Несмотря на вышеуказанную позицию, попробуем рассмотреть соотношение принципов государственного управления с принципами организации и деятельности органов исполнительной власти.
Для начала необходимо остановиться на типологии органов государственного управления, их отличие от федеральных органов исполнительной власти. С нашей точки зрения, принципиальное отличие органов государственного управления является от органов исполнительной власти их независимость от иных ветвей государственной власти (в частности, исполнительной) и централизованность. Например, в качестве одного из принципов деятельности Следственного комитета Российской Федерации устанавливается независимость осуществления полномочий от федеральных органов государственной власти [4]. На аналогичном принципе основывается деятельность и органов прокуратуры России [3].
Нас с вами интересует государственное управление, на сферу деятельности которого в основном и распространяются нормы административного права.
Как мы уже говорили, с латинского "администрация" переводится как управление, то есть, административное право фактически выступает в качестве юридической формы реализации задач, функций, методов и полномочий, возлагаемых Конституцией и законодательством РФ на органы исполнительной власти. То есть, административное право четко выражает все особенности государственно-управленческой деятельности, являясь по своему назначению управленческим правом. В центре его внимания находятся отношения, которые непосредственно возникают в связи в практическим выполнением задачи и функций государственного управления.
Все это дает нам возможность говорить о необходимости рассмотрения государственного управления как административно-правовой категории.
Как нам известно, существует три основные сферы государственной деятельности: законодательная, исполнительная и судебная. Нас интересует исполнительная деятельность, которая и представляет содержание государственного управления.
Итак, исполнительная (административная) деятельность (государственное управление) представляет собой основанную на законах реализацию исполнительными органами государственной власти исполнительно-распорядительных функций в сферах развития экономики и культуры, социального обеспечения и здравоохранения, транспорта и связи, обеспечения обороны страны и безопасности государства, охраны общественного порядка и т.д.
Государственное управление осуществляется прежде всего органами исполнительной власти и проявляется в разных формах.
Формы государственного управления – это внешние проявления конкретных действий органов исполнительной власти или их должностных лиц, в которых реализуется компетенция этих органов (лиц).
Следует отметить, что современная административно-правовая литература рядом с термином "формы государственного управления" содержит такие понятия, как "формы реализации исполнительной власти", "административные и правовые формы" и тому подобное; их целесообразно воспринимать как похожие по смыслу и проявлению. На сегодня в науке административного права существуют разные подходы относительно классификации форм государственного управления.
Примерами форм государственного управления могут быть издание подзаконных нормативно-правовых актов; наложение административных наказаний за совершенные административные правонарушения; выполнение действий, направленных на исполнение законодательных или иных нормативно-правовых актов (выдача удостоверений, документов, разрешений, регистрация и т.п.); применение в отдельных случаях физической силы либо оружия (сотрудники полиции).
Также, в случаях, предусмотренных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами (в частности, статьей 32 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации") государственное управление осуществляет Президент Российской Федерации; в ряде случаев также государственные органы (в частности, органы военного управления), имеющие определенную законодательными и иными нормативными правовыми актами компетенцию, направленную на реализацию законов и иных нормативных правовых актов в конкретных областях (сферах) жизни общества [20, c.45].
Централизованное руководство – это общее руководство, установление, например, общих правил и нормативов, координация деятельности отдельных отраслей. Для него характерны непрямые связи между соответствующим субъектом государственного управления и объектами управления.
С учетом изложенного государственное управление как предмет административного права может быть определено как один из видов государственной деятельности, являющейся организующей, юридически властной и подзаконной, осуществляемой органами исполнительной власти и иными государственными органами и состоящей в практическом исполнении его субъектами норм законодательства путем реализации своих полномочий.
Таким образом, в качестве одного из отличительных принципов организации и деятельности органов государственного управления является принцип независимости осуществления полномочий от федеральных органов государственной власти, в том числе от федеральных органов исполнительной власти.
Требования к процессу выявления и обоснования принципов государственного управления, а именно:
а) отражать не любые, а только наиболее существенные, главные, объективно необходимые закономерности, отношения и взаимосвязи государственного управления;
б) характеризовать лишь устойчивые закономерности, отношения и взаимосвязи в государственном управлении;
в) охватывать преимущественно такие закономерности, отношения и взаимосвязи, которые присущи государственному управлению как целостному социальному явлению, т.е. имеющих общий, а не частный характер;
г) отражать специфику государственного управления, его отличие от других видов управления.
Принцип государственного управления представляет собой закономерность, отношение или взаимосвязь общественно-политической природы и других групп элементов государственного управления (системы онтологических элементов), выраженную в виде определенного научного положения, закрепленного в большинстве своем правом и применяемого в теоретической и практической деятельности людей по управлению [9].
В системе управленческой, исполнительной деятельности выделяются общие (социально-правовые) и организационные принципы.
К общим (социально-правовым) принципам относятся те, которые имеют общесоциальный характер и реализуются в управленческой деятельности независимо от уровня и места того или иного органа, от должности, занимаемой работником, осуществляющим управленческую деятельность. Общими принципами являются: объективность, конкретность, эффективность, сочетание централизации и децентрализации, законность и дисциплина [12].
Организационные принципы: плановость и прогнозирование, объективность, дифференциация и фиксация функций, научность, рациональность, ответственность, сочетание единоначалия с коллегиальностью, линейный принцип, двойного подчинения, единства и централизации.
Также выделяют специальные принципы организации деятельности органов управления, которые отражают специфику организации и деятельности отдельных государственных органов управления, например, сочетание гласных и негласных форм деятельности, в борьбе с преступностью и другими особо опасными преступлениями [20].
Однако на современном этапе в административно-правовой науке нередко высказывается мысль, что понятие государственного управления более широкое чем исполнительная власть, и, следовательно, органы исполнительной власти [3]. В связи с изложенным стоит рассмотреть саму систему принципов организации (построения) и деятельности органов исполнительной власти, которая дана в юридической науке.
Систему принципов построения и детальности органов исполнительной власти в Российской Федерации формируют принципы системности; федерализма; взаимодействия и согласованного функционирования органов исполнительной власти вместе с органами законодательной и судебной власти; законности; централизации и децентрализации функций; иерархии, подчинения нижестоящих органов власти вышестоящим; принцип дифференциации (разделения) и определения функций и полномочий; профессионализм и компетентность; гласность; принцип наделения функциями и полномочиями путем делегирования одной подсистемой органов исполнительной власти другой ее подсистеме части ее полномочий; участие граждан в формировании органов исполнительной власти; контроль в процессе организации и функционирования органов исполнительной власти [21, c. 22-30].
Принцип системности означает, что в соответствии с ч.2 ст. 77 Конституции Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации [1]. Данный принцип позволяет сотрудникам федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации осуществлять надлежащее межведомственное взаимодействие [5].
Принцип федерализма, как отмечает И.А. Полянский, имеет принципиальное значение для организации исполнительной власти в Российской Федерации, т.к. в силу ч. 1. ст. 77 Конституции РФ система органов государственной власти субъектов РФ устанавливается самостоятельно субъектами федерации [16]. Так, существует соглашения между исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов. В настоящее время такие соглашения заключены только отдельными органами исполнительной власти (МЧС России, Минздрав России и др.). Доказать, что те или иные полномочия не могут относиться ко всем субъектам РФ, иногда довольно трудно, поэтому легче вообще отказаться от заключения соглашений, даже когда они представляются выгодными для обеих сторон [8].
Принцип взаимодействия и согласованного функционирования органов исполнительной власти вместе с органами законодательной и судебной власти. Следует прокомментировать, что органы исполнительной власти для надлежащего обеспечения собственного функционирования взаимодействуют по ключевым вопросам с иными ветвями власти (например, в законодательном процессе, участие сотрудников органов исполнительной власти в судебном процессе и т.д.).
Принцип законности предусматривает неукоснительное соблюдение органами исполнительной власти государственных норм. С нашей точки зрения, такими "площадками" соблюдения законодательных норм могут выступать издание правовых актов, а также иных актов, введенных в целях обеспечения законности, реализации законов. Интересной представляется точка зрения Д.Н. Бахраха, согласно которой уровень законности в государстве, прежде всего, зависит от ее состояния в исполнительно- распорядительной деятельности [11].
В числе действующих принципов называются также: народовластие; обеспечение прав и свобод человека и гражданина; ответственность. Сущность этих принципов, равно как и социально-юридическая значимость, очевидны [7].
Таким образом, в целом принципы государственного управления совпадают с принципами организации и деятельности федеральных органов исполнительной власти. Вместе с тем, органы государственного управления руководствуются в своей деятельности принципом независимости от федеральных органов исполнительной власти.
На основании изложенного выше, попробуем дать типологию принципов организации и деятельности федеральных органов исполнительной власти исходя из направленности. С нашей точки зрения принципы организации и деятельности условно можно классифицировать на три группы: общие, организационные (принципы организации структуры) и функциональные (принципы деятельности).
К общим принципам относятся все принципы, закрепленные Конституцией РФ и федеральным законодательством. К таковым, например, относятся принципы законности и гласности. Организационные принципы – основополагающие начала, необходимые требования к созданию федеральных органов исполнительной власти. К данным принципам можно отнести в частности, иерархичность, сочетание единства и централизации. Принципы деятельности (функциональные принципы) федеральных органов исполнительной власти исходят из компетенционной природы того или иного федерального органа исполнительной власти. Например, Министерство внутренних дел Российской Федерации в своей деятельности руководствуется принципом программно-целевого подхода к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения [5].
Рассмотрев понятие и виды принципов деятельности органов исполнительной власти, можно прийти к анализу их действующей системы.
1. Понятие исполнительной власти используется в двух аспектах. В широком аспекте под исполнительной властью понимается система действующих органов исполнительной власти, в узком аспекте – волеизъявление должностного лица.
2. В науке административного права нет четкого разграничения принципов организации и деятельности (функционирования) органов государственного управления и органов исполнительной власти в РФ. Также следует отметить, что зачастую они фактически полностью совпадают друг с другом.
3. Несмотря на схожую юридическую природу, принципы организации и деятельности органов государственного управления имеют отличие от принципов организации и деятельности федеральных органов исполнительной власти. Например, органы государственного управления в процессе своей деятельности независимы от федеральных органов исполнительной власти.
Анализ действующего законодательства позволяет сделать вывод об открытом перечне принципов организации и деятельности органов исполнительной власти в РФ. Вместе с тем, имеется классификация принципов на социально-правовые (характерные для всех федеральных органов исполнительной власти), организационные и специальные. Однако, в настоящее время в науке административного права они нередко переплетаются друг с другом, поэтому данная классификация представляется весьма условной [13, c.14].
|