Согласно определению большинства специалистов в области государственного регулирования внешнеэкономическими связями можно считать определенную совокупность направлений, форм, а также методов и средств торгово-экономического и научно-технического сотрудничества между субъектами государственного управления .
Внешнеэкономические связи также включают в себя валютно-финансовые и кредитные отношения между странами, регулирование которых преследует цель рационального использования преимуществ международного разделения труда, использование возможностей международных экономических отношений между странами, что в целом означает повышение экономической эффективности хозяйственной и предпринимательской деятельности объектов государственного регулирования .
Внешнеэкономические связи включают в себя экономику, политику, дипломатию, торговлю, промышленное производство, кредитно-финансовые и валютные операции, научные исследования .
Многие специалисты проводят собственную классификацию внешнеэкономических связей, которые требуют государственного регулирования.
В частности, Е.Ф. Авдокушин предлагает включить во внешнеэкономические связи следующие направления:
– внешняя торговля;
– международное производственное сотрудничество, включающее в себя аграрное и промышленное;
– международное научно-техническое сотрудничество;
– международное инвестиционное сотрудничество;
– валютно-финансовое сотрудничество;
– экономическое и техническое содействие .
Очевидно, что сущность государственного регулирования в области внешнеэкономических связей заключается в том, чтобы обеспечить гармонию интересов между объектами внешнеэкономической деятельности.
Сам механизм государственного регулирования должен включать в себя разнообразные инструменты, средства и рычаги, обеспечивающие полноценное воздействие на систему национальных экономических интересов, которые отражают внешнеэкономические связи страны .
Также государственное регулирование в области внешнеэкономических связей может пониматься как определенная система хозяйственных и политических мер, которые осуществляются государственными органами.
Предпринимаемые государственными органами меры должны способствовать углублению и расширению участия страны (объекта государственного регулирования) в системе международного разделения труда, что повышает эффективность общественного производства и оптимизацию общей структуры потребления.
В таком случае государственное регулирование в области внешнеэкономических связей является основной частью механизма воспроизводства национального экономического потенциала страны. Следовательно, при таком понимании страна представляет собой основной объект государственного регулирования, в который входит регулирование национальной экономики страны в целом, включающей воспроизводственную, технологическую, отраслевую, территориальную структуры, научно-технический прогресс, сферу социальных отношений, окружающую среду и другие компоненты национальной экономики .
Цели государственного регулирования в области внешнеэкономических связей могут быть конкретизированы в зависимости от остроты определенных проблем, которые возникают в хозяйственной или социальной сферах на данный период времени. Также могут быть связаны с преодолением кризиса экономики (как это происходило недавно в России), с необходимостью структурной перестройки производственного потенциала страны, с защитой отечественного производителя, с увеличением занятости населения, с оздоровлением финансовой ситуации в стране, с борьбой инфляции и др.
От достижения поставленных целей определяются конкретные направления, масштабы и формы государственного регулирования в области внешнеэкономических связей. При этом существенное влияние оказывают внутриэкономические и внешнеэкономические установки страны (объекта государственного регулирования) и общий интегральный вектор интересов субъектов внешнеэкономической деятельности .
Многие специалисты отмечают, что государственное регулирование в области внешнеэкономических связей может быть осуществлено только с помощью применения определенных мер.
А.В. Клименко включает в государственное регулирование внешнеэкономических связей следующие аспекты:
1. Административные средства.
2. Денежные и кредитные средства.
3. Бюджетные средства.
4. Регулирование политики.
5. Регулирование государственного сектора экономики .
По мнению В.Г. Игнатова сущность государственного регулирования в области внешнеэкономических связей должна заключаться в том, чтобы привести систему внешнеэкономических отношений в такое состояние, которое могло бы обеспечить оптимальную реализацию интересов субъектов внешнеэкономической деятельности – государственных, коллективных и личных. Это должно происходить в конкретном временном периоде и ориентироваться на реализацию правовой перспективы и общепризнанных международных правил и норм .
По мнению А.В. Гиглавого механизм государственного регулирования в сфере международных экономических связей должен представлять собой определенную систему, включающую в себя принципы, методы и инструменты управления отношений субъектов внешнеэкономической деятельности.
Данная система должна включать три основных блока:
– принципы государственного управления;
– совокупность конкретных методов и инструментов государственного регулирования;
– совокупность институционно-правовых структур .
Совокупность институционно-правовых структур является одним из основных блоков государственного регулирования в области внешнеэкономических связей.
В блок институционно-правовых структур включаются следующие механизмы государственного регулирования:
– международные акты;
– национальные акты;
– договора;
– соглашения;
– нормы;
– правила;
– обычаи;
– другие документы, регулирующие порядок осуществления внешнеэкономических связей .
Вопрос эффективности государственного регулирования в области внешнеэкономических связей всегда остается актуальным.
Некоторые специалисты предлагают оценивать эффективность механизма государственного регулирования в области внешнеэкономических связей при помощи следующих критериев:
– эффективность распределения и использования имеющихся национальных экономических ресурсов с точки зрения обеспечения потребления товаров и услуг населением страны;
– влияние системы регулирования на рост экономического потенциала, а также привлечение инвестиций;
– обеспечение занятости населения;
– распределение доходов между субъектами внешнеэкономической деятельности как на международном, так и на национальном уровнях;
– стабильность рыночных цен;
– качество жизни в стране;
– экономическая безопасность страны .
Сам механизм государственного регулирования в области внешнеэкономических связей состоит из двух элементов, связанных между собой, это:
– национальный компонент;
– международный компонент .
Наличие этих двух компонентов позволяет утверждать, что сам механизм государственного регулирования в области внешнеэкономических связей зависит от влияния определенных международных рычагов и инструментов.
Степень данного международного влияния зависит от степени интеграции национального воспроизводственного потенциала в международные связи, от роли и места национальной экономики страны в мировом хозяйстве .
Если рассматривать государственное регулирование в области внешнеэкономических связей как определенную систему, ее изучение предполагает выделение четырех основных элементов:
– элемент внешнеэкономической политики;
– «технологический» элемент;
– элемент технических стандартов и норм;
– элемент валютно-финансового регулирования .
Одним из важнейших элементов, определяющих эффективность функционирования всей системы государственного регулирования, является выработка и реализация внешнеэкономической политики.
Б.А. Райзберг придерживается точки зрения, при которой в основе внешнеэкономической политики стран (объектов государственного регулирования) лежит принцип международного разделения труда.
Это означает наличие непрерывного процесса сложного приспособления различных структур национальных экономик, в которые входят отраслевая, технологическая, организационная и другие структуры, к более динамичной структуре мирового хозяйства по своей природе .
Основной задачей государственного регулирования в области внешнеэкономических связей для стран с развивающейся экономикой является проникновение на мировые рынки, и, следовательно, адаптация национальной экономики страны в мировую экономику.
Эта задача является основной для России на современном этапе развития экономики.
Внешнеэкономическая политика включает в себя следующие задачи:
– формирование собственного экспортного потенциала, способного предложить другим странам конкурентоспособные технологии, товары и услуги;
– улучшение структуры и пропорций внешнеэкономического обмена за счет импорто-замещения, а также увеличения части наукоемких товаров и услуг в экспорте;
– переход к прогрессивным формам внешнеэкономического сотрудничества между странами .
По мнению В.Е. Рыбалкина, «технологический» элемент системы государственного регулирования в области внешнеэкономических связей включает в себя определенные экономические инструменты.
Эти экономические инструменты, в зависимости от способа действия, он предлагает разделить на инструменты прямого действия и инструменты непрямого действия.
Инструменты прямого действия включают в себя:
– применение целевых государственных затрат (в частности, создание и развитие инфраструктуры в свободной экономической зоне);
– применение непосредственного контроля государства за протеканием внешнеэкономических процессов (это включает в себя – регулирование количественных объемов экспорта и импорта, регулирование цен на экспорт и импорт, установление валютных курсов и др.);
– применение законодательного регулирования .
Инструменты непрямого действия оказывают непосредственное влияние на стоимостные пропорции народного хозяйства страны.
В частности, величина налогов оказывает существенное влияние на объемы производства и платежеспособность населения.
Увеличение роста процентной ставки Центрального банка способствует стимулированию роста сбережений населения, что приводит к росту объема отложенного спроса. Процесс девальвации национальной валюты может создавать интерес в экспорте товаров .
Важным элементом системы государственного регулирования в области внешнеэкономических связей является введение и применение международных технических стандартов и норм. К международным стандартам относятся рекомендации международных специализированных организаций, которые устанавливают общие требования для однородных товаров, производимых в разных странах, и для процесса их производства .
Отличие международных стандартов от национальных заключается в том, что международные стандарты не носят обязательного характера при их использовании.
Но при этом следование международным стандартам существенно может повысить конкурентоспособность товаров на мировом рынке .
Немаловажным компонентом государственного регулирования в области внешнеэкономических связей является валютно-финансовое регулирование внешнеэкономических связей.
Через валютно-финансовое и кредитное регулирование государство осуществляет реализацию собственной валютной политики.
П.А. Цыганкова отмечает, что валютная политика государства – это комплекс экономических, правовых и организационных мер, проводимых государственными органами.
Под государственными органами понимаются центральные финансовые учреждения страны, национальные (государственные) банки и международные валютно-финансовые организации .
Таким образом, основными целями государственного регулирования в области внешнеэкономических связей являются следующие:
– использование внешнеэкономических связей с другими странами и регионами для эффективного функционирования в стране рыночной экономики;
– содействие повышению качества национальной продукции и производительности труда страны, которое производится путем приобретения различных лицензий и патентов, новых технологий, а также качественного сырья, материалов и комплектующих;
– формирование оптимальной защиты национальных внешнеэкономических интересов страны и защиты внутреннего рынка;
– формирование и поддержание благоприятного международного режима, который реализуется через взаимоотношения с другими странами, регионами и международными организациями .
Все вышеизложенное позволяет утверждать, что регулирование внешнеэкономических связей является важнейшим механизмом, необходимым, в первую очередь, для защиты интересов государства.
|