Необходимость существования системы налогообложения вытекает из функциональных задач государства. Исторические особенности развития государственности обозначают каждый новый этап развития системы налогообложения. Иначе говоря, структура и организация системы налогообложения любой страны характеризуют уровень ее государственного и экономически-социального развития и устройства.
Одним из первооткрывателей классической политической английской теории экономики стал Уильям Петти. Он был в данной области первым. Даже ранее шотландца Адама Смита и англичанина Давида Рикардо, он в достаточно небольшом сочинении, получившем название "Трактат о налогах и сборах" изначально он раскрывает природу шести основных видов государственных расходов и определяет причины, влияющие на их увеличение и сокращение, показывает пути основных статей государственных расходов, которых он насчитывает четыре. По двум из вышеуказанных четырех статей он рекомендует увеличить расходы, например такие как расходы на социальную помощь или же здравоохранение, а также на улучшение и строительство дорог, расчистку и углубление рек, возведение мостов и плотин, разработку месторождений)[1].
Классическая школа экономической теории в лице А. Смита и Д. Рикардо внесла огромнейший вклад в формирование индивидуалистических течений теории но налоговой системе.
Основываясь на теориях стоимости и теории доходов, которые были сформулированы А. Смитом, зарплата, а также прибыль и ещё земельная рента являются тремя первоначальными источниками доходов. Именно из них получает свои средства к существованию налоговая система.
Давид Рикардо в трактате "Начало политической экономии и налогового обложения" предложил собственные взгляды на налоговую систему. Однако он все же опирался на экономические теории А. Смита.
Д. Рикардо воспринимал налоговую систему как состоящую из налогов и их базе. Основой его теории были налоги на капитал или на доход.
В «Экономическом словаре» содержится одно из определений налоговой системы, как совокупности налогов, сборов, пошлин а также иных обязательных платежей в бюджет, взимаемых на условиях, определяемых законодательными актами»[2].
Один из авторов, а именно Алиев Б.Х. дал следующее определение термина налоговой системы. По его мнению, это система экономико-правовых отношений между государством и хозяйствующими субъектами, возникающих по факту формирования доходов государственного бюджета путем отчуждения части дохода собственника. Это происходит за счет системы нормативно закрепленных налогов и сборов и других обязательных платежей. Исчисление и их уплата, а также контроль за поступлением доходов от этих сборов, осуществляется по единой методологии налогообложения, разработанной в конкретной стране».
Систему налогообложения можно обозначить, как единство четырех основных элементов. Эти элементы представляют собой 4 системы, а именно: непосредственное законодательство о налогах и сборах, собственно налоги и сборы, плательщиков налогов и сборов и последний элемент представлен системой налогового администрирования, каждый из которых при этом находится друг с другом в тесном взаимодействии.
Само понятие системы налогообложения представляет собой совокупность налогов, а также сборов и пошлин (включая иные виды платежей, взимаемые в установленном порядке с плательщиков представленных юридическими и физическими лицами) на территории конкретной страны. Все налоги, пошлины и также иные виды платежей выступают основой наполнения бюджетной системы России. Помимо них, существуют государственные внебюджетные фонды. Их доход формируется за счет целевых отчислений[3].
Понятие «налоговая система» является базовым при определении любых аспектов налогообложения государства. Тем не менее, независимо от широкого применения применение этого термина в специфической литературе, а также на обозначение его в нормативных актах некоторых стран, у данного понятия до сих пор нет единого значения.
С.Г. Пепеляева обозначает термин «налоговая система» как налоговый правопорядок. Система же налогов это всего лишь элемент налоговой системы. В связи с тем, что налоговой системе свойственны признаки, характеризующие любую систему, например:
- поэлементный состав системы;
- взаимозависимость элементов;
- органическая цельность и единство;
- непрерывное развитие
А.В. Брызгалин предлагает свое многоаспектное (глобальное) определение налоговой системы. Оно представлено в виде так называмой взаимосвязанной совокупности всех существующих в государстве общественных отношений. Они складываются в сфере налогообложения и имеют экономический, политический, организационный и правовой характер.
Законодательство РФ в сфере налогообложения не содержит четкого и единственного определения понятия налоговой системы. Тем не менее Закон РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» содержал именно конкретное определение. Это понятие используется в теории и сегодня, с той разницей, что ранее самостоятельной частью налоговой системы были пошлины. Тем не менее не смотря на это в соответствии с вступившими в силу главами Налогового кодекса РФ государственная пошлина определна как сбор. Относительно таможенных пошлин, ранее считавшихся отдельным институтом, общим для системы налогообложения и для таможенного регулирования, данные пошлины, по мере совершенствования налогового законодательства были причислены к отрасли таможенных правоотношений.
Основой любой системы налогообложения являються однозначно налоги и сборы. С помощью налоговой системы государство реализует свои функции по управлению, а также регулированию, распределению и перераспределению финансовых потоков в государстве. Вболее широком смысле государство производит управление экономикой страны в целом.
Основываясь на необходимости наиболее полного удовлетворения потребностей государства в финансах и материальных ресурсах, а также в целях выполнения налогами своих функций государство устанавливает совокупность налогов. Данные налоги должны взиматься по единым правилам и на единых принципах на всей территории государства. Другими словами, налоги должны быть объединены в единую и наиболее полную cистему.
Система налогообложения является один из главных элементов рыночной экономики. Она выступает одним из главных инструментов воздействия государства на развитие налоговых правоотношений. Она выполняет важнейшую роль при определении приоритетов социального и экономического развития. Исходы из вышесказанного необходимо, чтобы налоговая система России была адаптирована к новым общественным отношениям. Важно чтобы она соответствовала опыту различных стран, в том числе опыту развитых стран, таких, как например, Германия.
[1] Перов А.В Налоги и налогообложение / Перов А.В., Толкушкин А.В. - М.: Юрайт-Издат, 2005. – стр. 324.
[2] Демишева Т.А. Организация и методика налогового консультирования. Учебно-методическое пособие - М.: Учебный центр МФЦ, 2007 – стр. 28.
[3] Тедеев А.А. Парыгина В.А. Налоги и налогообложение: Краткий курс/ А.А. Тедеев, В.А. Парыгина. – М.: Изд-во Эксмо, 2008. – стр. 114.
|