Согласно переписи 2002 года, численность женского населения в России составляет 53, 5 процента.[1] В 1998 году среднее специальное и высшее образование имели 63 процента работающих женщин и всего 49 процентов работающих мужчин. Однако у повальной образованности женщин в России есть и обратная сторона медали. Вероятность того, что женщины с дипломами, и тем более с учеными степенями, останутся бездетными, вдвое выше, чем у домохозяек, целиком сосредоточившихся на семье. Статистика рождаемости говорит, что более образованные женщины рожают первенца в среднем в 29 лет, то есть на 5 лет позже, чем женщины с менее высокой квалификацией. Интересно, что в России женщин-ученых больше, чем где-либо в мире.
Феминизация образования и науки в нашей стране - свершившийся факт. Если сравнить Россию с другими странами, то доля прекрасной половины человечества среди преподавателей вузов и ученых самая большая в мире. Россия на общем фоне выглядит страной, показывающей другим пример гендерного равенства. Так, доля российских женщин среди кандидатов наук составляет около 30 процентов, а среди докторов - около 15 процентов. В вузах эти показать еще выше: 32 процента кандидатов наук и около 20 процентов докторов наук - женщины. Конечно, женское лицо российской науки - следствие не столько эмансипации, сколько потери престижа научного знания в нашей стране. Женщины просто заняли вакантные места мужчин, которые либо уехали за границу, либо предпочли науке и преподаванию более высоко оплачиваемую работу. Вполне объяснимо, что среди академиков и членов-корреспондентов РАН представительниц прекрасного пола совсем немного: 1,5 и 2 процента соответственно.[2] При явном преобладании женщин - специалистов с высшим и средним специальным образованием их доля среди руководителей предприятий незначительна.
Среди руководителей хозяйственных органов удельный вес женщин в 1995 г. составлял 8-11%, их заместителей - 8%, а в ряде отраслей (строительство, транспорт) - менее 1%. А сколько в России женщин-министров? А женщин-сенаторов? С каждым годом все меньше женщин приходит во властные структуры. На парламентских выборах 1999 года ни одно избирательное движение с "женским лицом" не добилось успеха. В Государственную Думу прошли лишь 34 женщины (7,7 процента депутатов), они получили на 11 мандатов меньше, чем в 1995 году. (Говорят, что даже в парламенте Пакистана 40 процентов - женщины). На высших государственных должностях женщин в России - 0,1 процента. Вот такое получается равноправие. И это при том, что в Конституции РФ записано: "Мужчины и женщины имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации". Исторически сложившаяся, ориентированная преимущественно на мужчин организация управленческой пирамиды не отражает реально складывающийся баланс общественных сил, новые роли мужчин и женщин, возможности влияния женщин на дела общества, государства, семьи, не позволяет обеспечить правильную социальную ориентацию развития общества и его демократизацию.
В Указе Президента РФ от 4 марта 1993 г. (ред. от 01.09.2000) №337 "О первоочередных задачах государственной политики в отношении женщин" подчеркнута необходимость обеспечения условий для реального участия женщин в деятельности государственных органов и общественных организаций.[3] При Президенте Российской Федерации, в Правительстве РФ и Федеральном Собрании, на уровнях субъектов Российской Федерации, в органах местного самоуправления были сформированы комиссии и комитеты по вопросам женщин, семьи и детей. Однако в последующем постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2004 г. (ред. от 11.11.2006, с изм. от 03.03.2007) №215 «Об упорядочении состава координационных, совещательных, иных органов и групп, образованных Правительством Российской Федерации» Комиссия по вопросам улучшения положения женщин в Российской Федерации была упразднена[4].
В соответствии с законодательством Российской Федерации женщинам обеспечен равный с мужчинами доступ к государственной службе и участию во внешнеполитической деятельности. Тем не менее фактически женщины крайне незначительно представлены в высших эшелонах государственной власти, на ответственных постах в производственной и финансовой сферах, в ассоциациях предпринимателей. Но не все плохо. По результатам социологических исследований, 25 процентов российских женщин имеют доход выше, чем их коллеги - мужчины. По словам президента Российской академии бизнеса и предпринимательства Ирины Горбулиной, «это связано с тем, что женщины в России развивают свой бизнес, часто оказавшись в неравных условиях с мужчинами. В отличие от последних они не имеют стартового капитала и доступа к кредитным и административным ресурсам. Именно поэтому женшины-бизнесмены вынуждены быть на голову выше мужчин. Россиянки в силу сложившегося семейного уклада психологически легче и быстрее приспосабливаются к новым социально-экономическим условиям. Малые предприятия в России оказались сегодня бизнесом с "женским лицом" - во многих регионах более половины их возглавляют женщины.
По результатам исследований, 40 процентов россиянок возглавляют частные структуры. Но возвращение к матриархату нам не грозит, ибо, несмотря на то что российские женщины сегодня действительно занимают устойчивые позиции в сфере малого и среднего бизнеса, в крупном бизнесе их пока единицы. Крупный бизнес в России имеет "мужское лицо". Так что говорить о возвращении матриархата в российском обществе не актуально».[5] «Существует стереотип женщины-лидера: холодная, независимая... Однако психологические особенности женщин-руководителей, как правило, связаны с высокой социальной ответственностью и готовностью развивать партнерские доброжелательные отношения в бизнесе. В Российской Федерации наблюдается рост гражданской активности. Динамично развивается процесс становления массовых женских организаций. На начало 1995 г. в России было зарегистрировано более 400 различных женских организаций, среди них пять имели федеральный статус, семнадцать - международный, остальные действуют на межрегиональном, региональном, городском, районном уровнях. В России сейчас особое значение приобрела ценность социального успеха. Причем не только для мужчин, но и для женщин. Такой ценности при советской власти не было. Были, конечно, люди, делавшие карьеру и чего-то достигшие, но тип человека, ориентированного на успех, представлялся отрицательным. Сейчас он норма.
Появились женщины, которые сознательно хотят добиться успеха в обществе и личного успеха. Но при этом ни они сами, ни будущие их партнеры пока не готовы принять, что жена будет слишком много времени уделять не просто работе, а своему карьерному росту и публичной роли в обществе. Женщинам становятся неинтересны традиционные сюжеты: выйти за богатого мужа и иметь полный комфорт. Преобладают женщины, которые хотят быть организаторами своей жизни, с очень высокой ценностью личной независимости. Они не готовы жертвовать своими достижениями ради семьи. Но при этом страдают от одиночества. Это основное противоречие женщин молодого поколения. И этой линии еще предстоит быть в обществе линией напряжения. Вернуть все обратно не удастся, а двигаться вперед сложно.
Сравнительный анализ с европейскими странами показывает, что число неудовлетворенных браком у нас гораздо больше, чем в среднем в Европе. Причем женщины не удовлетворены гораздо больше, чем мужчины. Эта проблема, загнанная внутрь, - подводный снаряд. Женщины говорят, что они с удовольствием занялись бы семьей. Но очень скоро стало ясно, что все не так просто. Женщины по-прежнему стремятся получить высшее образование, реализоваться. А если некоторые и хотят быть домохозяйками, то не на всю жизнь, а лишь на время воспитания маленьких детей. Жизнь профессионально занятых женщин гораздо интереснее, чем домохозяек. Так что в идеальном варианте женщина должна иметь выбор. Как и мужчина. Кстати, есть мужчины, которые не хотели бы работать, по данным исследований их около десяти процентов. Они хотели бы сидеть дома, пока жена работает. У них тоже должно быть право выбора.
Если обратиться к опыту стран, к которым мы относимся - с высоким процентом женской занятости и высоким уровнем женского образования, - можно четко проследить тенденцию: женщины, относящиеся к среднему классу или близкие к нему, сначала получают образование, стараются встать на ноги и только потом решаются строить семью. Часто у них бывают так называемые пробные браки. Потом он или превращается в постоянный, или отношения распадаются…»[6] Руководствуясь положениями Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин и итоговыми документами IV Всемирной конференции по положению женщин "Действия в интересах равенства, развития и мира" (Пекин, сентябрь 1995 г.), правительством Российской Федерации Постановлением от 08.01.1996 №6 (ред. от 26.07.2004) была утверждена «Концепция улучшения положения женщин в Российской Федерации»[7]. Концепция определяет общую стратегию и приоритетные направления государственной политики в отношении женщин и нацелена на реализацию принципа равных прав и свобод и создания равных возможностей для женщин и мужчин в соответствии с Конституцией РФ, международными обязательствами России и рекомендациями IV Всемирной конференции по положению женщин с учетом реальной социально-экономической ситуации в современной России. Концепция обсуждена и одобрена на Национальной конференции "Женщины и развитие: права, реальность, перспективы" (Москва, 13-14 декабря 1994 г.). Названный документ основывается на том, что права женщин являются неотъемлемой частью общих прав человека. Полное и равноправное участие женщин в политической, экономической, социальной и культурной жизни на федеральном, региональном и международном уровнях должно стать главной целью государственной политики в области улучшения положения женщин в Российской Федерации.
Наибольшее беспокойство общественности в условиях кардинальных реформ, происходящих в России в настоящее время, у правительства РФ вызывают невостребованность женщин в политике, их дискриминация в сфере труда, ухудшения здоровья и рост насилия. В связи с этим концепция признает необходимость в первую очередь:
содействовать соблюдению прав женщин в единстве с правами и основными свободами человека;
обеспечивать условия для полноправного участия женщин в принятии решений на всех уровнях управления;
содействовать обеспечению равных прав на рынке труда;
обеспечивать охрану здоровья женщин;
добиваться недопущения и пресечения насилия в отношении женщин. Для решения отмеченных проблем следует:
добиваться создания условий и правовых норм, необходимых для осуществления на практике конституционного принципа равных прав и равных возможностей;
использовать опыт, накопленный в различных регионах РФ; обеспечить координацию действий на федеральном, региональном и международном уровнях.
В концепции отмечается, что, несмотря на то, что в соответствии с Конституцией РФ «мужчины и женщины имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации», эти конституционные положения пока нередко носят декларативный характер, поскольку недостаточно разработана и эффективна система мер, обеспечивающих их реализацию.
[1] Федеральная служба государственной статистики РФ
[2] Образованные и одинокие // Российская Научная Газета, 2003
[3] Указ Президента РФ от 04.03.1993 №337 (ред. от 01.09.2000) "О первоочередных задачах государственной политики в отношении женщин" // Российская газета. №50. 1993
[4] Постановление Правительства РФ от 16.04.2004 №215 (ред. от 11.11.2006, с изм. от 03.03.2007) "Об упорядочении состава координационных, совещательных, иных органов и групп, образованных Правительством Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. №17. Ст. 1658
[5] Берновская Е. Бизнес леди - это класс! // Российская Газета, 2003, №9
[6] Берновская Е. Неровный брак // Российская Газета, 2004, №6
[7] Постановление Правительства РФ от 08.01.1996 №6 (в ред. от 26.07.2004) "О концепции улучшения положения женщин в Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. №3. Ст. 185
|