Вторник, 26.11.2024, 23:35
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из студенческих работ

Деятельность государственных органов в сфере здравоохранения

Контрольные органы государственной власти в меньшей степени подвергаются исследованию юридической наукой, в отличие от законодательных и исполнительных. Тем не менее, значимость контроля в жизни общества и государства исключать нельзя.

Государственный контроль – это деятельность специально уполномоченных государственных органов, их должностных лиц и иных уполномоченных субъектов по наблюдению за функционированием подконтрольного объекта с целью установления его отклонений от заданных параметров.[1]

В сущность государственного контроля входят следующие составляющие. Деятельность органов, специально на то уполномоченных и других должностных лиц, в пределах установленной им компетенции; мониторинг за функционированием объекта, находящегося под контролем и в состоянии подчиненности по взаимоотношению к субъекту контрольной деятельности; приобретение достоверной и совершенной информации о состоянии законности в подконтрольном объекте; соотношение деятельности подконтрольного объекта с точки зрения и законности, и целесообразности; принятие мер по предупреждению правонарушений и недопущению вредных результатов; обнаружение причин и обстоятельств, содействующих совершению правонарушений и их уничтожение; использование мер ответственности (дисциплинарной и материально-правовой); формирование более рационального (эффективного) режима функционирования подконтрольного объекта.[2]

Государственный контроль имеет как практическое, так и научное значение, так как содействует наиболее полному изучению системы государственного управления в ее эффективности оказания воздействия на все важные стороны государственной деятельности и функционировании.[3]

Проблемы увеличения эффективности, результативности и устойчивости государственного контроля в государственном управлении в нынешних, довольно трудных экономических, политических и других ситуациях обретают особенную значимость. В целях осуществления культурных и социальных, политических и экономических, а также иных приоритетов становления любого общества обязательно должно быть закончено создание эффективной системы государственного управления, включая государственный контроль.

Вообще, эффективность является главным аспектом оценки контрольной деятельности в государственном управлении и основной целью каждого контроля. Проблемы стабильности и эффективности применения государственного контроля считаются одними из максимально важных задач, как в доктрине, так и на практике. Следовательно, в юридической литературе за последнее время больше всего интереса уделяется государственному контролю, обсуждению его главных компонентов, механизма реализации, однако его эффективность остается слишком мало изученной.[4]

Проблема эффективности государственного контроля - это, прежде всего, проблема результативности ее функционирования, достижения определенных целей.

Государственный контроль, как компонент социального регулирования, сориентирован на обеспечение эффективного функционирования общественно-политической системы.[5] Государственный контроль, самое важное предназначение которого состоит в том, чтобы обеспечить предельно пригодные условия для гарантирования конституционного строя, осуществлении прав и свобод человека и гражданина, поддержание государственной стабильности, играет главную роль в развитии и становлении правового государства и гражданского общества.[6]

Эффективное функционирование государственного контроля как важное составляющее управления, которое обращено на урегулирование отношений всех областей жизни общества и государства в целом, обретает наибольшее значение в условиях сегодняшнего существования. Особое внимание в государственном контроле уделяется сфере здравоохранения. [7]

Государственный контроль в сфере охраны здоровья содержит в себе следующее: безопасность медицинской деятельности и контроль качества; государственный контроль (надзор) в сфере обращния лекарственных средств, который совершается в соответствии с законами РФ об обращении лекарственных препаратов; федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, проводимый в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения; государственный контроль за обращением медицинских изделий. О чем свидетельствует статья 85 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ « Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». [8]

Главным органом исполнительной власти, осуществляющим работу, исполняя государственную политику в области здравоохранения, является Министерство Здравоохранения РФ.

Министерство здравоохранения РФ занимается разработкой проектов, законов обращенных на эффективное предоставление гражданам услуг в области социальной и медицинской помощи, реабилитационных мероприятий и охраны здоровья.

Министерство здравоохранения РФ так же занимается разработкой нормативно-правовых документов и представляет их реализацию в подведомственные ему структуры и в регионы РФ. Наравне с учреждением правовой базы производит контроль над всеми подчиненными ведомствами за соблюдение законов и реализацию проектов и государственных программ в здравоохранении. [9]

В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» органы местного самоуправления и государственной власти, а также должностные лица в рамках собственных полномочий отвечают за обеспечение гарантий, установленных законами РФ в сфере охраны здоровья. Государственный контроль представляет собой одну из таких мер, способных осуществлять охрану здоровья населения.

Принятие данного закона способствовало обеспечиванию соблюдения конституционных прав граждан РФ на приобретение равнодоступной, высококачественной медицинской помощи в размере, гарантированном государством, в любом лечебном или профилактическом учреждении вне подчиненности от его территориального пребывания и организационно-правовой формы.

Контроль качества медицинской помощи, который оказывается в организациях здравоохранения, кроме этого и высокотехнологичной медицинской помощи причисляется к компетенции Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения (Росздравнадзор, Служба) как федерального органа исполнительной власти, исполняющего функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения.

В рамках федерального закона об «Основах охраны здоровья граждан в РФ» главными контролирующими органами в сфере здравоохранения считается Росздравнадзор и уполномоченные органы исполнительной власти субъектов РФ (например, Департамент здравоохранения Вологодской области), а также Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор).

Росздравнадзор - является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения. Он находится в ведении Министерства здравоохранения Российской Федерации и руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, актами Министерства здравоохранения Российской Федерации, а также Положением «О Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 323.[10]

Совместно с территориальными органами, государственными органами исполнительной власти и субъектов, органами МСУ, общественными организациями и другими объединениями, Росздравнадзор осуществляет большой круг своих полномочий. Территориальные органы Росздравнадзора осуществляют свои функции в соответствии с Приказом Минздрава России от 13.12.2012 № 1040н «Об утверждении Положения о территориальном органе Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения». [11]

Одно из основополагающих полномочий Службы, с начала ее создания и до сегодняшнего времени, является проведение государственного контроля в сфере обращения медицинских изделий. За всю историю существования Росздравнадзора существенно расширились его полномочия в этой области — от исполнения надзора за соблюдением государственных стандартов, контролем за оборотом, порядком и производством применения препаратов медицинского предназначения до проведения контроля в сфере таких изделий, путем выполнения проверок в сфере обращения медицинских препаратов, выдачи разрешений на ввоз на территорию РФ в целях их регистрации и др. [12]

Росздравнадзор уполномочен осуществлять различные виды государственного контроля в сфере здравоохранения: контроль за обращением медицинских изделий, лицензионный контроль, контроль качества и безопасности медицинской деятельности, контроль в сфере обращения лекарственных средств.

Государственный контроль регулирует вопрос обращения медицинских изделий, который проходит с помощью[13]: отпуска разрешений на ввоз на территорию страны медицинских препаратов в целях их государственной регистрации; обязательная проверка соблюдения регионами правил при обращении медицинских изделий; исполнение наблюдения и регистрации безопасности медицинских препаратов[14].

Государственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности происходит путем проведения проверок[15]: соблюдение государственными органами РФ, фармацевтически и медицинскими учреждениями прав граждан; соблюдение порядка оказания медицинской помощи и ее стандартов медицинскими организациями; правильного соблюдения порядков проведения медицинских экспертиз, освидетельствований и осмотров; соблюдение условий по безопасному использованию и эксплуатации медицинских препаратов и оборудования[16].

Государственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности происходит компетентными оганами, в соответствии с их полномочиями, в свою очередь порядок организации и проведения контроля качества безопасности медицинской деятельности учреждается Правительством РФ.

Государственный контроль при обращении лекарственных средств проводится посредством[17]: контроля качества лекарственных средств при гражданском обороте; проведения мониторинга безопасности лекарственных препаратов; проведения мониторинга ассортимента и цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты[18].

Учитывая законодательство России выделяют еще одну важную функцию Росздравнадзора, которой является лицензирование видов деятельности : медицинской деятельности в отношении медицинских и иных учреждений, подведомственными федеральным оргнам исполнительной власти, государственным академиям наук, медицинских и иных организаций, выполняющих деятельность по предложению высокотехнологичной медицинской помощи; деятельности по обороту наркотических лекарств, психотропных препаратов и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений; деятельности по разработке и промышленному обслуживанию медицинской техники (но за исключением случая, когда промышленное обслуживание исполняется для обеспечивания личных нужд юридического лица или ИП).

Проводимые проверки, осуществляемые Росздравнадзором в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и с отличительными чертами, которые установлены иными федеральными законами, например, ст. 19 Федерального закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» [19].

Единый нормативный правовой акт, который регулировал бы выполнение проверок органами Росздравнадзора, не существует. осуществление проверок в определенной сфере уточняется различными регламентами Росздравнадзора в конкретной сфере.

При проведении контрольных мероприятий чаще всего обнаруживаются следующие нарушения[20]:

– низкое финансовое обеспечивание лечебных организаций (в большинстве клиник сносившиеся медицинское аппаратуры, которые требуют немедленного заменения, недостаток грамотных квалифицированных специалистов не дает возможности внидрять инновационные диагностические и лечебные технологии, проводить реструктуризацию лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ) и улучшить лечебно-диагностический процесс);

– множественные нарушения превышения прав при оказании платных медицинских услуг гражданам;

– кругом – не правильное оформление медицинских материалов (во многих ЛПУ низкий внутриведомственный контроль).

Росздравнадзор вместе с представителями медицинской общественности, коллективных образований подготовили комбинации к формированию государственного контроля и надзора за качеством оказания медицинской помощи : вводятся в практику признаки качества медицинской помощи, т. е. неразделимые системные контрольные количественные показатели, отображающие структуру, процесс и эффективность оказания медицинской помощи.

Еще один контролирующий орган в сфере здравоохранения – Роспотребнадзор. Он является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, который осуществляет функции по контролю и надзору в сфере предоставления санитарно-эпидемиологического благосостояния населения РФ, защиты прав потребителей на потребительском рынке.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 6 апреля 2004 г. № 154 «Вопросы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» [21] Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека производит свою деятельность. Кроме этого, еще один акт - Положение, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 322 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека».

Правовые начала деятельности Службы учреждены федеральными законами «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» [22], «О защите прав потребителей» [23], а также и другими нормативными актами Российской Федерации. Кроме этого Роспотребнадзор издает приказы по проблемам, возникающих в ходе работы и входящих в его компетенцию.

Ключевыми функциями Ростребнадзора считаются: защита прав потребителей, санитарный надзор, профилактика инфекционных заболеваний, социально-гигиенический мониторинг, лицензирование деятельности в сферы применения возбудителей инфекционных заболеваний.

Таким образом, делаем вывод о том, что государственный контроль – это форма предоставления законности в государственном управлении. Она предполагает собой право обеспечительную деятельность компетентных государственных органов. Так же это периодическая проверка не только государственных органов, но и юридических и физических лиц, которая нацелена на обнаружение, предупреждение и подавление нарушений, которые установлены законодательством РФ.

В Российской Федерации государственный контроль выполняется на довольно низком уровне. Это выражено в не малой смертности жителей, плохой обеспеченности специалистами и медицинскими организациями. Важнейшим фактором в подобной обстановке является недостаточное финансирование рассматриваемой сферы – здравоохранения.

 

[1] О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля: Федеральный закон от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ (ред. от 09.03.2016) // СЗ РФ. – 2008. – № 52. – Ст. 6249; СЗ РФ. – 2016. – № 11. – Ст. 1495.

[2] Лобанов, И. И. Понятие и сущность контроля как функции государственных органов / И. И. Лобанов // Юридическая наука. – 2013. – № 2. – С. 4.

[3] Хосева, Е. Н. Организация контроля качества, эффективности и безопасности лекарственных средств на государственном уровне, за рубежом и в России / Е. Н. Хосева, Т. Е. Морозова // Качественная клиническая практика. – 2013. – № 2. – С. 56.

[4] Витвицкий, С. С. Эффективность государственного контроля и условия ее повышения / С. С. Витвицкий // Вестник Казанского юридического института МВД России. – 2014. – № 1 (15). – С. 96.

[5] Шаронов, А. Н. Управление организации государственного контроля оказания медицинской помощи населения: вчера, сегодня, завтра / А. Н. Шаронов, Н. А. Веселова // Вестник Росздравнадзора. – 2014. – № 5. – С. 34.

[6] Федосеева, Н.Н. Государственный контроль в системе функций современного Российского государства / Н. Н Федосеева // Государственная власть и местное самоуправление. – 2010. – № 1. – С. 30.

[7] Лобанов, И. И. Понятие и сущность контроля как функции государственных органов / И. И. Лобанов // Юридическая наука. – 2013. – № 2. – С. 4

[8] Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации: Федеральный закон от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ (ред. от 26.04.2016) // Российская газета. – 2011. – 23 ноября; Российская газета. – 2016. – 27 апреля.

[9] Министерство Здравоохранения Российской Федерации [Электронный ресурс]: офиц. сайт. – Режим доступа: https://www.rosminzdrav.ru/.

[10] Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения: Постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 г. № 323 (ред. от 25.12.2015) // СЗ РФ. – 2004. – № 28. – Ст. 2900; СЗ РФ. – 2016. – № 2 (часть I). – Ст. 325.

[11] Об утверждении Положения о территориальном органе Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения: Приказ Минздрава России от 13.12.2012 г. № 1040н // Российская газета. – 2013. – 27 февраля.

[12] Астапенко, Е. М. Обращение медицинских изделий на территории Российской Федерации / Е. М. Астапенко // Вестник Росздравнадзора. – 2014. – № 5. – С. 41.

[13] Резвых, Ю. А. Современные проблемы качества лекарственных средств при обращении на территории Российской Федерации / Ю. А. Резвых, Г. Н. Ковальская // Сибирский медицинский журнал. – 2012. – № 7 (114). – С. 74.

[14] Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации: Федеральный закон от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ (ред. от 26.04.2016) // Российская газета. – 2011. – 23 ноября; Российская газета. – 2016. – 27 апреля.

[15] Морозова, Т. Е. Актуальные вопросы контроля качества, эффективности и безопасности лекарственных средств отечественного производства / Т. Е. Морозова, Е. Н. Хосева // Клиническая фармакология и терапия. – 2012. – № 21 (2). – С. 55 – 56.

[16] Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации: Федеральный закон от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ (ред. от 26.04.2016) // Российская газета. – 2011. – 23 ноября; Российская газета. – 2016. – 27 апреля.

[17] Эффективное обеспечение государственного контроля в сфере обращения медицинских изделий / И. М. Козлов, О. А. Тарасенко, Д. В. Гейне [и др.] // Вестник Росздравнадзора. – 2014. – № 5. – С. 78.

[18] Об обращении лекарственных средств: Федеральный закон от 12.04.2010 г. № 61-ФЗ (ред. от 29.12.2015) // СЗ РФ. – 2010. – № 16. – Ст. 1815; СЗ РФ. – 2016. – № 1 (часть I). – Ст. 9.

[19] О лицензировании отдельных видов деятельности: Федеральный закон от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ (ред. от 13.07.2015, с изм. от 30.12.2015) // СЗ РФ. – 2011. – № 19. – Ст. 2716; СЗ РФ. – 2016. – №1 (часть I). – Ст. 51.

[20] Мурашко, М. А. Законодательное обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья и контроль за их соблюдением / М. А. Мурашко // Вестник Росздравнадзора. – 2013. – № 6. – С. 7.

[21] Вопросы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека: Постановление Правительства Российской Федерации от 06.04.2004 г. № 154 (ред. от 21.05.2013) // СЗ РФ. –2004. – № 15. – Ст. 1446; СЗ РФ. – 2013. – № 22. – Ст. 2812.

[22] О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения: Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ (ред. от 28.11.2015) // СЗ РФ. – 1999. – № 14. – Ст. 1650; СЗ РФ. – 2015. – № 48 (часть I). – Ст. 6724.

[23] О защите прав потребителей: Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 (ред. от 13.07.2015) // СЗ РФ. – 2015. – № 29 (часть I). – Ст. 4359.

Категория: Материалы из студенческих работ | Добавил: medline-rus (29.04.2017)
Просмотров: 159 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%