Как самостоятельная отрасль законодательства защита прав потребителей возникла в России сравнительно недавно – в начале 90-х годов. До этого законодательство не выделяло потребителя как самостоятельную категорию рыночных отношений, и регулирование отношений с их участием осуществлялось общими нормами гражданского и иных отраслей законодательства.
Необходимость принятия в нашем государстве специального закона, направленного на защиту интересов всего населения, была вызвана тем, что действовавшее ранее законодательство основывалось на приоритете интересов изготовителя, продавца (исполнителя), являвшихся государственными организациями, а немногочисленные законодательные нормы, которые имелись в области охраны прав и интересов потребителя, были заблокированы ведомственными нормативными актами и просто ставили потребителя в фактическую зависимость от воли продавца (исполнителя, изготовителя), о равноправии сторон приходилось говорить только формально.
Начало перестройки нашего общества, ориентация экономики на нужды человека, естественно, требовали максимального расширения прав потребителей и главное, закрепления мер, обеспечивающих реальное их осуществление на законодательном уровне[1].
Первой попыткой создания специального законодательства была разработка осенью 1988 года Закона СССР «О качестве продукции и защите прав потребителей». Большая часть этого законопроекта была посвящена проблемам качества товаров и услуг, и лишь один раздел содержал нормы, направленные на защиту интересов потребителей. Само появление этого законопроекта было первым шагом в создании потребительского законодательства. Впервые признавалась необходимость принятия специальных норм законодательства, устанавливающих гарантии государственной защиты интересов потребителей. Проект широко обсуждался, но был отвергнут, так как большинство его положений носило декларативный характер и не могло быть реализовано.
Поворотным моментом в создании потребительского законодательства стало принятие 22 мая 1991 г. Закона СССР «О защите прав потребителей»; в связи с распадом СССР он так и не вступил в силу. Этот акт содержал множество положений, не разработанных в гражданском законодательстве, а также механизмы реализации всех его норм, что было его важным достоинством».
Закон «О защите прав потребителей» впервые в России был принят 7 февраля 1992 г. и вступил в силу 7 апреля того же года. В отличии от большинства законодательных актов того периода, он не только устанавливал основные права потребителей, но закрепил механизм их реализации. Именно это принесло Закону заслуженную популярность и быстро сделало его одним из самых применяемых российских законов. О популярности Закона свидетельствует обширная судебная практика его применения, которая пять раз в течение десяти лет действия Закона была предметом обсуждения высшего судебного органа.
Закон «О защите прав потребителей» регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, продавцами, исполнителями при продаже товаров, возмездным выполнением работ и оказании услуг, т.е. по поводу удовлетворения многочисленных бытовых потребностей граждан. Несмотря на видимое отличие отношений по купле-продаже от отношений по поводу оказания разнообразных услуг, работ, они имеют определенные общие черты, что и дает возможность регулировать их в едином законе[2].
Вместе с тем купля-продажа и оказание услуг имеют некоторые существенные различия и специфические черты, которые не позволяют регулировать их в единых нормах. Исходя из этого и построена структура Закона, который разделен на четыре главы (ранее - разделы).
Глава I «Общие положения» включает статьи, носящие общий характер, т.е. устанавливающие единое регулирование отношений, вытекающих из договоров купли-продажи товаров, выполнения работ и оказания услуг потребителям.
Глава II «Защита прав потребителей при продаже товаров потребителям», как видно из ее названия регулирует лишь специфические вопросы, относящиеся к этим отношениям и не рассмотренные в главе I. В данной главе говорится о последствиях продажи товаров ненадлежащего качества, о сроках удовлетворения отдельных требований потребителя, о расторжении договора купли-продажи и о др.
Глава III «Защита прав потребителей при выполнении работ и оказании услуг» посвящена особенностям отношений, складывающихся по поводу осуществления работ и оказания потребителям услуг.
Глава IV «Государственная и общественная защита прав потребителей» является, как и глава I, общей, распространяется на отношения, вытекающие из купли-продажи, проведения работ и оказания услуг потребителям. В данной главе говорится о полномочиях в сфере защиты прав потребителей федеральных органов государственной власти, органов местного самоуправления и общественных объединений потребителей[3].
Значение Закона не только в усилении социальных гарантий гражданина. Закон объективно повышает ответственность производителей, продавцов и исполнителей за качество своей работы, что в условиях отсутствия развитой конкуренции способствует повышению качества продукции и услуг, социально-экономическому развитию страны.
Закон, наряду с расширением прав потребителей, устанавливает ряд новых обязанностей изготовителей продукции, торговых предприятий, исполнителей работ и услуг и других организаций.
Одновременно с этим Закон вносит существенные изменения в представления о некоторых вопросах в области нормирования качества продукции, гарантийных и других сроках, связанных с качеством, информацией о продукции, ответственностью за нарушение прав потребителей и др.
Потребительское законодательство не исчерпывается только одним Законом «О защите прав потребителей». Это целая группа нормативных актов и постановлений.
Там где действует несколько нормативных актов, неизбежно возникает вопрос об их соотношении. В связи с принятием II части ГК РФ возникла коллизия между отдельными нормами Закона и Кодекса. ГК РФ имеет приоритет в регулировании гражданско-правовых отношений, в том числе отношений с участием граждан-потребителей. Это осложнило применение законодательства о защите прав потребителей и обусловило необходимость устранения некоторых противоречий.
С принятием четырех редакций в Закон «О защите прав потребителей» некоторые противоречия устранены. Были унифицированы отдельные понятия и определения в соответствии с нормами ГК РФ. «В случае принятия новых законодательных актов соотношение между ними должно определяться с учетом общих принципов теории: более поздний закон отменяет предыдущий, а специальных закон имеет преимущество перед общим. Основное требование к другим нормативным актам, затрагивающим интересы потребителей, состоит в том, что эти документы не должны содержать норм, противоречащих Закону «О защите прав потребителей» и снижающих гарантий прав потребителей, предусмотренных действующим законодательством»[4].
Применение законодательства о защите прав потребителей показало его действенность, которое во многом основано на международных принципах защиты прав потребителей, устанавливает те же права потребителей, что и в странах с развитой рыночной экономикой. Такое регулирование позволило в сложных экономических условиях Российской Федерации обеспечить действенную защиту прав потребителей.
[1] Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. М.: Статут. 2010. – 112 с.
[2] ФЗ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 № 2300-1 // Собрание законодательства РФ, 15.01.1996, № 3, ст. 140, Российская газета, № 8, 16.01.1996 (действующая редакция от 05.05.2014).
[3] ФЗ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 № 2300-1 // Собрание законодательства РФ, 15.01.1996, № 3, ст. 140, Российская газета, № 8, 16.01.1996 (действующая редакция от 05.05.2014).
[4] Брагинский, М.И., Витрянский В.В. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации для предпринимателей. - М.: Фонд «Правовая культура». – 2011. – 143 с.
|