Вторник, 26.11.2024, 23:23
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из студенческих работ

Проблемы: этики, компетенции государственного служащего

Основные понятия профессиональной этики государственных служащих. Профессиональная этика — это система нравственных и моральных этических норм, регулирующих служебное поведение государственных служащих на основе принципов служения народу, обществу и государству, социальной справедливости, равенства, патриотизма, лояльности, незапятнанной чести, достоинства и неподкупности 1.

Профессиональная этика государственного служащего помогает конкретизировать, реализовать моральные ценности в условиях, подчас весьма сложных, необычных. Профессиональная этика не формирует новые принципы и понятия морального сознания, она как бы «приспосабливает» уже известные принципы, понятия к специфическим сферам жизнедеятельности человека 2.

Профессиональная этика и профессиональное нравственное сознание для своего функционирования должны иметь свои специфические понятия.

Кратко рассмотрим те из них, которые будут интересовать нас больше всего. Пожалуй, исходным понятием профессиональной этики является понятие «профессионального долга», в котором фиксируются достаточно подробно служебные обязанности. Именно осознание своего служебного долга побуждает представителей целого ряда профессий относиться к своему делу с наибольшей ответственностью, учитывая многие конкретные нюансы взаимоотношения личности и общества, личности и коллектива. Профессиональный долг стимулирует самоотдачу, именно в нём находит конкретное выражение «долг Человека» 3.

Следует выделить и такие понятия как «профессиональная честь» и «профессиональное достоинство». В понятии профессиональная честь и

«профессиональное достоинство». В понятии профессиональная честь выражается оценка значимости той или иной профессии в жизни общества. Осознание этой значимости очень важно для государственного служащего и составляет основу профессионального достоинства, самооценку своей деятельности. Важно отметить, что понятия «честь» и «служба» как общественные явления тесно связаны между собой 1.

Гражданская честь оказывает существенное влияние и на честь служебную, по крайней мере, в той части, которая связана с высокой социальной значимостью службы и служебной деятельности. В современном понимании служба – «это служение государству, Отечеству, народу». Социальный смысл службы особенно ярко проявляется в переломные эпохи в жизни государства, когда резко возрастает ответственность людей за судьбы страны 2.

Служебная честь, кроме социального смысла, имеет и другую, не менее важную сторону, связанную с выполнением служащими своего долга. В виду публичности службы деятельность государственных служащих, их профессиональные, личностные качества находятся под пристальным вниманием общественности. Как отмечает Шопенгауэр, «служебная честь заключается во всеобщем мнении других, что человек, занимающий свою должность, действительно имеет все необходимые для этого качества и во всех случаях точно исполняет свои служебные обязанности.

Профессиональная честь и профессиональное достоинство, взаимно дополняя друг друга, помогают поддерживать определённый, достаточно высокий уровень нравственности. Профессиональная честь и профессиональное достоинство государственного служащего будут выражаться в принятых решениях и различных поступках. Не случайно в былые времена под честью понималось высокое звание, должность. В толковом словаре Владимира Даля говорится, что честь – «это совокупность высших морально – этических принципов в личности. В ней заключается нравственное достоинство человека, его доблесть, честность, благородство души, чистая совесть, стремление следовать возвышенному идеалу правды, справедливости, добра, служения своему отечеству» 1.

Особенно стоит выделить основные принципы профессиональной этики государственного служащего:

1. Принцип гуманизма – это жизненная позиция человека, которая без помощи веры в сверхъестественное утверждает нашу способность и обязанность вести этический образ жизни в целях самореализации и стремление принести большое благо человечеству. Т.е. уважительного отношения к каждой человеческой личности, понимания её неповторимости, самодостаточной ценности. Принцип гуманизма противостоит чисто утилитарному отношению к личности, рассмотрению её, главным образом, как средства достижения каких- то иных, пусть и достаточно важных целей 2.

2. Принцип оптимизма – это «развитие жизни, идущее по пути совершенствования, и преобладание в мире добра над злом». Так, государственному служащему не просто выполнять свои обязанности без веры в то, что его усилия, его труд, как принимаемые, так и выполняемые им решения способствуют развитию государства, укреплению принципов демократии, законности и правопорядка. Эта вера возвышает и помогает развить доброе начало в человеке 3.

Любая деятельность, особенно та, которая непосредственно направлена на человека, должна быть одухотворена высокой идеей.

3. Принцип патриотизма – это «любовь к отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам». Очевидно, что любовь к Родине не может сочетаться с пренебрежительным отношениям к другим странам, другим народам. Если вспомнить рассуждения Аристотеля о золотой середине, то патриотизм можно представить как середину между двумя крайностями: между национальной кичливостью и приниженностью, заискиванием перед всем иностранным. Истинный патриотизм включает в себя конструктивное отношение к достижениям других народов 1.

Проступком, позорящим честь и достоинство государственного служащего, может признаваться такое действие или бездействие, которое, хотя и не является преступным, но по своему характеру несовместимо с высоким званием государственного служащего и делает невозможным дальнейшее выполнение им своих служебных полномочий. Грубое нарушение общепринятых норм и правил поведения, умаляющее авторитет государственной службы; умышленные нарушения закона; недобросовестность, повлёкшая существенные негативные последствия; систематические действия или бездействие, свидетельствующие о преднамеренном нарушении государственным служащим данной им присяги.

Анализ проблем этики государственных служащих. Анализ современных проблем этики государственных служащих является одним из важных элементов процесса управления в государственных службах 2.

Административная этика как один из видов профессиональной этики представляет собой кодекс поведения, предписывающий определенный тип человеческих взаимоотношений, который представляется оптимальным с точки зрения исполнения государственными служащими их профессиональной деятельности, а также социально - философское истолкование культурно-гуманистического назначения этой профессии.

Рост социальной значимости этического момента в деятельности государственных служащих современной России обусловлен многими причинами политического, экономического и социального характера.

Трансформация социально-политической системы, экономических отношений, переоценка ценностей создают множество нестандартных ситуаций, которые не регулируются правовыми нормами ввиду их отсутствия или устаревания. От профессионализма и уровня нравственности государственных, служащих как проводников политики государства во многом зависит не только авторитет власти, эффективность реализации стратегических целей и конкретных решений на всех уровнях управления, но и социальное самочувствие общества.

Этические принципы и нормы в наиболее общей форме выражены требования к нравственной сущности государственного служащего, назначению его деятельности, к характеру его взаимоотношений с государством, доверенным лицом которого он выступает, и с обществом, обеспечивая взаимодействие между государством и его гражданами 1.

Опрос, проведенный в октябре 2011 года среди государственных служащих Министерства финансов Российской Федерации, коллективом кафедры государственной службы и кадровой политики Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации (всего опрошено 2351 человек) показал, что процесс трансформации экономической системы и реформирования государственного управления оказывает глубокое воздействие на характер деятельности государственной службы в целом. В качестве компонентов нравственной оценки деятельности государственных служащих были выбраны фундаментальные принципы этики: законность, справедливость, гуманизм, неподкупность и ответственность 1.

Респондентам предлагалось проранжировать основные принципы деятельности госслужащих по степени значимости (1 степень – наиболее важный принцип, 5 степень – наименее важный принцип). Сравнительный анализ результатов опроса госслужащих представлен в таблице 1.

Таблица 1

Анализ приоритетности принципов деятельности государственных служащих

п/п

Содержание принципа

Степень важности

1

2

3

4

5

1

Соблюдение законности

80%

10%

10%

2

Защита интересов граждан,

удовлетворение их социальных ожиданий

40%

40%

20%

3

Уважение к человеку,

признание суверенитета

личности

10%

20%

20%

30%

20%

4

Недопущение коррупции,

взяточничества, использование

служебного положения

10%

20%

20%

50%

5

Моральная ответственность

за подготавливаемые и

реализуемые решения

10%

20%

30%

40%

Как видно из таблицы, наиболее важным принципом государственные служащие считают соблюдение законности, это отметили 80 % респондентов, при этом две трети респондентов считают, что важнее соблюдать нормативные акты и должностные инструкции, а не законы.

Наряду с законностью одним из важных принципов является принцип справедливости, проявляющейся в законном использовании властных полномочий, защите (а не имитации ее) прав и законных интересов граждан, удовлетворении их социальных ожиданий. Этический принцип справедливости конкретизируется также в нормах, требующих, в частности, никогда не дискриминировать одних путем предоставления льгот или привилегий других, не допускать субъективности в оценке личностно- деловых качеств людей и т. д. По данным опроса, 40 % служащих определяют этот принцип как наиболее важный.

Из положений Федерального Закона «О государственной гражданской службе РФ» (№79-ФЗ от 27.07.2004) предусматривающих обязанность должностного лица признавать, соблюдать и защищать права и свободу граждан, вытекает этический принцип гуманизма, конкретизированный в требованиях уважения к каждому человеку. Внимания к его проблемам, признания суверенитета личности и ее достоинства, вежливости, тактичности, толерантности 1. Именно поэтому вызывает тревогу тот факт, что больше половины опрашиваемых считают, что принцип уважения человека и признания его суверенитета по степени важности стоит на 4 и 5 местах.

Осуществляя служебные функции, государственный служащий обязан руководствоваться моральным принципом бескорыстности, независимости и неподкупности, согласовывая личные интересы с общественными. Это является непременным условием его служебной деятельности. Однако, по данным исследования, 50 % респондентов считают наименее важным соблюдение принципа недопущения коррупции и использования служебного положения. Именно поэтому этическое требование, запрещающее должностным лицам принимать подарки и различного рода вознаграждения за действия, связанные с исполнением ими служебных обязанностей, нашло свое отражение в ряде установленных законом ограничений, связанных с государственной службой.

Административная власть неразрывно связана с механизмами ответственности за принимаемые решения и их последствия, за неисполнение и ненадлежащие исполнение должностными лицами своих обязанностей.

Нравственная ответственность государственных служащих за каждое подготавливаемое и реализуемое решение, и его социальные последствия особенно велика сегодня в условиях кризиса социальных структур, существенных деформаций сознания значительной части общества.

С принципом моральной ответственности связаны такие понятия, как гражданская совесть, честь, проявляющие в единстве слова и дела. Данные опроса показывают, что лишь 30 % государственных служащих определяют этот принцип как наиболее важный 1.

Следует отметить, что оцениваемые принципы составляют основу нравственной оценки деятельности государственных служащих. Они включены в этические кодексы государственных служащих многих стран, выражая существо требований к нравственному содержанию деятельности, как всего института государственной службы, так и каждого чиновника, определяя жизнеспособность и характер реального функционирования этого института. Нарушение принципов влечет за собой проявления бюрократизма, произвола, несправедливости и безнравственности. Они обнаруживаются в деятельности неформальных групп в структуре государственного аппарата, замыкающихся на свои, узко корпоративные цели и интересы, основывающих взаимоотношения своих членов и их поведение на этических принципах, вступающих в противоречие с моралью общества, организации, а, следовательно, и формирование «корпоративной этики» 1.

Таким образом, необходимость повышения этического уровня государственных служащих связана, прежде всего, с ростом доверия к государству и его органам со стороны общества, а также с устранением организационных патологий в деятельности государственной службы.

Нравственные требования к государственным служащим. Профессиональная нравственность для государственного служащего включает в себя и понятие «профессиональной справедливости». Быть справедливым не так просто. Государственному служащему требуется затратить много усилий, чтобы досконально исследовать ту или иную ситуацию, объективные обстоятельства. Оценить по шаблону, по совету начальства – гораздо легче. Но именно профессиональная справедливость, профессиональная совесть и побуждает государственного служащего быть справедливым, не поддаваться давлению «свыше», мафиозных групп и заинтересованных лиц.

Само по себе понятие нравственный – это человек согласный с совестью, с законами правды, с достоинством человека, с долгом честного и чистого сердцем гражданина 1.

Предъявление требований связано с наличием у чиновников властных и распорядительных полномочий. Требования к служащим, находящимся на уровне где принимаются решения, переходят в этику управления (решительность, профессионализм, способность к лидерству).

Чиновнику должны быть присущи такие качества как коммуникативность, открытость, уважение к чужой точке зрения, умение слушать и слышать, сдержанность, тактичность, воспитанность, владение словом, умение себя подать, такие качества, определяются тем, что сегодня в структуре профессиональной деятельности чиновников возрастает объём общения. Здесь важно то, что общение не только возрастает количественно, но и становится более разнообразным, разнохарактерным. В это общение включаются новые слои населения, которые различаются интересами, социальным статусом, уровнем доходов и т.д. 2.

Качества, объясняемые «Эффектом аквариума». Это особое положение государственного служащего в обществе: к нему приковано обострённое внимание людей (даже к личной его жизни). Из этого следует, что государственная служба – это не только профессия, но и образ жизни.

Сдержанность, аскетизм, ощущение ответственности за отступление от стандартов, личное поведение – это те качества чиновника, которые отвечают за то, какое мнение сложится у населения о государстве.

При практическом применении понятия и принципы профессиональной этики государственной службы обретают форму этических требований. Из них основные, которые должны предъявляться к государственному служащему как при поступлении на государственную службу, так и при исполнении государственно-служебных полномочий 1.

1. Приверженность высшим нравственным принципам, верность государству.

2. Государственный служащий должен ставить государственные интересы выше индивидуальных, частных интересов, целей и задач политических партий, других общественных объединений.

3. Соблюдение этических принципов государственной службы.

4. Отсутствие в деятельности государственного служащего элементов дискриминации одних субъектов, с одной стороны, предоставления особых благ и привилегий другим субъектам, за особое вознаграждение или без него, с другой.

3. Никогда не принимать для себя и членов своей семьи никаких благ и преимуществ, используя при этом свои служебные полномочия.

4. Не делать никаких личных обещаний, связанных с обязанностями государственной службы.

5. Никогда не использовать никакую информацию, полученную конфиденциально во время исполнения своих должностных обязанностей, как средство получения личной выгоды.

6. Разоблачать коррупцию и постоянно бороться с ней в государственных органах.

7. Соблюдать деловой режим и корректность общения с гражданами и коллегами.

8. Избегать злоупотребления служебным положением, корыстной или иной личной заинтересованности.

Таким образом, духовная культура государственного служащего проявляется через отношение к людям, которым он служит. Здесь можно выявить различные уровни служения, начиная от такого социального образования, как государство (фактически абстрактный уровень). Абстрактно служить государству никто не может, поскольку оно выражает интересы своих граждан и за его политическими партиями и государственными учреждениями стоят реальные люди с их нуждами, интересами и потребностями. Значит, и на этом уровне государственный служащий за всё, что он делает, ответственен перед людьми 1.

Проблемы коррупции в государственной службе. Один из самых важных моментов, очень болезненных для российского общества и российской государственности - проблема коррупции во властных структурах, в которую вовлечены:

отдельные наделенные особыми властными полномочиями высокопоставленные чиновники;

некоторые государственные органы, в основном занимающиеся распределением бюджетных средств или разрешительной деятельностью;

достаточно большое количество государственных служащих различного ранга, которые в силу тех или иных объективных и субъективных причин втянуты в коррупционные отношения;

государственные чиновники, недавно перешедшие из предпринимательской среды и сохраняющие личные связи с

экономическими структурами 1.

Вопрос преодоления коррупционных явлений в государственной службе нельзя ограничивать только рамками соответствия или несоответствия государственного влияния на складывающуюся ситуацию, например посредством принятия жестких законодательных норм в борьбе с коррупцией.

Сегодня представляется более актуальным подвергнуть анализу моральное состояние общества, адекватность восприятия им остроты проблемы коррумпированности власти и осознание общественной значимости этой проблемы, а также гражданской ответственности за ее разрешение всех членов общества - и тех, кто является субъектом управления, и тех, кем управляют 1.

Одно из обще - употребляемых в мировой практике определение коррупции характеризует ее как отказ от ожидаемых стандартов поведения со стороны представителей власти ради незаконной личной выгоды 2. Следует отметить, что коррупция признается как обычное явление в странах с ограниченным уровнем социального и экономического развития и даже имеет свою правовую и административную регламентацию. Но для развитых обществ коррупция в органах государственной власти и управления однозначно представляет собой большую угрозу, так как она непосредственно влияет на общественные ценности и устои государственности. Собственно, по масштабам распространенности коррупции в обществе и государстве делаются выводы о вероятности политических, экономических и социальных рисков, а также степени общественного развития.

Анализируя проблему коррупции, следует также обратить внимание на высокую степень гражданской толерантности населения по рассматриваемому вопросу. По оценкам некоторых исследователей (Рукавишников В.О., Халман Л., Эстер П.), основанных на результатах сравнительного анализа, на момент начала общественной трансформации такая моральная норма, как нетерпимость к фактам дачи или получения взятки в российском обществе оказалась самой низкой из 22 обследуемых стран. Оценки распространенности коррупции в современной России, приводимые различными источниками, политические культуры и социальные изменения.

Международные сравнения показывают, что это явление остается сегодня в числе наиболее опасных для государственного управления и общественной жизни. Исследования проблемы коррупции в органах государственной власти и управления охватывают различные направления:

институционально-правовое (достаточность законодательных и нормативных средств и методов противодействия коррупции);

организационно-управленческое (функциональность в распределении властных полномочий и контроль за их использованием должностными лицами);

аксиологическое (ценностные ориентации государственных служащих);

этико-культурное (морально-нравственное состояние социально-профессиональной среды государственной службы) и др.

В социологических исследованиях проведенных учеными кафедры государственной службы и кадровой политики Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации в качестве составляющей безнравственного поведения государственных служащих рассматривалась и проблема коррупции.

Данные социологического опроса населения дают основание оценить общую картину коррумпированности властей как предельно угрожающую: подавляющее большинство респондентов (85%) так или иначе, попадали в ситуацию, которую можно определить как подстрекательство к взятке. Это, несомненно, влияет и на мнение о готовности государственных служащих оказать за вознаграждение любую, в том числе и незаконную, услугу - почти 70% опрошенных отмечают массовость этого явления в среде чиновников (среди экспертов отмечают значительное распространение коррупции в органах государственной власти свыше 80%).

Однако сами граждане проявляют невысокие морально-волевые качества - для ускорения решения своих вопросов многие считают целесообразным ответить чиновнику "взаимностью", (Российская газета 2006г., № 80) причем колеблющихся в сторону дачи взятки гораздо больше, чем неуверенных в ее целесообразности.

Это подтверждает вывод о слабой моральной и гражданской готовности населения к преодолению в обществе коррупционных поползновений и создает определенную социальную среду для их распространения. Не случайно большинство экспертов отмечают, что самое важное и необходимое условие в борьбе с коррупцией - воздержание населения от собственных предложений взятки, и ответственность при этом в одинаковой степени несут и госслужащие, и граждане. Относительно конкретного содержания угрозы, содержащейся в самом явлении коррупции для общества и государства, мнение экспертов и населения практически совпадает по позиции "усиливается расслоение граждан по уровню доходов", или иными словами: богатые становятся еще богаче, бедные - еще беднее. При этом среди основных причин, толкающих государственных служащих на действия коррупционного характера, значительный вес занимают именно материальные причины.Анализ причин представлен в таблице 2.

Таблица 2

Причины коррупционных действий госслужащих

№ п/п

Причины

Население

Эксперты

1

Необходимость компенсировать недостаточно

высокую зарплату

65,7%

76,6%

2

Стремление к созданию резерва денежных и

имущественных средств на случай увольнения с государственной службы

48,3%

49,6%

3

Желание быть «не хуже» других состоятельных людей (коттедж, машина, престижный досуг)

45,7%

56,7%

4

Особенность характера – не упускать возможность извлечения личной выгоды из любых предложений, в том числе незаконных

40,7%

43,3%

Возникает парадоксальная ситуация: общество в целом не проявляет достаточной гражданской воли, чтобы успешно бороться с коррупцией в органах власти, государство проявляет явную слабость и ограниченность в средствах контроля и наказания провинившихся чиновников, а сами государственные служащие оказываются в положении выбора - честность или материальное благополучие 1.

Если признать нереальной возможность в ближайшее время значительно улучшить материальное благосостояние всего общества, в том числе и таких его специфических социальных групп, какой являются государственные служащие, а также работники "силовых" ведомств и т.п., (деятельность которых может быть в той или иной степени коррумпирована). То остается только одна возможность - апеллировать к гражданскому самосознанию государственных служащих, принимать все возможные меры для его активизации.

Нравственные и гражданские позиции государственных служащих тем более значимы, что среди основных угроз со стороны коррупции эксперты кафедры государственной службы и кадровой политики Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации отметили именно те, которые определяют ее влияние на содержание и направленность процессов государственного и общественного развития. Мнение экспертов представлено в таблице 3 2.

Таблица 3

Основные угрозы со стороны коррупции

№ п/п

Мнение экспертов

%

1

Рост недоверия к государственной власти (характеризует кризисное состояние общественно-политической системы в целом и системы государственного управления в частности)

87,9

2

Зависимость государственной власти от теневых структур (характеризует степень сращивания элементов государства с элементами квазигражданского и псевдогражданского характера, что может привести к деформации государственности, появлению псевдогосударства)

74,5

3

Бесправность гражданина (характеризует практическое прекращение действия норм правового государства, свертывание его целей)

61,0

1 Архипов В. Резервация для чиновничьей власти // эж-ЮРИСТ. – 2004г. - № 20. С. 211

2 Социологический опрос, проведенный сотрудниками РАГС // Интернет сайт http://www.garweb.ru; www.vipdisser.com.

4

Разрушение идеи демократического, правового, социального государства (характеризует деформацию всей системы общественного целеполагания и торможение общественного развития)

52,5

Приведенные социологические данные и аналитические выводы не являются только предметом научного анализа. Как показывает практика политического государственного управления, вопросы морального соответствия государственных служащих своему месту и роли в жизни общества, различного рода отклонений от этических норм и правил в их деятельности стоят в ряду первоочередных проблем, требующих постоянного внимания и регулирования со стороны институтов государства и гражданского общества.

Проблема "коррупционной податливости" наших государственных служащих стара, как мир. Она оставалась и остается проблемой, которая мешает поддержке государственной власти со стороны гражданского общества. Даже малое, а на деле по-прежнему значительное отчуждение широких слоев граждан от механизмов государственного управления и их оправданно стойкое недоверие к российской бюрократии не позволяет сконцентрировать государственные и общественные усилия на решении насущных проблем современного развития России.

Меры по реформированию системы государственного управления и государственной службы, предпринимаемые в целях повышения эффективности, во многом совпадают с мерами по борьбе с коррупцией. Эти процессы должны идти параллельно, оказывая взаимное влияние, дополняя друг друга. Можно сказать, что проблема с коррупцией все более становится проблемой не только устойчивости действующей власти, но и стабильности в обществе, реальных преобразований при реформировании страны 1.

Проблема, имеющая немало срезов в различных областях практической деятельности (совершенствование законодательства, системы государственного и общественного контроля, административной этики, гласности и др.), требует и серьезного подхода в подготовке кадров с "антикоррупционной устойчивостью" для государственной и муниципальной службы.

Проблемы компетенции государственных служащих. Основные понятия компетенции государственных служащих. Компетенция – это круг вопросов, явлений, в которых человек обладает авторитетностью, познанием, опытом. Для большинства руководителей госучреждений обучение сотрудников становится не просто модой, а средством развития и повышения уровня знаний своих сотрудников. И руководители, и HR-специалисты, и провайдеры различных обучающих программ понимают, что средством такие услуги могут стать только в том случае, если они ориентированы на конкретный результат. Обучением ради обучения уже мало, кого можно заинтересовать. Однако при традиционном вопросе, «какой конкретный результат Вы хотите получить?» большинство руководителей отвечают «компетентных сотрудников».

При этом компетенция – включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности, способностей), имеющих отношение к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для продуктивной деятельности. Следует отметить, что особенность понимания термина «компетенция» состоит в том, что речь идет преимущественно о способностях, знаниях и умениях не отдельно взятых людей вообще, а сотрудников именно такой-то службы в такой-то отрасли 1.

По нашим представлениям государственный служащий должен обладать пятью видами компетенций.

1. Специальная компетентность – это направления деятельности, которым занимается сотрудник.

2. Общая компетентность – это уровень образования сотрудника, знания в сфере экономики, финансов, юрисдикции, необходимых для государственной службы.

3. Организационная компетентность – это организаторские навыки, способности и склонности, которые связаны не только с организацией конкретных мероприятий, но включают в себя навыки управления временем, принятия решений, нормирования, регламентирования.

4. Коммуникативная компетентность – это навыки, общения с людьми и группами, урегулирования конфликтов, управления групповыми процессами, получения и передачи обратной связи, установления и развития контакта, ведения переговоров. Коммуникативная компетентность важна и для рядовых сотрудников, особенно тех, кто работает с людьми, но руководить при низком уровне знаний и умений в этой сфере практически невозможно.

5. Личностная компетентность – это личностная зрелость, понимание человеком своей жизни и жизни вообще, понимание себя и других людей, умение уловить нюансы человеческих отношений, понять глубинные мотивы поведения, способность брать на себя ответственность за то, что происходит в жизни (достижения, неудачи и т.п.).

Практически на все виды компетенции можно влиять с помощью обучения персонала. Но исходя из выделенных компетенций, традиционного образования (высшего, специализированного, профессионального…) недостаточно. Многие знают, что опыт влияет на компетенцию сотрудника куда лучше, чем базовое образование. Повышение специальной и общей компетенции необходимо постоянно, и это можно делать, создавая условия для дополнительного образования, а также условия для передачи опыта. Повышение коммуникативной и организационной компетенции возможно только в процессе приобретения жизненного опыта или на специальных тренингах, которые, по сути, являются синергией опыта и практических знаний 1.

На сегодняшний день нашему вниманию представлен огромный выбор обучающих программ, различных тренингов, мастер – классы, семинары, второе высшее.

Каждая из них решает свои задачи развития персонала или комплекс таких задач.

Профессионализм государственного служащего. Профессионализм – «это особое свойство людей систематически, эффективно и надежно выполнять сложную деятельность в самых разнообразных условиях», высокая степень владения государственным служащим профессиональными знаниями, умениями, навыками, наличие профессионального опыта.

Профессионализм характеризуется следующими признаками:

1. Систематическое выполнение на высоком уровне различных видов деятельности, умение принимать решения в пределах компетенции, стабильность служебных отношений и устойчивость деятельности, эффективность выполняемой работы.

2. Сменяемость работников в государственной службе, обеспечение в ней реализации новых идей, совершенствование управления и связи с населением, снижение уровня бюрократизма и ответственное отношение к деятельности.

3. Сочетание сменяемости персонала государственной службы и устойчивости квалифицированных государственных служащих,

своевременного повышения по должности с учетом желания, квалификации и опыта служебной деятельности.

В целом в Российской Федерации проявляется тенденция ухудшения качества деятельности государственно-административной системы, сохранились прежние ее недостатки, а также снижение уровня профессионализма, порожденное оттоком из государственного аппарата квалифицированных и способных государственных служащих в коммерческие структуры.

Организационное несовершенство, безосновательное и частое реформирование системы государственной службы, непродуманность системы мотиваций и социальных гарантий, отсутствие действенного общественного контроля за государственным аппаратом способствовали проявлению негативных тенденций в государственной службе, ухудшению качественного состава государственных служащих, препятствовали привлечению к государственной работе высокопрофессиональных и добросовестных людей.

Такая ситуация обусловливает заострение внимания на качественный состав персонала государственный службы, проблему профессионализма государственных служащих на основе проведения серьезного анализа и прогноза развития государственной службы. Однако, несмотря на важность государственного аппарата, государственной службы в процессе обеспечения функционирования государства, проблемы развития и совершенствования государственной службы недостаточно исследованы, хотя и наблюдается заметный рост внимания к ним за последние годы.

В обществе происходит понимание роли и значения управленческих кадров в регулировании общественных отношений, хотя коренного пересмотра сложившейся ситуации не происходит. Поэтому требуется принятие решительных мер, направленных на решение проблем государственной службы, повышение уровня профессионализма государственных и муниципальных служащих.

Проблемы профессионализма, являясь одним из аспектов обеспечения действенности и эффективности государственной службы, должны стать объектом приоритетного внимания 1.

Формирование речевой компетенции государственного служащего. Образование как ведущий фактор формирования мировоззренческой профессиональной и речевой культуры является основой государственной политики, направленной на сохранение целостности культурного пространства России. Овладение государственными служащими речевым этикетом, культурой речи способствует внедрению в сознание граждан идеалов национальной и мировой культуры в условиях преодоления кризисных явлений во всех сферах жизнедеятельности россиян.

В этой связи со всей остротой встает проблема воспитания и образования нового поколения, готового к диалоговой дискуссионной деятельности, к творческому подходу в решении нестандартных задач. Особое значение сегодня придается формированию речевой компетенции специалиста как составной части его профессиональной культуры.

Риторическая школа имеет в России давнюю историю. Частные риторики занимали достойное место в профессиональной подготовке системы отечественного образования XIX века. Методика обучения различным видам общественной профессиональной речи была заложена еще М.В. Ломоносовым и успешно продолжена в работах И.С. Рижского, Н.Ф. Кошанского, А.Ф. Мерзлякова и многих других известных ученых и педагогов. Однако к концу XIX – началу XX века традиции обучения частной риторике были во многом утрачены.

В современных усложнившихся условиях социальной, экономической и политической деятельности российского общества становится очевидной зависимость успеха как социально-экономических преобразований, в целом, так и профессиональной карьеры государственного служащего, в частности, от уровня владения речевой культурой.

Чем ярче выявляются личностные черты психотипа, тем выше уровень речевой компетенции государственного служащего, тем более рельефно выражен оптимальный управленческий и индивидуальный стиль его деятельности. Последнее, повышает вероятность выбора адекватного социально-психологического способа воздействия на окружающих для достижения конкретных государственных задач на муниципальном, региональном и федеральном уровнях.

В этой связи становится очевидной необходимость включения в учебный процесс последипломного образования государственных и муниципальных служащих дисциплин коммуникативно-речевого и лингвокультурологического содержания. Это не только риторика, культура речи, но и ораторское искусство, мастерство публичной речи. С сожалением многие исследователи отмечают рассогласованность исходных теоретических положений этих учебных курсов, только на первый взгляд кажущихся разноаспектными и разнонаправленными. Все они в действительности лишь частично отражают обобщающий курс «Культура делового общения», в котором важное место занимают теория и практика русского речевого этикета, этикета деловых отношений и переговоров.

Речевая компетенция государственного служащего, в основе которой лежит мастерство эффективной, целесообразной и гармонирующей речи, способствует становлению сильной языковой личности демократического типа. Отличительными чертами такой личности являются:

1. Стремление к двусторонним субъект-субъектным отношениям с адресатом, отказ от авторитарного стиля поведения, который отличают субъект-объектные отношения.

2. Стремление к достижению коммуникативного согласия, и конструктивному дискурсу, цель которого – принятие взаимоприемлемых решений, направленных на общее благо.

3. Стремление к коммуникативному консонансу в результате гармоничного диалога, на основе учета, как общих психологических закономерностей общения, так и индивидуальных особенностей конкретного адресата речи.

Таким образом, формирование и развитие речевой компетенции государственных служащих способствует, достижению более высокого уровня профессионализма и благоприятно отражается на степени доверия населения к органам государственной власти 1.

1.3 Профессиональная ответственность государственного служащего

Юридическая ответственность, является средством внешней регуляции деятельности государственного служащего. Но, помимо внешней регуляции, существует еще и внутренняя (обычно этическая) регуляция.

В данном случае подобное разграничение происходит на основании выделения специфической инстанции ответственности, которая представляет собой институциональное профессиональное образование. Юридическая ответственность как средство внешней регуляции предполагает наличие инстанции ответственности в некоторой обобщенной форме, никак не связанной с какими-либо особыми (в том числе и профессиональными) качествами субъектов деятельности ("Перед законом все равны"). Поскольку понятие ответственности может быть введено только там, где есть понятие нормы, то юридическая ответственность связана с правовыми нормами, которые носят общеобязательный характер приемлемый государственному служащему 1.

В силу этого должны соблюдаться условия устойчивости и воспроизводимости нормы в широких масштабах. Это обусловливает особые правила формулирования правовых норм, которые должны относиться к абстрактным субъектам права и не допускать свободные интерпретации. Эти общие нормы не выделяют определенных субъектов деятельности и прямо не отражают специфику конкретного вида деятельности.

Но деятельность регулируется не только общими нормами, но и теми,

которые специфичны для данного вида деятельности. В силу своей специфичности они не могут выступать в качестве правовых норм, но могут являться нормами данного профессионального сообщества. В этом случае, поскольку существует норма, можно также ввести понятие ответственности и назвать ее профессиональной ответственностью.

Таким образом, если юридическая ответственность связывается с наличием правовых норм, то профессиональная ответственность связывается с наличием специфических профессиональных норм, регулирующих поведение субъекта деятельности, которые, как правило, являются нормами профессиональной этики 2.

Исследования по проблеме профессиональной ответственности в основном ведутся в русле проблематики профессиональной этики. "Те кто, так или иначе, эту тему разрабатывает, важнейшее, если не главное, место в ее проблемном поле отводят именно проблеме ответственности". "Профессиональная этика - это этика ответственности" - эти слова принадлежат известному американскому специалисту в области менеджмента Питеру Друкеру 3.

Дополнительную актуальность проблема профессиональной ответственности госслужащих приобретает в настоящий момент в России.

Это подчеркивает тот факт, что давно разрабатываемый и от случая к случаю обсуждаемый Кодекс профессиональной этики госслужащих до сих пор не принят 4.

Итак, обоснуем позицию о статусе профессиональной ответственности в управлении.

Первый вопрос, на который предстоит ответить - является ли система из 2-х типов ответственности (юридической и морально-этической) полной. Под полнотой мы здесь понимаем следующее: этих двух типов ответственности достаточно, чтобы определить ответственность в управлении в любой конкретной ситуации, или, другими словами, при помощи этих двух типов ответственности мы можем создать адекватные регуляторы профессиональной деятельности.

Ответ на этот вопрос требует выявить структуру ответственности. Традиционно в структуре ответственности выделяли субъект ответственности, инстанцию ответственности и предмет ответственности, т.е., грубо говоря, кто перед кем и за что отвечает. "Нести ответственность означает: быть готовым или быть обязанным давать ответ - отвечать кому-нибудь за что-нибудь. Мы отвечаем не только за что-то (поступок, задачу, управление и т.д.), но и по отношению к кому-то или перед некоторой инстанцией" 1.

Подход к исследованию проблемы состоит в следующем: рассмотреть профессиональную ответственность госслужащих, исходя из некоторой классификации профессиональных норм деятельности.

Выделим следующие, достаточно общие, классы таких норм. Во-первых, это нормы отношений с работодателями, в качестве которых можно обобщенно рассматривать другие профессиональные сообщества. Во-вторых, это нормы взаимодействия внутри профессионального сообщества.

И, в-третьих, это нормы взаимодействия с обществом, которое испытывает на себе последствия профессиональной деятельности госслужащих.

Раскроем содержание профессиональной ответственности, основанной на нормах деятельности, регулирующих взаимодействие госслужащих внутри профессионального сообщества. Эти нормы в государственном управлении во многом обусловлены иерархической структурой органов управления и существующей иерархией субъектов управления. Традиционно проблему профессиональной ответственности здесь сводят к проблеме подотчетной ответственности, подотчетная ответственность - это специфический тип ответственности в профессиональной деятельности госслужащих.

Специфика иерархической структуры обусловила то, что в подотчетной ответственности субъектом ответственности является любой госслужащий; инстанцией ответственности - субъект управления высшего иерархического уровня или специально сформированный орган (комиссия, коллегия, комитет и т.п.); предметом ответственности - выполняемая функция, операция, задача и т.п.

Такая специфика подотчетной ответственности обусловливает следующий феномен: субъект низшего уровня управленческой иерархии реально ответственен в основном перед субъектами высшего уровня, поскольку именно с ними, в основном, связаны возможности изменения их статуса в управленческой иерархии. Непосредственной ответственности субъектов высшего уровня перед субъектами более низкого уровня не существует. Она существует только в виде ответственности перед специальным органом, в котором в качестве представителей может участвовать и определенное число субъектов управления низших уровней.

Одним из наиболее острых вопросов при обсуждении проблемы профессиональной ответственности госслужащих является вопрос о его компетенции и полномочиях, диктуемых их профессиональной ролью. Госслужащий может быть профессионально ответственным только за то, на что у него есть полномочия. В то же время, наличие любых полномочий должно необходимо порождать ответственность. Таким образом, границы профессиональной ответственности детерминируются полномочиями, которыми наделен тот или иной госслужащий.

Большие полномочия должны необходимо порождать большую профессиональную ответственность. Это приводит к определенному пересмотру традиционных областей ответственности внутри профессионального сообщества и порождает определенные социальные изменения.

Исследование проблемы профессиональной ответственности госслужащих, связанно с наличием норм взаимодействия данного профессионального сообщества, с социумом в целом. Часть исследователей отрицает существование таких норм и, следовательно, какую-либо профессиональную ответственность госслужащих перед обществом. Они делают этот вывод на том основании, что госслужащие вступают во взаимодействие в своем профессиональном статусе только с работодателями, с обществом же в целом они как профессионалы не взаимодействуют. Часть исследователей заявляет о существовании профессиональной ответственности госслужащих перед обществом. Свой вывод они основывают на том, что субъекты государственного управления сосредоточили в своих руках власть, обусловленную во многом их профессиональным статусом. Более того, масштабы и границы этой власти в ряде случаев не могут регулироваться правовыми нормами в силу специфики, диктуемой профессиональной деятельностью. Это позволяет говорить о существовании профессиональной ответственности госслужащих перед обществом 1.

Ряд исследователей склонен считать, что она должна выражаться в "вынесении вопросов, ранее бывших компетенцией только специалистов, на публичное обсуждение в связи с угрожающими проблемами". То есть, профессиональная ответственность госслужащих состоит в будировании общественного мнения по ряду проблем, которые изначально могут быть поняты только профессионалами.

Другие исследователи считают, что профессиональная ответственность госслужащих состоит в решении социальных проблем. Внутри этого направления тоже существуют различные точки зрения. Одна из них связана с "классической" схемой взаимодействия субъектов государственного управления, менеджеров и субъектов управления техническими системами. В этой схеме субъекты управления техническими системами профессионально ответственны за технический прогресс, менеджеры - за прибыльный бизнес, а субъекты государственного управления - за непосредственное решение социальных проблем на основе новых технических и экономических возможностей, создаваемых другими субъектами управления. Причем, за каждой группой субъектов управления признавалась известная автономность. Но в разных конкретно-исторических условиях эта схема реализовывалась по-разному.

Предъявляя требование профессиональной ответственности к госслужащим как к главным решателям социальных проблем, необходимо проводить различение между проблемами. Понятно, что индивидуально госслужащие не обладают ни профессиональной компетенцией, ни соответствующими полномочиями для того, чтобы нести профессиональную ответственность за решение всех социальных проблем.

Профессиональную ответственность перед обществом госслужащие могут нести только как коллективная лидирующая группа в социальной организации общества. Индивидуально госслужащий не является общественным лидером, он только член лидирующей группы. Индивидуально он обычный служащий, работающий по найму. Поэтому профессиональную ответственность перед обществом индивидуально госслужащий нести не может. Его профессиональная ответственность как члена лидирующей группы может состоять только в том, что госслужащий подчиняется требованиям профессиональной этики - этики ответственности.

Категория: Материалы из студенческих работ | Добавил: medline-rus (29.04.2017)
Просмотров: 422 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%