Значение государственного регулирования правового обеспечения физической культуры и спорта в современном мире основано на признании безусловной важности физкультурно-спортивной деятельности для человека, государства и общества в целом. Необходимость привлечения всей совокупности средств и методов физической культуры и спорта объясняется насущной потребностью укрепления здоровья, улучшения физической подготовленности и формирования здорового образа жизни у подрастающего поколения.
На протяжении последних лет в нашей стране наблюдается тревожная тенденция снижения уровня здоровья населения. Остаются высокими показатели смертности, заболеваемости и инвалидности населения. По показателю жизненного уровня Россия занимает лишь 60-е место в мире. Численность населения неуклонно продолжает падать. Смертность за последние 10 лет выросла почти на 40% и на сегодняшний день депопуляция сохраняет устойчивый характер [1, с.182].
Президент В. В.Путин в Послании Федеральному Собранию РФ отметил, что «в среднем число жителей нашей страны становится меньше ежегодно на 700 тысяч человек». В настоящее время большое количество людей мотивированно испытывают потребность в оздоровлении и здоровом образе жизни, осознавая, что их материальное благополучие и качество жизни напрямую связано с состоянием здоровья. Они воспринимают здоровье как материальную ценность, и физическая культура и спорт становятся для них средством его сохранения [2, с.141].
В соответствии со ст. 2 Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» [3] физическая культура – это составная часть культуры, область социальной деятельности, представляющая собой совокупность духовных и материальных ценностей, создаваемых и используемых обществом в целях физического развития человека, укрепления его здоровья и совершенствования его физической активности.
Спортивные отношения – организованная по определённым правилам деятельность людей, состоящая в сопоставлении их физических или интеллектуальных способностей, а также подготовка к этой деятельности и межличностные отношения, возникающие в её процессе [4, с.312].
Анализируя особенности организационно-правовой работы в этот период, С.Н. Братановский отмечает: «Высший совет физической культуры, созданный в 1923 г., не имел достаточных прав, чтобы контролировать деятельность отдельных организаций и ведомств, проводивших работу по физической культуре и спорту. Отсутствие единого органа всесоюзного руководства физкультурным движением в стране отрицательно сказывалось на организации и методике физкультурной и спортивной работы. Существовали параллелизм и разнобой по организационным вопросам, главным образом между профсоюзом и комсомолом» [5, с. 94].
В настоящее время поднимается вопрос о том, что такие отношения целесообразно регулировать нормами гражданского права, поскольку отношения между спортсменами и физкультурно-спортивными организациями имеют свою специфику и не всегда согласуются с общими положениями трудового законодательства [6, с. 253].
Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» предусматривает, что деятельность спортсменов-профессионалов регулируется трудовым законодательством РФ, а также нормами, разработанными на основе уставов международных и российских физкультурно-спортивных организаций и утвержденными профессиональными физкультурно-спортивными объединениями по согласованию с общероссийскими федерациями по соответствующим видам спорта. В данном законе указывается также, что контракт о спортивной деятельности заключается на основе трудового законодательства РФ.
В Трудовом кодексе РФ содержатся статьи, где упоминаются профессиональные спортсмены. В этих статьях отражены некоторые особенности профессионального спорта. Кодексом предусмотрена возможность заключения с профессиональными спортсменами срочного трудового договора. Продолжительность ежедневной работы для профессиональных спортсменов может устанавливаться в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, локальными нормативными актами, коллективным договором либо трудовым договором. Порядок работы в ночное время может определяться коллективным договором, локальным нормативным актом либо соглашением сторон трудового договора. Допускается привлечение профессиональных спортсменов к работе в выходные и нерабочие праздничные дни в организациях, финансируемых из бюджета, в порядке, установленном Правительством РФ, а в иных организациях – в порядке, устанавливаемом коллективным договором. Оплата труда в такие дни может определяться на основании трудового договора, коллективного договора или локального нормативного акта организации [7, с.267].
Кодекс прямо указывает, что на профессиональных спортсменов распространяется трудовое законодательство с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. К обязанностям спортсменов – членов сборных команд России относятся: выполнение индивидуальных планов подготовки, тренерских и соревновательных заданий; выполнение указаний руководства сборной команды России, требований и рекомендаций тренерского состава, врача, руководителей и сотрудников научной группы в ходе учебно-тренировочного процесса и соревнований; борьба за чистоту спортивной борьбы, соблюдение спортивного режима, неприменение стимулирующих средств (наркотиков, допингов), запрещенных Медицинской комиссией МОК и международными спортивными федерациями по видам спорта; соблюдение режима, дисциплины и общественного порядка; соблюдение условий контракта, заключенного с учреждением (организацией), обеспечивающим подготовку сборных команд, договоров с федерацией по виду спорта, Госкомспортом России. Случаи нарушения трудовой дисциплины членами сборных команд России рассматриваются на Совете сборной команды. Зачастую данный нормативный акт отсылает к общим нормам трудового законодательства [8, с.125].
Если отношения между спортсменами и физкультурно-спортивными организациями будут регулироваться нормами гражданского права, спортсмены автоматически лишатся всех прав и гарантий, предусмотренных трудовым законодательством [9, с.157].
В настоящее время в спорте еще существуют явления, противоречащие не только трудовому праву, но и общечеловеческим правам, – это купля-продажа и аренда спортсменов, связанных контрактом с физкультурно-спортивной организацией, пренебрежение здоровьем спортсмена во имя достижения высоких результатов, чрезмерные нагрузки на организм детей и подростков в некоторых видах спорта и т.д. [10, с.168]. Таким образом, не должен возникать вопрос: какие нормы следует применять – трудовое и гражданское право регулируют разные сферы общественных отношений, и задачи у них различны.
Понятие «правоотношения в сфере физической культуры и спорта» характеризует все виды правоотношений, существующих в этой сфере, которая подобно любой предметно-практической деятельности общества и государства носит комплексный характер, а присущие ей отношения регулируются нормами практически всех отраслей права [11]. Как показывает анализ Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», в нём можно без особого труда найти нормы конституционного, административного, гражданского, трудового, финансового, семейного и других отраслей права.
Понятие же «спортивные правоотношения» применяется для обозначения правоотношений, составляющих непосредственный предмет спортивного права, его ядро как самостоятельной отрасли российского права. Именно эти правоотношения наиболее полно и ярко отражают специфику сферы физической культуры и спорта, её функции и место в системе процессов и явлений современного гражданского общества.
И.М. Чемакин, классифицируя общественные отношения в области физической культуры и спорта, подразделяет их на спортивные и организационные. При этом отмечается, что в систему отношений в сфере физической культуры и спорта входят элементы семейных, трудовых, гражданских, финансовых и некоторых других отношений [12, с.243].
Отнюдь не все спортивные отношения являются правовыми, но спортивные отношения разнообразнее, чем спортивные правоотношения. Правовые отношения в системе физического воспитания, воздействуя на волю субъектов сферы физической культуры и спорта, в конечном счёте, удовлетворяют интересы общества, способствуя развитию всех спортивных отношений. Правовые отношения в сфере физической культуры и спорта в большой мере, чем спортивные, охватывают организационно-управленческие отношения, которые носят отпечаток производственных отношений в этой сфере. Правовые отношения закрепили такие ранее сложившиеся спортивные отношения, как право выбора участниками тренировочного и соревновательного процессов – физкультурниками и спортсменами физкультурно-спортивного учреждения, формы физического воспитания. Они вытеснили такие чуждые современному обществу спортивные отношения, ранее характеризовавшие систему физического воспитания, как, например, излишняя политизация выступлений в международных спортивных соревнованиях.
Проблему общественных отношений в сфере физической культуры и спорта рассматривали С.Н. Братановский, С.А. Ищенко В.Н. Уваров, И.М. Чемакин. Этапы становления общественных отношений, частью которых являются отношения в сфере физической культуры и спорта, исследовались в трудах учёных-социологов и юристов [13, с.74].
В Российской Федерации физическое воспитание на уровне начального и основного общего является не только общедоступным, фактически равным, но и обязательным. Согласно ч. 3 и 4 ст. 19 Закона РФ «Об образовании» физическая культура как учебный предмет является обязательным для каждого обучающегося, не достигшего пятнадцатилетнего возраста.
|