Вторник, 26.11.2024, 23:18
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из студенческих работ

Зарубежный опыт государственно-частного партнерства при реализации инфраструктурных проектов

В мировой практике существует множество примеров эффективного взаимодействия государственного и частного секторов в процессе реализации социально-экономических задач. В Европе первые прецеденты заключения соглашений государственно-частного партнерства воспринимались как одноразовые акции, которые не повторялись после улучшения финансового положения органов власти. Однако В 1992 г. Консервативное правительство Дж. Мейджора в Великобритании и Северной Ирландии ввело Инициативу частного финансирования (Private Finance Initiative), которая стала первой систематизированной программой, направленной на внедрение государственно-частного партнерства.

Изначально государственно-частное партнерство базировалось на концессионных договорах, согласно которым пользователь был покупателем услуги, а частный сектор - ее поставщиком. Применение государственно-частного партнерства все больше было сосредоточено на предоставлении услуг для социальной инфраструктуры, такой как школы, больницы, тюрьмы. В этом случае правительство, государственный сектор выступали покупателем услуги.

В настоящее время программу Великобритании можно считать зрелой: подписано более 900 проектов, многие из которых реализуются в сфере социальной инфраструктуры. Это отражает приоритеты правительства, которое пытается решить очень серьезную проблему загрузки банков, в частности в области медицины и образования, а также в транспортном секторе, в учреждениях исполнения наказаний, в сфере обработки отходов, в военном секторе и в секторе жилищно-социального найма. Большинство этих проектов осуществляется органами местной власти. В результате из 100 проектов, функционирующих в Объединенном королевстве на основе ГЧП, в 80-90% случаях уровень их выполнения является удовлетворительным.

Анализ британской практики показал, что государственно-частное партнерство является результативным в среде со стабильной политикой. Очень важно, чтобы государственный сектор был неизменным и четко определил то, чего он хочет. Выявлено, что государственно-частное партнерство не очень хорошо работает на небольших проектах, поскольку сложность и операционные расходы относительно высокие. В целом государственно-частное партнерство имеет огромное значение для повышения стандартов предоставления услуг государственным сектором Великобритании.

Интересен опыт реализации государственно-частного партнерства во Франции. Эта страна имеет значительную практику государственно-частного взаимодействия в сфере инфраструктуры, но в основном в форме концессий. Правовая база здесь была стабильной и очень слабой. Государственный сектор инициировал развитие государственно-частного партнерства, были приняты новые формы партнерских контрактов, по которым, в частности, построены медицинские заведения, полицейские участки и другие учреждения.

В 2004 гг. во Франции был принят закон о государственно-частном партнерстве. Существуют различные подходы к выбору формы собственности между полностью государственным или общим с частным сектором предприятием. Во Франции выбор сделан таким образом, что теперь государственно-частное партнерство является лучшей структурой, которая предоставляет административные услуги. Команда, которая этим занимается, выполняет три задачи: предоставление информации, оказание поддержки и помощи в подготовке и подписании договоров о партнерстве. Кроме того, она осуществляет оценку, что является обязательным условием для определенных проектов, но для местной власти это альтернативный вариант.

Независимость местной власти во Франции означает, что национальное правительство не может требовать проводить оценку качества работы. В стране функционируют 77 комитетов управления, в состав которых входят заинтересованные непрофессиональные лица. Комитеты вносят предложения по дальнейшему развитию нормативно-правовой базы государственно-частного партнерства. Издано «Руководство пользователя», в котором рассмотрены основные механизмы государственно-частного партнерства, схемы, формы, информация по финансированию бюджета. Проводится оценка проектов совместно с государственным департаментом. Определяется эффективность и результативность расходования средств. Важное место отводится рекламе проектов. На современном этапе во Франции внедряется 50 проектов на сумму 8 млрд. евро и 23 проекта на сумму 1,5 млрд. евро. Одной из особенностей партнерства во Франции является поддержание баланса между государственными большими и малыми проектами, которые внедряет местная власть. Основной сферой внедрения государственно-частного партнерства в стране являются концессии на строительство автомагистралей и на водоснабжение.

Несколько лет назад польское правительство также утвердило проект закона, который упрощает реализацию капиталовложений. Это закон «О публично-частном партнерстве», который позволил расширить участие частных инвесторов в инфраструктурных проектах Польши. Законодательный акт определяет понятие «публичный партнер» (бюджетные организации), порядок финансово-экономического анализа предложений частных партнеров, систему оценки рисков и их распределения между партнерами, критерий отбора частного партнера, четкость в определении прав и обязанностей каждой стороны, систему защиты инвесторов. Польские экономисты оценивают, что введение новых положений дало возможность подписывать договоры на сумму 4-5 млрд злотых в год и экономить более 400 млн злотых из государственной казны.

Опыт Италии в сфере государственно-частного партнерства также демонстрирует значительные преимущества этой формы управления проектами. В стране активно применяются механизмы внедрения и реализации государственно-частного партнерства, его правовые и экономические аспекты, концессионные механизмы. Государственно-частное партнерство является одним из наиболее перспективных и эффективных инструментов городского и регионального экономического и социального развития. Концессии - достаточно универсальное средство решения экономических проблем в Италии. Они являются наиболее развитой прогрессивной формой партнерства государства, органов местной власти и частного сектора на современном этапе. Основными сферами применения государственно-частного партнерства в Италии являются больницы, транспорт, жилищно-коммунальная отрасль.

Подобная форма управления государственной собственностью распространена в более 120-ти странах Европейского Союза, Центральной и Латинской Америки, в Азии, Океании, а также в Восточной Европе и СНГ.

Опыт формирования государственно-частного взаимодействия распространяется во всех регионах мира. Как показывает анализ международной практики, наиболее распространенными объектами государственно-частного партнерства в мире являются:

жилищно-коммунальная сфера (производство и транспортировка электроэнергии, водоснабжения, эксплуатация и благоустройство);

строительство и содержание автодорог;

энергосбережение;

эксплуатация зданий бюджетного сектора экономики.

Успешными примерами государственно-частного партнерства стали проекты в сфере железнодорожного транспорта: Tunnel Rail Link (Великобритания), высокоскоростная магистраль HSL Zuid (Нидерланды), линия Oresund (Дания - Швеция). С применением механизма государственно-частного партнерства были закончены и такие сложные проекты, как Евротоннель под проливом Ла-Манш, Сиднейский портовый тоннель, мост Конфедерации в Канаде, национальные аэропорты в Гамбурге и Варшаве, Центральный парк в Нью-Йорке, отдельные ветви метрополитена в Лондоне и другие.

Анализ зарубежного опыта использования ГЧП показал, что в каждой из стран «Большой семерки» имеется своя наиболее приоритетная отрасль по использованию ГЧП. Так, в США такой отраслью являются автодороги (32 из 36 проектов), в Великобритании – здравоохранение (123 из 352 проектов) и образование (113 из 352 проектов), в Германии – образование (24 из 56 проектов), в Италии, Канаде и Франции – здравоохранение.

По данным Going Global The world of public private partnerships, лидерами по развитию государственно-частных партнерств в сфере инноваций в мире считаются Великобритания, Австралия и скандинавские страны. Во многих странах ОЭСР на проекты государственно-частного партнерства приходится все возрастающая доля государственных бюджетов на науку и технологии. Анализ 48 проектов, реализуемых по схемам ГЧП, проведенный Европейской экономической комиссией ООН, показал, что 80% таких проектов было реализовано ниже предполагаемого бюджета и 60% проектов было завершено ранее, чем запланировано, при улучшении сервиса и уменьшении платы за использование.

В других развитых странах (Австрия, Бельгия, Дания, Австралия, Израиль, Ирландия, Финляндия, Испания, Португалия, Греция, Южная Корея, Сингапур) на 1-м месте по числу использования ГЧП находится отрасль, связанная со строительством и реконструкцией автодорог (93 проекта), а за ней уже следуют с весьма значительным отрывом здравоохранение (29 проектов), образование (23 проекта) и средства размещения (22 проекта).

Отмечена корреляция между уровнем развития страны и отраслью, которая выбирается для привлечения в нее инвестиций с помощью ГЧП. В связи с высоким уровнем социально-экономического развития стран «Большой семерки» и других развитых стран приоритетность отраслей здравоохранения и образования обусловлена также политикой этих государств и их социально-экономическим развитием.

Напротив, в развивающихся странах и странах с переходной экономикой указанные отрасли (за исключением автодорог) не будут приоритетными. Учитывая более низкий уровень экономического развития в этих странах, на 1-е место по приоритетности привлечения инвестиций с помощью ГЧП должна выйти транспортная инфраструктура, а именно строительство и реконструкция автодорог, аэропортов, железных дорог и др. Так, в странах с переходной экономикой (37 из 915 проектов)– страны Центральной и Восточной Европы (Болгария, Чехия, Венгрия, Хорватия, Польша, Румыния); страны Балтии (Латвия); страны СНГ (Украина), отрасли «Здравоохранение» и «Образование» находятся уже далеко не на 1-м месте по применению ГЧП – лидируют автодороги, строительство мостов и тоннелей, легкого наземного метро, аэропортов.

В развивающихся странах (22 из 915 проектов) – Индия, Бразилия, Чили, Гонконг, Мексика, Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты – как и в предыдущей группе стран, на 1-м месте по количеству ГЧП находятся автодороги, на 2-м месте – аэропорты, тюрьмы и водоочистные сооружения. Такое распределение отражает в первую очередь заинтересованность стран в развитии этих отраслей (индивидуальных для каждого типа стран), так как ГЧП позволяет привлечь инвестиции частного сектора, снизить затраты государственного сектора, распределить риски между партнерами. Структура финансовых и инвестиционных источников для реализации проектов государственно-частного партнерства зависит от уровня и особенностей социально-экономического развития страны, возможностей государственного сектора экономики, наличия стимулов, преимуществ, инструментов и мотивации привлечение частного сектора, сферы вложения инвестиций, вида инфраструктуры.

Анализ результатов расчета Индекса глобальной конкурентоспособности произведенные для 79 стран, показал положительную корреляцию между глобальным индексом конкурентоспособности с учетом устойчивого развития национальных экономик и таким субиндексом как инновации и опыт (см. табл. 4).

Таблица 4.

Индекс глобальной конкурентоспособности с учетом измерения устойчивого развития (топ-10)[1]

Страна

Индекс глобальной конкурентоспособности 2013-2014

Основные требования (оценка)

Факторы эффективности (оценка)

Факторы инноваций и опыта (оценка)

Ранг

Оценка

Швейцария

1

5,67

6,15

5,44

5,72

Сингапур

2

5,61

6,30

5,63

5,14

Финляндия

3

5,54

5,97

5,30

5,65

Германия

4

5,51

5,90

5,31

5,59

США

5

5,48

5,12

5,66

5,43

Швеция

6

5,48

5,95

5,31

5,46

Гонконг SAR

7

5,47

6,15

5,57

4,83

Нидерланды

8

5,42

5,89

5,27

5,36

Япония

9

5,40

5,37

5,27

5,61

Великобритания

10

5,37

5,48

5,45

5,15

Исследователи обосновали тот факт, что основным фактором конкурентоспособности с учетом устойчивого развития является соответствующая политика государства. Лишь политическая воля, эффективное государственное регулирование и управление в совокупности с качественным инновационным менеджментом и социальной ответственностью на уровне компаний является залогом достижения устойчивого развития[2].

Таким образом, трансформация модели развития национальных экономик требует разработки и координации инновационной стратегии и политики государств и компаний, направленной на соблюдение требований инновационного устойчивого развития инфраструктуры на принципах государственно-частного партнерства и социальной ответственности бизнеса в широком смысле этого понятия.

Партнерские отношения органов власти и бизнеса по формированию инфраструктуры, как заинтересованных субъектов, должны развиваться на основе принципов, обеспечивающих достижение согласия между ними. К основным принципам, сформированным в мировой практике, можно отнести следующие (см. табл. 5).

Таблица 5.

Основные принципы государственно-частного партнерства, согласно программе развития ООН[3]

Принцип

Сущность и содержание

1

2

Прозрачность

Предоставление органами власти полной информации инвесторам, концессионерам, всем заинтересованным сторонам

Соревновательность

Создание равных условий для привлечения к партнерству для всех потенциальных частных партнеров

Подотчетность

Ответственность всех партнеров перед общественностью и взаимные обязательства, которые являются определенными в договорном порядке

Законность

Создание партнерств в форме, которая разрешается действующим законодательством и другой нормативно-правовой базой

Понятность и предсказуемость

Понятность формулировки условий партнерства, в частности в соответствующем договоре, обеспечение возможности их исполнение без существенных изменений

Учет специфики

Формирование партнерств с учетом особых потребностей определенного региона (территории, общины), области социально-экономической жизни

Экономическая и финансовая устойчивость

Учет уровня потребления услуг, создаваемых в результате партнерства, и положительных последствий для развития экономики в целом

Гибкость

Обеспечение возможности быстрого реагирования и учета изменений в среде, в которой действует партнерство

Равенство

Обеспечение доступа к услугам для социально уязвимых слоев населения, в частности бедных

Социальное привлечение

Создание условий для привлечения к процессу планирования и реализации партнерств различных общественных групп

Исследование форм участия государства и бизнеса в финансировании инфраструктурных проектов на основе государственно-частного партнерства как эффективного инструмента для полезного его использования в отечественной экономике позволило сделать ряд выводов:

1. Государственно-частное партнерство позволяет объединить общие ресурсы государства и бизнеса. Вкладом со стороны государства являются объекты инфраструктуры, новые сегменты клиентов, финансовые гарантии, а со стороны бизнеса - инвестиции, навыки управления, снижения затрат, инновационные решения и тому подобное. Введение ГЧП позволяет государству решить важные задачи при одновременном сокращении расходов. При этом высвобождаются ресурсы государственного аппарата для разработки и внедрения государственной политики.

2. Модели и структура ГЧП разнообразны, но при этом существуют некоторые характерные черты, позволяющие выделить партнерство в самостоятельную экономическую категорию. Оно возникает как формализованная кооперация государственных и частных структур, специально созданная для достижения тех или иных целей, и опирается на соответствующие договоренности сторон. Выбор модели ГЧП осуществляется в зависимости от того, в каких сферах реализуется соглашение. Если рассматривать мировой опыт реализации партнерских проектов, то можно констатировать, что в конкретных отраслях определенные модели имеют наибольшую эффективность.

3. Объемы мирового рынка государственно-частного партнерства очень велики и имеют значительный потенциал в будущем. Наиболее привлекательным и распространенным сектором по ГЧП является инфраструктура в сфере дорожного и транспортного строительства. Ведь в этой сфере легче заключать концессионные соглашения, и эта отрасль остро нуждается в притоке частных инвестиций.

 

[1] Schwab, K. The Global Competitiveness Report 2013–2014. Full Data Edition World Economic Forum, Geneva, 2013. – 553 p. / Access: http: http://www3.weforum.org/docs/WEF_GlobalCompetitivenessReport_2013-14.pdf

[2] Assessing the Sustainable Competitiveness of Nations. The Global Competitiveness Report 2012-2013. – World Economic Forum, Geneva, 2012. – 545 p.

[3] Руководство Программы развития ООН «Toolkit on Pro-poor Municipal PPP». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://pppue.undp.org/toolkit

Категория: Материалы из студенческих работ | Добавил: medline-rus (29.04.2017)
Просмотров: 932 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%