Среда, 27.11.2024, 01:16
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из студенческих работ

Становление законодательства о защите прав потребителей в зарубежных странах

Законодательство о защите прав потребителей прошло длительный путь развития, особенно в западных странах. В начале XX в. для защиты потребительского права в Америке, Англии, а позднее и в других странах стали создаваться лиги покупателей (прообразы нынешнего общества потребителей), основными целями которых были формирование потребительской культуры, оказание воздействия на изготовителей и продавцов товаров.

Независимая лига потребителей, которая была создана в 1891 г. в Нью-Йорке (США), стала прообразом современных организаций, выступающих в защиту прав потребителей.

В свою очередь, первой организацией по защите прав потребителей в Европе стал Нидерландский союз потребителей (НСП), который был основан в 1954 г.

Затем государственные и общественные структуры по защите прав потребителей получили широкое распространение практически во всех странах Европы, к примеру Национальный совет потребителей Великобритании (1975 г.), Государственная служба защиты прав потребителей в Финляндии (1978 г.).

В 1960 г. была создана Международная организация потребительских союзов, которая осуществляет защиту прав потребителей на международном уровне. Инициаторами ее образования стали США, Англия, Бельгия, Нидерланды, Австрия. На сегодняшний день Россия тоже является членом данной Международной организации.

Официальным признанием необходимости создания системы государственного регулирования потребительских правоотношений можно считать выступление американского Президента Дж. Кеннеди в Конгрессе США 15 марта 1961 г. В этом выступлении впервые были сформулированы основные права потребителей. К ним можно отнести права:

1) на безопасность;

2) на информацию;

3) быть услышанным;

4) на здоровую окружающую среду[1].

С этого времени во многих западных странах появились законы об охране прав потребителей (например, Закон США 1975 г. «О гарантиях при продаже товаров широкого потребления», Закон Франции 1983 г. «О безопасности потребителей...»).

В 1970-е гг. в США, СССР, западноевропейских странах принимаются законодательные акты, устанавливающие стандарты безопасности товаров, ограничивающие недобросовестную конкуренцию. С конца 1970-х гг. развивается новое направление защиты прав потребителей: обеспечение права на информацию, защита от навязывания незаказанных товаров и услуг. К концу

1980-х гг. во многих странах принимаются специальные нормы о защите прав потребителей, которые предусматривают комплекс информационных и имущественных прав и привилегий. В законах закрепляется право потребителей расторгнуть договор купли-продажи в случае обнаружения несоответствия товара обычно предъявляемым требованиям, провести экспертизу качества и транспортировку товара за счет продавца (изготовителя). Наконец, законодатели признают особый статус потребительских обществ и право потребителя вернуть товар надлежащего качества, не подошедший по размеру, фасону, цвету и т.п[2].

В конце 1980-х гг. в законодательстве большинства развитых стран практически полностью сформировались и закрепились права потребителей. В основном они основывались на международно-правовом документе, который был подготовлен Экономическим и Социальным Советом ООН (ЭКОСОС) и назывался «Руководящие принципы для защиты интересов потребителей». Они были одобрены Генеральной Ассамблеей ООН в качестве Резолюции от 09.04.1985.

Поскольку Российская Федерация активно принимает участие в международных отношениях, то, как следствие, отмечается расширение отношений с участием иностранных организаций и предпринимателей. Проблема защиты прав потребителей приобрела международное значение еще в апреле 1985 г., когда Генеральная Ассамблея ООН с учетом законодательства Европейского экономического сообщества о защите прав потребителей приняла Руководящие принципы для защиты интересов потребителей в качестве основы для разработки правительствами политики и законодательства в этой области.

Согласно п. 4 ст. 15 Конституции РФ и п. 1 ст. 7 ГК РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Другими словами, они применяются при регулировании общественных отношений, входящих в предмет различных отраслей права, в том числе отношений, регулируемых гражданским законодательством.

Согласно Федеральному закону от 15.07.1995 № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» международные договоры образуют правовую основу межгосударственных отношений и содействуют поддержанию всеобщего мира и безопасности, а также развитию международного сотрудничества[3].

В последнее время роль международного права для российской правовой системы значительно возросла. Его нормы содержатся в Уставе ООН, многосторонних договорах (конвенциях) (например, в Конвенции ООН о договорах международной купли-продажи товаров; Вена, 11.04.1980), декларациях и резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН, в решениях Международного суда и в других документах международных организаций.

С одной стороны, это объясняется тем, что Россия не является членом Евросоюза (ЕС) и не связана обязательствами перед Европарламентом по имплементации его актов в национальное законодательство, с другой - тем, что развитие рыночной экономики и усложнение отношений с участием потребителей (в сферах потребительского кредитования, долевого строительства жилья) - процесс непрерывный и потому сопровождается постоянным внесением соответствующих поправок и дополнений в действующее законодательство о защите прав потребителей. Так, в октябре 2007 г. ГК РФ был дополнен положениями об особенностях дистанционной продажи товаров потребителям. Одновременно Правительством РФ были утверждены Правила продажи товаров дистанционным способом. В указанных Правилах в значительной мере были воспроизведены положения Европейской конвенции от 27.03.2002 «О международной почтовой и дистанционной торговле» (Париж) и Директивы от 20.05.1997 «О защите потребителей в связи с контрактами, заключаемыми на расстоянии» (Брюссель)[4].

Следует отметить, что в рамках ЕС приняты и другие директивы, направленные на унификацию законодательства стран - участниц Евросоюза в области защиты прав потребителей:

Директива от 25.07.1985 «О сближении законодательства, регламентов и административных положений государств - членов ЕС в отношении ответственности за продукцию, имеющую дефекты»;

Директива от 20.12.1985 «О защите потребителя в отношении контрактов, заключаемых вне деловых помещений предприятий»;

Директива от 13.06.1990 «О комплексных турах, путешествиях и организованном отдыхе»;

Директива от 05.12.1993 «О несправедливых условиях в потребительских договорах»;

Директива от 20.05.1997 «О защите потребителя при заключении договоров на расстоянии (дистанционным способом)»;

Директива от 23.04.2008 «О договорах потребительского кредитования» и пр.

Среди перечисленных актов особого внимания заслуживает последняя Директива, посвященная отдельным аспектам потребительского кредитования. Проведенный Европейской комиссией анализ показал, что внутреннее законодательство государств - членов ЕС имеет существенные различия по вопросам потребительского кредитования, что несовместимо с принципами единого экономического пространства и равной защиты прав всех потребителей независимо от их гражданства и места постоянного проживания. В неравных условиях находятся и кредитные учреждения различных государств, вынужденные обеспечивать разный объем гарантий для своих клиентов (граждан-заемщиков)[5].

Среди международных договоров в области защиты прав потребителей следует назвать следующие: Соглашение между Правительством РФ и Правительством Киргизской Республики о сотрудничестве в области защиты прав потребителей, заключенное в г. Бишкеке 08.07.1993; Соглашение между Правительством РФ и Правительством Украины о сотрудничестве в области защиты прав потребителей, заключенное в г. Киеве 23.05.1994; Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Польша о сотрудничестве в области антимонопольной политики, заключенное в г. Москве 15.03.1994; Соглашение об основных направлениях сотрудничества государств - участников СНГ в области защиты прав потребителей, заключенное в г. Москве 25.01.2000; Соглашение о сотрудничестве государств - участников СНГ в сфере регулирования рекламной деятельности, заключенное в г. Москве 19.12.2003.

 

[1] Гуляева, И.Н. Защита прав потребителей в вопросах и ответах: типовые ситуации и примеры. М.: Омега-Л, 2012. – 68 с.

[2] Гуляева, И. Н. Защита прав потребителей в вопросах и ответах: типовые ситуации и примеры. М.: Омега–Л, 2013. – 94 с.

[3] ФЗ «О международных договорах российской федерации» от 15.07.1995 № 101-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 17.07.1995, № 29, ст. 2757, Российская газета, № 140, 21.07.1995 (действующая редакция от 12.03.2014).

[4] Гражданский кодекс Российской Федерации от 26.01.1996 № 14-ФЗ // Собрание Законодательства Российской Федерации. – 29.01.1996. – № 5. – ст.410 (в ред. от 31.12.2014 г. № 512-ФЗ // Российская газета. – 12.01.2015. – № 1).

[5] Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» от 28 июня 2012 г. № 17 // Российская газета, № 156, 11.07.2012, Бюллетень Верховного Суда РФ, № 9, сентябрь, 2012, Обязательное медицинское страхование в РФ, № 5, 2012 (действующая редакция от 28 июня 2012 г.)

Категория: Материалы из студенческих работ | Добавил: medline-rus (01.05.2017)
Просмотров: 268 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%