Участниками любых видов правоотношений являются субъекты права, (физические лица, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования), выступающие в качестве носителей предусмотренных законом прав и обязанностей. Для того, чтобы стать полноправным участником определённых правоотношений, субъекту гражданско-правовых отношений необходимо обладать гражданской правоспособностью и дееспособностью.
Под правоспособностью в общем смысле понимается возможность, причем абстрактная[1], приобретения определенных прав и обязанностей, то есть установленная законом способность быть носителем субъективных прав и юридических обязанностей. Правоспособность выступает в качестве первоначального условия общей предпосылки к участию в правоотношениях.[2]
Исследуя гражданскую правоспоспособность муниципальных образований, целесообразно проведение аналогии с юридическими лицами, хотя Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в своем информационном письме от 30 июня 1993 г. N С-13/ОП-210[3] указал: "...наделение правами юридического лица не означает создания юридического лица". Законодательство выделило равенство правового статуса муниципальных образований в гражданских правотношениях с юридическими лицами, однако это не предусматривает их юридического равенства. Можно аргументировать, что государство наделило муниципальные образования всеми полезными свойствами юридических лиц и постаралось освободить их от обременительных обязанностей тех же лиц, тем самым сделав их с точки зрения гражданского права не определенными законодательством субъектами.[4]
При изучении особенностей гражданской правоспособности, необходимо учитывать, что в отличие от юридического лица муниципальное образование при своём создании становится в первую очередь субъектом публичного права, а потом уже, при наличии определенных обстоятельств, гражданского, то есть допуск к участию в гражданских правоотношениях происходит вследствие приобретения публичного статуса.
Правоспособность юридических лиц подразделяется на общую (универсальную) и специальную (ограниченную, уставную, целевую).
В пункте 18 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 г. N 6/8 [5] дано разъяснение по поводу того, каким образом можно определить правоспособность юридических лиц.
Общая или универсальная правоспособность наделяет юридических лиц возможностью по осуществлению любых видов деятельности, которые не запрещены законом, учитывая, что в учредительных документах таких лиц не содержится исчерпывающий перечень видов деятельности, которыми соответствующая организация вправе заниматься. Специальной (ограниченной, целевой, уставной) же правоспособностью обладают лишь такие организации, для которых такая правоспособность прямо установлена законом или в их учредительных документах. Это обусловлено целями создания юридического лица, которые определяют сами учредители.
В теории гражданского права кроме общей и специальной правоспособности выделяют понятие исключительной правоспособности, которое предполагает, что юридическое лицо наделено правом осуществлять только определенный вид деятельности с запретом на осуществление иных видов предпринимательской деятельности.[6]
Слугин А.А. отмечает правоспособность коммерческих организаций с исключительным видом деятельности, определенным законом и некоммерческим характером цели, "специально-исключительной". По его суждению , общая, специальная и исключительная правоспособность являются самостоятельными видами гражданской правоспособности юридического лица. А исключительная правоспособность в свою очередь имеет два подвида: исключительную и специально-исключительную.[7] Как видно, данная идея обоснована не совсем понятно , и не представляется возможным определить существенные различия между понятиями «исключительная» и «специально-исключительная».
В научной литературе встречаются разные мнения, касающиеся содержания гражданской правоспособности публично-правовых образований.
В Федеральном законе от 06.10.2003 года №131 определены вопросы местного значения, то есть те виды деятельности, которыми могут заниматься различные виды муниципальных образований: поселения, муниципальных районы, городские округа. При этом исчерпывающего перечня видов деятельности не предусмотрено, например, возможность использования денежных средств, составляющих местный бюджет при заключении гражданско-правовых сделок предполагает заключение любых видов гражданско-правовых договоров, не запрещенных законом. В этом можно согласиться также с выводами Конституционного Суда РФ, который высказал свою позицию по данному вопросу: «Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования участвуют в гражданских правоотношениях как субъекты со специальной правоспособностью, которая в силу их публично-правовой природы не совпадает с правоспособностью других субъектов гражданского права - граждан и юридических лиц, преследующих частные интересы».[8]
В соответствии с положениями Конституции РФ и Федерального закона от 06.10.2003 года №131 муниципальные образования создаются для специальных целей во исполнение которых им приходится становиться субъектами гражданского права. В отличие от цели, которую преследует коммерческая организация, - систематическое извлечение прибыли с правом ее последующего распределения между участниками, целью муниципального образования является решение вопросов местного значения с учётом мнения населения, а также с историческими и иными местными традициями. Соответственно по своей сути правоспособность муниципальных образований отличается от правоспособности юридических лиц , потому как муниципальное образование не создается исключительно для участия в гражданско-правовых отношениях. Исходя из вышеизложенного, более соответственная современному статусу публичных образований выступает специально-исключительная правоспособность.
Специальная правоспособность определяет цель создания и особое право собственности субъекта на обособленное имущество, исключительная - при равенстве положения в гражданских отношениях наряду с физическими и юридическими лицами, публично-правовые образования имеют особенные, присущие только им отличия. Соответственно и правосубъектность муниципальных образований отличается от других субъектов, участвующих в гражданских правоотношениях.
Дискуссия о природе гражданской правоспособности муниципальных образований имеет своё продолжение. Выделяя факт, что муниципальные образования выступают в гражданских правоотношениях только в пределах своих полномочий, Е.Л. Слепнёв трактует правоспособность муниципального образования как функциональную, «вытекающую из специфических функций муниципального образования в обеспечении и интегрировании местных и государственных интересов для удовлетворения потребностей населения».[9] При этом он определяет соответствующую классификацию на специальную правоспособность юридических лиц, функциональную правоспособность муниципальных образований и целевую правоспособность государственных образований. Данная классификация позволяет выявить соотношение между сферами деятельности местного самоуправления и направленностью участия муниципальных образований в гражданских правоотношениях, что является надлежащим обеспечением реализации интересов населения.
Предполагается, что функциональная правоспособность муниципального образования может быть отнесена к разновидности специальной правоспособности. Это находит своё подтверждение в действующем законодательстве. К юридическим лицам ст. 49 ГК РФ относит общую или специальную правоспособность, причем общая правоспособность рассматривается как исключение и касается только коммерческих организаций (за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом). Для всех остальных юридических лиц установлена специальная гражданская правоспособность. В соответствии с п. 2 ст. 124 ГК РФ к муниципальным образованиям применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей муниципальных образований. Учитывая особенности муниципальных образований специальная правоспособность приобретает форму функциональной правоспособности, которая обладает определенными специфическими свойствами. Таким образом, следует полагать, что функциональная правоспособность муниципального образования может рассматриваться как модификация специальной модели правосубъектной юридической формы[10].
Проведённый выше анализ гражданской правосубъектности муниципальных образований , выраженный в тщательном изучении специфики правоспособности муниципальных образований обуславли- вается предметным признаком. Данный признак означает субсидиарное применение норм гражданского законодательства о юридических лицах к муниципальным образованиям, участвующим в гражданских правоотношениях, с учётом некоторых особенностей, присущих правовому положению публичных субъектов. Это вызвало необходимость определения характера гражданской правоспособности муниципального образования с точки зрения её предметной направленности.
Помимо предметных признаков, выделяют пространственные и временные признаки правоспособности муниципального образования.
Указание на пространственные пределы деятельности муниципального образования содержатся в Федеральном законе от 06.10.2003 года №131-ФЗ. Территориальное пространство муниципального образования имеет существенное значение для сфер его деятельности в виду того, что местное самоуправление осуществляется на определенной территории[11], ее границами обуславливаются пределы вопросов местного значения. Так, например, в соответствии с п. 1 ст.2 Устава Савинского муниципального района Ивановской области, «границы Савинского муниципального района Ивановской области определяют соответствующую территорию, в пределах которой осуществляется местное самоуправление».[12] В то же время, «несмотря на пространственные рамки управленческой деятельности»[13], в пределах которых осуществляется решение вопросов местного значения, оснований для ограничения гражданской правоспособности муниципальных образований по территориальному критерию не предусматривается. Например, не имеется оснований для запрета муниципальному образованию заключать договоры о приобретении товаров для муниципальных нужд, если поставщик находится вне границ муниципального образования или место исполнения обязательств по этому договору определено за пределами данной территории. Также можно отметить, что размещение муниципальных облигаций возможно на территории других муниципальных образований и даже на внешнем рынке. На практике, относящейся к деятельности муниципальных образований, можно встретить примеры выпуска ценных бумаг с непосредственным их размещением в отношении неопределенного круга лиц, не ограниченного только жителями муниципального образования.[14] Кроме того, муниципальное образование может иметь на праве собственности имущество, в том числе недвижимое, находящееся вне его территории, которое может использоваться, в частности, по организации представительства муниципального образования. В соответствии со статьёй 3 Федерального закона от 21 декабря 2001 года №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» допускается принадлежность муниципальному образованию на праве собственности муниципального имущества, находящегося за пределами территории Российской Федерации.[15] Следует отметить, что территориальные пределы деятельности конкретного муниципального образования имеют свою гражданско-правовую функцию, в то время как предметные ограничения гражданской правоспособности муниципального образования обусловлены сферой деятельности по решению вопросов местного значения. Основным критерием, определяющим участие муниципальных образований в гражданских правоотношениях является значимость количества и характера потребностей населения, проживающего на определённой территории, направленность на решение вопросов местного значения, а не территориальное ограничение (граница). Если учитывать мнение И.В. Выдрина, то «местные сообщества складываются в рамках территориальных единиц, и основу их функционирования составляют именно местные интересы»[16]. Данный факт подтверждён в действующем законодательстве. В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 года №131, органы местного самоуправления наделены полномочиями по организации благоустройства и озеленения территории соответствующего вида муниципального образования, охраны общественного порядка, осуществления мероприятий по мобилизационной подготовке муниципальных предприятий и учреждений, находящихся на территории конкретного муниципального образования, а также по оказанию иных услуг, необходимых для удовлетворения бытовых и социально-культурных потребностей населения соответствующей территории. В данных нормах территория имеет своё назначение именно для определения сферы решения вопросов местного значения. Установление территориальных ограничений гражданской правоспособности муниципального образования не соответствует принципу гражданского законодательства – свободы имущественного оборота, в соответствии с которым товары, услуги и финансовые средства свободно перемещаются на всей территории Российской Федерации, если иное не установлено федеральным законодательством. Но следует также заметить, что муниципальное образование - это не единственный субъект гражданского права, сфера деятельности которого ограничивается по территориальному признаку. Для таких видов юридических лиц, как некоммерческих организаций - общественных объединений, Федеральный закон «Об общественных объединениях»[17] находит выражение в ст. 14, устанавливая понятие территориальной сферы деятельности объединения. Однако и в данном случае основным признаком, определяющим критерии участия в гражданских правоотношениях, является не территория, а соответствие деятельности общественного объединения его основным задачам, закреплённых в учредительном документе.
Характеристика временных ограничений гражданской правоспособности муниципального образования определена основаниями и порядком возникновения и прекращения муниципального образования.
П. 2 ст. 124 ГК РФ регламентирует, что к муниципальным образованиям применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в гражданско- правовых отношениях, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов. Но к окончательному выводу о распространении на муниципальное образование норм о создании и прекращении юридического лица прийти нельзя по следующим основаниям.
Во-первых, на основании п. «н» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления. Федеральным законом от 06.10.2003 года №131 (ст.12-13.2) установлены основания, условия и порядок изменения границ, преобразования и упразднения муниципальных образований определяются законами субъектов Российской Федерации по инициативе населения. Таким образом, законы субъектов РФ устанавливают несколько иной порядок создания муниципальных образований, который имеет отличие от порядка создания и прекращения юридических лиц.
Во-вторых, порядок создания юридических лиц установлен гражданским законодательством в виду того, что юридическими лицами являются организации, которые создаются прежде всего для участия в гражданском обороте, а их гражданская правосубъектность является первоначальной по отношению к другим производным разновидностям отраслевой правосубъектности юридического лица - налоговой, административной и другим[18]. Возникновение же муниципального образования преследует своей целью не участие в гражданско-правовых отношениях, а цель реализации прав граждан, проживающих на соответствующей территории конкретного муниципального образования, на решение вопросов местного значения, осуществление местного самоуправления в целом. Таким образом, обосновано предположить, что порядок создания и прекращения муниципальных образований регулируются нормативными актами местного самоуправления.
По изложенным выше суждениям создаётся мнение о невозможности применения правил о порядке создания и прекращения юридических лиц[19] к муниципальным образованиям. Но тем не менее нельзя полностью отрицать применение гражданско-правовых норм к отношениям, возникающим при создании или прекращении муниципального образования, так как по результату создания муниципального образования видно, что оно наделяется помимо административной и гражданской правосубъектностью. Глядя на то, что муниципальное образование создается и прекращается в соответствии с муниципальными нормами, необходимо усматривать момент возникновения и прекращения его гражданской правосубъектности, а также связанные с этим последствия, для гражданских правоотношений, в которых существует возможность участия муниципального образования.
Касаемо создания муниципальных образований хотелось бы обратить внимание на следующее.
Как известно, юридическое лицо может быть создано путем его учреждения вновь или путем реорганизации в формах слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования. Реорганизации в форме присоединения предполагает, что новое юридическое лицо не создается, а происходит только прекращение реорганизуемого юридического лица.
На территории Савинского муниципального района Ивановской области преобразование муниципального района осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 года №131. Инициатива органов местного самоуправления муниципального района, органов государственной власти о преобразовании района оформляется решениями соответствующих органов местного самоуправления, органов государственной власти.
Важно подчеркнуть тот факт, что создание нового муниципального образования в рядах регионов, возможно только на территориальной основе уже созданных и существующих муниципальных образований. Даже при таком способе создания нового муниципального образования, как «придание статуса муниципального образования вновь возникшим населенным пунктам и вновь присоединенным к субъекту федерации территориям»[20], муниципальное образование создается на территории уже существующего муниципального образования, либо того, которое включало в себя территорию возникающего населенного пункта или расположенного на территории другого субъекта РФ.
В свою очередь законодательство Московской области определяет некоторые дополнительные способы создания муниципального образования. Так, в соответствии со ст. 6 Закона Московской области «О порядке образования, объединения, преобразования и упразднения муниципальных образований»[21], муниципальное образование может быть образовано : на территории, для которой снято существовавшее в силу федерального закона ограничение на осуществление местного самоуправления; на территории, в пределах которой местное самоуправление не осуществляется в силу имевшего место отказа населения от осуществления местного самоуправления; на территории, не входящей в состав территории иного муниципального образования; на территории, являющейся частью территории иного муниципального образования, независимо от вида этого муниципального образования.
Данные положения вызывают сомнение о соответствии указанных позиций нормам Конституции РФ, согласно которой «местное самоуправление отнесено к основам конституционного строя и осуществляется населением на всей территории Российской Федерации.»[22] Но даже если предположить применение названных положений, то можно прийти к выводу о том, что в случае создания муниципального образования на территории, на которой до этого не осуществлялось местное самоуправление, муниципальное образование создается на территориальной и основе субъекта Российской Федерации финансового-экономического характера, что влечет за собой переход гражданских прав и гражданских обязанностей в порядке универсального правопреемства от субъекта РФ к муниципальному образованию.
Приведённый пример свидетельствуют о невозможности создания муниципального образования путем его учреждения вновь без наличия правопреемства в отличие от юридического лица. Поэтому применение к муниципальным образованиям положений Гражданского кодекса РФ об учреждении юридических лиц невозможно. Кроме того, муниципальное образование не может быть создано (учреждено) путем объединения имущества граждан или юридических лиц, а также путем передачи имущества в уставный капитал или имущественный фонд создаваемого субъекта.
Но нельзя не выделить и общих признаков между образованием нового муниципального образования и учреждением юридического лица , которые вызваны единством родового понятия при создании субъекта права - это, регистрация документов, определяющих правовое положение субъекта, регистрация средств индивидуализации, передача имущества вновь созданному субъекту ,формирование органов управления. Также необходимо отметить следующее:
Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование не могут являться учредителями другого муниципального образования. Именно этим обеспечивается финансовая и экономическая самостоятельность местного самоуправления, соблюдается запрет подчинения одного муниципального образования другому.
Органы управления муниципального образования формируются в порядке, определённым муниципальным законодательством, что позволяет обеспечить соблюдение политической автономии муниципального образования. Соответственно к муниципальным образованиям не могут применяться положения гражданского законодательства о порядке и условиях формирования органов юридического лица.
Применение положений гражданского законодательства к отношениям, регулирующим создание муниципальных образований, зависит от формы создания последних. Существуют следующие особенности, определяющие каждую форму создания муниципального образования.
Например, муниципальное образование может быть создано путем объединения двух или более муниципальных образований в одно. Под объединением понимают создание одного муниципального образования на территории нескольких упраздняемых муниципальных образований[23].
Объединение муниципальных образований по своим признакам соответствует признакам реорганизации юридических лиц в форме слияния. Также как и слияние юридических лиц, объединение муниципальных образований характеризуется тем, что два и более субъекта права прекращают свое существование совместно с передачей всех своих прав и обязанностей одному новому субъекту права[24].
На основании ст. 3 ГК РФ гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации, что даёт обеспечение единства экономического пространства РФ. При отсутствии нормативного регулирования имущественных отношений, которые имеют своим возникновением объединение муниципальных образований, можно прийти к нарушению прав субъектов гражданско-правовых отношений, складывающихся с участием муниципальных образований. В связи с этим необходимо применять положения гражданского законодательства о реорганизации юридических лиц в форме слияния к отношениям, возникающим при объединении муниципальных образований. Это в первую очередь требования п. 1 ст. 58 и п. 1 ст. 59 ГК РФ о переходе прав и обязанностей к вновь возникшему юридическому лицу в соответствии с передаточным актом, который содержит положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников; необходимость представления утвержденного уполномоченными лицами передаточного акта для государственной регистрации вновь возникшего юридического лица (п. 2 ст. 59 ГК РФ) ;положения п. 1 и п. 2 ст. 60 ГК РФ, которые предусматривают гарантии прав кредиторов при реорганизации юридического лица.
И как совершенно справедливо отмечено в литературе, вопрос защиты прав контрагентов реорганизуемого юридического лица - это один из наиболее важных вопросов, возникающих в процессе реорганизации. В результате реорганизации может произойти исключение либо уменьшение ответственности определенных лиц[25].
Считаем необходимым также остановиться на вопросе упразднения муниципальных образований.
Прекращение муниципального образования осуществляется путем его упразднения. В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 года №131 основания и порядок упразднения муниципальных образований отнесены к компетенции субъектов РФ с учётом инициативы населения. В Савинском муниципальном районе Ивановской области упразднение муниципальных образований производится путем слияния или присоединения. Согласно Уставу данного публичного образования упразднение муниципального образования может осуществляться в форме образования нового муниципального образования или путём перехода муниципального образования из одного вида в другой. Данные способы упразднения муниципального образования определяются переходом его прав и обязанностей к другому муниципальному образованию, то есть охватываются понятием реорганизации в гражданском праве.
Способы упразднения муниципального образования без правопреемства регулируются законодательством Московской области.[26] В частности к ним относятся : установление федеральным законом на территории муниципального образования запрета на осуществление местного самоуправления и отказ населения от осуществления местного самоуправления.
На первый взгляд, в указанных выше случаях к упразднению муниципального образования целесообразно применение положения гражданского законодательства о ликвидации юридического лица. Но тем не менее аналогичность с ликвидацией юридического лица всё же не усматривается, так как при упразднении муниципального образования по указанному основанию его права и обязанности переходят к другим субъектам. Таким образом, права и обязанности должны быть переданы субъекту РФ, на территории которого располагаются упраздняемые муниципальные образования. Следовательно, упразднение муниципального образования в любом случае невозможно без правопреемства.
Исследовав соответствующие утверждения, следует выявление определённого вывода : упразднение муниципального образования является последствием его реорганизации, при этом права и обязанности упраздняемого муниципального образования переходят в порядке правопреемства к тем субъектам, которым переданы полномочия упраздненного муниципального образования. Поэтому очевидно, что из норм действующего законодательства вытекает невозможность применения положений о ликвидации юридического лица к упразднению муниципальных образований.
[1] Пятков Д.В. Формирование правосубъектности предпринимателя // Журнал российского права. 2011. N 1.-с.63
[2] Российская юридическая энциклопедия. М.: Издательский дом "ИНФРА-М", 2012. - С. 762.
[3]Письмо ВАС РФ от 30 июня 1993 г. N С-13/ОП-210 "Об отдельных рекомендациях, принятых на совещаниях по судебно-арбитражной практике" // Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. 1993. N 9.
[4] Кондрашов Ю. Обладать или являться // ЭЖ-Юрист. 2012. N 15.-с.49
[5] Постановление Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 1 июля 1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 1996. N 9.
[6] Тосунян Г., Викулин А. Исключительная правоспособность банка // Хозяйство и право. М., Изд «Дрофа», 2009. - С.269.
[7] Слугин А.А. Гражданская правосубъектность юридических лиц. Краснодар, Изд «Юрстат», 2003. - С. 18.
[8] Определение Конституционного Суда РФ от 4 декабря 1997 г. N 139-О "Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Совета Федерации о проверке конституционности Федерального закона "О переводном и простом векселе" // СПС «Консультант Плюс».
[9] Слепнёв Е.Л. Право собственности муниципальных образований: Автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. - Екатеринбург, 2009. - С. 15.
[10] Красавчиков O.A. Гражданская правосубъектность как правовая форма // Правовые проблемы гражданской правосубъектности. Межвузовский сборник научных трудов. Выпуск 62. - Свердловск: УрГУ, 1978. - С. 20-24.
[11] Шугрина Е.С. Муниципальное право. Учебник. - М.: Дело,2011. - С. 97
[12] Устав Савинского муниципального района Ивановской области от 20.09.2010г. (с изм. и доп. от 30.11.2008г., 23.06.2010, 11.09.2012, 14.05.2013)//Приложение к решению Савинского районного Совета от 19.08.2010г.№33.-зарег.Управлением Минюста РФ по Ивановской области 20.09.2010г.
[13] Выдрин И.В.Муниципальное право России : учебник для Вузов.-М.Изд.ЭКСМО,2011.-с.58.
[14] Приказ Федеральной службы по финансовым рынкам от 16 марта 2005 г. N 05-4/пз-н г. Москва
Об утверждении Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг. Документ утратил силу. //СПС «Консультант Плюс»
[15] Федеральный закон от 21 декабря 2001 года №178-ФЗ ( в ред. от 23.07.2013г.) «О приватизации государственного и муниципального имущества»//СПС «Консультант Плюс»
[16] Выдрин И.В. Местное самоуправление в Российской Федерации: от идеи к практике (конституционно-правовой аспект): Дис.... д-ра юрид. наук. - Екатеринбург, 1998. - С. 63.
[17] Федеральный закон от 19.05.1995 года №82-ФЗ(ред.от 20.07.2012г.) «Об общественных объединениях» //СПС «Консультант Плюс»
[18] Захаров В.А. Правовое регулирование создания юридических лиц: Дис. ... канд. юрид. наук. - Екатеринбург, 2001. - С. 37.
[19] Гражданское право: в 4-х томах. Том 1: Учебник/Под ред. Суханова Е.А. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: 2012.-с.346.
[20] Выдрин И.В., Кокотов А.Н. Муниципальное право России :учебник(с изм.на 2010г.) .-Екатеренбург. Изд. УрГЮА,2010.-с.409
[21] Закон Московской области от 31 июля 1997 года №43/97-03 «О порядке образования, объединения, преобразования и упразднения муниципальных образований» //СПС «Консультант Плюс»
[22] Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ и от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)// СПС «Консультант Плюс»
[23]Закон Московской области от 31 июля 1997 года №43/97-03 «О порядке образования, объединения, преобразования и упразднения муниципальных образований» // СПС «Консультант Плюс»
[24] Советское гражданское право: Учебник. В 2-х томах. Т. 1 / Под ред. O.A. Красавчикова. - М.: Высшая школа, 1985. - С. 145.
[25]См.: Телюкина М.В. Реорганизация как способ прекращения деятельности юридических лиц //
Законодательство. - 2012. - № 1.
[26] Закон Московской области от 31 июля 1997 года 343/97 ОЗ « О порядке образования, объединения, преобразования и упразднения муниципальных образований».-ст.26//СПС «Консультант Плюс»
|