Для преодоления сдерживающих факторов реализации инфраструктурных проектов с использованием механизма государственно-частного партнёрства, необходимо сосредоточиться на решении таких задач.
1. Развитие институциональной среды, нормативно-правового и методологического обеспечения в сфере ГЧП.
2. Инвентаризация собственности, внедрение повсеместного учета жилищно-коммунальных услуг.
3. Совершенствование методологии ГЧП, реализация пилотных проектов в этой сфере.
4. Диалог с потребителями, распространение лучших практик ГЧП.
5. Стимулирование частных инвесторов к реализации инфраструктурных проектов путем совершенствования бюджетной поддержки и налогового законодательства, создания благоприятного инвестиционного климата.
Кроме того, возможные мероприятия по совершенствованию системы стимулирования инвестиционной активности в сфере государственно-частного партнерства могут включать:
развитие инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса: создание центра развития бизнеса, районного агентства предпринимательства, инновационо-технологического центра и бизнес-инкубатора;
внедрение системы открытых электронных аукционов на муниципальные заказы на сайтах соответствующих муниципальных образований;
создание на местах Делового клуба для субъектов малого и среднего бизнеса;
создание обществ взаимных гарантий с участием малых, средних и больших компаний, государственных предприятий, государственных и муниципальных фондов.
В частности, на федеральном и региональном уровнях необходимо создание Центров содействия развитию государственно-частному партнерству, чьими функциями будут являться:
развитие методологического обеспечения реализации проектов на базе государственно-частного партнерства, определение приоритетных направлений и оптимальных форм участия частного сектора в реализации социально-значимых инфраструктурных проектов, оценка показателей их эффективности;
предоставление услуг по разработке и сопровождению инвестиционных и инновационных проектов, реализующихся в форме государственно-частного партнерства, управление проектами, защита интересов субъектов партнерства;
участие в формировании общественного мнения по вопросам места и роли государства, органов местного самоуправления и частного сектора в реализации социально-значимых проектов, а также ответственности сторон в этой сфере;
информационно-аналитическое и техническое обеспечение формирования рынка проектов государственно-частного партнерства, содействие использованию на этом рынке современных информационных, инновационных технологий и достижений науки;
обобщение и распространение в Российской Федерации опыта реализации проектов государственно-частного партнерства в мире, формирование ответственного отношения бизнеса к соблюдению стратегических интересов государства и общества;
проведение научно-исследовательских, технологических, поисковых и проектно-поисковых робот, связанных с доведением научных знаний до стадии их практического использования при реализации проектов государственно-частного партнерства;
осуществление методического и организационного обеспечения, а также координация научной, научно-технической и научно-педагогической деятельности в сфере государственно-частного партнерства;
разработка проектов законов и других нормативно-правовых актов, программ и проектов в сфере государственно-частного партнерства, инноваций и инвестиций;
осуществление научной экспертизы проектов законов и других нормативно-правовых актов, программ и проектов на предмет эффективности предусмотренных в них механизмов государственно-частного партнерства;
научное обеспечение нормотворческой деятельности органов государственной власти и местного самоуправления в сфере государственно-частного партнерства, изучение и обобщение практики реализации актов законодательства;
участие в подготовке научных и профессиональных кадров, повышение их квалификации в сфере государственно-частного партнерства;
предоставление научно-методической, информационной и финансовой поддержки субъектам отношений в сфере государственно-частного партнерства;
организация проведения конференций, круглых столов, семинаров, учебных мероприятий по вопросам, возникающим в процессе реализации проектов государственно-частного партнерства;
представительство в международных организациях по вопросам государственно-частного партнерства, инвестиционной и инновационной деятельности.
Задачами деятельности инфраструктурных объектов на местах, например, бизнес-инкубаторов должны стать:
имущественная поддержка в части обеспечения «выживаемости» вновь создаваемых и находящихся на ранней стадии развития малых предприятий инновационной, научно-технической и высокотехнологической сфер деятельности через предоставление в аренду на льготных условиях нежилых помещений, оборудованных офисной мебелью и оргтехникой, по итогам специализированного конкурсного отбора. Дополнительным преимуществом для начинающих предпринимателей при размещении в бизнес - инкубаторе является шаговая доступность окружных организаций инфраструктуры поддержки и развития малого и среднего бизнеса, расположенных в здании бизнес-инкубатора;
оказание как комплекса сопутствующих бизнес-услуг коллективного пользования (телефонная связь; доступ в Интернет, использование оснащенных современной техникой конференц-зала, переговорных, учебных классов и др.), так и консультационных услуг по ведению бизнеса, привлечению инвестиций, в том числе венчурных фондов и частных инвесторов («бизнес - ангелов»);
оказание услуг по эксплуатации, в том числе инженерного оборудования, техническому обслуживанию и клинингу используемых помещений;
создание новых рабочих мест (желательно привлечение молодежи совместно с муниципальным фондом);
организация и проведение лекций, семинаров, круглых столов, тренингов по инновационному менеджменту, управлению проектами, вопросам коммерциализации технологий;
предоставление более широкого спектра финансовых и юридических консультаций;
информационная поддержка в СМИ, интернет-порталах;
предоставление образовательных услуг;
создание межрегионального консультационного бюро и т.д.
Благоприятный инвестиционный климат в значительной степени характеризуется качеством государственных процедур: от скорости регистрации предприятия и легкости подключения к электрическим сетям до получения разрешений на строительство и развития конкуренции.
Если взять за основу критерий ожидаемой результативности и пути (методы) ее достижения, то можно рассматривать четыре варианта сценария изменения инвестиционного климата Российской Федерации:
1) умеренно-консервативный;
2) инновационный;
3) инвестиционный;
4) проектно-консервативный.
Умеренно-консервативный вариант исходит из того, что основные типы и виды рыночного бизнеса уже структурировались и закрепились. Они позиционируются как результативно функционирующие в рамках существующей ныне системы экономических отношений, и их не следует подвергать резким переменам. Вариант предполагает невысокие экономические и социальные риски, однако характеризуется низкими темпами роста валового продукта, а, следовательно, и уровня жизни населения. Успешность его реализации в большой мере зависит от решений, принимаемых на национальном уровне.
Инновационный вариант основывается на максимальной, проводимой в сжатые сроки концентрации ресурсов в инновационном секторе экономики и малого предпринимательства. Таким образом обеспечивается прорыв в технологической и технической модернизации производства, высокая конкурентоспособность инновационных продуктов на внутреннем и внешнем рынках, резко ускоряются темпы роста валового регионального продукта, достигается существенный прирост доходности производства и заметное повышение жизненного уровня населения. Но при реализации этого варианта риски возрастают, особенно в связи с необходимостью достаточно точно определить «точки роста» (объекты концентрации ресурсов).
Инвестиционный вариант предполагает активизацию деятельности по привлечению инвестиций, причем при условии сосредоточения всех сил и ресурсов на эти цели. Важная роль отводится привлечению иностранных вложений, чему должен способствовать позитивный образ России, который необходимо создать у зарубежных инвесторов. Этот вариант обеспечивает достаточный экономический рост и социальную эффективность, условия для поступательного развития в последующие годы. Однако здесь многое зависит от совершенствования национального и регионального нормотворчества, наличия эффективных инвесторов и менеджеров, решения ряда организационных и экономических проблем, что требует значительного времени. Недостатки варианта – необходимость возврата инвестиционных кредитов и отсутствие четких критериев оценки эффективности вложений.
Осуществление инновационного и инвестиционного вариантов в чистом виде затруднительно; однако они более соответствуют стратегии общенационального, а не муниципального уровня, поскольку в руках центра сосредоточены основные нормативно-правовые, финансово-экономические, административные инструменты региональной политики. В их числе: законы, указы Президента, постановления Правительства, нормативные акты органов исполнительной власти, госбюджет, дотации, субсидии, трансферты. Особую группу составляют: налоговое и таможенное регулирование, кредитно-денежная политика, государственные заказы и заказы для государственных нужд и т.д. Набор же рычагов, которым располагают отдельные регионы, гораздо скромнее.
Проектно-консервативный вариант направлен на преодоление слабостей описанных выше вариантов и связанных с ними угроз. В этом случае усилия предлагается сосредоточить прежде всего на расширении деятельности по созданию более комфортного делового климата, поддержке малого и среднего предпринимательства, стимулированию внутреннего спроса. Для этого не требуются масштабные бюджетные вложения – нужны четкие правила игры, политическая воля и профессионализм властей всех уровней. Созидательная сила этого варианта видится в формировании и реализации крупных проектов институционального и коммерческого типов, ориентированных на диверсификацию и структурные сдвиги в экономике страны, привлечение незадействованных финансовых ресурсов, включая те, которыми располагает население.
Правительство, отвечая на запросы предпринимательского сообщества, утвердило «дорожные карты» — планы мероприятий по улучшению инвестиционного климата в рамках Национальной предпринимательской инициативы (НПИ).
Национальная предпринимательская инициатива по улучшению инвестиционного климата в Российской Федерации включает в себя предложенные предпринимателями планы мероприятий по упрощению, удешевлению и ускорению действующих на территории Российской Федерации процедур, связанных с ведением бизнеса.
Целевым показателем реализации «дорожных карт» является вхождение России в топ-20 стран по инвестиционному климату к 2018 году.
В целях достижения общего улучшения и выравнивания инвестиционного климата на территории различных субъектов Российской Федерации целесообразно применение единого регионального инвестиционного Стандарта. Региональный инвестиционный Стандарт предполагает реализацию ряда мер (см. табл. 14).
Таблица 14.
Система мер для создания инвестиционного климата с целью стимулирования бизнеса к участию в проектах с использованием ГЧП
Меры
Содержание
Примеры эффективной реализации
1
2
3
Утверждение Инвестиционной стратегии региона
Инвестиционная стратегия призвана определять инвестиционные приоритеты региона: территории, отрасли, технологии опережающего развития, осваиваемые виды продукции, работ и услуг, планируемые к реализации проекты.
Инвестиционная декларация Республики Татарстан, Инвестиционная стратегия Свердловской области, Пермского края
Формирование и ежегодное обновление Плана создания инвестиционных объектов и объектов инфраструктуры в регионе
План представляет собой свод всех ключевых объектов инфраструктуры, строительство и реконструкция которых зафиксированы в действующих планах и программах Российской Федерации на территории соответствующего региона,
Геоинформационная карта Республики Татарстан, План создания объектов необходимой для инвесторов инфраструктуры в Калужской области
Ежегодное послание высшего должностного лица субъекта Российской Федерации не тему «Инвестиционный климат и инвестиционная политика субъекта Российской Федерации»
В послании должны отражаться результаты реализации Инвестиционной стратегии, определяются основные направления и приоритеты инвестиционной политики субъекта
-
Принятие нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации о защите прав инвесторов и механизмах поддержки инвестиционной деятельности
основные способы защиты прав инвесторов; гарантии; добровольные ограничения прав органов исполнительной власти; применяющиеся в субъекте Российской Федерации формы налоговой и финансовой поддержки инвестиций
Создание специализированных организаций по привлечению инвестиций и работе с инвесторами в Калужской области, Республике Татарстан
Создание Совета по улучшению инвестиционного климата
В компетенцию и функции Совета должна входить выработка рекомендаций по организации взаимодействия органов исполнительной власти региона и лиц, участвующих в инвестиционном процессе и т.п.
Создание Совета в Свердловской области, Республике Татарстан
Формирование доступной инфраструктуры для размещения производственных и иных объектов инвесторов (промышленных парков, технологических парков
Промышленные площадки, промышленные парки, технологические парки, бизнес-инкубаторы, центры кластерного развития
Технопарки в Новосибирске, Кемерове, Тюменской области и Татарстане; Инновационный центр «Сколково»
Формирование механизмов профессиональной подготовки и переподготовки по специальностям, соответствующим инвестиционной стратегии региона и потребностям инвесторов
Восстановление и развитие в соответствии с Инвестиционной стратегией региональной системы профессионального образования, переориентирование части выпускников школ на получение качественного профессионального профильного образования.
Система аттестации и обучения сотрудников профильных органов государственной власти и сотрудников специализированных организаций по привлечению инвестиций и работе с инвесторами в Ярославской области
Создание специализированного двуязычного интернет-портала, посвящённого инвестиционной деятельности в субъекте Российской Федерации
Интернет-портал должен обеспечивать наглядное представление инвестиционных возможностей субъекта Российской Федерации, его Инвестиционной стратегии и инфраструктуры, потенциальных направлений инвестиций, а также сбор и оперативное рассмотрение жалоб, обращений инвесторов
Создание специализированного двуязычного интернет-портала, посвящённого инвестиционной деятельности в Калужской области, в Астраханской области
Таким образом, меры по стимулированию бизнеса к участию в строительстве объектов транспортной инфраструктуры с использованием механизма государственно-частного партнерства путем улучшения инвестиционного климата в России и в отдельных субъектах федерации должны быть направлены по следующим ключевым векторам: формирование благоприятной для инвестиций административной среды и инфраструктуры; создание финансовых механизмов привлечения и стимулирования инвестиций; налоговое стимулирование инвестиционного процесса; кадровое обеспечение инвестиционного процесса.
|