Современный период истории развития Российского права начинается с момента принятия 12 декабря 1993 г. новой Конституции РФ. С переходом на новый этап государственная власть начинает строить правовое и демократическое государство с рыночной экономикой.
И поэтому, ныне действующая Конституция РФ, дала основу для развития новых социальных, экономических и правовых отношений в разных областях жизни Российского общества. Так, в соответствии со статьей 52 Конституции РФ, права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом[1]. При этом государство обеспечивает доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерб.
Таким образом, данное положение Конституции можно считать отправной точкой анализа действующего Российского права о гражданско-правовой ответственности за вред, причиненный незаконными действиями органами прокуратуры и предварительного следствия, и это положение является предпосылкой наступления гражданско-правовой ответственности.
Кроме того, Россиия является правоприемником СССР, по которому приняла на себя обязательства по Пакту «О гражданских и политических правах» от 16.12.1966 г[2]., согласно которому приняла на себя обязательства эффективно обеспечить средство правовой защиты экономических, социальных, культурных, а также гражданских и политических прав и свобод в случаях их нарушения.
Также право на возмещение вреда, причиненного в результате незаконного уголовного преследования, регламентирует статьей 5 Конвенции «О защите прав человека и основных свобод»[3], в соответствии с которой каждый, кто стал жертвой ареста или заключения под стражу в нарушение положений данной статьи, имеет право на компенсацию.
Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы, то есть все субъекты любого правоотношения обязаны применять данные источники Российского права.
В настоящее время правоотношения, возникающие вследствие причинения вреда незаконными действиями органов прокуратуры и предварительного следствия, регулируются рядом законодательных и подзаконных актов. Создание законодателем этих актов, в которых закреплены средства защиты прав лица, которым нанесен вред в области уголовно-процессуальной деятельности, заключается в том, что РФ строит новое правовое демократическое государство и заинтересована в быстром восстановлении нарушенных прав.
Кроме Конституции РФ и международных источников в регулировании гражданско-правовой ответственности за вред, незаконными действиями органами прокуратура и предварительного следствия данные правоотношения регулируются комплексом законных и подзаконных актов. Так, данные правоотношения на современном этапе своего развития регулируются следующими положениями:
Глава 59 части 2 ГК РФ, устанавливает общий порядок возмещения вреда, рассматривает порядок возмещения морального вреда.
Статья 1069, 1070 Гражданского Кодекса РФ, в которых урегулирован вопрос о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями органов прокуратуры и предварительного следствия.
Глава 18 Уголовно-процессуального кодекса РФ (далее УПК РФ), в которой детально урегулирован порядок возмещения лицам, реабилитированным по уголовному делу.
Приказ Генпрокуратуры РФ N 12, Минфина РФ N 3н от 20.01.2009 "О взаимодействии органов прокуратуры и Министерства финансов Российской Федерации при поступлении сведений об обращении в суд гражданина с иском (заявлением) о возмещении вреда, причиненного в результате незаконного уголовного преследования". Данный Приказ регулирует порядок действий прокуроров при поступлении иска (заявления) о возмещении вреда, причиненного в результате незаконного преследования.
Указ Президиума ВС СССР от 18.05.1981 "О возмещении ущерба, причиненного гражданину незаконными действиями государственных и общественных организаций, а также должностных лиц при исполнении ими служебных обязанностей".
Положение о порядке возмещения ущерба, причиненного гражданину незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда" (с изм. от 19.07.2011) (утв. Минюстом СССР, Прокуратурой СССР, Минфином СССР 02.03.1982);
Инструкция по применению Положения о порядке возмещения ущерба, причиненного гражданину незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда" (с изм. от 19.07.2011) (утв. Минюстом СССР, Прокуратурой СССР, Минфином СССР 02.03.1982).
По поводу действия Указа Президиума ВС СССР от 18.05.1981 г. надо сказать, что Конституционный Суд РФ разъяснил, что он может применяться лишь во взаимосвязи с положениями главы 18 УПК РФ, а также с положениями статьи 1070 и § 4 главы 59 ГК РФ.[4] Таким образом, на основании этого можно сказать, что все нормативные акты, изданные во исполнение данного Указа, также действуют и не должны противоречить ни Гражданскому кодексу, ни Уголовно-процессуальному кодексу.
Но фактически данный Указ имеет небольшое противоречие в понятиях с Конституцией России 1993 года. Так в Указе Президиума ВС РСФСР от 18.05.1981 г. употребляется понятие «ущерба», а Конституция РФ использует понятие «вреда». Поэтому можно сделать вывод о том, что понятие «ущерба, используемое в Указе не будет применяться.
Как Конституция РФ 1993 г., так и Указ Президиума Верховного Совета СССР от 18 мая 1981 г. вкладывают более широкое содержание в понятия "вред" и "ущерб", нежели обычно они употребляются в гражданском праве. Поэтому под вредом следует понимать неблагоприятные имущественные и неимущественные последствия нарушений конституционных прав граждан вследствие незаконной правоприменительной деятельности должностных лиц правоохранительных органов.
Помимо этого в действующем Российском законодательстве имеются решения высших судов РФ, так называемые правовые позиции. Но, так как данные решения не входят источники регулирования, то они необязательны к исполнению, но разъясняют какого либо содержания акта в целом или в ее части. Так, в исследуемых автором правоотношениях имеется такое решение как: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.94 № 10 (ред. от 06.02.07) «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда». В нем Верховный Суд РФ разъясняет положения норм о компенсации морального вреда с целью обеспечения правильного и единообразного применения законодательства о возмещении морального вреда.
Анализ современной законодательной базы показал, что гражданско-правовая ответственность за вред, причиненный незаконными действиями органов прокуратуры и предварительного следствия, регулируется не только одним нормативно-правовым актом, а целым комплексом этих нормативно-правовых актов.
На основе вышеизложенного следует сделать вывод о том что, гражданско-правовая ответственность за вред, причиненный незаконными действиями органами прокуратуры и предварительного следствия, исторически развивалась.
Первый этап развития начался с принятие Русской Правды и до 1917 года. На данном этапе происходи зарождение такого института как возмещение вреда причиненного другому, а также впоследствии своего развития они отделились от норм уголовного права.
Второй этап развития института ответственности за вред, причинённый незаконными действиями органами прокуратуры и предварительного следствия начался в октябре 1917 года и приходится на период существования социалистического строя на территории нашего государства, до начала 1980 года. Для данного этапа характерно то, что государство не желало признавать себя субъектом ответственности за причиненный вред в области уголовно-процессуального права.
Третий этап развития института ответственности за вред, причинённый незаконными действиями органами прокуратуры и предварительного следствия, начинается с принятием в 18 мая 1981 г. Указа Президиума ВС СССР "О возмещении ущерба, причиненного гражданину незаконными действиями государственных и общественных организаций, а также должностных лиц при исполнении ими служебных обязанностей". Характерной чертой данного этапа является, то, что с принятием вышеназванного Указа государство признала свою ответственность.
Четвертый этап - современный этап формирования института ответственности за вред, причинённый, незаконными действиями органами прокуратуры и предварительного следствия приходится на постсоветский период развития Российского государства и права. Характерной чертой этого этапа является то, что государство в Конституции 1993 года закрепило право граждан на возмещение, принцип ответственности государства перед гражданами за вред, причиненный незаконными действиями (или бездействием) и решениями органов государственной власти или их должностных лиц, а также уголовно-процессуальное закрепление основных положений института реабилитации лиц, незаконно или необоснованно подвергнутых уголовному преследованию.
[1] Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ) // Собрание законодательств РФ, 14.04.2014, N 15, ст. 1691;
[2] Международный пакт от 16.12.1966 «О гражданских и политических правах» // Бюллетень Верховного Суда РФ N 12, 1994
[3] Конвенция «О защите прав человека и основных свобод» (Заключена в г. Риме 04.11.1950) (с изм. от 13.05.2004) (вместе с "Протоколом [N 1]" (Подписан в г. Париже 20.03.1952), "Протоколом N 4 об обеспечении некоторых прав и свобод помимо тех, которые уже включены в Конвенцию и первый Протокол к ней" (Подписан в г. Страсбурге 16.09.1963), "Протоколом N 7" (Подписан в г. Страсбурге 22.11.1984) // Собрание законодательства РФ", 08.01.2001, N 2, ст. 1633
[4] См. Определение Конституционного Суда РФ от 21.04.2005 N 242-О»
|