Основная задача любого государства состоит в комплексном обеспечении охраны и защиты прав своих граждан. Поскольку трудовые права граждан (работников) являются неотъемлемой частью прав и свобод граждан в целом, государство призвано обеспечить полноценную охрану и защиту указанных прав.
Для осуществления этой задачи государственные органы проводят ряд мероприятий по контролю и надзору за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Таким образом, деятельность государственных органов по контролю и надзору за соблюдением трудового законодательства является гарантией реализации прав и свобод граждан (работников).
Прежде чем говорить о контроле и надзоре в трудовой сфере, необходимо раскрыть данные понятия и выявить их существенные отличия. Хотя данные понятия тесно взаимосвязаны между собой, имеются и отличия. Кошлев Д.А. выделяет 7 важнейших отличий.
Во-первых, различие между государственным контролем и государственным надзором состоит в их содержании. Органы государственного (внешнего) контроля обладают более широкой компетенцией. Она включает в себя проверку состояния дел подконтрольного объекта не только с точки зрения законности, но и целесообразности принимаемых решений, что отражает прежде всего управленческий, организационный аспекты контрольной деятельности.
Во-вторых, государственный контроль и надзор различаются по объему полномочий. Контрольные полномочия связаны с вмешательством государственных органов контроля в оперативно-хозяйственную, конкретную производственную деятельность подконтрольного объекта. При этом контрольные полномочия допускают возможность использования дисциплинарной власти - привлечение к дисциплинарной ответственности, вплоть до отстранения провинившегося сотрудника от занимаемой должности. Органы государственного надзора такими полномочиями не обладают, они ограничиваются наблюдением, проверкой соблюдения определенных норм, общеобязательных правил, выявлением и пресечением правонарушений, привлечением виновных к административной ответственности.
В-третьих, государственный надзор и контроль различаются по объектам наблюдения и проверки. С этой точки зрения государственный надзор включает три его разновидности:
а) он осуществляется в отношении неопределенного круга лиц независимо от их ведомственной подчиненности и формы собственности, не находящихся в каком-либо подчинении органов надзора, за соблюдением ими определенных правил;
б) государственный надзор распространяется на определенный круг граждан, должностных лиц, юридических лиц и по конкретным вопросам - соблюдение трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права;
в) контрольные полномочия обычно касаются конкретных органов и их должностных лиц, предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений и не распространяются на граждан.
В-четвертых, государственный надзор и контроль различаются по субъектам, их осуществляющим. Государственный надзор реализуется в деятельности большого числа государственных органов, т.е. здесь наблюдается законченность организационного выделения субъектов данной деятельности в общей системе государственных органов исполнительной власти. Органы государственного (внешнего) контроля такого разнообразия не имеют.
В-пятых, государственный надзор и контроль реализуются в различных организационных и правовых формах.
В-шестых, государственный надзор и контроль характеризуют особые методы их осуществления. Для государственного надзора основными методами являются непосредственное постоянное наблюдение за соответствующими объектами, проверка по заявлениям и жалобам, а также по собственной инициативе. Арсенал методов государственного (внешнего) контроля значительно шире: проверка, обследование, ревизия, проведение экспертизы и др.
В-седьмых, государственный надзор, как правило, связан с применением административного принуждения, причем надзорные органы используют административно-предупредительные меры, меры административного пресечения (например, запрещение эксплуатации неисправного оборудования), меры административно-процессуального обеспечения (например, изъятие вещей, товаров и документов), административные наказания. Следовательно, органы государственного надзора одновременно являются и органами административной юрисдикции. Органы государственного контроля таким объемом административно-принудительных полномочий не обладают1.
Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства является охранительной деятельностью государственных органов и общественных организаций, направленной на обеспечение трудовых прав граждан и пресечение нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права2.
Трудовой кодекс РФ посвящает данной проблеме главу 57, которая именуется «Государственный контроль (надзор) и ведомственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права». Данная глава раскрывает основные положения, посвященные этой тематике. Для более полного и детального анализа государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства необходимо обратиться к различным нормативно - правовым актам, регламентирующим эти вопросы:
1) Конвенции МОТ № 81 «Об инспекции труда в промышленности и торговле» от 11 июля 1947 года, ратифицирована Российской Федерацией 11 апреля 1998 года.
2) Трудовому кодексу Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 23.04.2012)1;
3) Постановлению Правительства РФ от 9 сентября 1999 г. № 1035 (ред. от 28.07.2005) «О государственном надзоре и контроле за соблюдением законодательства Российской Федерации о труде и охране труда»2;
4) Постановлению Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 324 (ред. от 19.06.2012) «Об утверждении Положения о Федеральной службе по труду и занятости»3;
5) Указу Президента РФ от 12 мая 2008 г. № 724 (ред. от 21.05.2012) «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти»4.
1 Кошлев Д.А. Федеральная инспекция труда: государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства // Трудовое право. 2009. N 12. С. 107.
2 Васильчикова Н.В. Проверки федеральной инспекции труда. Омега-Л, 2006.
1 СЗ РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 3.
2 СЗ РФ. 1999. № 38. Ст. 4546.
3 СЗ РФ. 2004. № 28. Ст. 2901.
4 СЗ РФ. 2008. № 20. Ст. 2290.
|