Основы государственного устройства Российской Федерации, системы управления, в том числе и внешнеэкономической деятельностью с Францией, заложены Конституцией РФ.
При этом система органов государственной власти, предусмотренная Конституцией РФ, включает три ветви власти: законодательную, исполнительную и судебную.
Внешнеэкономическая деятельность и управление ею в РФ регулируются законодательными актами, т.е. актами, принятыми высшим представительным и законодательным органом – Федеральным Собранием, или актами, принятыми высшими представительными органами, действовавшими до принятия новой Конституции страны, если они не противоречат последней.
Наряду с законодательными актами первостепенное значение имеют указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ.
Наиболее разнообразной системой специализированных органов государственной власти, принимающих участие в управлении внешнеэкономической деятельностью в России, обладает исполнительная ветвь.
К исполнительной власти относятся Президент и Правительство РФ. Президент в своей деятельности по управлению ВЭД работает в тесном контакте с Правительством, опирается в принятии решений на деятельность ряда совещательных и контролирующих органов.
К ним относятся Совет Безопасности РФ, Президентский совет, Совет глав администраций, Экспертный совет и другие советы и комиссии при Президенте – консультативные органы, осуществляющие предварительное рассмотрение вопросов и подготовку по ним предложений.
В частности, Президент РФ обладает следующими полномочиями в области государственного регулирования внешнеэкономической деятельности:
– осуществляет руководство государственной внешнеторговой политикой;
– регулирует сотрудничество в военно-технической области;
– определяет порядок экспорта драгоценных металлов, драгоценных камней и расщепляющих материалов;
– в ежегодные послания Федеральному Собранию РФ о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики включает раздел о государственной внешнеторговой политике;
– в целях обеспечения национальной безопасности вводит признанные международным правом экономические санкции;
– в случае если сочтет необходимым, на основании Конституции РФ использует согласительные процедуры для разрешения разногласий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ по вопросам государственной внешнеторговой политики, а в случае недостижения согласованного решения передает разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда;
– приостанавливает действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ по вопросам государственной внешнеторговой политики до решения этого вопроса соответствующим судом.
Исполнительную власть в соответствии с Конституцией РФ осуществляет Правительство РФ. Постановления и распоряжения Правительства РФ обязательны к исполнению в РФ.
В случае противоречия законодательству постановления и распоряжения Правительства РФ могут быть отменены Президентом.
В области государственного регулирования внешнеэкономической деятельности Правительство РФ:
– обеспечивает проведение единой государственной внешнеторговой политики и осуществляет меры по ее реализации, принимает соответствующие решения и обеспечивает их выполнение;
– разрабатывает и представляет на утверждение Федерального Собрания РФ федеральную программу развития внешнеторговой деятельности;
– принимает временные меры по защите внутреннего рынка РФ;
– принимает решения об определении величины ставок таможенного тарифа в пределах, установленных федеральными законами;
– вводит количественные ограничения экспорта и импорта в соответствии с федеральными законами;
– принимает в пределах своей компетенции решения о проведении переговоров и подписании международных договоров РФ;
– осуществляет управление федеральной собственностью РФ за рубежом;
– осуществляет иные полномочия в области государственного управления внешнеторговой деятельностью на основании и в соответствии с Конституцией, федеральными законами, указами Президента РФ.
Необходимо отметить, что в управлении внешнеэкономической деятельностью России наибольшее значение имеют следующие органы исполнительной власти.
Министерство экономического развития Российской Федерации (Минэкономразвития России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере анализа и прогнозирования социально-экономического развития, развития предпринимательской деятельности, в том числе среднего и малого бизнеса, внешнеэкономической деятельности (за исключением внешней торговли), имущественных отношений, несостоятельности (банкротства) и финансового оздоровления, оценочной деятельности, земельных отношений (за исключением земель сельскохозяйственного назначения), государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета и кадастровой деятельности, государственной кадастровой оценки земель, государственного мониторинга земель (за исключением земель сельскохозяйственного назначения), государственной регистрации прав на недвижимое имущество, геодезии и картографии, государственной статистической деятельности, инвестиционной деятельности и государственных инвестиций, формирования межгосударственных и федеральных целевых программ (долгосрочных целевых программ), ведомственных целевых программ, разработки и реализации программ социально-экономического развития Российской Федерации, создания и функционирования особых экономических зон на территории Российской Федерации, управления государственным материальным резервом, размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд .
Главная задача Министерства в области ВЭД – координация и регулирование внешнеторговой деятельности в соответствии с решениями высших органов государственной власти и управления РФ, разработка совместно с другими федеральными органами исполнительной власти предложений по проведению единой государственной внешнеторговой политики и обеспечение ее реализации.
Федеральная таможенная служба (ФТС) – центральный правоохранительный орган в сфере внешнеэкономической деятельности, участвующий в разработке и реализации таможенной политики страны. ФТС (совместно с таможенными органами РФ) выполняет следующие основные функции:
– обеспечивает в пределах своей компетенции экономическую безопасность, защищает экономические интересы РФ;
– обеспечивает соблюдение законодательства, ведет борьбу с контрабандой, нарушениями таможенных правил и налогового законодательства, относящегося к товарам, перемещаемым через таможенную границу РФ;
– применяет средства таможенного регулирования торгово-экономических отношений, взимает таможенные пошлины, налоги и иные таможенные платежи;
– осуществляет и совершенствует таможенный контроль и таможенное оформление, создает условия, способствующие ускорению товарооборота через таможенную границу РФ;
– ведет таможенную статистику внешней торговли и товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности;
– содействует осуществлению мер по защите государственной безопасности, общественного порядка, нравственности населения, жизни и здоровья человека, защите животных и растений, охране окружающей природной среды, защите интересов российских потребителей ввозимых товаров;
– обеспечивает выполнение международных обязательств РФ в части, касающейся таможенного дела, участвует в разработке международных договоров РФ, затрагивающих таможенное дело; осуществляет сотрудничество с таможенными и иными компетентными органами иностранных государств, международных организаций, занимающихся вопросами таможенного дела;
– выполняет другие функции в организации таможенного дела в РФ.
Существенный объем работы по выполнению «внешних» функций государства в сфере внешнеэкономической деятельности приходится на Министерство иностранных дел.
Министерство иностранных дел Российской Федерации (МИД России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере международных отношений Российской Федерации и действующим на основании Положения о министерстве иностранных дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 11 июля 2004 г. №865 (в ред. от 09.07.2010 г. №854).
Основными задачами МИДа России являются :
1) разработка общей стратегии внешней политики Российской Федерации и представление соответствующих предложений Президенту Российской Федерации;
2) реализация внешнеполитического курса Российской Федерации в соответствии с Концепцией внешней политики Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации;
3) обеспечение дипломатических и консульских отношений Российской Федерации с иностранными государствами, сношений с международными организациями;
4) обеспечение дипломатическими и международно-правовыми средствами защиты суверенитета, безопасности, территориальной целостности Российской Федерации, других ее интересов на международной арене;
5) защита дипломатическими и международно-правовыми средствами прав, свобод и интересов граждан и юридических лиц Российской Федерации за рубежом;
6) содействие взаимодействию органов исполнительной власти с органами законодательной и судебной власти на федеральном уровне и уровне субъектов Российской Федерации в целях обеспечения участия этих органов, их должностных лиц в международной деятельности, соблюдения принципа единства внешней политики Российской Федерации и реализации ее международных прав и обязательств;
7) координация международной деятельности других федеральных органов исполнительной власти и международных связей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в целях проведения единой политической линии Российской Федерации в отношениях с иностранными государствами и международными организациями и реализации международных прав и обязательств Российской Федерации;
8) содействие развитию связей и контактов с соотечественниками, проживающими за рубежом.
В систему МИДа России входят (рис. 3):
– центральный аппарат;
– загранучреждения;
– территориальные органы;
– организации, подведомственные МИДу России, которые обеспечивают его деятельность на территории Российской Федерации.
В соответствии с Приказом Министерства иностранных дел Российской Федерации от 22 ноября 2011 г. №21341 «Об утверждении Положения о территориальном органе – Представительстве Министерства иностранных дел Российской Федерации на территории Российской Федерации» территориальный орган – Представительство Министерства иностранных дел Российской Федерации на территории Российской Федерации (далее – Представительство) предназначен для реализации государственной политики в сфере международных отношений Российской Федерации на территории соответствующего субъекта / соответствующих субъектов Российской Федерации.
Создание, определение территории деятельности, реорганизация и ликвидация Представительства осуществляется на основании приказа Министерства иностранных дел Российской Федерации.
Территорию деятельности Представительства может составлять один или несколько субъектов Российской Федерации.
В центре федерального округа может быть создан территориальный орган межрегионального уровня.
Основными задачами Представительства являются:
1. Обеспечение в пределах своей компетенции соблюдения принципа единства внешней политики Российской Федерации и установленного законодательством Российской Федерации общего порядка координации международных связей субъектов Федерации.
2. Содействие структурным подразделениям МИД России, дипломатическим представительствам и консульским учреждениям Российской Федерации, представительствам Российской Федерации при международных (межправительственных) организациях в осуществлении мероприятий международного характера на территории субъектов Федерации.
3. Содействие полномочному представителю Президента Российской Федерации в федеральном округе по вопросам, входящим в компетенцию Представительства.
4. Обеспечение взаимодействия МИД России с органами государственной власти субъекта / субъектов Федерации, находящихся на территории деятельности Представительства; информирование их на регулярной основе по основным вопросам международного положения, внешней политики Российской Федерации.
5. Содействие органам государственной власти субъекта / субъектов Федерации в развитии международных связей, подготовке и осуществлении мероприятий международного характера.
6. Содействие органам местного самоуправления, общественным объединениям и неправительственным организациям при осуществлении ими международных связей.
7. Ведение информационно-аналитической и справочной работы по вопросам своей компетенции.
8. Участие в решении практических вопросов, связанных с внешней трудовой миграцией граждан Российской Федерации и использованием иностранной рабочей силы в Российской Федерации.
9. Содействие в установленном порядке функционированию иностранных дипломатических представительств, консульских учреждений, международных организаций и их представительств на территории Российской Федерации.
Таким образом, в России сложилась многоуровневая система государственного регулирования внешнеэкономических связей.
Исследование теоретических основ государственного регулирования внешнеэкономических связей России с Францией позволяет сделать следующие выводы:
1. Сущность государственного регулирования в области внешнеэкономических связей заключается в том, чтобы обеспечить гармонию интересов между объектами внешнеэкономической деятельности.
При этом цели государственного регулирования в области внешнеэкономических связей могут быть конкретизированы в зависимости от остроты определенных проблем, которые возникают в хозяйственной или социальной сферах на данный период времени, а основной его задачей является проникновение на мировые рынки, и, следовательно, адаптация национальной экономики страны в мировую экономику.
2. Нормативно – правовое обеспечение внешнеэкономических связей России с Францией состоит из комплекса правовых средств, используемых в этих целях. Приведем основные нормативно-правовые акты:
• Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров (Вена, 11 апреля 1980 г.), которую можно считать моделью компромисса государств, правовые системы которых предусматривают разное правовое регулирование сделок международного характера.
• Российский взгляд на современный мир, цели и задачи, которые преследует РФ, сформулированы в Концепции внешней политики Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ 12.07.2008 г. №Пр – 1440.
• Важнейшее значение в сфере регулирования внешнеэкономических связей России имеет Федеральный закон от 4 января 1999 г. №4 – ФЗ «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации», в котором установлены права регионов.
• Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. №164 – ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» определяются основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности, полномочия РФ и субъектов РФ в области внешнеторговой деятельности и др.
3. Франция всегда входила в число активных торговых партнеров России. Долголетние контакты между российскими и французскими фирмами и организациями, а также устойчивый правовой фундамент деловых отношений – все это способствовало формированию системы взаимовыгодного разделения труда между двумя странами.
Однако масштабы и структура внешнеэкономических связей, которые сложились в настоящее время между Россией и Францией, не соответствуют стратегическим интересам и потенциальным возможностям двух стран.
4. Высшими органами, осуществляющими государственное регулирование внешнеэкономических связей, являются Совет Федерации и Государственная Дума, которые вправе принимать, изменять, отменять законы, регулирующие внешнюю торговлю, совместное предпринимательство и другие формы внешнеэкономического сотрудничества и взаимодействия. Общее руководство внешнеэкономической деятельностью осуществляет Правительство на основе принятия нормативных актов управления по вопросам ВЭД, координации деятельности министерств и ведомств в данной сфере, проведения переговоров и заключения межправительственных договоров. Это Министерство экономического развития РФ, Федеральная таможенная служба, Министерство иностранных дел РФ и др.
|