Отечественная система образования является важным фактором сохранения места России в ряду ведущих стран мира, ее международного престижа как страны, обладающей высоким уровнем культуры, науки, образования. В основе инновационных процессов в образовании должно лежать единство научной и образовательной деятельности и их ориентация на экономическое, социальное и духовное развитие общества.
На современном этапе развития Российской Федерации инновационное образование, в его неразрывной, органичной связи с наукой, становится все более мощной движущей силой экономического роста, повышения эффективности и конкурентоспособности народного хозяйства, что делает его одним из важнейших факторов национальной безопасности и благосостояния страны, благополучия каждого гражданина. Характерной тенденцией последних лет выступают масштабные институциональные преобразования, придающие специфику инновационным процессам во всех сферах научной и образовательной деятельности.
Инновационные образовательные учреждения должны стать важнейшим фактором развития общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны.
Особое значение в осознании сущности инновационного образования и придании инновационным процессам в высшей профессиональной школе динамичности, принадлежит наукоградам: Обнинск, Дубна, Королев, Кольцово, Северск, Черноголовка, Троицк, Жуковский, и новым уникальным моделям "наукоградских университетов": специализированный университет - Пущинский государственный университет, комплексный - Международный университет природы, общества и человека, способным концентрировать потенциал вузовских коллективов и направлять его на решение крупных национальных проектов.
Суть инновационных образовательных учреждений можно выразить фразой: "учитывая и уважая прошлое, создавать будущее". В лучших своих образцах они ориентированы не столько на передачу знаний, которые постоянно устаревают, сколько на овладение базовыми концепциями, позволяющими приобретать необходимые знания самостоятельно – по мере необходимости. Именно поэтому такие образовательные учреждения должны быть связаны с практикой более тесно, чем традиционные.
Объем информации, которой владеет наша цивилизация, удваивается каждые пять лет. Поэтому помимо освоения знаний не менее важным становится освоение методик, техник, с помощью которых можно получать, перерабатывать и использовать новую информацию.
Снижение конкурентоспособности традиционных институтов образования, а так же недостаточная интеграция науки и производства свидетельствуют о необходимости создания принципиально новых учреждений образования. Сегодня традиционное образование как система получения знаний отстаёт от реальных, демографически обусловленных потребностей современного общества людей. Инновационное образование предполагает обучение в процессе создания новых знаний – за счёт интеграции фундаментальной науки, непосредственно учебного процесса и производства.
Главная задача российской инновационной образовательной политики - обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия генетически обусловленным потребностям личности, общества и государства.
Меры государственной поддержки образования должны сочетаться с усилением роли органов государственной власти и управления образованием в обезпечении совместно с общественностью высокого и современного качества работы инновационных образовательных учреждений. В условиях приоритетной поддержки образования со стороны государства система образования должна обезпечить эффективное использование своих ресурсов - человеческих, информационных, материальных, финансовых.
Опираясь на богатейший опыт российской и советской школы, следует сохранить лучшие традиции отечественного естественно-математического, гуманитарного и художественного образования. Воспитание как первостепенный приоритет в образовании должно стать составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития. Многонациональной российской школе предстоит проявить свою значимость в деле сохранения и развития русского и родного языков, формирования российского самосознания и самоидентичности.
В соответствии с Законами "Об образовании" и "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" развивается автономия образовательных учреждений. Учебные заведения получили широкие возможности для гибкой адаптации к запросам и потребностям всех пользователей их образовательными и иными услугами.
Становление автономии образовательных учреждений сопровождается развитием их вариативности. Так, в составе учреждений дошкольного образования сложился широкий спектр их видов: с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников; компенсирующего вида; ухода и оздоровления; комбинированного вида; центры развития ребенка. В системе общего образования получили широкое развитие школы с углубленным изучением предметов: лицеи, гимназии. В начальном профессиональном образовании сформировались учебные заведения повышенного типа, в основном, профессиональные лицеи, осуществляющие подготовку высококвалифицированных кадров рабочих.
В процессе обновления системы государственных учреждений среднего профессионального образования развились новые виды учебных заведений – колледжи. В колледжах ведется подготовка специалистов для работы в области высоких технологий, в социальной сфере и для осуществления других видов деятельности, требующей от работников высокого уровня интеллектуального развития.
Развитие вариативности учебных заведений профессионального образования сопровождалось преодолением сложившейся ранее их отраслевой направленности, вступившей в противоречие с новыми запросами, обусловленными структурными сдвигами экономики, развитием региональных рынков труда. В значительной мере расширилась сама сеть профессиональных образовательных учреждений. Лицеи, техникумы, колледжи, вузы, их структурные подразделения стали значительно более доступными жителям даже самых отдаленных районов страны.
Регионы играют значительную роль в инновационном развитии образования, поскольку: реальная модернизация не может ограничиваться единой программой действий по всей России в целом. Она не может всюду проводиться по одной и той же схеме, исходить из одинакового набора задач, средств, темпов ее осуществления; успешное проведение реформы возможно только при сочетании разнообразия конкретных подходов в отдельных регионах и единых принципов развития; чрезвычайно важное значение имеет образовательное законотворчество субъектов Федерации, которое является как фактором обогащения общефедерального законодательства об образовании, так и действенным инструментом развития образования в регионах.
Только при активном участии регионов в модернизации образования возможно увидеть, поддержать и распространить наиболее ценные содержательные инициативы лучших учителей школ, преподавателей вузов. Только такие инициативы позволят сделать изменения реально инновационными, поднять качество образования на новый уровень. Инновации в образовании - это не только внедрение компьютерных технологий, это и обновленные методики преподавания, и современные подходы к работе с обучаемыми, и адаптация к требованиям промышленности. Инновационная деятельность в любом учебном заведении сопряжена с множеством трудностей и одной из серьезных проблем является слабая теоретическая база. Отсутствие или недостаточность готовых методик и наработанного опыта вынуждает учебные заведения самостоятельно заниматься разработкой инновационных программ вместо применения уже отработанных решений.
Развитие глобальной экономики неизбежно влечет за собой увеличение требований к специалистам в самых разных сферах, что, соотвественно, вынуждает учебные заведения адаптироваться к новым условиям. Сохранить неизменно высокое качество подготовки специалистов помогает следование новейшим тенденциям в образовательной деятельности. Значение инновационной деятельности в сфере образования трудно переоценить. Система общего и профессионального образования обеспечивает Государство самым важным и ценным ресурсом - квалифицированными специалистами, способными быстро и качественно решать поставленные перед ними задачи.
Первые инновационные школы появились достаточно давно – когда общепринятая система обучения не справлялась со своей основной функцией – формировать в ребёнке самостоятельную, свободную и в то же время социально ответственную личность. К примеру, школа Френе. Селестен Френе начал преподовать в 1920 году в деревенской школе во Франции. Классы были переполнены ребятами разных возрастов, общепринятые приёмы обучения эффекта не давали, учебных средств не доставало – Френе разработал новые формы занятий, позволяющие заниматься с детьми индивидуально и в то же время создающие условия для демократического сотрудничества всех участников коллектива. Часто создателями инновационных школ были вовсе не педагоги. Рудольф Штейнер – создатель Свободной вальдорфской школы – был известным редактором, издавал труды Гёте.
Основа инновационной школы – личность её вдохновителя. Говоря об идейных вдохновителях, нельзя не назвать имя русского педагога Антона Семёновича Макаренко, сумевшего с помощью личного примера и труда перевоспитать и социально адаптировать сотни безпризорников.
На территории Российской Федерации существует уникальная инновационная площадка – "Государственный общеобразовательный лицей-интернат комплексного формирования личности детей и подростков" находящийся в Краснодарском краю, с. Текос – "Школа Щетинина".
По замыслу Михаила Петровича Щетинина, руководителя государственного лицея, заслуженного учителя России, академика РАО, профессора, школа основывается на взаимном сотрудничестве. Детей, которые вырастают в атмосфере сотрудничества, можно описать так: все они умеют и любят думать, процесс думанья - ценность для них; все обладают дидактическими способностями: каждый может объяснить материал другому; все обладают организаторскими способностями; все в той или иной степени ориентированы на людей; все способны к творчеству; все обладают чувством социальной ответственности.
Поддержка инноваций в системе образования необходима для формирования инновационного мышления подрастающего поколения; инновации в образовательных учреждениях должны быть согласованы с интересами педагогического коллектива и родительской общественности; инновационное образовательное учреждение должно выполнять просветительскую миссию для граждан города, района, микрорайона и родителей обучающихся; институциональное обеспечение инновационной деятельности в системе образования – задача органов государственного управления; идея инновационной экономики будет воплощаться в жизнь с экономической поддержкой и стимулированием деятельности образовательного учреждения и педагогов – инноваторов. Анализ инновационной деятельности в системе образования свидетельствует о наличии комплекса инструментов государственной поддержки инновационной активности образовательных учреждений и достаточности институциональной базы
На федеральном уровне инновации в системе образования проявляются, главным образом, в качестве рекомендаций, регламентированных государственными документами, такими, как федеральные законы "Об образовании" и "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", Федеральная программа развития образования, Национальная доктрина образования, Концепция модернизации российского образования на период до 2025 года.
На этом уровне очевидны явные изменения: поиск адекватного содержания образовательных программ, стандартизация образования, освоение новых форм аттестации учащихся, введение многоступенчатой системы профессионального образования.
Нововведения на региональном уровне отличаются большей конкретикой и практической ориентированностью. Очевидно, что процесс регионализации явился в свое время необходимой инновацией в становлении отечественной системы образования на новом историческом этапе.
Закончилась "эпоха" единообразия школ.
Появились государственные и негосударственные школы.
Активизировался процесс разработки и обновления программ, методик, технологий, учитывающих альтернативные варианты индивидуальных и общественных запросов, появилась возможность оказания разнообразных дополнительных образовательных услуг, в том числе платных.
Таким образом, законодательные и организационно-управленческие инновации "сверху" обеспечили социальную и нормативную базу для инноваций "снизу", осуществляемых на уровне образовательных учреждений.
|