В целях привлечения в спортивное движение России всего многообразия организаций, отдельными членами Федерального Собрания РФ предлагается расширить легальное определение физкультурно-спортивной организации, изложив его в следующем виде: «Физкультурно-спортивная организация – организация любой организационно-правовой формы и формы собственности, созданная по инициативе граждан или юридических лиц, на основе членства или без такового в целях развития физической культуры и спорта, деятельности по проведению физкультурно-оздоровительной спортивной работы для достижения своих уставных целей». Такое определение могло бы расширить число участников в спортивном движении Российской Федерации, и помочь привлечь то некоммерческое финансирование, которого так не хватает национальному спорту.
Ключевым моментом в данных определениях является то, что спортивная организация – это, прежде все некоммерческая организация, т.е. для нее извлечение прибыли не является основной целью деятельности. Данный вывод складывается и из положений ст.2 ФЗ «О некоммерческих организациях», согласно которым «некоммерческие организации могут создаваться … в целях …развития физической культуры и спорта…».
Определение физкультурно-спортивного объединения основано на понятии общественного объединения, которое дано в ст.5 Федерального закона от 19 мая 1995 г. «Об общественных объединениях». «Федерация», согласно п.2.ст.8 Закона «О физкультуре и спорту» – это одно из названий для обозначения физкультурно-спортивного объединения, которой также может именоваться «союз», «ассоциация». Порядок образования, регистрации, реорганизации и (или) ликвидации физкультурно-спортивных объединений (федераций, союзов, ассоциаций) определяется Федеральным законом «Об общественных объединениях» с учетом особенностей, предусмотренных Федеральным законом «О физкультуре и спорте». Здесь же сказано, что в Российской Федерации создаются физкультурно-спортивные организации любых организационно-правовых форм и форм собственности – физкультурно-оздоровительные, спортивные, спортивно-технические клубы и коллективы физической культуры – в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Проблема статуса физкультурно-спортивных объединений достаточно сложна. Она сложна и тем, что эти объединения изначально носили общественный характер, а не государственный характер. Исследователи обращают внимание на то, что из данных в законах определений не вполне ясен вопрос – является ли физкультурно-спортивное объединение самостоятельной формой некоммерческой организации либо это одна из организационно-правовых форм общественного объединения? Как известно, перечень организационно-правовых форм общественного объединения, согласно ст.7 Закона «Об общественных объединениях», является исчерпывающим. Он включает: общественную организацию, общественное движение, общественный фонд, общественное учреждение, орган общественной самодеятельности и политическую партию.
Более того, как отмечал Т.Е. Мельник на парламентских слушаний 11 декабря 2003 года, «анализ статей закона «О физкультуре и спорте» показывает, что они, с юридической точки зрения, не корректны и не применимы на практике, потому что, с одной стороны, законодатель провозглашает физкультурно-спортивные объединения, как общественные, добровольные, самоуправляемые объединения. Потом говорит о том, что общественная физкультурно-спортивная организация является организационно-правовой формой физкультурно-спортивных объединений. А дальше по тексту закона законодатель забывает эту разницу: не понятно из текста закона или он говорит о физкультурно-спортивных объединениях, или он говорит о физкультурно-спортивных организациях». То есть, несовершенство юридической техники на практике привело к тому, что в Законе нет четкой формулировки: или физкультурно-спортивное объединение есть исключительно общественное объединение, или, физкультурно-спортивные организации – это любые организации любых форм собственности, любых организационно-правовых форм, которые действуют в области физической культуры и спорта. То же касается и непосредственно определения спортивных федераций: законодатель называет их в одном случае объединениями (абз. 5 ст.5), в одном случае он их называет организациями, в другом случае называет их союзами и ассоциациями (ст.8).
С одной стороны, в соответствии с п.2 ст.8 Закона о физкультуре и спорте, федерация – общественная организация, деятельность которой должна регулироваться Законом «Об общественных объединениях». С другой стороны, на основании п.1 ст.8 того же закона Федерация – это союзы и ассоциации и тем самым они попадают под действие ст.121 ГК РФ и ФЗ «О некоммерческих организациях». Как отмечают исследователи, названные обстоятельства до сих пор порождают различные недоразумения и даже сложности, связанные с государственной регистрацией, аккредитацией и лицензированием [1, с.216].
Тем не менее, на сегодняшний момент, пока не внесена окончательная ясность в терминологию, на наш взгляд, физкультурно-спортивную организацию (как ее вариант – спортивную федерацию) можно с уверенностью отнести к форме общественного спортивного объединения, а общественное спортивное объединение – к форме некоммерческой организации.
Таким образом, деятельность спортивных организаций будет регулироваться законом «О некоммерческих организациях», законом «Об общественных объединениях» и, естественно, Гражданским Кодексом РФ (глава 4 «Юридические лица») в части касаемо некоммерческих организаций обозначает основные признаки и правовые основы создания и деятельности НКО с отсылкой на специальный закон об НКО [2].
Итак, физкультурно-спортивное объединение есть общественное объединение, объединение граждан. Легальное понятие общественного объединения дается в ст.5 Закона об общественных объединениях, и обозначает добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения (уставные цели). Физкультурно-спортивное объединение может носит наименование «федерация», «союз», «ассоциация». На практике сложилось, что наименование «федерация» применяется относительно спортивных объединений по видам спорта.
Приведем пример обозначенных целей из уставов действующих спортивных федераций на территории России. Так, «Федерация тенниса России создана в целях развития, пропаганды и популяризации тенниса в Российской Федерации, повышения роли физической культуры и спорта во всестороннем и гармоничном развитии личности, укрепления позиций, повышения престижа и представления интересов российского тенниса на международной арене», «Федерация конного спорта России создана в целях развития, пропаганды и популяризации конного спорта в Российской Федерации, повышении его роли в укреплении здоровья, во всестороннем и гармоничном развитии личности, укрепления позиций и повышения престижа российского конного спорта на международной арене; содействия повышения уровня конного спорта в России, приобщения к нему широких масс, совершенствования его форм, расширения сети – детских спортивных школ, секций, подготовки спортсменов высокой квалификации и др.», «Федерация спортивного ориентирования Нижегородской области создана с целью развития спортивного ориентирования в Нижегородской области». Как видно из примеров, целеполагание и сфера деятельности федерации распространяется на определенную территорию, что следует из положений ст. 14 закона об общественных объединениях. В Российской Федерации создаются и действуют общероссийские, межрегиональные, региональные и местные общественные объединения [3, с.277].
В отличие от общественных объединений, ассоциации или союзы считаются созданными как юридические лица с момента их государственной регистрации в установленном законом порядке. Ассоциации или союзы рассматриваются в п.1 ст.121 ГК РФ как объединения юридических лиц, являющиеся некоммерческими организациями, хотя созданы они могут быть как коммерческими, так и некоммерческими юридическими лицами. Закон исключает лишь одновременное участие в ассоциации или союзе коммерческих и некоммерческих организаций. Участниками объединений могут быть только юридические лица, а не граждане. Участие физических лиц в ассоциациях и союзах не допускается [4, с.75]. Тем не менее, Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» не запрещает физкультурно-спортивным организациям действовать в других правовых формах.
Таким образом, подытожим. Физкультурно-спортивная организация есть общественное объединение, созданное по инициативе граждан. Этот факт не позволяет отнести спортивную федерацию к объединению юридических лиц (ассоциация, союз), но вполне закономерно относит к ее к общественным организациям (объединениям) согласно ст. 117 ГК РФ.
Членами общественной организации в соответствии с ее уставом могут быть физические лица и юридические лица – общественные объединения, если иное не установлено Федеральным законом о физкультуре и спорте и законами об отдельных видах общественных объединений. Правой статус спортивного клуба представляет собой сложную многогранную категорию. С одной стороны, он выступает работодателем по отношению к профессиональному спортсмену в командных видах спорта, с другой – является членом физкультурно-спортивного объединения по соответствующему виду спорта. В обоих случаях основными элементами правового статуса спортивного клуба являются его права и обязанности. Права и обязанности спортивного клуба как работодателя определяются в первую очередь трудовым законодательством. Однако специфика трудовой деятельности профессиональных спортсменов в командных видах спорта обусловливает и закрепление специальных прав и обязанностей спортивного клуба.
По смыслу ст. 351 ТК РФ специальные права и обязанности спортивного клуба, собственно как и профессиональных спортсменов, могут быть установлены федеральным законом и иными нормативно-правовыми актами. На сегодняшний день специальные права и обязанности спортивного клуба как участника особых отношений, составляющих предмет регулирования трудового права, содержатся в Федеральном законе от 29 апреля 1999 г. «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», уставах, регламентах, положениях международных и российских физкультурно-спортивных объединений.
Основная обязанность спортивного клуба, состоящего в трудовых отношениях с профессиональным спортсменом, в соответствии со ст. 25 Федерального закона от 29 апреля 1999 г. «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», заключается в обеспечении профессионального спортсмена условиями для подготовки к спортивным соревнованиям и участия в них. В соответствии со ст. 56 ТК РФ основная обязанность работодателя по трудовому договору заключается в предоставлении работнику работы по обусловленной трудовой функции. По мнению О.А. Шевченко подготовка к спортивным соревнованиям и участие в них представляют собой трудовую функцию профессионального спортсмена. Однако рассмотрение трудовой функции с позиции сущности профессионального спорта позволяет утверждать, что трудовой функцией профессионального спортсмена является участие в соревнованиях. Тренировочная деятельность является факультативным признаком и может быть признана трудовой функцией или одним из ее элементов, если это будет прямо предусмотрено соглашением сторон. Поэтому основная обязанность спортивного клуба может быть подразделена на два блока: 1. Обязанность, направленная на обеспечение условий подготовки к соревнованиям, и 2. Обязанность, направленная на обеспечение участия спортсмена в соревнованиях.
Обеспечение необходимых условий для подготовки к спортивным соревнованиям выражается в конкретных обязанностях клуба как перед профессиональным спортсменом, так и перед физкультурно-спортивным объединением. Спортивный клуб обеспечивает необходимые условия для осуществления тренировочного процесса в форме предоставления собственного или арендованного стадиона, спортивной площадки, тренажерного зала. Обеспечивает тренировочными площадками, отвечающими санитарно-гигиеническим и прочим условиям, необходимым для осуществления профессиональным спортсменом трудовой функции. Некоторые физкультурно-спортивные объединения по соответствующим видам спорта устанавливают правило, предусматривающее, что спортивный клуб может принимать участие в соревнованиях только в том случае, если у него на праве собственности или на праве аренды имеется стадион. Так, в соответствии с п. 3.6.2 Регламента проведения соревнований Чемпионата России по хоккею в сезоне 2000-2001 гг. каждый хоккейный клуб должен иметь собственный дворец или дворец спорта на аренде. Таким образом, физкультурно-спортивными объединениями по соответствующим видам спорта устанавливается обязанность спортивного клуба обеспечить как места для проведения соревнований, так и площадку для осуществления тренировочного процесса.
Спортивный клуб обязуется обеспечить профессиональному спортсмену условия для осуществления трудовой деятельности, отвечающие требованиям безопасности и гигиены. Однако указанная обязанность основывается в первую очередь не на соглашении клуба и спортсмена, а на трудовом законодательстве, в соответствии с которым спортивный клуб в силу статуса работодателя обязан обеспечить указанные условия. В связи с отсутствием в Федеральном законе от 04декабря 2007 г. положения об обязанности физкультурно-спортивной организации обеспечить условия для подготовки к спортивным соревнованиям и участия в них, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, необходимо руководствоваться положениями трудового законодательства. Деятельность профессионального спортсмена связана с высоким риском для здоровья, повышенным травматизмом, поэтому необходимость обеспечения его безопасности следует признать одной из важнейших обязанностей спортивного клуба как работодателя. В целях исполнения указанной обязанности клуб должен ознакомить профессионального спортсмена с техникой безопасности при использовании атлетических снарядов, ознакомить с правилами соревнования по соответствующему виду спорта, в том числе запрещенным действиям в процессе состязания, обеспечить его необходимым снаряжением, способствующим снижению травматизма.
|