Вторник, 26.11.2024, 23:30
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из студенческих работ

Формы и виды государственно-частного партнерства

Государственно-частное партнерство дает возможность развивать социальную и производственную инфраструктуру на местном уровне и является эффективным средством привлечения инвестиций в отрасли, которые нуждаются в дополнительных средствах. Исходя из этого, предполагается, что каждый из участников государственно-частного партнерства должен обеспечить свой вклад в общий проект. Органы государственной власти и органы местного самоуправления могут предоставлять материальные ресурсы, создавать налоговые и другие льготные условия, обеспечивать более качественные услуги, выполняя административно-контрольные функции. Частный партнер обеспечивает дополнительные финансовые ресурсы, профессиональное управление, новейшие технологии, новаторские способности и эффективность методов работы.

В ходе реализации партнерства возникает ряд проблем по согласованию интересов сторон и соблюдением установленных правил. В связи с этим выделяют три формы взаимодействия государства и частного сектора[1]:

1) традиционная - государство привлекает бизнес к совместному решению проблем обслуживания потребностей общества на основе партнерства;

2) инвестиционная - совместное инвестирование преимущественно в инфраструктурные проекты. Эта форма взаимодействия имеет стратегическую направленность, основной целью является стимулирование экономического роста;

3) научно-образовательная - новые направления развития в национальном, международном и глобальном масштабах в условиях глобализации производства и интернационализации капитала.

Кроме того, анализ отечественного и международного опыта государственно-частного партнерства позволяет структурировать взаимодействие государства и бизнеса по трем векторам:

Функциональный вектор - развитие государственно-частного партнерства в отраслях, которые определяют доступ предприятий к факторам производства и рынков;

Отраслевой вектор - государственно-частное партнерство в отдельных отраслях на основе смешанных форм собственности, кооперации государственных и частных компаний, заключения отраслевых соглашений;

Регионально-муниципальный вектор - государственно-частное партнерство по развитию отдельных территориальных производственных сегментов, региональных рынков труда, территориальной и коммунальной инфраструктуры и др.

Последние десятилетия обогатили практику государственно-частного партнерства многообразием форм и механизмов сотрудничества государства и бизнеса, которые дифференцируются в зависимости от инвестиционных обязательств сторон, распределения полномочий и рисков, передачи прав собственности или управления от государства к частному партнеру после реализации проекта ГЧП.

Анализ мирового опыта в реализации проектов с применением механизмов ГЧП позволяет выделить базовые модели (формы) партнерства с присущим каждой из них специфическим соотношением форм организации, финансирования и кооперации (табл. 2). Выбор модели ГЧП осуществляется в зависимости от того, в каких сферах реализуется соглашение. Если рассматривать мировой опыт реализации партнерских проектов, то можно констатировать, что в конкретных отраслях определенные модели имеют наибольшую эффективность.

Таблица 2.

Основные модели государственно-частного партнерства[2]

Модель

Сфера использования

Собственность

Управление

Финансирование

Модель контракта

Предоставление общественных услуг, поставка продукции для государственных нужд

Государственная/ частная

Частное

Частное

Модель лизинга

Аренда частным сектором государственных сооружений, производственного оборудования

Государственная

Частное / государственное

Частное / государственное

Модель договора о распределении продукции

Разведка, добыча сырья за счет частных средств с последующим распределением продукции

Государственная

Частное

Частное

Модель кооперации

Создание совместных государственно-частных предприятий, принятие решений с учетом взносов каждой стороны

Государственная/ частная

Частное / государственное

Частное / государственное

Модель концессии

Осуществление крупных, капиталоемких проектов

Государственная

Частное / государственное

Частное

Анализ действующей практики позволяет выделить четыре возможных типа взаимодействия частного капитала и органов власти в проектах государственно-частного партнерства (рис. 1).

Рис. 1. Типы взаимодействия государства и частного бизнеса в инвестиционной сфере

Значительный потенциал повышения эффективности проектов государственно-частного партнерства (в частности, концессий и государственных контрактов) заложен в конкурсном принципе отбора участников. Процедура отбора претендентов связана для государства с решением многих непростых проблем. Так, государство обязано провести всесторонний экономический анализ всех заявок, особенно в случае проведения торгов по концессии.

Для оценки информации, содержащейся в заявках, необходимо привлекать независимых компетентных консультантов и экспертов (организации и физические лица). Конкурсы и торги должны быть открытыми, с как можно большим количеством участников. При этом государство обязано исключить монопольное, а нередко и коррупционное влияние на результаты конкурсов со стороны крупных компаний-претендентов. Преимущества при отборе претендентов зависят от основной цели государства как публичной власти. Если целью является сокращение государственных расходов, то на первый план выдвигаются финансовые критерии (например, предложение высокой цены за концессию или, наоборот, низкий уровень необходимых субсидий). Если главным требованием к проекту партнерства является улучшение обслуживания населения, то в качестве основных критериев могут выступать показатели качества производимых работ и, возможно, более низкие тарифы за услуги. В число важных для государства критериев отбора могут также включаться показатели безопасности, охраны окружающей среды.

Масштабный опыт перераспределения правомочий собственности между государством и частным бизнесом накоплен в так называемых «секторах общественных услуг» (в частности в инфраструктурных отраслях). Именно в этих отраслях исторически сложились традиции делегирования государством ряда ключевых правомочий частному сектору. Государство несет ответственность перед обществом за бесперебойное обеспечение публичными благами (public goods), чем в целом и объясняется тенденция к сохранению соответствующих секторов экономики в государственной собственности. Однако, с другой стороны, именно частное предпринимательство отличает мобильность, высокая эффективность использования ресурсов, склонность к инновациям[3].

Процесс выбора оптимальной формы государственно-частного партнерства для конкретного инфраструктурного проекта предусматривает анализ особенностей каждой из форм (см. табл. 3).

 

Таблица 4.

Характеристика форм государственно-частного партнерства

Форма партнерства

Характеристика форм государственно-частного партнерства

1

2

Контракты на услуги (государственные контракты)

- Срок действия от нескольких месяцев до нескольких лет;

- Сторона сделки, которая имеет право на конечный доход: государственный партнер;

- Сторона сделки, которая осуществляет инвестирование в объект партнерства: государственный партнер, возможно частичное привлечение частной стороны;

- Сторона сделки, которая осуществляет управление объектом партнерства: государство;

- Обязательства частного партнера: выполнение определенных задач по операционной деятельности по внедрению, функционированию и получению нового оборудования;

- Распределение рисков: нагрузка риска почти полностью возлагается на государственного партнера;

- Преимущества: возможность использования государством технического, технологического, организационного и управленческого опыта, а также кадрового потенциала частного сектора;

- Недостатки: пассивное участие частного партнера в процессах инвестирования средств в основные средства; точечное воздействие сделки на обеспечение эффективности деятельности предприятия в результате привлечения частной стороны лишь к отдельным направлениям деятельности предприятия.

Контракты на

Управление (О&М, ОМ&М)

- Срок действия от двух до пяти лет;

- Сторона сделки, которая имеет право на конечный доход: государство;

- Сторона сделки, которая осуществляет инвестирование в объект партнерства: государство;

- Сторона сделки, которая осуществляет управление объектом партнерства: частный партнер;

- Обязательства частного партнера: обеспечение надлежащего функционирования объекта партнерства и осуществления управления;

- Распределение риска: переложение управленческих рисков на частный сектор, а также закрепление нагрузки коммерческого риска за государством;

- Преимущества: возможность стимулирования субъектов управления предприятием к обеспечению высокого уровня эффективности предприятия выплатой вознаграждений в виде премий, размер которых зависит от уровня эффективности деятельности (прибыли или других показателей);

- Недостатки: отсутствие участия частной стороны в инвестиционных процессах.

Лизинговые контракты (BLT,

BLTM, LROT)

- Срок действия от пяти до пятнадцати лет;

- Сторона сделки, которая имеет право на конечный доход: частный сектор;

- Сторона сделки, которая осуществляет инвестирование в объект: государственный партнер;

- Сторона сделки, которая осуществляет управление объектом: частный партнер;

- Обязательства частного партнера: обеспечить функционирование и управление объектом, а также его содержание; осуществление платежей по лизинговому соглашению правительству страны;

- Распределение риска: перенос основной нагрузки коммерческого и управленческого рисков на частный сектор;

- Преимущества: наличие у частного предприятия стимулов к сокращению издержек производства и поддержанию надлежащего уровня качества продукции для обеспечения получения прибыли;

- Недостатки: целесообразность применения соглашений этого типа для объектов, являющихся прибыльными, но в основном объектами государственно-частного партнерства проекты с минимальным уровнем окупаемости; отсутствие участия частного партнера в инвестировании.

Реновация, эксплуатация и передача объекта (ROT)

- Срок действия от двадцати до тридцати лет;

- Сторона сделки, которая имеет право на конечный доход: частный партнер;

- Сторона сделки, которая осуществляет инвестирование в объект: частный партнер;

- Сторона сделки, которая осуществляет управление объектом: частный партнер;

- Обязательства частного партнера: принятие в управление уже существующего объекта, осуществление восстановление объекта и управление им;

- Распределение риска: равномерность распределения риска между сторонами сделки;

- Преимущества: возможность широкого применения этого типа сделки, поскольку большинство объектов государственно-частного партнерства на современном этапе требуют именно восстановление инфраструктуры, а не строительства;

- Недостатки: закрепление определенного уровня риска за государственным партнером; возможность потери государством должного уровня контроля за функционированием предприятия

Строительство, эксплуатация и передача объекта (BOT)

- Срок действия от двадцати до тридцати лет;

- Сторона сделки, которая имеет право на конечный доход: частный партнер;

- Сторона сделки, которая осуществляет инвестирование в объект: частный партнер;

- Сторона сделки, которая осуществляет управление: частный партнер;

- Обязательства частного партнера: строительство объекта, управление им, поэтому передачи государству;

- Распределение риска: переложение рисков деятельности в полном объеме на частный сектор;

- Преимущества: полное переложение рисков на частный сектор; обеспечение инвестирования в объект, обычно только частного партнера;

- Недостатки: отсутствие у государства возможности активно влиять на деятельность предприятия, что может представлять угрозу, если объект партнерства относится к одной из социально важных отраслей экономики.

Проектирование, строительство, эксплуатация и передача объекта (DBOT)

- Срок действия преимущественно долгосрочные соглашения.

- Сторона сделки, которая имеет право на конечный доход: частный партнер;

- Сторона сделки, которая осуществляет инвестирование в объект партнерства: государственный и частный партнер по доминирование участия государства;

- Сторона сделки, которая осуществляет управление объектом партнерства: частный партнер;

- Обязательства частного партнера: осуществление проектирования, строительства и содержания объекта;

- Распределение риска: равномерность распределения риска между сторонами сделки и возможность снижения будущих непредвиденных расходов;

- Преимущества: возможность применения частным сектором комплексного подхода к реализации проекта благодаря участию на всех этапах его реализации; получение дополнительных преимуществ государством в результате применения такой формы партнерства для проектов, которые являются более затратными при эксплуатации объекта, чем в период разработки и внедрения;

- Недостатки: необходимость осуществления государством инвестирования средств в объект партнерства.

Проектирование, строительство, финансирование и управление (DBFO)

- Срок действия от двадцати пяти до тридцати лет (иногда дольше);

- Сторона сделки, которая имеет право на конечный доход: частный партнер;

- Сторона сделки, которая осуществляет инвестирование в объект: частный партнер;

- Сторона сделки, которая осуществляет управление объектом: частный партнер;

- Обязательства частного партнера: осуществление проектирования, строительства, финансирования и управление проектом; после окончания срока действия соглашения частной стороне может быть передано право собственности на объект.

- Распределение риска: основная нагрузка риска приходится на частного партнера;

- Преимущества: предвидение эффективного по сравнению с другими контрактами, механизма привлечения инвестиций частного сектора; наличие конкурсной системы выбора представителя частного сектора, с которым будет заключен договор; отсутствие необходимости государственного финансирования проекта;

- Недостатки: возможность потери влияния государственного партнера на функционирование предприятия, что может представлять угрозу для социально важных отраслей.

Концессия

- Срок действия от сорока до пятидесяти лет;

- Сторона сделки, которая имеет право на конечный доход: частный сектор;

- Сторона сделки, которая осуществляет инвестирование в объект: частный партнер;

- Сторона сделки, которая осуществляет управление партнерством: частный партнер;

- Обязательства частного партнера: принятие решений по управлению предприятием и инвестированию, содержание объекта в надлежащем состоянии;

- Распределение риска: почти полный перенос рисков на частного партнера;

- Преимущества: создание системы стимулирования концессионера к осуществлению эффективной деятельности, в частности стратегического планирования, диверсификации рисков, налаживание долговременных деловых отношений между сторонами сделки;

- Недостатки: возможна потеря государством необходимого уровня воздействия на функционирование предприятия, что может представлять угрозу в случае социально важного объекта партнерства.

Приватизация

- Срок действия бессрочный;

- Сторона сделки, которая имеет право на конечный доход: частный партнер;

- Сторона сделки, которая осуществляет инвестирование в объект: частный сектор;

- Сторона сделки, которая осуществляет управление объектом: частный партнер;

- Обязательства частного партнера: управление предприятием, его содержание и инвестирования в производство;

- Распределение риска: полный перенос рисков на частный сектор;

- Преимущества: преодоление проблемы «государственного предприятия» в результате отчуждения имущества, находится в государственной собственности;

- Недостатки: изменение формы собственности, что приводит к потере государством прямого влияния на предприятие

Применение механизмов государственно-частного партнерства для инфраструктурных проектов, особенно относящихся к субъектам естественных монополий, позволяет обеспечить повышение эффективности функционирования таких проектов, однако принадлежность большинства таких объектов к социально важным отраслям национального хозяйства требует основательного исследования необходимости определенного влияния органов государственной власти и органов местного самоуправления на их функционирование.

Обеспечение выбора оптимальной формы государственно-частного партнерства в каждом отдельном случае требует применения индивидуального подхода в процессе осуществления анализа имеющихся характеристик и потребностей проекта, а также исследования способности каждой из форм государственно-частного партнерства решить проблемы, влияющие на реализацию данного инфраструктурного проекта. Кроме того, дополнительного исследования требует способность различных форм государственно-частного партнерства повлиять на внешнюю среду, в которой функционирует определенный проект, а также их взаимосвязь с временностью или постоянством естественной монополии, что может повлиять на выбор оптимальной формы государственно-частного партнерства с учетом временного промежутка ее внедрения.

 

[1] Мейер М. Оценка эффективности бизнеса: Пер. с англ. / М. Мейер – М.: ОО «Вершина», 2004. – 240 с.

[2] Йескомб Э. Р. Принципы проектного финансирования: пер. С англ./ Под общ.ред. Д.А.Рябых. - М.: Вершина, 2008. - 454 с.

[3] Уварова А. А. Мировой опыт и перспективы использования ГЧП в России / А. А. Уварова, С. А. Глушков // Транспорт Российской Федерации: журнал о науке, экономике, практике / гл. ред. И. П. Киселев. – СПб: Т-ПРЕССА. – 2008. – № 6. – С. 26–28.

Категория: Материалы из студенческих работ | Добавил: medline-rus (29.04.2017)
Просмотров: 202 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%