Вторник, 26.11.2024, 23:31
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из студенческих работ

Суть и понятие государственного регулирования в области внешнеэкономических связей

Согласно определению большинства специалистов в области государственного регулирования внешнеэкономическими связями можно считать определенную совокупность направлений, форм, а также методов и средств торгово-экономического и научно-технического сотрудничества между субъектами государственного управления .

Внешнеэкономические связи также включают в себя валютно-финансовые и кредитные отношения между странами, регулирование которых преследует цель рационального использования преимуществ международного разделения труда, использование возможностей международных экономических отношений между странами, что в целом означает повышение экономической эффективности хозяйственной и предпринимательской деятельности объектов государственного регулирования .

Внешнеэкономические связи включают в себя экономику, политику, дипломатию, торговлю, промышленное производство, кредитно-финансовые и валютные операции, научные исследования .

Многие специалисты проводят собственную классификацию внешнеэкономических связей, которые требуют государственного регулирования.

В частности, Е.Ф. Авдокушин предлагает включить во внешнеэкономические связи следующие направления:

– внешняя торговля;

– международное производственное сотрудничество, включающее в себя аграрное и промышленное;

– международное научно-техническое сотрудничество;

– международное инвестиционное сотрудничество;

– валютно-финансовое сотрудничество;

– экономическое и техническое содействие .

Очевидно, что сущность государственного регулирования в области внешнеэкономических связей заключается в том, чтобы обеспечить гармонию интересов между объектами внешнеэкономической деятельности.

Сам механизм государственного регулирования должен включать в себя разнообразные инструменты, средства и рычаги, обеспечивающие полноценное воздействие на систему национальных экономических интересов, которые отражают внешнеэкономические связи страны .

Также государственное регулирование в области внешнеэкономических связей может пониматься как определенная система хозяйственных и политических мер, которые осуществляются государственными органами.

Предпринимаемые государственными органами меры должны способствовать углублению и расширению участия страны (объекта государственного регулирования) в системе международного разделения труда, что повышает эффективность общественного производства и оптимизацию общей структуры потребления.

В таком случае государственное регулирование в области внешнеэкономических связей является основной частью механизма воспроизводства национального экономического потенциала страны. Следовательно, при таком понимании страна представляет собой основной объект государственного регулирования, в который входит регулирование национальной экономики страны в целом, включающей воспроизводственную, технологическую, отраслевую, территориальную структуры, научно-технический прогресс, сферу социальных отношений, окружающую среду и другие компоненты национальной экономики .

Цели государственного регулирования в области внешнеэкономических связей могут быть конкретизированы в зависимости от остроты определенных проблем, которые возникают в хозяйственной или социальной сферах на данный период времени. Также могут быть связаны с преодолением кризиса экономики (как это происходило недавно в России), с необходимостью структурной перестройки производственного потенциала страны, с защитой отечественного производителя, с увеличением занятости населения, с оздоровлением финансовой ситуации в стране, с борьбой инфляции и др.

От достижения поставленных целей определяются конкретные направления, масштабы и формы государственного регулирования в области внешнеэкономических связей. При этом существенное влияние оказывают внутриэкономические и внешнеэкономические установки страны (объекта государственного регулирования) и общий интегральный вектор интересов субъектов внешнеэкономической деятельности .

Многие специалисты отмечают, что государственное регулирование в области внешнеэкономических связей может быть осуществлено только с помощью применения определенных мер.

А.В. Клименко включает в государственное регулирование внешнеэкономических связей следующие аспекты:

1. Административные средства.

2. Денежные и кредитные средства.

3. Бюджетные средства.

4. Регулирование политики.

5. Регулирование государственного сектора экономики .

По мнению В.Г. Игнатова сущность государственного регулирования в области внешнеэкономических связей должна заключаться в том, чтобы привести систему внешнеэкономических отношений в такое состояние, которое могло бы обеспечить оптимальную реализацию интересов субъектов внешнеэкономической деятельности – государственных, коллективных и личных. Это должно происходить в конкретном временном периоде и ориентироваться на реализацию правовой перспективы и общепризнанных международных правил и норм .

По мнению А.В. Гиглавого механизм государственного регулирования в сфере международных экономических связей должен представлять собой определенную систему, включающую в себя принципы, методы и инструменты управления отношений субъектов внешнеэкономической деятельности.

Данная система должна включать три основных блока:

– принципы государственного управления;

– совокупность конкретных методов и инструментов государственного регулирования;

– совокупность институционно-правовых структур .

Совокупность институционно-правовых структур является одним из основных блоков государственного регулирования в области внешнеэкономических связей.

В блок институционно-правовых структур включаются следующие механизмы государственного регулирования:

– международные акты;

– национальные акты;

– договора;

– соглашения;

– нормы;

– правила;

– обычаи;

– другие документы, регулирующие порядок осуществления внешнеэкономических связей .

Вопрос эффективности государственного регулирования в области внешнеэкономических связей всегда остается актуальным.

Некоторые специалисты предлагают оценивать эффективность механизма государственного регулирования в области внешнеэкономических связей при помощи следующих критериев:

– эффективность распределения и использования имеющихся национальных экономических ресурсов с точки зрения обеспечения потребления товаров и услуг населением страны;

– влияние системы регулирования на рост экономического потенциала, а также привлечение инвестиций;

– обеспечение занятости населения;

– распределение доходов между субъектами внешнеэкономической деятельности как на международном, так и на национальном уровнях;

– стабильность рыночных цен;

– качество жизни в стране;

– экономическая безопасность страны .

Сам механизм государственного регулирования в области внешнеэкономических связей состоит из двух элементов, связанных между собой, это:

– национальный компонент;

– международный компонент .

Наличие этих двух компонентов позволяет утверждать, что сам механизм государственного регулирования в области внешнеэкономических связей зависит от влияния определенных международных рычагов и инструментов.

Степень данного международного влияния зависит от степени интеграции национального воспроизводственного потенциала в международные связи, от роли и места национальной экономики страны в мировом хозяйстве .

Если рассматривать государственное регулирование в области внешнеэкономических связей как определенную систему, ее изучение предполагает выделение четырех основных элементов:

– элемент внешнеэкономической политики;

– «технологический» элемент;

– элемент технических стандартов и норм;

– элемент валютно-финансового регулирования .

Одним из важнейших элементов, определяющих эффективность функционирования всей системы государственного регулирования, является выработка и реализация внешнеэкономической политики.

Б.А. Райзберг придерживается точки зрения, при которой в основе внешнеэкономической политики стран (объектов государственного регулирования) лежит принцип международного разделения труда.

Это означает наличие непрерывного процесса сложного приспособления различных структур национальных экономик, в которые входят отраслевая, технологическая, организационная и другие структуры, к более динамичной структуре мирового хозяйства по своей природе .

Основной задачей государственного регулирования в области внешнеэкономических связей для стран с развивающейся экономикой является проникновение на мировые рынки, и, следовательно, адаптация национальной экономики страны в мировую экономику.

Эта задача является основной для России на современном этапе развития экономики.

Внешнеэкономическая политика включает в себя следующие задачи:

– формирование собственного экспортного потенциала, способного предложить другим странам конкурентоспособные технологии, товары и услуги;

– улучшение структуры и пропорций внешнеэкономического обмена за счет импорто-замещения, а также увеличения части наукоемких товаров и услуг в экспорте;

– переход к прогрессивным формам внешнеэкономического сотрудничества между странами .

По мнению В.Е. Рыбалкина, «технологический» элемент системы государственного регулирования в области внешнеэкономических связей включает в себя определенные экономические инструменты.

Эти экономические инструменты, в зависимости от способа действия, он предлагает разделить на инструменты прямого действия и инструменты непрямого действия.

Инструменты прямого действия включают в себя:

– применение целевых государственных затрат (в частности, создание и развитие инфраструктуры в свободной экономической зоне);

– применение непосредственного контроля государства за протеканием внешнеэкономических процессов (это включает в себя – регулирование количественных объемов экспорта и импорта, регулирование цен на экспорт и импорт, установление валютных курсов и др.);

– применение законодательного регулирования .

Инструменты непрямого действия оказывают непосредственное влияние на стоимостные пропорции народного хозяйства страны.

В частности, величина налогов оказывает существенное влияние на объемы производства и платежеспособность населения.

Увеличение роста процентной ставки Центрального банка способствует стимулированию роста сбережений населения, что приводит к росту объема отложенного спроса. Процесс девальвации национальной валюты может создавать интерес в экспорте товаров .

Важным элементом системы государственного регулирования в области внешнеэкономических связей является введение и применение международных технических стандартов и норм. К международным стандартам относятся рекомендации международных специализированных организаций, которые устанавливают общие требования для однородных товаров, производимых в разных странах, и для процесса их производства .

Отличие международных стандартов от национальных заключается в том, что международные стандарты не носят обязательного характера при их использовании.

Но при этом следование международным стандартам существенно может повысить конкурентоспособность товаров на мировом рынке .

Немаловажным компонентом государственного регулирования в области внешнеэкономических связей является валютно-финансовое регулирование внешнеэкономических связей.

Через валютно-финансовое и кредитное регулирование государство осуществляет реализацию собственной валютной политики.

П.А. Цыганкова отмечает, что валютная политика государства – это комплекс экономических, правовых и организационных мер, проводимых государственными органами.

Под государственными органами понимаются центральные финансовые учреждения страны, национальные (государственные) банки и международные валютно-финансовые организации .

Таким образом, основными целями государственного регулирования в области внешнеэкономических связей являются следующие:

– использование внешнеэкономических связей с другими странами и регионами для эффективного функционирования в стране рыночной экономики;

– содействие повышению качества национальной продукции и производительности труда страны, которое производится путем приобретения различных лицензий и патентов, новых технологий, а также качественного сырья, материалов и комплектующих;

– формирование оптимальной защиты национальных внешнеэкономических интересов страны и защиты внутреннего рынка;

– формирование и поддержание благоприятного международного режима, который реализуется через взаимоотношения с другими странами, регионами и международными организациями .

Все вышеизложенное позволяет утверждать, что регулирование внешнеэкономических связей является важнейшим механизмом, необходимым, в первую очередь, для защиты интересов государства.

Категория: Материалы из студенческих работ | Добавил: medline-rus (29.04.2017)
Просмотров: 152 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%