В философии управление понимается как определённая деятельность каких-либо субъектов, направленная на достижение цели или ряда целей. Во время подобной деятельности происходит изменение какого-либо объекта. Философское понятие дало отправной толчок для создания "классического" универсального термина. Таким образом, управление, сущность, понятия, виды которого будут представлены в работе, – это специфический процесс контроля, организации, планирования и мотивации, который необходим для достижения поставленных целей [15, c.14].
В процессе осуществления управленческой деятельности реализуются функции государства в межотраслевой (финансы, налоги, статистика и др.), социально-политической (оборона, внутренние дела, государственная безопасность, иностранные дела и др.), социально-культурной (наука, образование, здравоохранение и др.) и экономической (промышленность, транспорт, связь, торговля и др.) сферах.
Государственное управление практически реализуется через его функции. К ним относятся: подбор и расстановка кадров, прогнозирование, разработка целевых программ развития той или иной отрасли (сферы) управления, работа с информацией, координация, контроль, учет и статистика, делопроизводство и др.
Каждый этап развития нашего государства сопровождается соответствующими изменениями в управленческой структуре, направленными на улучшение деятельности аппарата исполнительной власти. Динамичность управленческой деятельности обеспечивает оптимальное решение задач общества. При этом государственное управление призвано служить интересам личности, общества и государства.
Можно выделить управленческие отношения и во внутриорганизационной деятельности других органов государственной власти (судов, органов законодательной власти, органов прокуратуры), которая направлена на обеспечение успешного выполнения возложенных на них основных задач и функций (осуществление правосудия, прокурорского надзора, законотворчества и т.д.) [4, c.2].
Управленческая деятельность осуществляется в определенной последовательности и состоит из ряда стадий:
1) определение целей и задач, которые надо решить;
2) выработка и принятие решений, необходимых для их выполнения;
3) организация исполнения принятых решений;
4) контроль за их исполнением [17, c.46].
Субъекты государственного управления – государственная администрация, под которой следует понимать:
а) органы исполнительной власти, другие государственные органы, осуществляющие управление;
б) руководящий персонал государственных учреждений, предприятий, строевых подразделений.
Субъекты государственного управления наделены государственно-властными полномочиями.
Объекты государственного управления – организации (предприятия, учреждения), граждане, которые не имеют государственно-властных полномочий.
При анализе специфики процесса управления стало понятно, что он является предметом административного права, так как вобрал в себя публичные черты. Таким образом, правовая отрасль существенно преобразилась.
На сегодняшний день административное право исходит именно от управления, так как оно считается основным предметом регулирования отрасли. Отсюда следует, что содержание, признаки и виды управления можно выделять, изучать и рассматривать в пределах административной науки [9, c.14].
Понятие управления и его виды напрямую связаны со структурой этой специфической категории. Ранее мы уже указали, что именно благодаря структурированности управления оно имеет высокий уровень эффективности в процессе регулирования общественных отношений. Как правило, выделяют три основных структурных элемента: объект, субъект и содержание. Субъектом управления всегда являются люди. Некоторые ученые вносят в число субъектов органы государственной власти, что является в корне неверным. Ведь даже органы госвласти фактически состоят из людей. Следует отметить, что субъекты делятся на две большие группы: единоличные (отдельные граждане РФ) и коллегиальные (социальные группы). Помимо общественных отношений, объектом управления являются системы, например, формации людей, всевозможные явления (экономические, правовые и т. п.).
Наиболее интересный и важный элемент – содержание управления. Он характеризует тот пакет отношений, который фактически регулируется при реализации управленческой деятельности. Помимо того, к содержанию относятся конкретные способы воздействия на эти правоотношения, так как они осуществляются с использованием определённых методов и способов. По сути, содержательный элемент представленной административно-правовой категории – это сам "корень" государственного процесса управления [5, c.20].
|