Открытость федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ) является важнейшим элементом, определяющим эффективность системы государственного управления и вовлечения гражданского общества в процесс принятия государственных решений. Требования к открытости органов власти уже закреплены в ряде нормативно-правовых актов [33, c.1].
В настоящее время в рамках работы системы "Открытое правительство" ведется разработка Стандарта открытости органов исполнительной власти, нацеленного на совершенствование взаимодействия между органами власти и обществом, призванного регламентировать, среди прочего, вопросы информационной открытости, внедрения открытых данных, механизмов подотчетности, вовлечения общества и экспертов в процессы принятия решений и методику оценки уровня открытости, в том числе через ежегодный опрос референтных групп, а также повышения эффективности общественного контроля за деятельностью органов власти.
Рейтинг строится на основе анкетирования квалифицированных экспертов, имеющих опыт информационного взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти (ФОИВ). Оценивались министерства и другие ФОИВ под руководством Правительства РФ.
Каждому эксперту предлагалось выбрать федеральные органы исполнительной власти, которые они смогли бы оценить по 10-ти бальной шкале по предложенным 5 критериям. При оценке необходимо было принимать во внимание описание каждого из критериев, но, не ограничиваться этим. Описание каждого из предложенных критериев приведено ниже.
В анкете было обращено внимание на необходимость не отождествлять уровень открытости ФОИВ с эффективностью и результатами их деятельности.
Шкала оценки: от 1 (очень плохо) до 10 (безукоризненно) по каждому из 5 критериев.
По каждому критерию для каждого ФОИВ определялись среднее значение оценки. Итоговая оценка открытости формировалась как средняя по 5-ти критериям.
Описание критериев:
1. Полнота, оперативность и качество предоставления информации, относящейся к предметной области ФОИВ
Полнота и доступность опубликованной статистической и справочной информации в профессиональной области деятельности федерального органа исполнительной власти. Информация о публичных выступлениях и высказываниях руководителей ФОИВ. Информация о том, как гражданину или организации воспользоваться услугами, предоставляемыми ФОИВ. Объяснение юридических аспектов работы ФОИВ и взаимодействие с ней граждан и т.д. Системность подходов со стороны ФОИВ к открытости.
2. Подотчетность деятельности ФОИВ в выполнении своих обязанностей
Доступность и полнота информации о целях, политике и бюджете ФОИВ, госзакупках, расходах на собственные нужды, качество информации о кадровой политике, данные о результатах антикоррупционных экспертиз, вакансиях, о результатах аудита (если он имел место), информация о разрабатываемых ФОИВом проектах нормативно-правовых актов, отчеты о работе по программам, итоги заседаний и совещаний, годовые отчеты по итогам деятельности.
3. Открытость, доступность и качество информации на официальном сайте ФОИВ.
Качество, доступность и полнота информации, представленной на официальном сайте. Информационная насыщенность сайта. Наличие информации об ответственных за тот или иной информационный блок, представленный на сайте. Удобство пользования сайтом, наличие баз данных, интерактивных систем и обратной связи.
4. Возможность участия в деятельности ФОИВ и представления обществом обратной связи (граждане, эксперты, НКО, СМИ).
Эффективность работы общественных советов при ФОИВ, возможность для граждан участвовать в обсуждении законопроектов, онлайн коммуникации с общественностью через социальные сети, "горячие линии" и т.п., вовлечение экспертно-консультационного сообщества в рамках деятельности ФОИВ, в том числе на основании персонального опыта эксперта.
Рисунок 1. Итоговая оценка открытости формировалась как средняя по 5-ти критериям
5. Открытость и доступность ФОИВ через призму СМИ.
Качество взаимодействия ФОИВ со СМИ. Открытость для СМИ, полнота, и актуальность информации, предоставляемой в СМИ. Стремление к более широкому присутствию ФОИВ в информационном поле в целях повышения прозрачности и улучшения качества работы ФОИВ, доступности информации о деятельности по всем актуальным и значимым вопросам.
Важной составляющей является понимание текущего уровня открытости ФОИВ и того, на каких направлениях следует сосредоточить усилия. Ответ на этот вопрос может, в том числе, дать рейтинг, оценивающий степень открытости ФОИВ (Рисунок 1) [18].
Лидерами рейтинга стали МЧС, МИД, Минэкономразвития, которые получили наиболее высокие оценки. Стоит отметить, что МЧС с итоговой оценкой 6.83 (максимум среди всех оцениваемых ФОИВ) занимает лидирующие позиции по всем пяти критериям, используемым в рейтинге открытости.
В тоже время, стоит отметить, что максимальная оценка не превышает 7 баллов по десятибалльной шкале и только у трех министерств выше 6 баллов. Это свидетельствует о том, что потенциал повышения открытости еще далеко не исчерпан, и требуется дальнейшая работа в области внедрения стандартов открытости даже для лидеров рейтинга. Аутсайдерами рейтинга, согласно оценке экспертов, стали Министерство по развитию Дальнего Востока, Рособоронзаказ, Росалкогольрегулирование. Наибольшая оценка, характеризующая информационную открытость, у этих ФОИВ составляет 4.77 при среднем значении 5.32.
Характерно, что результаты оценки по 5 используемым в рейтинге критериям, сильно коррелируют. Иными словами, если, например, высока оценка по критерию "Открытость, доступность и качество информации на официальном сайте ФОИВ", или "Возможность участия в деятельности ФОИВ и представления обществом обратной связи", то, как правило, имеют место высокие оценки и по другим критериям. Это свидетельствует о том, что если орган власти в целом проводит политику открытости и рассматривает ее как важнейший элемент своей работы, то она выполняется, как правило, по всем направлениям [24].
|