Вторник, 26.11.2024, 23:22
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из студенческих работ

Нормативно-правовое обеспечение внешнеэкономических связей России с Францией

Нормативно – правовое обеспечение внешнеэкономической деятельности должно отвечать двум критериям: учитывать специфику предмета и удовлетворять потребности субъектов внешнеэкономической деятельности.

Основной задачей является создание благоприятного правового климата для реализации экономических интересов субъектов хозяйствования в сфере внешнеэкономических отношений.

Правовые нормы, регулирующие внешнеэкономическую деятельность, образуют некий комплекс, который включает международно-правовые и национально-правовые нормы. Этот комплекс характеризуется как совокупность связанных иерархий, а также международных и национальных правовых норм, взаимодействующих между собой и в своих структурных частях, регламентирующих внешнеэкономические связи России.

Необходимо отметить, что для современного периода развития Российской Федерации характерно интенсивное сотрудничество с иностранными государствами – Россия участвует в деятельности международных организаций, межгосударственных объединений.

При этом речь идет о внешней функции нашего государства, осуществляемой как на федеральном, так и на региональном уровне.

В конституционном смысле это означает признание международной правосубъектности за Россией как федеративным государством и установление режимов участия субъектов федерации в ее осуществлении .

Объем и характер их международных и внешнеэкономических связей предопределен пп. «к», «л» статьи 71 и п. «ж» статьи 72, а также статьями 4, 73, 76 Конституции Российской Федерации .

Конституционное закрепление компетенции Федерации и ее субъектов в международной сфере позволяет определить весь механизм ее регулирования. В нем в качестве составной части можно выделить механизм правового регулирования международных и внешнеэкономических связей субъектов федерации.

Это, во-первых, конституционные нормы как основа регулирования, во-вторых, федеральные законы, указы Президента и акты Правительства Российской Федерации, в-третьих, конституции, уставы, а также законы и акты субъектов федерации в данной сфере, в-четвертых, система международно-правовых актов, относящихся к этой сфере.

Область внешнеэкономической деятельности – одна из немногих, где была проведена унификация не только коллизионных, но и материальных норм права на универсальном уровне.

Это можно объяснить стремлением государства создать эффективный регулятор международных отношений между физическими и юридическими лицами, которые в конечном итоге обеспечивают благоприятный климат в сфере экономики для взаимоотношений участников.

Среди международных конвенций, содержащих коллизионно-правовые нормы, следует назвать две гаагские конвенции 1955 г. и 1986 г., имеющие один предмет регулирования (договоры международной купли-продажи товаров) и именуемые в публикациях на русском языке практически одинаково:

– Конвенция о праве, применимом к международной купле-продаже товаров (Гаага, 15 июня 1955 г.);

– Конвенция о праве, применимом к договорам международной купли-продажи товаров (Гаага, 22 декабря 1986 г.).

К международным источникам, регулирующим внешнеэкономические сделки посредством унифицированных материально-правовых норм, относятся Конвенция об исковой давности в международной купле-продаже товаров (Нью-Йорк, 14 июня 1974 г.) и Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров (Вена, 11 апреля 1980 г.).

При этом Конвенцию 1980 г. можно считать моделью компромисса государств, правовые системы которых предусматривают разное правовое регулирование сделок международного характера.

Подготовленная Комиссией ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ), она была принята на конференции в Вене 10–11 апреля 1980 г. и заменила две гаагские конвенции 1964 г. (Конвенцию о единообразном законе о международной купле-продаже товаров и Конвенцию о единообразном законе о заключении договоров международной купли-продажи товаров).

В настоящее время участниками Конвенции 1980 г. являются более 60 государств, что подтверждает ее универсальность.

Международно-правовое регулирование сделок международного характера включает конвенционное регулирование и регулирование, осуществляемое посредством международных обычаев и обыкновений.

Определенное регулирующее воздействие оказывает судебно-арбитражная практика.

Российский взгляд на современный мир, цели и задачи, которые преследует РФ, сформулированы в Концепции внешней политики Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ 12.07.2008 г. №Пр – 1440 .

Концепция содержит оценку мировой ситуации, анализ тех процессов, которые происходят в мире в целом и в каждом из его основных регионов. На ее основе сформировалась внешнеполитическая стратегия страны, отвечающая требованиям сложившейся в последнее время в мире качественно новой геополитической ситуации.

В соответствии с высшим приоритетом национальной безопасности Российской Федерации – защитой интересов личности, общества и государства – главные внешнеполитические усилия, в соответствии с данной Концепцией, сосредоточены на достижении следующих основных целей:

– обеспечение безопасности страны, сохранение и укрепление ее суверенитета и территориальной целостности, прочных и авторитетных позиций в мировом сообществе, в наибольшей мере отвечающих интересам Российской Федерации как одного из влиятельных центров современного мира и необходимых для роста ее политического, экономического, интеллектуального и духовного потенциала;

– создание благоприятных внешних условий для модернизации России, перевода ее экономики на инновационный путь развития, повышения уровня жизни населения, консолидации общества, укрепления основ конституционного строя, правового государства и демократических институтов, реализации прав и свобод человека и, как следствие, обеспечение конкурентоспособности страны в глобализирующемся мире;

– воздействие на общемировые процессы в целях установления справедливого и демократического миропорядка, основанного на коллективных началах в решении международных проблем и на верховенстве международного права, прежде всего, на положениях Устава ООН, а также на равноправных и партнерских отношениях между государствами при центральной и координирующей роли ООН как основной организации, регулирующей международные отношения и обладающей уникальной легитимностью;

– формирование отношений добрососедства с сопредельными государствами, содействие устранению имеющихся и предотвращению возникновения новых очагов напряженности и конфликтов в прилегающих к Российской Федерации регионах и других районах мира;

– поиск согласия и совпадающих интересов с другими государствами и межгосударственными объединениями в процессе решения задач, определяемых национальными приоритетами России, создание на этой основе системы двусторонних и многосторонних партнерских отношений, призванной обеспечить устойчивость международного положения страны к колебаниям внешнеполитической конъюнктуры;

– всесторонняя защита прав и законных интересов российских граждан и соотечественников, проживающих за рубежом;

– содействие объективному восприятию Российской Федерации в мире как демократического государства с социально ориентированной рыночной экономикой и независимой внешней политикой;

– поддержка и популяризация в иностранных государствах русского языка и культуры народов России, вносящих уникальный вклад в культурно-цивилизационное многообразие современного мира и в развитие партнерства цивилизаций.

В Концепции указано, что своими устойчиво высокими темпами экономического роста, во многом основанного на расширяющемся внутреннем спросе, природными и накопленными финансовыми ресурсами Россия вносит значительный вклад в обеспечение стабильности глобальной экономики и финансов. Соответственно, Россия намерена активно содействовать, в том числе посредством своего присоединения к Всемирной торговой организации и Организации экономического сотрудничества и развития, формированию справедливой и демократической глобальной торгово-экономической и валютно-финансовой архитектуры в целях полноправного и эффективного участия в ней.

Главным приоритетом политики Российской Федерации в сфере международных экономических отношений является содействие развитию национальной экономики в условиях глобализации посредством обеспечения равноправных позиций страны и российского бизнеса в системе мирохозяйственных связей. Для достижения этой цели Российская Федерация:

– добивается максимальных выгод и сведения к минимуму рисков при дальнейшей интеграции России в мировую экономику с учетом необходимости обеспечения экономической, энергетической и продовольственной безопасности страны;

– создает благоприятные политические условия для диверсификации российского присутствия на мировых рынках за счет расширения номенклатуры экспорта и географии внешнеэкономических и инвестиционных связей России;

– принимает меры торговой политики для защиты интересов Российской Федерации в соответствии с международными правилами и противодействует торгово-политическим мерам иностранных государств, ущемляющим права Российской Федерации и российских предприятий;

– оказывает государственное содействие российским предприятиям и компаниям в освоении новых и развитии традиционных рынков, противодействует дискриминации отечественных инвесторов и экспортеров, особенно на рынках наукоемкой продукции и товаров с высокой степенью обработки;

– содействует привлечению иностранных инвестиций в наукоемкие и другие приоритетные сферы российской экономики;

– продолжает наращивание потенциала и модернизацию топливно-энергетического комплекса, подтверждая репутацию ответственного партнера на рынках энергоресурсов, обеспечивая устойчивое развитие своей экономики и способствуя сбалансированности мировых энергорынков;

– укрепляет стратегическое партнерство с ведущими производителями энергетических ресурсов, активно развивает диалог со странами-потребителями и странами транзита, основываясь на принципах обеспечения энергобезопасности;

– активно использует возможности региональных экономических и финансовых организаций для отстаивания интересов Российской Федерации в соответствующих регионах, уделяя особое внимание деятельности организаций и структур, способствующих укреплению интеграционных процессов в пространстве СНГ;

– в соответствии с нормами международного права использует все имеющиеся в ее распоряжении экономические рычаги и ресурсы, а также конкурентные преимущества для защиты своих национальных интересов.

Также в Концепции указано, что Российская Федерация будет развивать отношения с Европейским союзом как с одним из основных торгово-экономических и внешнеполитических партнеров, выступать за всемерное укрепление механизмов взаимодействия, включая последовательное формирование общих пространств в сферах экономики, внешней и внутренней безопасности, образования, науки, культуры.

Долговременным интересам России отвечает согласование с Европейским союзом Договора о стратегическом партнерстве, устанавливающего особые, максимально продвинутые формы равноправного и взаимовыгодного сотрудничества с Европейским союзом во всех областях с перспективой выхода на безвизовый режим.

Российская Федерация заинтересована в укреплении Европейского союза, развитии его способности выступать с согласованных позиций в торгово-экономических, гуманитарных, внешнеполитических областях и в сфере безопасности.

Развитие взаимовыгодных двусторонних связей с Германией, Францией, Италией, Испанией, Финляндией, Грецией, Нидерландами, Норвегией и некоторыми другими государствами Западной Европы является важным ресурсом продвижения национальных интересов России в европейских и мировых делах, содействия переводу российской экономики на инновационный путь развития.

Важнейшее значение в сфере регулирования внешнеэкономических связей России имеет Федеральный закон от 4 января 1999 г. №4 – ФЗ «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации».

В данном законе установлены права регионов :

– на осуществление деятельности в сфере внешнеэкономических связей;

– на ведение переговоров и заключение соглашений.

Федеральный закон в соответствии со ст. 72 Конституции Российской Федерации устанавливает общий порядок координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, содержит правовые гарантии обеспечения прав и законных интересов субъектов Российской Федерации при установлении и развитии международных и внешнеэкономических связей.

Следует особо подчеркнуть обязанность субъектов Российской Федерации согласовывать проекты соглашений с МИД России. Кроме того, в Законе предусмотрены порядок регистрации таких соглашений и координационные функции федеральных органов.

Таким образом, в общем виде можно выделить такие средства координации международных и внешнеэкономических связей субъектов федерации на федеральном уровне, как:

а) единое законодательное регулирование порядка внешних сношений субъектов федерации;

б) установление общей процедуры заключения соглашений субъектов федерации с зарубежными партнерами;

в) оказание консультативно-методической помощи субъектам федерации;

г) проверка соблюдения общих нормативных положений;

д) обеспечение совместной и согласованной деятельности субъектов федерации во внешней сфере.

Важнейшим регулятором сферы международных и внешнеэкономических связей субъектов федерации является Федеральный закон от 15 июля 1995 г. №101 – ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» (в ред. от 01.12.2007 г. №318 – ФЗ). Два его положения имеют особое значение для субъектов федерации. Во-первых, предложения о заключении международных договоров до их представления Президенту или в Правительство Российской Федерации согласовываются с органами государственной власти соответствующих субъектов федерации (п. 5 статьи 9) . От последних требуется компетентное и заинтересованное участие. Во-вторых, на органы государственной власти соответствующих субъектов федерации возложена обязанность обеспечения в пределах их полномочий выполнения международных договоров Российской Федерации (п. 3 статьи 32). В данном случае имеются в виду организационные, финансовые и материальные меры, ориентация региональных органов и хозяйствующих субъектов, последовательная реализация международных обязательств, корректировка собственных правовых актов.

Большое значение имеет Постановление Правительства Российской Федерации от 14 декабря 1999 г. №1390 «О порядке регистрации соглашений об осуществлении международных и внешнеэкономических связей, заключенных органами государственной власти субъектов Российской Федерации» и Правила государственной регистрации соглашений об осуществлении международных и внешнеэкономических связей, заключенных органами государственной власти субъектов федерации.

Министерство юстиции Российской Федерации утвердило 28 ноября 2000 г. порядок организации работы в данной сфере.

Определены требования к соглашению, к заключению на соглашение и порядок их регистрации.

Также внешнеэкономические связи регулируют и положения Федерального закона от 8 декабря 2003 г. №164 – ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (в ред. от 06.12.2011 г. №409 – ФЗ) . Законом №164 – ФЗ определяются основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности, полномочия РФ и субъектов РФ в области внешнеторговой деятельности в целях обеспечения благоприятных условий для внешнеторговой деятельности, а также защиты экономических и политических интересов Российской Федерации. Уточняется распределение компетенции между РФ и субъектами РФ, между органами федеральной власти в области внешнеторговой деятельности, определения основных понятий (внешнеторговая деятельность, импорт и экспорт), а также вводится ряд новых понятий (международный транзит, зона свободной торговли, таможенный союз).

Законом №164 – ФЗ устанавливаются основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности на основе таможенно-тарифного и нетарифного методов, а также запретов и ограничений внешней торговли услугами и интеллектуальной собственностью и мер экономического и административного характера.

В Законе №164 – ФЗ указано, что таможенно-тарифное регулирование – это метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем применения ввозных и вывозных таможенных пошлин.

В свою очередь, нетарифное регулирование – это метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем введения количественных ограничений и запретов и ограничений экономического характера.

Внешнеэкономические связи между Россией и Францией регулируются множеством нормативно – правовых актов, к которым относятся:

1. Распоряжение Президента Российской Федерации от 12.10.1992 г. №570 – рп «Об официальном представителе Президента Российской Федерации при рассмотрении Верховным Советом Российской Федерации вопроса о ратификации Договора между Россией и Францией».

2. Постановление Правительства Российской Федерации от 11.11.1992 г. №859 «О заключении между Правительством Российской Федерации и Правительством Французской Республики Соглашения о сотрудничестве в области государственных архивов и Соглашения о выявлении и возвращении архивных документов».

3. Постановление Правительства Российской Федерации от 11.11.1992 г. №860 «О Соглашении между Правительством Российской Федерации и Правительством Французской Республики о сотрудничестве в области безопасного уничтожения ядерного оружия в России, а также использования в мирных целях ядерных материалов военного назначения».

4. Постановление Правительства Российской Федерации от 11.01.1993 г. №17 «О привлечении французского кредита для закупки зерна».

5. Постановление Правительства Российской Федерации от 14.02.1996 г. №143 «О подписании Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Французской Республики о сотрудничестве в области топлива и энергии».

6. Постановление Правительства Российской Федерации от 14.02.1996 г. №144 «О заключении Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Французской Республики о сотрудничестве в области охраны окружающей среды».

7. Постановление Правительства Российской Федерации от 14.02.1996 г. №145 «О заключении Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Французской Республики о сотрудничестве в области информатизации».

8. Постановление Правительства Российской Федерации от 26.05.1997 г. №622 «О подписании Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Французской Республики об окончательном урегулировании взаимных финансовых и имущественных требований, возникших до 9 мая 1945 г.».

9. Постановление Правительства Российской Федерации от 29.09.1997 г. №1261 «О подписании Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Французской Республики о взаимной административной помощи в предотвращении, расследовании и пресечении таможенных нарушений».

10. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 02.01.1992 г. №19 – р «О Торговом представителе во Франции».

11. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.09.1992 г. №1731 – р «О стажировке работников Администрации Президента и Аппарата Правительства Российской Федерации в Национальной школе управления (Франция)» и т.д.

В заключении можно отметить, что, несмотря на успехи нормативно – правового регулирования внешнеэкономических связей Российской Федерации, в том числе и с Францией, систематизация правовой основы установления и осуществления таких взаимодействий реализуется отрывочно и еще далека от завершения.

Категория: Материалы из студенческих работ | Добавил: medline-rus (29.04.2017)
Просмотров: 163 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%