сокращение и пополняют ряды безработных. К началу 1996 г. безработица в России достигла (по официальным данным) 2,3 млн. человек, или 3,2 % экономически активного населения; 38% всех безработных - молодые люди до 30 лет.
К числу особо тревожных тенденций в молодежной среде относится отставание уровня образования от уровня, достигнутого наиболее развитыми странами; ускорение падения престижа общего и профессионально-технического образования; увеличение числа молодежи, начинающей трудовую деятельность с низким уровнем образования и не имеющей желания продолжать обучение; ориентация многих звеньев образования на «поточное» воспроизводство рабочих, служащих и специалистов без учета требований потребителей; неподготовленность кадров высшей, профессиональной и средней школы к работе в новых условиях; усиливающееся отставание материально-технической базы всех уровней от нормативных требований; снижение интеллектуального уровня аспирантского корпуса - будущего российской науки, отток одаренных юношей и девушек из многих вузов и из страны.
Негативные проявления заключаются прежде всего в том, что молодежная среда становится опасной криминогенной зоной. Нарастают неблагоприятные тенденции, как омоложение преступности, усиление ее группового характера. Так, в 1995г. число совершенных малолетними преступниками грабежей с проникновением в квартиры увеличилось в 2,2 раза, хулиганств - в 1,6 раза, мошенничеств - на 75,8%, вымогательств - в 2,2 раза, преступлений с применением огнестрельного оружия - в 17,2 раза. Одним из самых распространенных видов преступлений у несовершеннолетних являются кражи, число которых в 1995г. составило 2203 (47,4%), включая также квартирные кражи - 1874 (85,1%).
Из года в год растет число "женских" преступлений. Большую тревогу у правоохранительных органов вызывает тенденция к "омолаживанию" женской преступности. В трех имеющихся в России воспитательно-трудовых колониях для несовершеннолетних содержатся сегодня 1136 девочек-подростков. Большая их часть осуждена за тяжкие преступления. В 1995г. было зафиксировано около 150 случаев детоубийств. Как правило, на убийство детей идут молодые женщины, не нашедшие себя в жизни: без семьи, без средств к существованию, без жилья.
Молодое поколение в большинстве своем оказалось без надежных социальных ориентиров. Разрушение традиционных форм социализации, основанной на социальной предопределенности жизненного пути, с одной стороны, повысило личную ответственность молодых людей за свою судьбу, поставив их перед необходимостью выбора, с другой - обнаружило неготовность большинства из них включиться в новые общественные отношения. Выбор жизненного пути стал определяться не способностями и интересами молодого человека, а конкретными обстоятельствами.
К сожалению, существующие экономические и социальные программы практически не учитывают специфическую социальную позицию молодого поколения в процессе общественного развития. В связи с этим необходимо усилить внимание к социальным проблемам молодежи, определению средств, форм, методов и критериев работы с молодым поколением.
Страна, в которой не заботятся о детях и молодежи не имеет будущего. И если в ближайшее время не произойдет существенных изменений, мы обречены на вымирание.
В кризисных условиях больше всего подвержены крушению идеалов, обострению нигилизма, апатии молодежь т.к. система ценностей подвижна, мировоззрение не устоявшееся, что приводит к потере нравственного и духовного здоровья нации.
Для того, чтобы оказать помощь молодежи необходимо прежде всего определить какими средствами и приемами государство может воздействовать на разрешение кризиса в сфере молодежи, а поэтому обратимся к определению, что же такое государственная молодежная политика.
Государственная молодежная политика является деятельностью государства, направленной на создание правовых экономических и организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека и развития молодежных объединений, движений и инициатив[7]. Государственная молодежная политика выражает в отношении к молодому человеку стратегическую линию государства на обеспечение социально-экономического, политического и культурного развития России, на формирование у молодых граждан патриотизма и уважения к истории и культуре отечества, к другим народам, на соблюдение прав человека.
Деятельность федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ по реализации государственной молодежной политики осуществляется в условиях:
значительной безработицы среди молодежи (в 1996 г. — 35,5 % от зарегистрированных безработных).
криминализации молодежной среды (50 % общего числа лиц, совершивших преступления, составляют молодые люди от 14 до 30 лет).
ограниченности средств федерального бюджета, направляемых на финансирование мероприятий по реализации государственной молодежной политики. Государственная молодежная политика осуществляется: государственными органами и их должностными лицами; молодежными объединениями, их ассоциациями; молодыми гражданами.
Система формирования и реализации государственной молодежной политики включает:
специальное законодательство о государственной молодежной политике;
государственное регулирование молодежной политики;
плановое и финансовое обеспечение государственной молодежной политики.
Разработка и реализация государственной молодежной политики осуществляются на двух уровнях: общереспубликанском и региональном[8]. Направлена эта политика в первую очередь на создание для молодежи благоприятных условий для производственной деятельности, позволяющей реализовывать ее трудовой потенциал, самим зарабатывать средства, необходимые для оплаты досуга, нормального питания, жилищно-бытового устройства, обучения и др. Вместе с тем требуются субсидии (государственные, общественных организаций, фондов) для помощи наименее защищенным группам молодежи (инвалидам, сиротам).
Государственная молодежная политика в РФ основывается на следующих принципах:
1.Сочетание государственных, общественных интересов и прав личности в формировании и реализации молодежной политики.
Привлечение молодых граждан к непосредственному участию в формировании и реализации политики, программ, касающихся молодежи и общества в целом.
Обеспечение правовой и социальной защищенности молодых граждан, необходимой для восполнения обусловленной возрастом ограниченности их социального статуса.
Предоставление молодому гражданину гарантированного государством минимума социальных услуг по обучению, воспитанию, духовному и физическому развитию, охране здоровья, профподготовке, объем, виды и качество которых должны обеспечивать необходимое развитие личности и подготовку к самостоятельной жизни.
Приоритет общественных инициатив по сравнению с соответствующей деятельностью государственных органов и учреждений при финансировании мероприятий и программ, касающихся молодежи.
Целями государственной молодежной политики являются:
Содействие социальному, культурному, духовному и физическому развитию молодежи.
Недопущение дискриминации молодых граждан по мотивам возраста.
Создание условий для более полного включения молодежи в социально-экономическую, политическую и культурную жизнь общества.
Расширение возможностей молодого человека в выборе своего жизненного пути, достижении личного успеха.
Реализация инновационного потенциала молодежи в интересах общественного развития молодежи и всего общества.
Цели государственной молодежной политики реализуются на всех уровнях государственной власти и управления РФ. Устанавливаемые соответствующими государственными органами задачи в сфере реализации молодежной политики не должны противоречить ее целям[9]. Политика государства, направленная на достижение поставленных целей, предполагает поэтапные действия в следующих основных направлениях: обеспечение соблюдения прав молодежи; обеспечение в сфере гарантий труда и занятости молодежи; содействие предпринимательской деятельности молодежи; государственная поддержка молодой семьи; гарантированное предоставление социальных услуг; поддержка талантливой молодежи; формирование условий, направленных на физическое и духовное развитие молодежи; поддержка деятельности молодежных и детских учреждений; содействие международным молодежным обменам[10].
[1] Чирун С.Н. Молодежная политика в современном российском обществе / Дисс. канд. соц. наук – Кемерово, 2001. - С. 16.
[2] Молодежная политика 21 в.: стратегия выбора. Материалы Всероссийской ювенологической научно-практической конференции СПб., 1-3 ноября 1999 г. – СПб.: 1999. - С. 11.
[3] Чирун С.Н. Молодежная политика в современном российском обществе / Дисс. канд. соц. наук – Кемерово, 2001. – С. 17.
[4] Чирун С.Н. Молодежная политика в современном российском обществе / Дисс. канд. соц. наук – Кемерово, 2001. – С. 18.
[5] Чирун С.Н. Молодежная политика в современном российском обществе / Дисс. канд. соц. наук – Кемерово, 2001. – С. 18.
[6] Молодежь: структура, социальные проблемы. - Самара: из-во Самарского университета, 1998. - С.12.
[7] Государственная молодежная политика в Российской Федерации. – М.: Логос, 2003.
[8] Государственная молодежная политика в Российской Федерации. – М.: Логос, 2003.
[9] Иванов О.И., Васильев И.Г. Динамика социальной напряженности в отношениях молодежи и общества (основные положения концепции исследования) // Регион: Политика. Экономика. Социология. 2000. №1-2.
[10] Ильинский И.М. Молодежь и молодежная политика. – М.: Голос, 2001.
|