Для решения обозначенных проблем необходимо выделить следующие направления совершенствования:
1. Совершенствование института спортивного агентирования
Применительно к деятельности спортивных агентов необходимо согласиться с подходом, реализуемым в регламентах международных спортивных ассоциаций, и предусмотреть индивидуальный порядок осуществления агентской деятельности в законодательных актах Российской Федерации:
– Регламентировать деятельность спортивных агентов не как предпринимательскую, а предоставить право спортивным агентам осуществлять свою деятельность в статусе обладателей свободных профессий, к которым национальное законодательство де-факто отнесло оказание адвокатских и нотариальных услуг.
Важной составляющей деятельности спортивного агента является его профессиональная репутация. С учетом специфики отношений в спорте, не следует «допускать» деятельность спортивного агента в рамках юридического лица в силу возможной дестабилизации баланса во взаимоотношениях спортсмен (спортивная организация) – агент, так как могут возникать случаи, когда между контрагентами будет теряться столь важная составляющая как личный (персональный) контакт.
– Ввести в статью2 Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 04 декабря 2007 г. № 328-ФЗ определение понятия «спортивный агент», исходя из следующего содержания: спортивный агент – это лицо, призванное в силу договора предельно облегчить своему клиенту (субъекту спортивной деятельности) выполнение его профессиональных обязанностей.
2. О разработке методических рекомендаций по применению положений Федерального закона от 05 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ) в сфере физической культуры и спорта
Анализ нового Закона № 44-ФЗ показывает, что фактически с введением его в действие качественно изменится форма реализации порядка осуществления государственных закупок. Закупки будут осуществляться по контрактной системе на конкурсной основе, что по существу серьезно усложнит процедуру закупок для физкультурно-спортивных организаций. Изменятся правила определения начальной цены госконтракта, правила оценки заявок на участие в госзакупках, условия изменения и расторжения госконтракта, правила надзора за деятельностью государственных и муниципальных заказчиков.
Правовое положение физкультурно-спортивных организаций таково, что большая часть учреждений отнесена к бюджетному финансированию. Начало реализации Закона № 44-ФЗ для названных субъектов будет сложным, в частности при оформлении заявок на проведение сборов, на поездки и участие в соревнованиях, что является целью их основной деятельности.
– Предлагаем на уровне Министерства спорта Российской Федерации разработать методические рекомендации по применению положений Закона № 44-ФЗ для отрасли физической культуры и спорта.
3. Научно-обоснованные предложения с учетом анализа нормативно-правовых документов по развитию физической культуры и спорта на федеральном, региональном, муниципальном уровнях.
I. НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1. Общие положения по вопросам реализации Стратегии
– Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов РФ и муниципальных образований разработку и принятие Стратегии развития физической культуры и спорта на период до 2020 года как на уровне субъектов РФ, так и на уровне муниципальных образований (учитывая то, что в настоящее время Стратегия разработана и реализуется в 1/2 регионов и 1/5 муниципальных образованиях).
– Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов РФ в области ФКиС совместно с муниципальными образованиями разработать программу проведения ежегодного мониторинга и контроля реализации Стратегии. По итогам мониторинга проводить соответствующие совещания на лучшее муниципальное образование по ее реализации.
– Рекомендовать разработать систему стимулирования по результатам мониторинга Стратегии на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
– Рекомендовать Минспорту России, органам исполнительной власти субъектов РФ совместно с муниципальными образованиями разработать и реализовать положение о ежегодном смотре-конкурсе на лучшее состояние развития ФКиС в регионах, муниципальных образованиях (в соответствии с основными направлениями Стратегии).
– Рассмотреть вопрос о необходимости введения отдельного показателя (выполняются целевые показатели Стратегии: «да» или «нет») в оценку социально-экономического развития региона.
– Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов РФ в области ФКиС и муниципальным образованиям разработать на основе региональных отраслевых Стратегий муниципальные, ведомственные и областные целевые программы, взаимоувязанные по целям, задачам, мероприятиям и ресурсам.
– Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов РФ в области ФКиС совместно с муниципальными образованиями скорректировать целевые программы муниципальных образований по развитию ФКиС в соответствие с приоритетами региональной программы развития ФКиС.
– Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов РФ в области ФКиС и высшим должностным лицам субъектов на своих заседаниях рассматривать вопросы о реализации Стратегии, программах развития ФКиС с приглашением руководства органов местного самоуправления.
– Рекомендовать внести в Уставы муниципальных образований с учетом действующего законодательства вопросы реализации Стратегии.
– Поручить подведомственным Минспорту России образовательным и научно-исследовательским учреждениям разработать: нормативно-правовые вопросы ФКиС на уровне субъектов и муниципальных образований в части совершенствования системы управления и развития ФКиС; проекты законов, нормативно-правовых актов в области ФКиС для муниципальных образований, сельских поселений;
2. Внесение изменений и дополнений в законодательство. В целях повышения эффективности реализации системы единой спортивной классификации и более объективной оценки деятельности субъектов по развитию ФКиС рекомендовать Минспорту России совместно с органами исполнительной власти субъектов РФ в области ФКиС и муниципальных образований рассмотреть вопросы о необходимости передачи полномочий на муниципальный уровень: по присвоению юношеских спортивных разрядов; по присвоению квалификационной категории спортивного судьи; по обеспечению участия спортивных сборных команд муниципальных образований. Рекомендовать продолжить модернизацию системы организации и управления деятельности спортивных школ и всей системы дополнительного образования детей в области ФКиС, включая вопросы финансирования и содержания, на следующих уровнях: федеральный уровень, уровень субъектов РФ, уровень муниципальных образований. В связи с реализацией Федерального Закона от 04.12.2007 №329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» и принятых поправках к Закону о детско-юношеских спортивных школах, разработать комментарии к данным поправкам.
4. Медико-биологическое обеспечение спортивных сборных команд. Современный подход к подготовке спортивных сборных команд требует последовательной адаптации российского законодательства по вопросам спортивной медицины и допинговой политики к сложившемуся в мире порядку. В этой связи, считаем целесообразным:
– Ввести уголовную ответственность в отношении лиц, распространяющих допинговые препараты среди спортсменов, в том числе несовершеннолетних.
– Создать межведомственную Комиссию по развитию спортивной медицины при Правительстве Российской Федерации.
– Создать при Министерстве спорта Российской Федерации Национальный центр спортивной медицины для членов сборных команд России со специализацией в области лечения, профилактики, в том числе генетической, а также курсами повышения квалификации специалистов.
– Разработать нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность Федерального центра по лечебной физкультуре и спортивной медицине, врачебно-физкультурных диспансеров и центров лечебной физкультуры и спортивной медицины в соответствии с современными требованиями к медицинскому обеспечению физической культуры и спорта.
– Разработать положение о главном специалисте по лечебной физкультуре и спортивной медицине субъекта федерации; положение об учреждениях и специалистах по спортивной медицине и лечебной физкультуре; табель оснащения и штатное расписание учреждений по спортивной медицине и лечебной физкультуре; критерии допуска к занятиям спортом, отвечающие современным требованиям.
– Обеспечить обязательное медицинское страхование спортсменов – членов сборных команд России, независимо от места их жительства.
– Законодательно определить правовое положение врачей спортивных сборных команд.
– Обеспечить участие врачей совместно с тренерами в обсуждении степени тренированности спортсменов, определении сроков проведения восстановительных мероприятий, назначении обоснованных фармакологических схем по усилению спортивной работоспособности.
– Обеспечить контроль за использованием спортсменами фармакологических препаратов стимулирующих работоспособность (допинг – контроль) 2-3 раза в год.
6. Подготовка спортивного резерва
1. Законодательно закрепить строгий порядок взаимодействия субъектов физической культуры и спорта при организации и проведении общероссийских, межрегиональных и международных спортивных соревнований, проводимых на территории Российской Федерации, а также регламентировать и усилить ответственность названных субъектов за проведение соревнований такого уровня.
2. Внести в Трудовой кодекс Российской Федерации положения, регламентирующие трансферные отношения, регламентирующие переход спортсменов из одного спортивного клуба в другой для осуществления спортсменом спортивной деятельности на постоянной основе.
3. Разграничить полномочия по подготовке спортивного резерва между Российской Федерацией, субъектами РФ и спортивными федерациями (общественными и региональными).
7. О введении уголовной ответственности против применения допинга
1. К числу деяний, влекущих уголовную ответственность, возможно отнесение незаконного оборота анаболических андрогенных стероидов, вовлечение несовершеннолетнего в систематическое употребление допинга, принуждение спортсмена к применению запрещенных методов и препаратов.
2. Установление уголовной ответственности за самостоятельное применение допинга самим спортсменом представляется в настоящее время нецелесообразным.
3. Введение уголовной ответственности за вышеуказанные деяния возможно как путем дополнения УК соответствующими нормами, так и путем установления компетентным государственным органом Беларуси перечня, относящегося конкретные допинговые вещества и методы (анаболические андрогенные стероиды и др.) к категории сильнодействующих веществ.
4. Санкции уголовно-правовых норм должны содержать, в том числе и такой альтернативный вид наказания, как лишение свободы на срок до 3‑х или более лет.
С появлением профессионального спорта возникли и продолжают развиваться общественные отношения в данной сфере. По мере развития профессиональной спортивной деятельности все более значимой становится проблематика механизма ее правового регулирования, в том числе в рамках гражданского права.
В настоящее время требуется акцентировать внимание на действенном контроле за выполнением всех законодательных актов и нормативов, в той или иной степени регламентирующих физкультурно-спортивную деятельность в Российской Федерации.
|