В настоящее время к большой радости потребителя предлагается огромный выбор товаров, услуг и работ. Однако, к сожалению, производители, изготовители, продавцы чаще всего в погоне за максимумом выгоды, предоставляют минимум качества потребителю[1].
Одним из распространенных нарушений прав потребителей на рынке товаров является предоставление недостоверной информации относительно предлагаемых товаров покупателям.
Особенно сильно эту тенденцию можно проследить на мебельном рынке, на рынке пластиковых окон, когда рекламные вывески повествуют о качественных кухнях и окнах из Италии, гостиной мебели из Германии и так далее. Но в большинстве случаев даже при поверхностной проверке документов оказывается, что сырье для мебели берется из ближайших производственных фирм, а собирают её в том, же магазине, где расположена вывеска.
Статья 8 ФЗ «О защите прав потребителей» дает право потребителям требовать достоверной информации о предоставляемых товарах, работах и услугах, а также предусматривает ответственность за неисполнение такой обязанности, в том числе и за недостатки товаров, работ и услуг, которые возникли вследствие недостоверной информации (п. 1-4 ст. 18 и п. 1 ст. 29 ФЗ).
Также наблюдаются серьезные нарушения и относительно качества товаров. В этом случае потребитель вправе потребовать полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества. В результате нарушений существующих на рынке пищевых товаров причиняется большой вред здоровью потребителя. Если столкнулись с подобными нарушениями в Челябинской области можно обратиться в Центр гигиены и эпидемиологии, расположенный по адресу: г. Челябинск, ул. Ферросплавная д. 8, а также в суд, тем более что кроме гражданской ответственности, законодатель предусматривает также и уголовную.
Что касается гражданской ответственности, то гражданин, право которого, как потребителя нарушено, имеет полное право обращаться за судебной защитой и взыскивать материальный и моральный ущерб, в полном соответствии с действующим гражданским законодательством.
Также большое количество нарушений можно встретить и на рынке предоставления услуг или выполнения работ. Например, часто обращаются потребители, поручившие по договору Исполнителю изготовить окна или двери, а Исполнитель нарушает срок. В этом случае можно смело требовать выплаты законной неустойки (п. 5 ст. 28 ФЗ она составляет 3%). Кроме того, чтобы уклониться от ответственности Исполнители высылают своим клиентам уведомления о том, что фирма либо закрывается, либо вообще просто съезжают со своего юридического адреса и потребитель не знает куда обращаться. Если столкнулись с такой ситуацией, то можно обратиться в милицию[2].
В любом случае нарушений Ваших прав и свобод согласно ст. 46 Конституции РФ Вам гарантируется их судебная защита[3].
Самой большой проблемой до сих пор остается то, что граждане не знают о всех своих правах, иногда пассивно относятся к ущемлению своих прав и ленятся обращаться за защитой в муниципальные комитеты по защите прав потребителей, которые оказывают юридическую помощь совершенно бесплатно.
До сих пор многие граждане не требуют заключения договора об оказании услуг, не сохраняют чеки после покупок, что затрудняет защиту их прав в суде. Появилось также много «предпринимателей», которые оказывают различного рода услуги как физические лица, как частники. Рычагов воздействия в таком случае на недобросовестного продавца товаров и услуг нет.
Претензии к таким лжепредпринимателям трудно предъявить. Во-первых, обычно с ними не заключаются письменные договоры; во-вторых, если мастер, например, устанавливал двери как физическое лицо, то на его отношения с клиентом не распространяются действия Закона «О защите прав потребителей», так как закон регулирует отношения только между предпринимателями и юридическими лицами с одной стороны и гражданами
Всем понятно, что на рынке сталкивается продавец-профессионал и потребитель-дилетант. А в чью пользу обычно заканчивается «матч» дилетантов с профессионалами - понятно. Конечно, многое зависит от нас, потребителей. Насколько грамотно мы будем себя вести в различных потребительских ситуациях, насколько хорошо мы знаем свои права - все это влияет на наше положение на рынке.
Да, потребитель может сделать многое, но не все. Для того чтобы общаться с продавцом на равных, за потребителя тоже должны «играть» профессионалы.
[1] Ткачев. В.Н. Защита прав потребителей в РФ. Правовое регулирование: комментарии, консультации, образцы документов. М.: ВолтерсКлувер, 2010. – 52 с.
[2] Мезрин Б.Н. Состав механизма охраны прав граждан. Гражданско-правовая охрана интересов личности в СССР. Свердловск: Свердловский юридический институт. 2012. – 162 с.
[3] Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 // Российская газета. - 25.12.1993. - № 237 (с изм. на 21.07.2014 № 11-ФКЗ // Собрание Законодательства Российской Федерации. – 04.08.2014. - № 31. – ст. 4398).
|