Вторник, 26.11.2024, 21:48
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 11
Гостей: 11
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из студенческих работ

Предпосылки возникновения молодежной политики в РФ

Понять любое социальное явление и дать ему определение можно лишь при условии, если подойти к нему исторически, т.е. взять его в развитии, начиная с того момента, когда оно только возникло, проходя затем различные стадии становления и развития, вплоть до перехода в иное качество – распад, деградацию, гибель[1]. Этот общий тезис справедлив и применителен к молодежной политике. Будучи фактором общественного развития, молодежная политика, несомненно, развивалась и сама по себе, претерпевая исторические трансформации во времени, достигая все новых качественных перемен и состояний. Необходимо рассмотреть становление и формирование государственной молодежной политики, а для этого мы обратимся к отечественному опыту.

В нашей стране молодежная политика выделилась в самостоятельную сферу государственной деятельности относительно недавно. Сам термин вошел в отечественную юридическую систему в 1991 г. с принятием Закона Советского Союза «Об общих началах государственной молодежной политики в СССР». Следует заметить, — отсутствие термина не означало, что такой деятельности государство ранее не осуществляло. Всю общественную систему советского периода отличало пристальное внимание к молодежи. Партия и комсомол заботились в первую очередь об идейно-политическом, военно-патриотическом, трудовом и физическом воспитании подрастающего поколения. Такая позиция объяснялась внутренней и внешней политикой государства, «целенаправленно строящего социалистическое общество в трудных условиях и при постоянной внешней yгрозе». Многие важные проблемы молодежи, начиная с конца 70-х годов, решались через планы социально-экономического развития областей, городов, районов, отдельных трудовых коллективов предприятий ведущих отраслей народного хозяйства СССР[2]. Первые такие планы и специализированные разделы («Коммунистическое воспитание молодежи») появились в Ленинграде, а затем и Москве. В них делался акцент на профессиональном образовании и воспитании, трудовых мотивациях и анализе форм досуга. Главное содержание разделов составляла общественно-политическая работа в трудовых коллективах и по месту жительства. По существу это были начальные формы зарождавшейся государственной молодежной политики.

Отдельно следует сказать о правовом опыте решения проблем молодого поколения, который лег в основу первых программ и мероприятий государственной молодежной политики, а также первого закона о молодежи в нашей стране. Значительную часть нормативных правовых актов СССР по вопросам, затрагивающим воспитание, образование, трудоустройство, службу в армии, поддержку молодых семей и другие вопросы молодого поколения, составляли совместные постановления ЦК КПСС и СМ СССР. Число законодательных актов, регулирующих положение молодежи в обществе, было велико. На уровне Совета Министров СССР, союзных республик, министерств и ведомств в отношении молодого поколения насчитывалось 1300 подзаконных актов)в (в сборнике нормативов «Основные права и обязанности молодежи» их общий перечень занимал 590 страниц текста). Все инициативы правоположений, которые условно можно было бы свести к сфере молодежной политики, исходили от КПСС, в отдельных случаях — от ВЛКСМ. Последний, в лице своего руководящего органа — Центрального Комитета, был наделен в СССР правом законодательной инициативы.

Комсомол, начиная с конца 70-х годов, дважды, но безуспешно пытался разработать и внести в Верховный Совет СССР «Законопроект о молодежи». Первый вариант проекта закона о молодежи был подготовлен в 1968 г под руководством секретаря ЦК ВЛКСМ Ю. Торсуева и юриста М. Кириченко. И хотя руководство страны не поддержало эту инициативу, определенные позитивные шаги в решении вопроса были уже сделаны. В частности, созданы комиссии по делам молодежи Верховного Совета СССР и Верховных Советов союзных республик. Вторая и тоже неудачная попытка была предпринята в 1977 году. Лишь весной 1991 г. удалось принять Закон «Об общих началах государственной молодежной политики в СССР», но он остался «на бумаге». Причины того, что Закон не был реализован фактически состоят в отсутствии должной финансовой поддержки (все положения закона носили выраженный затратный характер) и распаде СССР.

Принятый Верховным Советом СССР, этот юридический документ исходил из общенародных интересов и интересов молодых граждан при установлении принципов государственной молодежной политики в стране. Закон определял экономические, правовые и организационные условия и гарантии ее осуществления, а также закреплял систему правовых средств, направленных на обеспечение равенства социальных возможностей молодежи с другими общественными группами и слоями населения. Закон составлял основу развития законодательства Союза ССР и союзных республик и должен был обеспечивать практическую реализацию политики советского государства по отношению к молодому поколению на ближайшие десятилетия.

Центральная идея закона заключалась в регулировании путей и способов осуществления государственной молодежной политики в стране. Государство и общество не просто пытались создавать потенциальные условия и реальные возможности для удовлетворения интересов молодежи и защиты прав молодых граждан, но гарантировали их равноправное участие со всем населением в общеполитических и общесоциальных процессах.

Для этого в статье 2 закона определялись главные принципы государственной молодежной политики:

развитие общественно значимых интересов и потребностей молодого поколения, их выявление и согласование с интересами всего общества на основе обеспечения фактического равенства возможностей молодежи с другими общественными группами;

ответственность молодежи перед обществом за обновление социализма и социальный прогресс на основе полного политического доверия к молодому поколению;

участие молодежи, ее организаций в формировании и реализации молодежной политики на основе организационной и материальной поддержки их инициатив во всех сферах общественной жизни;

расширение социальных благ и возможностей молодого поколения пропорционально росту национального дохода в соответствии с вкладом молодежи в общественное производство.

Главная цель государственной молодежной политики заключалась в «гармоничном соединении интересов молодежи и всего народа при формировании условий и стимулов для молодых граждан, благодаря которым они могли бы с наибольшей полнотой реализовывать свой творческий потенциал» на благо общества и принимать на себя ответственность за судьбу страны[3]. Предполагалось, что государственная молодежная политика в Советском Союзе будет охватывать вопросы воспитания, образования, труда, быта, досуга и создавать, условия для всестороннего, гармоничного развития творческого потенциала молодого поколения, его подготовки к самостоятельной жизни, активному участию в государственном, хозяйственном и социально-культурном строительстве, управлении делами государства и общества.

Молодежная политика в СССР должна была строиться с учетом следующих положений :

личной ответственности молодого гражданина за реализацию предоставленных государством возможностей его полноценного развития;

обеспечения равенства политических, экономических, социальных и культурных возможностей молодежи с другими общественными группами;

полного политического доверия к молодежи и ее ответственности перед обществом;

инициативного участия молодежи в формировании и реализации молодежной политики.

Исходя из плановых начал политики государства по отношению к молодежи в составе государственных планов и программ социального и экономически о развития, бюджетов и иных финансовых планов на всех уровнях предусматривалось целенаправленное проведение мероприятий по осуществлению государственной молодежной политики. При этом в плановой деятельности должна была широко использоваться система научно обоснованных социальных норм и нормативов, характеризующих потребности и обеспеченность молодежи основными видами социальных благ и услуг[4].

В связи с переходом страны к рыночной экономике с конца 80-х годов и перестройки ЦК ВЛКСМ было принято решение реализовать на общесоюзном уровне две целевые комплексные программы «Социальная защита молодежи» и Занятость молодежи». Предусматривалась разработка еще трех программ: «Образование, духовное и физическое развитие молодежи», «Молодая семья» и «Повышение роли молодежи в структуре власти». Но осуществить эти программы и задачи не удалось.

В начале 90-х годов в ряде союзных республик Советского Союза были приняты «молодежные законы», в том числе Закон Азербайджанской Республики «О государственной молодежной политике», Закон Казахской Советской Социалистической Республики «О государственной молодежной политике в Казахской ССР». Также подготовлены законопроекты Республики Кыргызстан «О государственной молодежной политике в Республике Кыргызстан», Тувинской АССР «О молодежи в Тувинской АССР», Украинской ССР «О социальной адаптации и развитии молодежи». При их разработке за основу брался Закон (56 общих началах государственной молодежной политики в СССР».

Госкомитет РСФСР по молодежной политике в начале июня 1991 г. определил цель государственной молодежной политики в России: «создание социально-экономических, политико-правовых, духовно-культурных предпосылок, условий и гарантий для становления личности молодого человека, социализации молодого поколения, реализации его творческого потенциала в интересах развития личности и общества в ценим, возрождения и развития России как свободного содружества народов, связанных историческими узами совместного национально-государственного существования»[5].

Основными задачами молодежной политики на республиканском уровне были названы:

разработка и принятие законов, государственных, республиканских и региональных программ, стимулирующих создание необходимых условий для свободного развития молодежи;

финансирование государственных программ и других мероприятий, направленных на создание этих условий;

координация деятельности государственных учреждений и общественных организаций в решении молодежных проблем;

поощрение (включая финансирование) деятельности негосударственных организаций, направленной на обеспечение занятости молодежи, выравнивание стартовых возможностей для различных категорий молодежи (сельской, рабочей и пр.) в сфере труда, образования, культуры, социального обеспечения.

В июле 1991г. планировалось провести пленум ЦК КПСС по молодежной политике, на котором предполагалось рассмотреть механизмы реализации молодежной политики на местах, но он не состоялся. Проведенные в Ленинграде, Москве и ряде других крупных городов заседания бюро местных партийных организаций, посвященные молодежным проблемам, смогли актуализировать только частные вопросы, не затрагивающие механизмы реализации государственной молодежной политики в целом как в СССР так и РСФСР, других союзных республиках.

В 1990 г. было создано Управление по молодежной политике в рамках Государственного комитета по труду и социальным вопросам СССР. Это управление существовало около года – до момента образования Комитета по делам молодежи при Совете Министров СССР, который возглавил В.И. Цыбух .[6]

После того, как был развален СССР, вопрос о молодежной политике повис в воздухе. Но вскоре была установлена должность Полномочного представителя Правительства Российской Федерации по делам молодежи, на которую назначили Шаронова А.В. Затем он стал Председателем Комитета Российской Федерации по делам молодежи. Весной 1997 года на этом посту его сменила Новикова Т.В. В мае 1998 года этот Комитет был упразднен. Взамен его создали Департамент по делам молодежи, который ввели в структуру Министерства труда и социального развития Российской Федерации. Однако вскоре Комитет был воссоздан. Председателем его стал Деникин В.И. В мае 2000 года Указом президента Российской Федерации Государственный комитет был вновь упразднен, вновь создан Департамент по молодежной политике, но теперь уже в структуре Министерства образования Российской Федерации.

Таким образом, следует отметить, что в России в целом создана вертикальная структура управления, с помощью которой государство осуществляет молодежную политику.

Во всех 89 субъектах Российской Федерации имеются органы по делам молодежи. В 2000 году это были 4 министерства, 7 государственных комитетов, 1 управление в составе министерства, 35 департаментов, управлений и комитетов по делам молодежи, 23 департамента, управления и комитеты в составе других административных органов, 1 общественно-государственный комитет по делам молодежи, 8 советников – глав администраций.[7]

Действует система молодежных социальных служб. Насчитывается более 100 служб трудоустройства и профориентации молодежи; около 2000 социальных служб разного толка для детей и молодежи: юридические консультации, телефоны доверия, центр помощи молодым инвалидам, наркоманам, алкоголикам и т.д.; 41 центр информации для молодых людей.[8]

Создана нормативно-правовая база государственной молодежной политики. В июне 1993 года было принято постановление Верховного Совета РФ «Об основных направлениях Государственной молодежной политики в РФ». А в 1995 году одобрен Федеральный закон «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений».

Следует заметить, что до середины 1999 года молодежная политика в Российской Федерации не стала на практике приоритетной политикой государства. Большинство решений, постановлений, целевых программ имеют декларативный характер. Они напрямую зависят от позиций центральных и местных властей и наличия соответствующих сумм в бюджете.

Таким образом, государственная молодежная политика – это, своего рода, интегрирование отдельных программ и проектов, касающихся молодежи, в единое целое при усилении регулирующей роли современного государства.

 

[1] Иконнокова С.Н. Диалектика преемственности поколений / Социология молодежи. Под ред. В.т. Лисовского. Спб, 1996, с. 107-123.

[2] Основы ювенологии: опыт комплексного междисциплинарного исследования / Науч. ред. Е. Г. Слуцкий, отв. ред. И. В. Скомар-цева. — СПб.: БИС-принт, 2002. — 267 с.

[3] Омельченко Е.А. Российская молодежь на рубеже веков: (опыт исторического анализа исследований современного состояния сознания) // Вестн. Моск. ун-та. Сер.8. История. - 2005. - N 3. - С.83-100.

[4] Горшков М. "Дети перестройки" не потеряны // Рос. газета. - 2006. - 24 марта. - С.17.

[5] Омельченко Е.А. Российская молодежь на рубеже веков: (опыт исторического анализа исследований современного состояния сознания) // Вестн. Моск. ун-та. Сер.8. История. - 2005. - N 3. - С.101.

[6] Ильинский И.М. Молодежь и молодежная политика. – М.: Голос, 2001. - С. 467.

[7] Ильинский И. М. Молодежь и молодежная политика. – М.: Голос, 2001. - С. 473.

[8] Ильинский И. М. Молодежь и молодежная политика. – М.: Голос, 2001. - С. 473.

Категория: Материалы из студенческих работ | Добавил: medline-rus (27.04.2017)
Просмотров: 340 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%