Вторник, 26.11.2024, 21:19
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из студенческих работ

Теория эволюции государственной политики стимулирования экономического роста

В связи с тем, что современные модели экономического роста обладают известными недостатками, которые мы упомянули в предыдущем параграфе, с недавних пор особое внимание уделяется теориям, которые пытаются разрешить две ранее нетронутые проблемы. Во-первых, эти теории пытаются включить в модель экономического роста использование селективных методов государственной политики. Иными словами, прослеживается идея о том, что масштаб государственного вмешательства в экономику должен быть больше, нежели создание институтов, которые лишь нивелируют провалы рынка (неспособность рынка производить общественные блага, нейтрализовать негативные экстерналии, а также разрешить проблему асимметрии информации). Во-вторых, они пытаются смоделировать необходимость смены факторов государственной политики при переходе от одной стадии экономического развития к другой. Таким образом, сегодня особенно актуальными становятся работы, которые развивают то, что условно можно назвать теорией эволюции государственной политики стимулирования экономического роста.

Кроме того, необходимо отметить, что ввиду того, что исследования эволюции государственной политики стимулирования экономического роста пытаются учесть стадийность и селективность государственной политики, современные теории экономического роста становятся менее формализованными. Вместо этого появляются отдельные модели роста (чаще всего регрессионные уравнения), которые в силу значительного усложнения модели учитывают лишь отдельные факторы, на определенном этапе развития влияющие на ВВП.

В рамках теории эволюции государственной политики стимулирования экономического роста можно выделить четыре подхода, каждый из которых является развитием предыдущего. Первый подход – исторический. Его основные посылки заключаются в том, что: 1) стадийность экономики – естественный процесс и 2) государство может ускорять переход экономики с одного витка развития на другой. При этом эти посылки выводятся из исторического анализа развития мировой экономики.

В рамках исторического подхода формируются первые теории стадий экономического роста. Модель W. Rostow (W. Rostow, 1960) – первая из таких теорий, согласно которой экономика в своем развитии последовательно проходит 5 стадий: от стадии традиционного общества до стадии массового производства и потребления. Однако, модель W. Rostow основывалась на опыте развитых стран Европы и не учитывала существенной роли государства в стимулировании экономического роста. Позже модель была дополнена А. Гершенкроном, который отметил, что чем сильнее отставание экономики, тем более интенсивной и форсированной будет роль государства, которая нацелена на ускорение перехода экономики от одной стадии к другой (A. Gerschenkron, 1962).

Следующий подход – подход сравнительный. В рамках этого направления исследований сравниваются опыты быстро развивающихся стран и менее успешных государств. На основании этих сравнений, выделяются те факторы государственной политики, которые на том или ином этапе оказываются более эффективными. Соответственно, с помощью такого сравнения удается построить теоретическую модель конкретных факторов государственной политики, которые бы в максимальной степени отвечали потребностям экономики на каждом из этапов, а также ускоряли переход от одного этапа к другому. Среди таких исследований можно выделить работу D. Rodrik (1997), а также обзор МВФ (G. Mackenzi, D. Orsmond, 1996).

Следующий подход – выявление эконометрической связи между инструментами государственной политики и ростом ВВП через эндогенные теории роста. Среди таких исследований можно отметить работы R. Levine, D. Renelt (1992) и R. Barro (1991). В таких моделях строятся регрессии для обнаружения связи между конкретными инструментами государственной политики и экономическим ростом в отдельной стране или группе стран. Иными словами, в рамках данного направления фактически проверяются выкладки сравнительного анализа.

Четвертым подходом в рамках эндогенных теорий выступает «метод критических точек», в ходе которого пытаются обнаружить критические отсечки (уровень ВВП), после которых влияние изучаемых факторов на экономический рост меняет свой знак или переходит определенное значение. Среди первых работ, использующих этот метод, можно отметить исследования D. Acemoglu, Ph. Aghion, F. Zilibotti (2002, 2006). Особый интерес здесь представляют те критические точки, которые не соответствуют времени смены фаз экономического развития.

Таким образом, мы видим, что теории экономического роста на сегодняшний день прошли весьма длительный путь в своей эволюции: от полного игнорирования государства до понимания ключевой роли экономической политики. При этом сегодня особым спросом пользуются те модели, которые могут объяснять догоняющий рост. Это обусловлено тем, что полная модель роста развивающейся экономики могла бы помочь государствам, которые еще только пытаются найти механизмы, позволившие бы им догнать мировых лидеров.

Модели, объясняющие догоняющий рост, для повышения своей предсказательной силы должны интегрировать теории эволюции государственной политики стимулирования экономического роста и теории роста, рассмотренные нами ранее. На сегодняшний момент модель, которая в большей степени соответствует этому критерию – модель В. Полтеровича и В. Попова (В. Полтеровича, В. Попов, 2006): 1) модель является формализацией догоняющего развития; 2) авторы используют «метод критических точек» вкупе с историческим и сравнительным подходом.

Далее мы кратко опишем суть этой модели. Первая стадия развития экономики, согласно модели В. Полтеровича и В. Попова – начальная модернизация. На этом этапе основная цель государства – создать условия для развития внутреннего производства (главным образом, тяжелой промышленности), которое впоследствии сможет стать конкурентоспособным. На этой стадии особенно ярко проявляется импортная экстерналия, когда импорт способствует заимствованию технологий, а также обучению на рабочем месте. Именно поэтому эффективная государственная политика на данном этапе – поддержка импортеров. К инструментам такой политики могут относиться субсидии импортерам оборудования, завышенный реальный валютный курс, ограничение импорта готовой промышленной продукции.

Спустя некоторое время национальная промышленность сталкивается с недостаточностью внутреннего спроса и испытывает необходимость в экспорте. На этом этапе главную роль начинает играть экспортная экстерналия. Национальные компании, выходя на внешние рынки, для того чтобы успешно конкурировать, вынуждены заниматься инновациями. Полученные фирмами знания распространяются на другие отрасли, создавая положительный внешний эффект. Именно поэтому на этой стадии, или на стадии экспортно-ориентированного роста, основная цель государства – поддержать экспорт. Здесь целесообразно использовать как селективные инструменты: поддержку крупных компаний, занижение обменного валютного курса, а также предоставление льготных кредитов экспортерам, так и создавать базовые рыночные институты (обеспечение прав собственности, независимость судебной системы и проч.).

Далее, на стадии стимулирования ускоренного развития государству необходимо добиться децентрализации рынка, на котором доминируют экспортные компании. На этом этапе государство заинтересовано в поддержке малого и среднего бизнеса, который может стать новым источником роста. Также, в русле общей логики происходит дерегулирование внешней торговли, и создаются условия для привлечения внешних инвестиций в сферу МСБ. Государство, таким образом, постепенно переходит от селективных методов (которые остаются только на уровне поддержки МСБ) к формированию соответствующих институтов.

Далее следует стадия развитого рынка, на которой государство почти полностью отказывается от селективных методов, перестраивается на создание институтов и вмешивается в экономику только в периоды кризисов.

В. Полтерович и В. Попов не просто описывают стадии развития экономики и необходимое изменение акцента государственной политики, но и пытаются оценить степень влияния селективных инструментов на экономический рост. Авторы впервые пытаются обнаружить критические точки (определенные уровень ВВП), при переходе через которые изменяется знак влияния той или иной государственной политики на среднегодовой темп роста ВВП. В. Полтерович и В. Попов измеряют критические точки не в абсолютных значениях, а в относительных: доходе на душу населения в 1975 г. относительно дохода на душу населения в США в том же году. Выборка авторов содержит более чем 100 развивающихся стран, а временной ряд – 25 лет (1975–1999 гг.).

Первый изучаемый инструмент – накопление резервов. Авторы выяснили, что на первом этапе накопление резервов в иностранной валюте, оказывающее понижающее воздействие на валютный курс – не выгодно экономике, так как оно стимулирует экспорт, препятствуя действию импортной экстерналии. На втором этапе накопление резервов в иностранной валюте имеет положительное влияние на экономический рост по обратной причине: оно способствует снижению курса и стимулирует импорт. На третьей стадии экономика развивается успешно, поэтому накопление резервов теряет свое первоначальное значение и выступает лишь в качестве сигнала для инвесторов относительно стабильности экономики. На последнем этапе инвесторы получают информацию относительно перспектив вложения средств в экономику, ориентируясь на более надежные показатели, поэтому накопление резервов перестает влиять на экономический рост. Критическая поверхность данного инструмента, согласно авторам, 67% от ВВП США 1975 г. на душу населения.

Относительно регулирования тарифов (снижение импортных тарифов и повышение экспортных), то авторы показали, что при условии низкой коррумпированности экономики регулирование тарифов стимулирует рост только лишь на первой стадии, когда основной целью является защита национального производителя. Однако авторам не удалось найти значения критической поверхности для данного инструмента.

Интересные данные были получены авторами для притока иностранных инвестиций (в процентах к ВВП). Выяснилось, что до критической поверхности в 71% от ВВП США 1975 г. приток иностранных инвестиций оказывает отрицательное влияние на экономический рост. Это можно объяснить следующим. Дело в том, что на начальном этапе развития экономики в процессе самоотбора инвесторов остаются те, которые заинтересованы лишь в получении краткосрочной прибыли с расчетом потом уйти с рынка.

Далее авторы изучали импорт технологий и выяснили, что после того как ВВП страны достигает 21% от американского в 1975 г., заимствование технологий перестает оказывать положительное влияние на рост ВВП. Дело в том, что после выхода страны на внешние рынки, не импорт технологий, но создание собственных инноваций стимулирует экономический рост.

Что касается иммиграции, то на самых первых стадиях развития экономики приток мигрантов не оказывает положительного влияния на рост экономики. Как правило, иммигрант, прибывающий в развивающуюся страну, приносит экономике больше издержек, нежели выгод. Однако затем, когда государство становится способным проводить грамотную миграционную политику, ситуация становится обратной. Критическая поверхность для этого показателя устанавливается на значении 890 долл. на душу населения, или 12% от американского уровня 1975 г.

Однако, несмотря уже отмеченные достоинства, исследование В. Полтеровича и В. Попова все же не лишено недостатков. Пожалуй, самый существенный из них – это то, что найденные критические точки могут быть неточными. Дело в том, что отсечка, на которой измеряются относительные значения ВВП развивающихся стран к ВВП США – 1975 г. Такое закрепление времени измерения чревато тем, что критические точки могут быть смещены либо в ту, либо в другую сторону от 1975 г. Кроме того, безусловно, модель является неполной в том смысле, что она не находит критические точки для многих инструментов государственной политики, которые также могут оказывать существенное влияние на экономический рост.

Интегрируем теперь исследования в рамках теории эволюции государственной политики стимулирования экономического роста, среди которых модель В. Полтеровича и В. Попова видится в качестве наиболее полной, а также наши предположения относительно основных факторов роста на каждом из этапов. Оформим выводы в Таблице 1.

Таблица 1. Обобщенная модель государственной политики как фактора экономического роста

Потребности экономики

Предполагаемая модель, способная объяснить основные источники экономического роста

Эффективные меры государственной политики

Отдельные эффективные селективные меры / процессы в соответствии с критическими точками

Начальная модернизация

Создание тяжелой промышленности как базы дальнейшего развития

, ОИР – накопление факторов производства

Поддержка импортеров: субсидии импортерам, завышенный валютный курс, ограничение импорта готовой продукции

Регулирование тарифов, импорт технологий

Экспортно-ориентированный рост

Увеличение экспорта

, ОИР – СПФ, где СПФ определяется собственными НИОКР, а НИОКР в первую очередь определяются экспортом

Поддержка экспортеров: прямая поддержка крупных компаний, занижение валютного курса, льготные кредиты экспортерам

Накопление резервов, приток иностранных инвестиций, иммиграция

Ускоренное развитие

Децентрализация рынка

, ОИР – СПФ, где СПФ определяется собственными НИОКР, а НИОКР в первую очередь определяются уровнем конкуренции на рынке

Увеличение конкуренции на внутреннем рынке: ужесточение антимонопольного законодательства, прямая и косвенная поддержка МСБ; либерализация внешней торговли

Накопление резервов в иностранной валюте, приток иностранных инвестиций, иммиграция

Развитый рынок

Адаптация работы институтов под меняющиеся запросы экономики

, ОИР – институты (I), которые оказывают влияние не только на СПФ, но и на любые трансмиссии

Реформирование/поддержание деятельности / создание необходимых институтов

Поддержание эффективности институтов, вмешательство во время кризов, приток иностранных инвестиций, иммиграция

Категория: Материалы из студенческих работ | Добавил: medline-rus (28.04.2017)
Просмотров: 159 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%