Вторник, 26.11.2024, 23:22
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из студенческих работ

Прообраз организации системы здравоохранения на постсоветском пространстве в странах СНГ

На протяжении довольно длительного периода времени в странах СНГ происходит непростой процесс реформирования и модернизации общественных и экономических отношений, в том числе и в сфере национальных систем здравоохранения.

Осуществление модернизационных мероприятий проводится с благой целью - сделать медицинскую помощь доступнее и качественнее, функционирование отрасли - более оптимальным, а расходы на финансирование здравоохранения - как можно эффективнее.

С конца 80-х годов ХХ века для достижения этой цели в государствах принимаются меры по изменению систем организации, управления и финансирования здравоохранения, которые в разной степени продолжаются и поныне.

Реформируя системы здравоохранения, одни государства пошли по пути сохранения государственного сектора, другие ориентировались на развитие частной медицины и введение медицинского страхования. Такое направление реформ было обусловлено стремлением расширить источники финансирования здравоохранения, получить новые каналы стабильного поступления дополнительных средств.

В здравоохранении появились медицинские организации различных форм собственности, новые субъекты систем здравоохранения, новые источники, формы и каналы финансирования медицинских организаций.

Однако наряду с достигнутыми успехами все чаще отмечается, что проводимые реформы не избежали недостатков и ошибок. Стратегиям развития отрасли часто не хватало четкости, продуманности, обоснованности, что сопровождалось определенными социальными издержками, приводящими к дезадаптации работников здравоохранения. А меры по дополнительному направлению финансовых средств в систему здравоохранения не приносили желаемых результатов.

При этом приходится констатировать, что, как правило, бюджетное финансирование здравоохранения осуществляется, с точки зрения распределения валового внутреннего продукта (ВВП) и совокупных бюджетных ресурсов, по остаточному принципу и едва дотягивает до половины доли расходов ВВП, рекомендуемых Всемирной организацией здравоохранения (5,0-6,0%). Ещё более удручающая картина - по расходам на здравоохранение в расчете на душу населения, которые разнятся по сравнению с развитыми странами не просто на какую-то величину, а практически в десяток раз.

К сожалению, здравоохранение, как и в прежние годы, имеет низкий приоритет при распределении бюджетных ассигнований. Увеличение доли расходов на эту стратегически важную сферу деятельности из бюджета сдерживается нерешенностью других приоритетных задач, оно невозможно без роста ВВП и реальных доходов населения. А в последние годы, в условиях кризиса и эта заниженная доля имеет тенденцию к уменьшению. Приходится отмечать, что какое-то время нашей отрасли опять надо просто выживать и сохранять самое ценное - специалистов здравоохранения.

Сложилось так, что, говоря о деятельности профсоюзов в условиях реформирования системы здравоохранения, мы начинаем разговор с ее финансового обеспечения. А ответ здесь прост - любые преобразования должны быть финансово обеспечены, иначе за деятельность медицинской организации все равно должен кто-то заплатить.

В этой связи перед профсоюзами региона СНГ стоит задача - не допустить ситуации, при которой этим "кто-то" стали бы медицинские работники, на плечи которых перекладывается основной груз перемен. Для этого мы должны использовать все предоставленные нам права, имеющиеся у нас средства и различные формы и методы работы, которые постоянно приходится усовершенствовать и изменять в соответствии с происходящими преобразованиями.

В ответ на возникшие вызовы в здравоохранении нашим профсоюзам неоднократно приходилось корректировать приоритеты в деятельности своих организаций, последовательно отстаивая социально-экономические и трудовые права и интересы членов профсоюза, добиваясь повышения уровня материальной обеспеченности работников отрасли, стимулирования эффективного и качественного труда, скоординированных действий социальных партнеров на всех уровнях с целью выработки единых подходов по реализации государственной социальной политики, регулированию социальных и трудовых отношений, улучшению условий и охраны труда.

В современных условиях из ряда приоритетных направлений особенно следует выделить деятельность наших профсоюзов, направленную на повышение заработной платы и ее своевременную выплату.

Анализ изменения заработной платы до 2015 года показывал тенденцию роста. Несколько иная картина сложилась в 2015 году: практически во всех странах произошел рост уровня заработной платы в национальной валюте, но вследствие девальвации национальных валют, номинальная заработная плата в долларовом исчислении уменьшилась от 4% в Армении до более 30% в Казахстане.

Учитывая, что уровень оплаты труда в здравоохранении не обеспечивает справедливой оценки труда медицинских работников и на протяжении значительного времени продолжается тенденция отставания размера заработной платы в отрасли от размера средней заработной платы в целом по экономике наших стран, такое положение нас не может не беспокоить.

Практически во всех государствах, где действуют членские организации Конфедерации, оплата труда работников систем здравоохранения более жестко, чем в других отраслях, регламентируется государством, органами исполнительной власти на местах. Положение усугубляется и тем, что для отдельных категорий работников, заработная плата формируется на уровне минимального размера оплаты труда. Так, например, по данным статистики только в Российской Федерации в апреле прошлого года количество таких работников составило около 27 тысяч. А более чем у 50 тысяч работников здравоохранения и социальной защиты в том же месяце начисленная заработная плата определилась ниже установленного государством минимального размера оплаты труда. Такие факты имеются и в ряде других наших стран.

Это свидетельствует, что значительная часть медиков, стоящих на страже самого дорогого - здоровья человека - находится у черты или за чертой бедности.

По международным стандартам, справедливой считается минимальная заработная плата, которая достигает 68% от средней заработной платы по стране. В наших же странах МРОТ составляет от 6,3% в Киргизии до 30,2% в Беларуси.

Являясь активными участниками солидарной кампании, объявленной Советом ВКП, профсоюзы подчеркивают, что вопросы регулирования минимальной оплаты труда остаются для сферы здравоохранения достаточно актуальными. МРОТ является инструментом сокращения неравенства, особенно для низкооплачиваемых групп работников. А для ряда стран это важно еще и потому, что существует высокий уровень поляризации в обществе.

Такое положение обязывает членские организации Конфедерации с учетом специфических особенностей отрасли здравоохранения продолжать и активизировать работу по повышению размера минимальной заработной платы до уровня не ниже прожиточного минимума.

Но реформы, проводимые в условиях не до конца продуманной кадровой политики, приводят к росту внутриотраслевой дифференциации в оплате труда. Защищенная часть - базовый оклад - не превышает 30%, оставшиеся 70% - компенсационные и стимулирующие выплаты, которые начисляются по усмотрению администрации, не всегда объективно и справедливо.

В этой связи ряд профсоюзов настаивают на пересмотре структуры формирования заработной платы в сторону увеличения доли ее гарантированной части до 55-60%.

Кроме того, достигнутый рост уровня средней заработной платы медицинских работников обусловлен не столько увеличением реальной оплаты их труда, сколько ростом продолжительности рабочего времени, нагрузки на одного работника, связанной с дефицитом кадров и проводимыми мероприятиями по оптимизации штатной численности. В ряде стран необходимо изменение статистического инструментария по расчету среднемесячной зарплаты, исходя из определения ее величины на штатную должность, а не на физическое лицо.

В силу своих отраслевых особенностей, адаптация систем здравоохранения к работе в условиях затянувшегося процесса реформирования, сопровождается нехарактерными для других отраслей проблемами. Одной из таких стала проблема кадрового обеспечения. Но следует отметить, что сегодня кадровый кризис в здравоохранении - это проблема международного уровня, которая касается большинства стран мира. Кадры здравоохранения - это интеллектуальный потенциал отрасли, который требует длительной подготовки, постоянного профессионального развития и пристального внимания со стороны органов управления. В этой связи задача наших профсоюзов - подвигнуть органы исполнительной власти на то, чтобы главным в системе мер решения кадрового вопроса в отрасли было повышение престижа и привлекательности медицинской профессии, формирование и расширение системы материальных и моральных стимулов медицинских работников.

Проблема дефицита и дисбаланса медицинских кадров вызвана в первую очередь недостаточным притоком в отрасль молодых специалистов, что обусловлено, прежде всего, низким уровнем привлекательности работы в сфере здравоохранения. В настоящее время именно выпускники медицинских вузов являются одной из наиболее уязвимых категорий с точки зрения потери медицинских кадров. Молодых специалистов не устраивают материальные и профессиональные перспективы работы в здравоохранении. Согласно результатам исследования (в 2013 году), в России 9% выпускников вузов планируют трудовую эмиграцию, 22% - планируют в той или иной форме продолжить обучение за границей, а 11% - вообще не хотят работать в медицинских организациях.

В то же время в странах мира с высоким уровнем дохода спрос на работников здравоохранения постоянно растет. Только в странах Евросоюза в период 2010-2020 годов в секторе здравоохранения ждут 8 млн работников (5 млн - высококвалифицированных, около 3 млн - средней квалификации).

Миграция нередко происходит поэтапно: работники сначала уезжают из бедных районов в более богатые в пределах страны, а затем - в страны с более высоким уровнем дохода. Кроме этого, во многих наших государствах наблюдается также движение трудовых ресурсов из государственного сектора здравоохранения в частный, по причине значительной разницы в зарплате.

Недостаточный приток молодых специалистов в отрасль ведет к сокращению численности членов профсоюзных организаций вследствие естественного уменьшения количества работающих членов профсоюзов, не компенсируемого притоком новых, в первую очередь, молодых членов, старения профсоюзных кадров и профсоюзного актива.

Взаимная необходимость молодежи и профсоюзов друг в друге породила потребность в адекватной молодежной политике, способной решить или смягчить имеющиеся проблемы молодежи и направить в созидательное русло ее творческий потенциал, сохранить и увеличить численность профорганизаций, внести новые свежие силы и идеи в свою деятельность, укрепить интеллектуальный и профессиональный потенциал.

Вопросы реализации молодежной политики в сфере защиты социально-трудовых прав и интересов работающей и учащейся молодежи определя-ются профсоюзами как одно из приоритетных направлений деятельности. Профсоюзы выступают социально-правовой опорой молодежи.

Практика работы показывает, что основой любой организации профсоюзов является ее мотивационная база. Максимальная численность профсоюзных рядов позволяет обеспечить значимость организации, расширить ее влияние, укрепить финансовое положение и расширить финансовые возможности для решения приоритетных уставных задач профсоюзов, особенно это становится актуальным в условиях происходящих перемен.

Сложившаяся ситуация с кадровым обеспечением породила еще одну проблему - необоснованный рост нагрузки и интенсивности труда работающих специалистов. Из-за кадрового дефицита растет уровень внешнего и внутреннего совместительства. Кроме того, нормы нагрузки медицинских работников в ряде наших государств имеют 25-30-летний срок давности их утверждения, не соответствуют изменившейся структуре и уровню заболеваемости населения, новым технологиям диагностики и лечения, новым организационным формам оказания и механизма оплаты медицинской помощи. Эти нормы зачастую носят рекомендательный характер, а в учреждениях здравоохранения этот вопрос, как правило, регулируется самостоятельно, и чаще всего в сторону повышения интенсификации труда работников.

Для профсоюзов это очень важный вопрос, свидетельствующий о том, что назрела реальная необходимость не только инициировать принятие решений по пересмотру норм нагрузки, но и принимать участие в их подготовке, рассмотрении и порядке введения.

В условиях реформирования систем здравоохранения одним из приоритетных направлений деятельности профсоюзов является правозащитная работа. К сожалению, приходится констатировать, что во всех наших государствах утрачено право профсоюзов на законодательную инициативу в соответствующих органах государственной власти, что значительно затрудняет деятельность и участие в разработке законодательных актов по труду и социально-экономическим вопросам.

Однако происходящие процессы реформирования систем здравоохранения побуждают профсоюзы осуществлять ряд комплексных мер, способных поднять правозащитную работу на более высокий уровень, используя при этом новые формы и методы, направленные на совершенствование работы правовых служб профсоюзов, повышение их профессионализма, укрепление структуры.

Защита социально-трудовых прав и интересов работников профсоюзами осуществляется в различных формах. В их числе: участие в нормотворческом процессе по установлению наиболее благоприятных для работников условий труда, подготовка предложений в законопроекты, анализ возможных последствий при применении принятых законов, осуществление общественного контроля за соблюдением трудового законодательства и восстановление нарушенных законных прав работников, методическое обеспечение и обучение профсоюзного актива основам правовых знаний.

Следует отметить также, что доныне остается актуальной проблема профессиональной заболеваемости медиков. Из-за высокой опасности заражения на рабочем месте они отнесены к группе риска. Сегодня в сфере здравоохранения государств Содружества во вредных и неблагоприятных условиях труда работают около 1,5 млн медиков.

Проведенные реформы, перевод учреждений здравоохранения на рыночные условия или с элементами таковых, привели к формированию новых социально-трудовых отношений, востребованности новых принципов и методов их регулирования. Профсоюзы приобрели новое положение и роль. Сегодня - это социальный институт рыночной экономики, включенный в процесс регулирования социально-трудовых отношений.

Независимо от степени проведенного реформирования систем здравоохранения профсоюзы были и остаются самым последовательным, самым заинтересованным субъектом системы социального партнерства.

Основываясь на общих принципах и международных правовых нормах, используя мировой опыт, в каждом из наших государств система социального партнерства, безусловно, имеет свои национальные особенности. Вместе с тем многое в вопросах социальной защиты медицинских работников сложилось как общее.

Эффективно функционирующий механизм социального партнерства позволяет людям направлять ход событий на взаимную пользу, совершенствовать свою организацию на благо общественным интересам.

Ряд отраслевых профсоюзов здравоохранения посредством социального партнерства добиваются улучшения отдельных качественных характеристик труда медиков. Несомненно, следует признать успехом включение в соглашения и коллективные договоры, дополнительных, по сравнению с действующим законодательством, мер социальной защищенности (поддержки) медицинских работников. В основном это меры, направленные на закрепление норм по сохранению права на ранее действовавшие, среди которых: дополнительные оплачиваемые отпуска и социальные выплаты, дополнительные льготы при заключении срочных контрактов для работников, избираемых по конкурсу, и предпенсионного возраста, для работников, получивших на производстве трудовое увечье или профессиональное заболевание, дополнительные гарантии для молодежи, для женщин и лиц, занятых исполнением семейных обязанностей, а также меры, направленные на расширение прав профсоюзных комитетов в вопросах увольнения работников и другие.

Тем не менее, в условиях усугубляющейся экономической нестабильности возникает необходимость пересмотра подходов к социальному партнерству. Профсоюзы уже не могут - да и не должны - как в благоприятные годы экономического состояния стран региона, соглашаться с предложениями органов исполнительной власти и работодателями по приостановке роста заработной платы, проведению сокращений работников в условиях острого дефицита кадров в здравоохранении, продолжающегося увеличения нагрузки и интенсификации труда.

Недопустимо идти на уступки в ситуации, когда члены профсоюза лишаются работы, при нищенской зарплате вынуждены соглашаться с выполнением функций отсутствующих работников, ос-таваться без адекватной поддержки и социальной защиты государства.

Полагается обязательным поставить на должный уровень мониторинг ситуации в первичных организациях. Отраслевые профсоюзы должны оперативно реагировать на ситуацию в коллективах и своевременно оказывать всяческую помощь первичным организациям в решении правовых, экономических и организационных вопросов.

Одним из важных направлений в нашей деятельности должно стать наличие разветвленной - как по вертикали, так и по горизонтали - информационной системы профсоюзов. Она нам необходима не только для распространения информации, но и для пропаганды, агитации, для организации и координации профсоюзных действий.

Не будет эффекта от работы, если о действиях профсоюза не будут знать в первичных организациях, если мы не сможем донести намерения, решения, результаты до рядовых членов профсоюза и своих коллег, если действия не будут поняты и поддержаны. Однако для того, чтобы такой информацией интересовались, использовали ее в своей работе, проявляли участие и активность в деятельности профсоюзных организаций, людей нужно к этому побуждать и мотивировать.

И еще один, не менее важный вопрос - это качественное профсоюзное образование по всей вертикали, для каждой первичной организации, в том числе в вопросах права, экономики, финансов, без достойного уровня которых невозможно добиться эффективности переговорных процессов при заключении коллективных договоров и соглашений.

К сожалению, практически все регионы находятся в сложной экономической ситуации, что непосредственным образом осложняет социально-экономическое положение в отрасли и значительно снижает социальную защищенность работников здравоохранения.

Противостоять этому может только внутренняя сплоченность, единство в оценке ситуации, общность в действиях профсоюзов, объединенных не только по отраслевому принципу, но и общими задачами, интересами, проблемами.

В той или иной мере, за малым отличием, в странах региона у нас одни и те же социально-экономические трудности, общие проблемы и вызовы, и действия профсоюзов во многом схожи. Как и имеющиеся новые наработки по решению тех или иных вопросов.

Практика профсоюзного движения показывает, что, когда есть трудности - надо консолидироваться и решать проблемы сообща. Для этого важно обмениваться опытом, перенимать удачные наработки других, принимать совместные решения. Полагаем необходимым и целесообразным единство действий наших профсоюзов, взаимоподдержку и взаимовыручку, солидарность в борьбе по защите прав и интересов работников здравоохранения.

Категория: Материалы из студенческих работ | Добавил: medline-rus (29.04.2017)
Просмотров: 207 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%