В научной литературе существует ряд определений государственно-частного партнерства, которые рассматривают различные стороны данного явления, в том числе его цель, ожидаемые результаты. Например, В.Г. Варнавский, отмечает, что государственно-частное партнерство - это институциональный и организационный альянс между государством и бизнесом в целях реализации национальных и международных, масштабных и локальных, но всегда общественно значимых проектов в широком спектре сфер деятельности[1]. В другой своей работе этот же автор предлагает и следующее определение: «государственно-частное партнерство представляет собой юридически оформленную (как правило, на фиксированный срок) систему отношений, которая предусматривает софинансирование и распределение рисков между государством и гражданами и юридическими лицами, предметом которой являются объекты государственной (или муниципальной) собственности, а также услуги, предоставляемые государственными или муниципальными органами, организациями, учреждениями и предприятиями»[2].
Согласно с С.Д. Данасаровой, государственно-частное партнерство - это договоренность между государственной и частной структурами о совместной реализации общественно-значимых проектов наиболее эффективным способом и по более низкой стоимости, чем государство сможет осуществлять самостоятельно[3].
По мнению Ю.А. Халимовского, государственно-частное партнерство можно определить, как взаимовыгодное сотрудничество публичного и частного субъектов для целей одновременного получения прибыли и достижения общественно полезных целей в сфере экономики, основанное на соединении денежных и других вкладов партнеров и таком распределении рисков, которое допускает частичное освобождение частного субъекта от предпринимательских рисков[4].
Поскольку это - партнерство, то оно должно осуществляться на взаимовыгодных условиях. Для государства выгода состоит в привлечении средств частного инвестора для реализации функций, которые традиционно закреплены за государством, а иногда и в передаче части этих функций своему партнеру, конечно, при условии распределения рисков. Для инвестора выгода заключается в возможности заработать, предоставляя эти услуги. Это также передача части функций, которые традиционно закреплены за государством частному инвестору, партнеру за определенное вознаграждение.
Другой отечественный автор, А.А. Герасименко считает, что государственно-частное партнерство - это кооперация и интеграция государства и частного сектора на основе объединения материальных и нематериальных ресурсов преимущественно в сферах, для которых характерна неэффективность государственного управления[5]. На мой взгляд, такое определение не в полной мере отражает сущность и институциональные особенности партнерства между бизнесом и властью, не определяя механизма его функционирования.
Все эти определения похожи между собой в том, что ГЧП - это сотрудничество, альянс; его сторонами являются государство и частные компании, индивидуальные предприниматели; взаимовыгодное деятельность; взаимодействие, осуществляемое с целью реализации различных проектов и решения различных задач; сотрудничество, в процессе которого объединяются вклады, распределяются риски, приобретается выгода, а также возможна передача частному сектору некоторых функций, традиционно закрепленных за государством.
В целом, под термином Public-Private Рагtnershiр или «государственно-частное партнерство» (ГЧП) обычно понимается особая форма взаимодействия бизнеса и государства. Характер этого взаимодействия, методы и конкретные формы такого сотрудничества существенно отличаются в зависимости от национальных особенностей рыночных отношений и правовых систем. Государственно-частное партнерство - сложный как с организационной, так и с финансовой и правовой точки зрения институт. Он включает в себя многосторонние соглашения, распределение рисков, анализ коммерческих перспектив и индивидуальные схемы финансирования и юридического воплощения.
Анализ показывает, что экономическая модель сотрудничества исполнительных органов государственной власти и частного сектора в рамках ГЧП в разных странах похожа, но имеет свои отличия, зависящие от таких факторов, как традиции, уровень развития государства, менталитет и прочее.
Экономическая модель ГЧП в основном базируется на следующих принципах:
Стремление частного сектора получить прибыль;
Поиск государственным сектором путей для привлечения внебюджетных инвестиций, которые позволят реализовать общественно значимые проекты.
Можно сказать, что в России прообраз государственно-частного партнерства был внедрен еще при Петре I. Когда он приехал в Голландию, чтобы узнать, как строить корабли, то в первую очередь ознакомился с контрактом о государственно-частном партнерстве между голландским правительством и частными владельцами судов. Это был незрелый вид концессии. У хозяев судов были свои задачи: владеть судами и охранять водные пространства от врагов. Защита от врагов был услугой, которая за деньги предоставлялась французским и британским правительствами.
В настоящее время в Российской Федерации государственно-частное партнерство рассматривается как важный инструмент для привлечения отечественного и иностранного частного капитала, необходимого для удовлетворения потребностей инфраструктуры. Ответственность за развитие инфраструктуры транспорта, городского хозяйства, социальной сферы несут органы государственного и муниципального управления. Развитие объектов, которые являются составными этой инфраструктуры, всегда связано с высокими затратами: размеры финансирования выходят за пределы возможностей региональных и городских бюджетов. Эти проблемы необходимо решить, ведь развитие инфраструктуры напрямую обеспечивает экономический рост. Важным также является вопрос качества предоставления государственных услуг. Поэтому для решения своих задач власть привлекает частный бизнес и вступает с ним в партнерские отношения. Для предпринимателей партнерство с властью означает снижение долгосрочных рисков ведения бизнеса[6].
Итак, главной целью государственно-частного партнерства является объединение государственных и частных ресурсов с целью их эффективного использования и достижения максимальной выгоды от совместной деятельности для всех сторон партнерства, а также решение задач, поставленных перед государством и частным сектором. Для каждой стороны выгода от ГЧП может быть своя. Так, для государства такое партнерство может быть инструментом для привлечения внебюджетных средств, получения существенного социально-значимого эффекта, снижения безработицы, улучшения уровня экономических показателей и тому подобное.
Частный сектор может решить такие задачи, как извлечение прибыли от совместной деятельности с государством, получение доступа к объектам, которые принадлежат государству, или получение других выгод - льгот, бюджетных средств для развития бизнеса, преодоление барьеров для выхода на рынки услуг (работ) и др. Также для бизнеса одним из основных стимулов является отдача на вложенный капитал или рентабельность инвестиций и гарантий возврата вложенного капитала.
Основные преимущества внедрения и реализации механизмов государственно-частного партнерства в реализации инфраструктурных проектов и в вопросах их финансирования приведены в табл. 1.
государственный частный партнерство строительство
Таблица 1.
Преимущества государственно-частного партнерства в сфере финансирования инфраструктурных проектов[7]
Преимущества для государства и региона
Преимущества для бизнеса:
- Повышение бюджетной и социально-экономической действенности реализации инновационных проектов в сфере инфраструктурного оебспечения;
- использование приватных финансовых вложений для реализации инфраструктурных проектов;
- уменьшение социально-экономических рисков при проведении крупных инновационных проектов;
- использование управленческого и интеллектуального капитала приватного сектора;
- снижение бюджетных затрат на реализацию инфраструктурных проектов.
- Протекционизм и содействие правительства в реализации масштабных инновационно-инвестиционных проектов с высокими экономическими результатами и существенными социально-экономическими рисками;
- государственные и муниципальные гарантии для инвестиционных проектов и возможности их совместного финансирования;
- возможность привлечения субсидий и других финансовых инструментов для долгосрочного инвестирования;
- долевое участие и долевая ответственность за реализацию проектов.
Однако иногда достижение основной цели государственно-частного партнерства оказывается затруднено расхождением векторов интересов частного сектора и государства. Государство уделяет значительное внимание фискальной функции, забывая о других. Бизнес-сообщество стремится завладеть активами государства, получить преференции, найти подходы по снижению налогов, провести лоббирование своих интересов, не давая взамен ничего существенного со своей стороны в развитие государства.
Развитие ГЧП как механизма активизации инвестиционной деятельности и привлечения частных инвестиций в стратегически важные для государства сферы возможно только при условии, что будет обеспечен баланс интересов государства и частного инвестора. Правовая форма осуществления ГЧП должна обеспечить для инвестора привлекательность, безопасность вложения средств в государственную собственность и реализовать основную цель проекта, то есть развивать ту сферу, которая стратегически важна для государства. Для этого государство должно воспринимать частного инвестора как равноправного партнера. Требуя от него выполнения предусмотренных соглашением обязательств, государство, со своей стороны, гарантировать выполнение собственных обязательств в полном объеме.
Проекты ГЧП представляют собой не просто вложение ресурсов, а совершенно особую конфигурацию интересов и соответствующих прав партнеров. Во-первых, государство как одна из сторон партнерства выступает в роли носителя общественно значимых интересов и целей, причем выполняет не только целеполагающую, но и контрольную функции. Во-вторых, выступая в роли участника хозяйственного оборота, оно заинтересовано как в эффективности общих результатов проекта ГЧП, так и в обеспечении собственного коммерческого эффекта. Наконец, частный партнер, как любой предприниматель, имеет целью максимизацию прибыли. Поэтому в сегменте коммерческих (в отличие от сегмента реализованных государством общественных) интересов между партнерами вполне уместен и даже необходим торг о возможном распределении возникающих рисков, о характере делегированных полномочий и условиях их передачи и использования.
Экономическая сущность государственно-частного сотрудничества проявляется в различных аспектах[8]. Во-первых, государственно-частное сотрудничество рассматривают как средство привлечения частного сектора к деятельности по предоставлению общественных услуг в сфере транспорта, городского хозяйства, образования, здравоохранения и тому подобное. Частный капитал обеспечивает предпринимательскую инициативу, управление коммерческими рисками, экономию затрат и более короткие сроки реализации проекта. Государственный сектор обеспечивает согласование общественных интересов, предоставляет долгосрочные гарантии установления справедливых тарифов, в случае, если они являются регулируемыми, обеспечивает управление рисками, связанными с социально-экономическим развитием, а также устанавливает стандарты на качество услуг и осуществляет контроль. В этом аспекте актуальным является использование потенциала механизмов государственно-частного сотрудничества для приоритетных национальных проектов, прежде всего социальной направленности.
Во-вторых, государственно-частное партнерство выступает частью мер государственного регулирования с целью реализации промышленной политики, стимулирования инновационной активности, привлечения инвестиций в развитие инфраструктуры и социальную сферу.
В-третьих, государственно-частное сотрудничество является инструментом привлечения частной инициативы и инвестиций при сохранении государственного контроля над активами, такими как недра, объекты инфраструктуры, предприятия, имеющие особое государственное значение и тому подобное. В этом смысле государственно-частное сотрудничество является альтернативой как государственному предпринимательству в форме казенных предприятий, унитарных предприятий, акционерных обществ со 100%-ным государственным капиталом, так и полной передаче соответствующей хозяйственной деятельности в частный сектор. Использование государственно-частного сотрудничества в этом аспекте позволяет преодолеть такие негативные явления как недостаточное качество управления государственной собственностью, недостаточный объем инвестиционных ресурсов, отсутствие инновационных технологий, низкая экономическая эффективность и налоговая дисциплина. Положительным для государства является то, что частные инвестиции направляются для создания, улучшения и эффективного использования государственного имущества, которое не входит в свободное хозяйственный оборот, но является важным для экономики государства и жизнедеятельности граждан.
В-четвертых, для государственно-частного сотрудничества присущ этико-экономический аспект. ГЧП является частью институциональной инфраструктуры, которая предоставляет дополнительную возможность гармонизировать частнопредпринимательские и общественные интересы в экономике. Сущность взаимодействия в рамках государственно-частного партнерства заключается в согласовании интересов, которое можно достичь только на основе паритетности и справедливости при принятии экономических решений.
Исходя из опыта стран с развитой рыночной экономикой, можно выделить следующие черты государственно-частного партнерства, отличающие его проекты от других форм отношений государства и частного бизнеса[9]:
Определенные, часто длительные сроки действия соглашений о партнерстве (от 10-15 до 30 и более лет, в случае концессий - до 50 лет). Проекты обычно создаются под конкретный объект, который должен быть завершен к установленному сроку;
Специфические формы финансирования проектов: за счет частных инвестиций, дополненных государственными финансовыми ресурсами, или совместное инвестирование нескольких участников;
Обязательное наличие конкурентной среды, когда за каждый контракт или концессию происходит борьба между несколькими потенциальными участниками;
Специфические формы распределения ответственности между партнерами: государство устанавливает цели проекта с позиций общественных интересов и определяет стоимостные и качественные параметры, осуществляет мониторинг реализации проектов, а частный партнер берет на себя оперативную деятельность на разных стадиях проекта - разработка, финансирование, строительство и эксплуатация, управление, практическая реализация услуг потребителям;
Распределение рисков между участниками сделки на основе соответствующих договоренностей сторон. Разумеется, обе стороны партнерства заинтересованы в успешном осуществлении проектов в целом.
Проекты ГЧП облегчают выход на мировые рынки капиталов, стимулируют привлечение иностранных инвестиций в реальный сектор экономики. Особое значение ГЧП имеет для экономики регионов, где на его основе развиваются местные рынки капитала, товаров и услуг.
Необходимым условием эффективного развития ГЧП является формирование общей благоприятной среды для бизнеса, что предусматривает улучшение инвестиционного климата, налогового окружения и регуляторной среды. То есть, можно говорить о существенном влиянии государственно-частного партнерства на поступление инвестиций и движение капитала в соответствующих отраслях, на развитие инфраструктуры в регионах, внедрение новых технологий, методов управления и организации партнерства. Партнерство государства с частным сектором является ключевым компонентом новой инновационной политики, поскольку, при правильной организации оно обеспечивает получение более широких преимуществ от вложений в государственные программы, создавая благоприятные предпосылки для устойчивого инновационного развития, и является стратегическим фактором экономического роста.
[1] Варнавский В.Г. Партнерство государства и частного сектора / В.Г. Варнавский – М.: Наука, 2005 – 260 с.
[2] Варнавский В.Г. Государственно-частное партнерство: некоторые вопросы теории и практики / В.Г. Варнавский // Мировая экономика и международные отношения. – 2011. – № 9. – С. 41-50.
[3] Данасарова С.Д. Институт частно-государственного партнерства: становление и развитие в России: автореф. дисс. канд. экон. наук: спец. 08.00.01 / Восточно-Сибирский гос. технологич. ун-т. – Улан-Удэ, 2007. – 24 с.
[4] Халимовский Ю. А. Государственно-частное партнёрство в субъектах РФ / Ю. Халимовский // Налоги. – 2011. – № 14. – С. 12–18.
[5] Герасименко О. А. Развитие государственно-частного партнерства в управлении региональной образовательной системой: автореф. дис. на соискание науч. степени канд. экон. наук: 08.00.05 ,,Экономика и управление народным хозяйством” / О. А. Герасименко. – Белгород, 2010. – 27 с.
[6] Бондаренко Е. Ю. Оптимизация рисков частно-государственного партнерства с участием международных финансовых институтов / Е. Ю. Бондаренко // Экон. науки. – 2008. – № 5. – 140 с.
[7] Дорошенко Д. Государственно–частное партнерство как способ стимулирования инвестиционного развития в России // Финансовый бизнес. – 2008. - №1. – С.17-21.
[8] Project Finance in theory and practice. Stefano Gatti. - Elsevier Inc. - London, 2GG8.
[9] Khan. M. F. K., Parra R. J. Financing large projects: techniques and practices. Pearson Education: Prentice Hall. - Singapore, 2GG3. - 672 р.
|