Воскресенье, 24.11.2024, 18:49
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 32
Гостей: 32
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из студенческих работ

Бухгалтерский учет как основа контроля за финансовым состоянием предприятия

Во всем мире бухгалтерский учет понимают как деловой язык бизнеса, но на любом предприятии он испытывает на себе влияние специфических социально-экономических, политических и культурных особенностей каждой страны.

Законодательство России о бухгалтерском учете устанавливает единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в Российской Федерации.

Основными целями законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете являются:

обеспечение единообразного ведения учета имущества, обязательств и хозяйственных операций, осуществляемых организациями;

составление и представление сопоставимой и достоверной информации об имущественном положении организаций и их доходах и расходах, необходимой пользователям бухгалтерской отчетности.

Система нормативного регулирования бухгалтерского учета, разработанная Департаментом методологии бухгалтерского учета и отчетности Министерства финансов РФ, состоит из документов четырех уровней: законодательных, нормативных, методических и организационных.

К первой группе относятся законодательные документы: федеральные законы, указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации.

Нормативной базой по бухгалтерскому учету являются Закон РФ «О бухгалтерском учете», План счетов бухгалтерского учета и Инструкция по его применению, а также Положение о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации (таблица 1 Приложения А) в части, не противоречащей указанному выше Закону. Они определяют методологические основы и порядок организации бухгалтерского учета в стране. На их базе и с учетом требований соответствующего стандарта строится учетная политика предприятия. [5-6]

Основные принципы ведения бухгалтерского учета в Российской Федерации сформулированы в Федеральном законе от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете». Закон устанавливает единые правовые методологические основы бухгалтерского учета и отчетности на территории РФ для всех организаций, являющихся юридическими лицами, определяет сущность бухгалтерского учета и его задачи, основные понятия, используемые в учете, порядок регулирования, организации и ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности, а также взаимоотношения по этим вопросам организаций с внутренними и внешними потребителями информации, включая органы государственного управления.

Ко второй группе относятся нормативные документы, устанавливающие по отдельным разделам базовые правила ведения бухгалтерского учета, разрабатываемые Министерством финансов РФ, Центральным банком РФ, другими ведомствами, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета.

По поручению Правительства Минфин России разработал и утвердил Положение о ведении бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации от 29.07.98 № 34н, действие которого распространяется на все организации, находящиеся на территории Российской Федерации, за исключением Банка России и кредитных организаций.

Для целей регулирования порядка формирования и составления бухгалтерской отчетности также применяются и другие нормативные акты:

Приказ Минфина РФ от 13.01.2000 № 4н «О формах бухгалтерской отчетности организаций»;

Приказ Минфина РФ от 28.06.2000 № 60н «О методических рекомендациях о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации»;

Приказ Минфина РФ от 28.07.95 № 81 (ред. от 23.01.2001) «О порядке отражения в бухгалтерском учете отдельных операций, связанных с введением в действие первой части Гражданского кодекса Российской Федерации»;

Приказ Минфина РФ от 30.12.96 № 112 (ред. от 12.05.99) «О методических рекомендациях по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности»;

Приказ Минфина России от 28.11.96 № 101 «О порядке публикации бухгалтерской отчетности открытыми акционерными обществами» и др.

На основе положения о ведении бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации Минфин России разрабатывает положения (стандарты) по бухгалтерскому учету.

Основная цель стандартов заключается в выработке единого содержания основных принципов и понятий бухгалтерского учета, в достижении единообразного содержания терминологии бухгалтерского учета, едином подходе к построению форм и толкованию показателей финансовой отчетности. Положения по бухгалтерскому учету (документы второго уровня), также как и документы первого уровня носят строго обязательный характер.

К третьей группе документов нормативного регулирования бухгалтерского учета относятся методические документы: инструкции; рекомендации; методические указания и разъяснения по применению ПБУ и других документов, подготавливаемые и утверждаемые федеральными органами, общественными объединениями профессиональных бухгалтеров, министерствами и ведомствами на основе и в развитие документов первого и второго уровней. Документы этого уровня носят рекомендательный, разъясняющий и уточняющий характер по отношению к документам более высоких уровней.

Рабочие документы, формирующие учетную политику предприятия, а также положения и инструкции, носящие обязательный характер для системы внутреннего регламентирования хозяйственной деятельности организации составляют четвертую группу.

Документы четвертого уровня утверждаются руководителем, а формируются бухгалтерскими, финансовыми и экономическими службами организации и содержат:

выбранные организацией способы бухгалтерского учета в соответствии с документами по регулированию бухгалтерского учета первого и второго уровней нормативных документов;

способы бухгалтерского учета, описание которых отсутствует в документах вышестоящих уровней;

особенности применения выбранных организацией способов бухгалтерского учета в соответствии со спецификой условий хозяйствования (отраслевой принадлежности, структуры, размеров и т.п.)

Названия документов, их содержание и статус, принципы построения и взаимодействия между собой, а также порядок подготовки и утверждения руководство организации определяет самостоятельно.

Под формой бухгалтерского учета понимается процесс обработки учетной информации при различном сочетании определенных учетных регистров аналитического и синтетического учета в виде карточек, ведомостей и книг, их взаимосвязь, последовательность и способы учетных записей.

Формы бухгалтерского учета определяют комбинацию учетных регистров (первичный документ — карточка — ведомость — регистр ─ Главная книга); последовательность записей из первичной учетной документации; логическую связь между учетными регистрами. Они различаются друг от друга по внешнему виду, назначению и содержанию учетных регистров, взаимосвязи и сочетанию хронологических и систематических записей, регистров синтетического и аналитического учета, их количеству, последовательности учетных записей, степени использования средств оргтехники, механизации и автоматизации.

Самыми распространенными сегодня в России являются:

─ журнально-ордерная;

─ мемориально-ордерная (и ее разновидность «Журнал-Главная»);

─ упрощенная форма для малых предприятий;

─ автоматизированная.

На крупных и средних предприятиях применяют журнально-ордерную форму или «Журнал-Главную». На малых предприятиях — мемориально - ордерную, «Журнал-Главную», упрощенную (реже журнально-ордерную). Автоматизированную форму применяют на всех типах предприятий.

Журнально-ордерная форма бухгалтерского учета основана на использовании шахматного принципа регистрации операций и их накапливания за каждый отчетный месяц (выполняется одновременно хронологическая и систематическая запись). Учетная регистрация заключается в том, что однородные операции записываются в хронологическом порядке в специальных накопительных ведомостях, которые называются журналами-ордерами. Записи операций производятся по кредиту конкретного счета в корреспонденции с дебетом других счетов. Шахматная форма записи позволяет за один рабочий прием зафиксировать сумму хозяйственных операций по дебету и кредиту корреспондирующих счетов, т.е. реализовать сразу принцип двойной записи. Записи производятся непосредственно из первичных документов, а при наличии большого количества однородных документов — из вспомогательной (разработочной) ведомости (по ее итогам), где эти документы предварительно группируются. Некоторые журналы-ордера открыты на отдельный счет, а некоторые - на группу взаимосвязанных между собой счетов. Итоги журналов-ордеров являются месячными оборотами соответствующих синтетических счетов, сгруппированных по взаимосвязанным корреспондентским счетам.

Бухгалтерский учет по журнально-ордерной форме проводится следующим образом. Полученные бухгалтерией первичные документы обрабатываются бухгалтером в течение двух дней с момента поступления. Обработка заключается в проверке подлинности документов, их соответствия законодательству и наличия необходимых реквизитов.

Основное отличие журнально-ордерной формы от других форм заключается в журналах-ордерах и в Главной книге. В журналах-ордерах проводится арифметическая обработка бухгалтерских проводок, вычисляются полные обороты по кредиту счетов и частичные обороты по дебету счетов. Затем сведения из журналов-ордеров переносятся в Главную книгу, где подсчитываются полные обороты по дебету счетов и определяются конечные сальдо по всем счетам. По сведениям из Главной книги составляется баланс и оформляется отчетность организации (месячная, квартальная и годовая).

В настоящее время на больших и средних предприятиях применяется 16-ти журнальная форма, дополненная совокупностью ведомостей. Перечень журналов-ордеров этой формы следующий:

№ 1 «Касса» (счет 50); № 2 «Расчетные счета» (счет 51,57) и № 2/1 Валютные счета» (счет 52, 57); № 3 «Специальные счета в банках» (счет 55); № 4 «Учет кредитов и займов» (счета 66, 67); № 5 «Учет финансовых вложений» (счет 58); № 6 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» (счет 60) и № 6/1 «Учет операций по заготовке и приобретению материальных ценностей» (счета 15, 16); № 7 «Расчеты с подотчетными лицами» (счет 71); № 8 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» (счета 58, 62, 68, 73, 75, 76); № 9 «Внутрихозяйственные расчеты» (счет 79); № 10 и № 10/1 «Учет затрат на производство» (счета 02, 04, 05, 10, 11, 15, 16, 19, 20, 21, 23, 25, 26, 28, 29, 40, 46, 69, 70, 76, 94, 97); № 11 «Учет отгрузки и реализации» (счета 41,42, 43,44, 45, 62, 90) и № 11/1 «Учет реализации и выбытия основных средств и нематериальных активов» (счета 01, 03, 04, 91); № 12 «Учет источников собственных средств и целевых поступлений» (счета 14, 59, 63, 80, 81, 82, 83, 84, 86, 96); № 13 «Учет собственных основных средств, долгосрочно арендуемых основных средств и нематериальных активов» (счета 01, 03, 04, 91); № 14 «Учет переоценки ценностей» (счет 14, 59); № 15 «Учет прибыли, ее использования и доходов будущих периодов» (счета 84, 91, 98, 99); № 16 «Учет капитальных вложений» (счета 07, 08, 11).

Заметим, что журнал-ордер № 5 открывается при большом объеме учета в журнале-ордере № 8; журнал-ордер № 6/1 открывается по необходимости, в противном случае счета 15 и 16 входят в журналы-ордера № 10 и № 10/1; журнал-ордер № 11/1 может быть заменен журналом-ордером № 13.

Основой мемориально-ордерной формы бухгалтерского учета служат мемориальные ордера. Бухгалтерские записи оформляются составлением мемориальных ордеров, которые представляют собой бланк специального образца. Мемориал-ордер выписывается либо на каждую операцию, либо прикладывается к одной группе первичных документов, подобранных с кредита одного счета — одновременно нескольких счетов или, наоборот, одного счета — с кредита нескольких счетов.

В регистр записывают не каждую операцию по каждому первичному документу, а только сгруппированные однородные операции из всех приложенных документов сразу. Все мемориальные ордера по мере их оформления записываются сначала в регистрационный журнал (журнал хронологического учета), где им присваиваются текущие порядковые номера, затем выполняют записи в Главной книге (регистр синтетического учета). В Главной книге записи группируются: обороты по каждому синтетическому счету как по дебету, так и по кредиту записываются отдельно в колонках по корреспондирующим счетам. На счетах Главной книги (которую иногда называют контрольно-шахматной ведомостью) учитываются только текущие обороты за отчетный период. Поэтому в конце месяца по итогам Главной книги составляется оборотная ведомость по синтетическим счетам по простой или шахматной форме.

Итоговая сумма записей в регистрационном журнале должна соответствовать общей сумме кредитовых или дебетовых оборотов всех синтетических счетов. Записи в регистры аналитического учета делаются непосредственно из документов, прилагаемых к мемориальным ордерам. Итоги оборотных ведомостей по аналитическим счетам сверяются с итогом оборота по соответствующему синтетическому счету. После сверки данных аналитического и синтетического учета составляется баланс. Недостатками этой формы бухгалтерского учета являются многократность записи одних и тех же операций, разобщенность синтетического и аналитического учета, хронологической и синтетической записи, выполнение основной массы работы в момент составления отчета.

Бухгалтерский учет по мемориально-ордерной форме проводится следующим образом. В начале каждого месяца открываются мемориальные ордера по всем используемым счетам. Полученные первичные документы обрабатываются бухгалтером в течение двух дней с момента поступления.

Обработка заключается в проверке подлинности документов, их соответствия законодательству и наличия необходимых реквизитов. Заканчивается обработка внесением сведений из первичных документов в журнал хозяйственных операций. Одновременно осуществляется их кодирование в виде бухгалтерских проводок. Затем проводки из журнала хозяйственных операций разносятся по мемориальным ордерам, в которых проводится арифметическая обработка: вычисляются обороты и остатки (сальдо конечные). Результаты вычислений группируются в оборотно-сальдовой ведомости или оборотно-сальдовом балансе.

Учет кассовых операций дополнительно ведется в кассовой книге. Если расчеты с населением ведутся через контрольно-кассовые машины (ККМ), то и в книгах кассиров - операционистов этих машин.

Журнал хозяйственных операций для ведения учета на малых предприятиях значительно облегчает проведение анализа финансовой деятельности, составления баланса и отчетности. Он также может служить для главного бухгалтера обобщающим документом. Кроме этого, он удобен для работы аудиторов и контролирующих органов. Если журнал хозяйственных операций не ведется, то проводки формируются в самих мемориальных ордерах, а затем в них же и обрабатываются.

Разновидностью мемориально-ордерной формы является форма «Журнал-Главная», которая в качестве основного документа имеет комбинацию мемориальных ордеров, журнала хозяйственных операций и оборотно-сальдовой ведомости.

На отчетный период для каждого счета открывается свой мемориальный ордер, в который заносятся данные по хозяйственным операциям. Если журнал хозяйственных операций не составляется, то вся деятельность отражается в совокупности мемориальных ордеров.

В настоящее время применяют два вида мемориальных ордеров — упрощенный и полный (общего вида). При использовании журнала хозяйственных операций наиболее целесообразной является запись в виде обыкновенного счета, в котором помечены номера хозяйственных операций (упрощенный ордер).

Упрощенная форма мемориального ордера — это числовая таблица по конкретному счету, в которой отражаются сальдо начальные, операции по приходу и расходу, а также сальдо конечные.

Совокупность мемориальных ордеров того или иного вида позволяет получать ежемесячные оборотно-сальдовые ведомости или оборотно-сальдовые балансы, на основе которых затем составляются баланс и отчетность организации. В настоящее время основным бухгалтерским документом, в котором сосредотачивается вся закодированная хозяйственная деятельность, является оборотно-сальдовая ведомость или Главная книга.

Форма бухгалтерского учета «Журнал-Главная». Одной из наиболее распространенных в настоящее время форм бухгалтерского учета является разновидность мемориально-ордерной формы, носящая название «Журнал-Главная». В этой форме счетоводства все записи хозяйственных операций выделяются из ордеров и помещаются в журнал, подобный журналу хозяйственных операций. С ним непосредственно стыкуются упрощенные мемориальные ордера.

Полученные первичные документы обрабатываются в течение двух дней с момента поступления. Обработка заключается в проверке подлинности документов, наличия в них обязательных реквизитов и соответствия документов законодательству.

Затем данные из первичных документов включаются во вспомогательные регистры, карточки и другие документы или сразу вносятся в «Журнал-Главную» в виде записей хозяйственных операций с оформлением бухгалтерских проводок и разноской по счетам.

Сведения из первичных документов, связанных с кассой, включаются также в кассовую книгу. Вся обработка проводится в «Журнале-Главной», где сосредотачиваются все данные о хозяйственных операциях, все проводки, а также сальдо начальные, обороты и сальдо конечные по всем счетам. Единственным недостатком данной формы является ее громоздкость.

Автоматизированная форма учета, основанная на использовании электронно-вычислительной техники, представляет собой комплексную автоматизацию учетного процесса, начиная от сбора первичных учетных данных до получения бухгалтерской отчетности. В основе этой формы заложен главный элемент метода бухгалтерского учета — документация. Но группировка и обобщение учетной информации производятся с помощью вычислительных машин. Информация справочного характера вводится в компьютер в виде справочников до начала работы, текущая информация — с первичных документов либо со специальных регистров учетных данных. Обработка учетных данных производится по специальным программам, в соответствии с которыми полученная информация может храниться, поступать в обработку, выдаваться на экран или распечатываться по запросу в виде любого документа, содержащего систематическую или хронологическую запись. Бухгалтер получает распечатанные регистры различного содержания, соответствующие требуемым нормам на ведомости, карточки, книги.

Упрощенная форма бухгалтерского учета для малых предприятий применяется с использованием журнала хозяйственных операций и шахматной ведомости. Бухгалтерский учет по упрощенной форме проводится следующим образом. Первичные документы обрабатываются в течение двух дней с момента их получения. Обработка состоит в проверке подлинности документов, их соответствия законодательству и наличия в них необходимых реквизитов. Заканчивается она внесением сведений из первичных документов в журнал хозяйственных операций с одновременным кодированием этих операций в виде бухгалтерских проводок. Операции по кассе дополнительно заносятся в кассовую книгу

На основе бухгалтерских проводок, отраженных в журнале хозяйственных операций, составляется шахматная ведомость, в которой суммированием по горизонтали вычисляются обороты по дебету, а суммированием по вертикали — обороты по кредиту счетов. Затем данные из шахматной ведомости используются для составления оборотно-сальдовой ведомости, на базе которой оформляется баланс, и составляется отчетность предприятия.

Шахматная ведомость достаточно проста и по своему виду напоминает журнал-ордер, только формируется по дебетовому признаку и как бы включает одновременно все журналы-ордера.

Организации составляют отчеты по формам и инструкциям, утвержденным Минфином и Госкомстатом Российской Федерации. Единая система показателей отчетности организации позволяет составлять отчетные сводки по отдельным отраслям, экономическим районам, республикам и по всему народному хозяйству в целом.

Бухгалтерская (финансовая) отчетность представляет собой систему показателей, отражающих результаты хозяйственной деятельности организации за отчетный период. Она является завершающим этапом учетной работы. Начиная с 2000 года, организации обязаны осуществлять большую подготовительную работу по формированию бухгалтерской отчетности на основе новых нормативных документов по бухгалтерскому учету. Особенностью составления бухгалтерской отчетности является отказ от ее типовых форм. Российским организациям предоставлено право самостоятельно разрабатывать формы бухгалтерской отчетности на основе предложенных Минфином России образцов при введении таких общих требований к отчетной информации, как: существенность, нейтральность, полнота, достоверность, целостность, соблюдение отчетного периода, изложенных в ПБУ 4/99 «бухгалтерская отчетность организации».

С 1 января 2000 года годовая бухгалтерская отчетность российских организаций как единая система данных об их имущественном и финансовом положении и результатах хозяйственной деятельности. Формируется на основе данных бухгалтерского учета и состоит из общих отчетных форм (приказ Минфина России № 4н от 13 января 2000г «О формах бухгалтерской отчетности организаций»): бухгалтерского баланса (форма № 1); отчета о прибылях и убытках (форма № 2); отчета об изменении капитала (форма № 3); отчета о движении денежных средств (форма № 4); приложения к бухгалтерскому балансу (форма № 5); отчета о целевом использовании средств (форма № 6); пояснительной записки и аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту [7],[32].

Центральным и наиболее важным звеном в системе бухгалтерской отчетности является бухгалтерский баланс.

Категория: Материалы из студенческих работ | Добавил: medline-rus (27.02.2017)
Просмотров: 576 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%