В соответствии со ст. 6 ТК РФ, к ведению федеральных органов государственной власти в сфере трудовых отношений относится принятие обязательных для применения федеральных законов и иных нормативно-правовых актов, устанавливающих, в том числе, принципы и порядок осуществления государственного надзора и контроля за соблюдением законов и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также систему и полномочия федеральных органов государственной власти, осуществляющих указанный надзор и контроль.
Систему органов государственного надзора и контроля за исполнением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, образуют:
органы Федеральной инспекции труда (ст. 354 - 365 ТК РФ),
федеральные надзоры (ст. 366 - 369 ТК РФ),
федеральные и региональные органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, осуществляющие внутриведомственный государственный контроль в отношении государственных и муниципальных предприятий, а также организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов (ст. 366 - 369 ТК РФ),
органы Генеральной прокуратуры РФ1.
Сапфирова А.А. систему органов государства, реализующих функцию защиты трудовых прав и законных интересов работников, подразделяет на два составляющих элемента данной системы:
Первый элемент - специализированный орган государства: Федеральная инспекция труда как орган, осуществляющий государственный надзор по защите трудовых прав и законных интересов работников и орган государства, оказывающий государственные услуги в сфере урегулирования коллективных трудовых споров.
Второй элемент состоит из группы органов, которая включает: прокуратуру; Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору, Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, иные государственные органы, для которых функция защиты трудовых прав и законных интересов не является основной1.
Специально уполномоченные органы - федеральные надзоры осуществляют свою деятельность в организациях независимо от их форм собственности, организационно-правовых форм и ведомственной подчиненности. Первоначально систему надзорных органов в России составляли 3 службы: Федеральная служба по технологическому надзору; Федеральная служба по атомному надзору; органы и учреждения Госсанэпиднадзора.
Указом Президента РФ от 20 мая 2004 г. Федеральная служба по технологическому надзору и Федеральная служба по атомному надзору были преобразованы в Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору с возложением на нее дополнительных функций и полномочий, в том числе в сфере осуществления специализированного надзора и контроля.
В настоящее время в науке высказываются мнения о необходимости реформирования органов судебной системы и образования трудовых судов. Специализированные трудовые суды существуют в Германии, Финляндии, Великобритании, Франции, Австрии, Бельгии, Дании, Люксембурге, Испании, Португалии, Швейцарии (в отдельных кантонах), Швеции, Норвегии, Канаде (в провинции Квебек), Новой Зеландии, Израиле. Для России эта идея находится лишь на уровне обсуждения, хотя в будущем она может быть реализована1.
Таким образом, на сегодняшний день систему специализированных надзорных органов в сфере труда образуют:
Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору, подведомственная Министерству промышленности и энергетики РФ, и ее территориальные органы (ст. 366,367, 369 ТК РФ);
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ст. 368 ТК РФ).
1 Васильчикова Н. В. Проверки Федеральной инспекции труда. - М.: Омега-Л, 2006. С. 3.
1 Сапфирова А. А. Защита трудовых прав и законных интересов работников органами государственного надзора и контроля: Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора юридических наук. М, 2009. С. 29.
1 Добролюбова Е.А. Медиация в системе способов защиты трудовых прав в процессе осуществления предпринимательской деятельности // Право и экономика. 2012. N 2. С. 55.
|