Правоприменительная практика показывает, что наиболее действенным способом защиты и восстановления нарушенного права является обращение в судебные инстанции.
Основы судебной системы России установлены в Конституции РФ, а также в Федеральном конституционном законе "О судебной системе Российской Федерации".
В соответствии с положениями настоящего закона судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
Судебную систему Российской Федерации составляют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов РФ.
В той или иной степени рассмотрение споров с участием предпринимателей и защиту прав предпринимателей осуществляют все ветви судебной власти в соответствии с компетенцией, установленной действующим законодательством. Однако главная нагрузка по разрешению споров с участием предпринимателей лежит на арбитражных судах.
Выделение арбитражных судов в особую систему юрисдикционных органов, имеющих целью урегулирование процедуры разрешения споров, обусловлено прежде всего объективно предопределяемыми спецификой предпринимательской деятельности обстоятельствами. Так, по мнению Н.И. Клейн и Л.Ф. Лесницкой, высказанному при обсуждении концепции российского законодательства, специфика экономической деятельности (в том числе предпринимательской) с неизбежностью порождает специфику арбитражного процесса, а также предопределяет существование самостоятельной отрасли арбитражного процессуального законодательства.
При более глубоком анализе данного вопроса исследователи проблем защиты прав предпринимателей справедливо отмечают, что поскольку предпринимательская деятельность направлена на извлечение прибыли, то она требует соответствующего соизмерения временных и материальных затрат с доходами. А вследствие этих особенностей "предпринимательская деятельность предполагает, с одной стороны, повышенные требования к предпринимателям, а с другой - большую свободу и упрощение правил поведения. Соответственно, осуществление защиты предпринимательских прав требует простых и скорых мер и процедур".
Таким образом, специфика предпринимательской деятельности предполагает повышенную, по сравнению с иными участниками гражданского оборота, ответственность за принимаемые решения при осуществлении деятельности, направленной на извлечение прибыли. Это обстоятельство вызывает специфические цивилистические институты (например, ответственность коммерсантов независимо от вины), а как следствие - и специфические процессуальные способы защиты их прав, что в системном виде приводит к необходимости создания специализированных судов, разрешающих споры между предпринимателями, а также их споры, возникающие с государственными органами при осуществлении участниками гражданского оборота предпринимательской деятельности.
Следствием развитости различных организационных форм осуществления правосудия в той либо иной стране является полисистемность судебной организации, включающая глубокую специализацию судов в разрешении различных споров, выделение из которых отдельных категорий по тем или иным признакам обусловливается значимостью данных отношений для жизни общества. Этот процесс характерен для различных стран с развитой экономической жизнью и соответствующей ей правовой системой. Не случайно В.Ф. Яковлев высказал мнение о том, что создание общих и специализированных судов является правилом формирования демократической судебной системы, отвечающей общеевропейским стандартам; специализация судей на какой-то категории дел доказывает, что эти дела рассматриваются в таких судах на более высокой профессиональной базе, чем в судах общей юрисдикции.
К этому же мнению присоединяются Ю.С. Пилипенко и Р.И. Каримуллин, которые утверждают, что специализированная юстиция обеспечивает разрешение отдельных категорий юридических споров наиболее компетентными специалистами, что позволяет дать им адекватную правовую оценку и вынести справедливое решение. А А.П. Вершинин констатирует, что "специализация судей в области предпринимательского права является одной из важнейших предпосылок эффективной защиты предпринимательских прав".
При этом, как справедливо отмечается, принцип единства судебной системы не нарушается в случае создания специализированной, полисистемной организации судебной власти, так как все суды должны создаваться и функционировать (осуществлять правосудие) только в соответствии с действующими законами.
Таким образом, особый режим рассмотрения споров с участием субъектов экономической (предпринимательской) жизни предопределяем в значительной мере объективными обстоятельствами, к числу которых относится, прежде всего, ведущая роль указанной категории лиц (предпринимателей) в жизни общества и соответственно повышенное внимание к их нуждам со стороны государственных органов. Общество и государство должны быть заинтересованы в создании специфических условий разрешения проблем предпринимателей, с тем чтобы повышать динамизм и эффективность их деятельности, являющейся основой благосостояния всего населения.
В характере арбитражно-судебной процедуры "проявляются свойства коммерческого права, обусловленные требованиями торгового оборота, - быстрота и отсутствие излишних формальностей", которые в конечном итоге способствуют ускорению оборота, оживлению экономической жизни государства.
Все вышеизложенное позволяет сформулировать один из важнейших рыночных принципов организации товарно-денежных отношений - "принцип быстрого разрешения хозяйственных споров в сфере гражданского оборота", ибо в сфере коммерческого судопроизводства "бесконечные процессы совершенно не годятся, они погубили бы всякую торговлю".
Таким образом, объективно предопределенные нормативные установления об особом правовом режиме защиты предпринимательских прав находят свое выражение в соответствующих конституционных и законодательных предписаниях, в формировании особых правовых моделей разрешения споров между субъектами экономической и иной предпринимательской деятельности.
Подробней остановимся на отдельных моментах, связанных с защитой прав индивидуальных предпринимателей в различных судебных инстанциях.
Защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность; обеспечение доступности правосудия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; справедливое публичное судебное разбирательство в установленный законом срок независимым и беспристрастным судом; укрепление законности и предупреждение правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; формирование уважительного отношения к закону и суду; содействие становлению и развитию партнерских деловых отношений, формированию обычаев и этики делового оборота – это все задачи судопроизводства в арбитражных судах.
Основные начала структуры арбитражных судов, порядка их образования и деятельности регулируются Федеральным конституционным законом "Об арбитражных судах в Российской Федерации".
Сложившаяся после 2002 г. (после реформы системы судоустройства и судопроизводства) система арбитражных судов включает в себя Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов (кассационные инстанции), апелляционные суды, арбитражные суды субъектов РФ.
Арбитражные суды рассматривают в порядке искового производства возникающие из гражданских правоотношений экономические споры и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности индивидуальными предпринимателями, а в случаях, предусмотренных законом, - другими организациями и гражданами.
Кроме того, арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности.
Важную роль в арбитражном процессе имеют обеспечительные меры, под которыми понимаются срочные временные меры, принимаемые арбитражным судом и направленные на обеспечение иска или имущественных интересов заявителя. Обеспечительные меры допускаются на любой стадии арбитражного процесса, если непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта, в том числе если исполнение судебного акта предполагается за пределами Российской Федерации, а также в целях предотвращения причинения значительного ущерба заявителю. К числу обеспечительных мер отнесены:
1) наложение ареста на денежные средства или иное имущество, принадлежащие ответчику и находящиеся у него или других лиц;
2) запрещение ответчику и другим лицам совершать определенные действия, касающиеся предмета спора;
3) возложение на ответчика обязанности совершить определенные действия в целях предотвращения порчи, ухудшения состояния спорного имущества;
4) передача спорного имущества на хранение истцу или другому лицу;
5) приостановление взыскания по оспариваемому истцом исполнительному или иному документу, взыскание по которому производится в бесспорном (безакцептном) порядке;
6) приостановление реализации имущества в случае предъявления иска об освобождении имущества от ареста. Арбитражным судом могут быть приняты и иные обеспечительные меры, а также одновременно может быть принято несколько обеспечительных мер. В то же время обеспечительные меры должны быть соразмерны заявленному требованию.
Арбитражный суд принимает меры для примирения сторон, содействует им в урегулировании спора. Стороны могут урегулировать спор, заключив мировое соглашение или используя другие примирительные процедуры, если это не противоречит федеральному закону.
По общему правилу защита прав предпринимателей, как указывалось выше, осуществляется в арбитражных судах. Круг этих дел предметно очерчен в АПК РФ. Вместе с тем в некоторых случаях закон предусматривает, что рассмотрение споров с участием предпринимателей может происходить и в судах общей юрисдикции. Суды общей юрисдикции разбирают переданные на их рассмотрение споры в соответствии с ГПК РФ. К числу таких споров относятся:
1) споры, которые возникают из гражданских правоотношений и в которых одной из сторон является гражданин, не обладающий статусом предпринимателя без образования юридического лица;
2) споры, участниками которых являются иностранные организации, организации с иностранными инвестициями, международные организации, иностранные граждане, лица без гражданства, осуществляющие предпринимательскую деятельность, если подобная категория дел в соответствии с международным договором, заключенным Российской Федерацией, отнесена к подведомственности судов общей юрисдикции;
3) трудовые споры, стороной которых является предприниматель без образования юридического лица, выступающий в качестве работодателя;
4) споры, возникающие из административных правоотношений, в случаях оспаривания гражданами действий организаций, нарушающих их права и законные интересы.
Общее правило о подведомственности заключается в том, что судам общей юрисдикции подведомственны все категории споров, за исключением тех, которые в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством отнесены к подведомственности арбитражных судов.
В пределах своей компетенции споры с участием предпринимателей могут рассматривать и мировые судьи, которые являются низовым звеном системы судов общей юрисдикции.
Российские предприниматели, как и иные субъекты правовой жизни государства, вправе отстаивать свои права и путем использования механизма конституционно-правовой защиты.
Конституционный Суд РФ - судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.
В случае если предприниматель полагает, что его права нарушаются конкретным законом, ограничивающим его права, он вправе обратиться в Конституционный Суд РФ с жалобой, которая должна быть рассмотрена в установленном порядке. При этом жалоба должна быть мотивирована, т.е. содержать указания на то, в чем не соответствуют Конституции РФ конкретные законы в целом или в части, а также каким именно конституционным положениям они не соответствуют.
В соответствии со ст. 125 Конституции РФ акты либо их отдельные положения, признанные Конституционным Судом РФ неконституционными, утрачивают свою юридическую силу. Решение, принятое Конституционным Судом, является окончательным, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно и действует непосредственно.
Далее необходимо затронуть такую тему, как рассмотрение предпринимательских споров третейскими судами.
Суть третейского суда и третейского судопроизводства заключается в том, что спорящие лица самостоятельно избирают третейского судью (третейских судей), которым доверяют рассмотрение и разрешение возникшего между ними спора. Однако третейский суд вправе разрешать только гражданско-правовые споры, т.е. споры между частными лицами. Это означает, что если спор возник по отношениям административно-правового характера (уплата налогов, таможенных платежей и т.п.), то такой спор не может быть передан на рассмотрение третейского суда (за некоторыми исключениями, прямо предусмотренными в законе).
Опыт зарубежных государств с развитой экономической системой свидетельствует о том, что в подавляющем большинстве случаев предприниматели стремятся разрешать возникающие между ними споры не в государственных, а в третейских судах, которые в западных правовых системах именуются коммерческими арбитражами.
Процедура разрешения споров в третейском суде достаточно скора. Если в государственных судах дело может длиться много месяцев и даже лет, то в третейском суде его рассмотрение исчисляется неделями и даже несколькими днями. Причины этого кроются в том, что третейский суд не связан множеством тех формальных процедур, которые обязательны для государственного суда. В третейском суде, в отличие от государственного суда, нет "завала" делами. Каждый вновь возникший спор тут же принимается к рассмотрению и разрешению. И, кроме того, в третейском суде нет множества судебных инстанций, пересматривающих дело в апелляционном, кассационном или надзорном порядке. Законодательство допускает, что если стороны договорятся об этом, то решение третейского суда с момента его принятия вступает в законную силу, является окончательным и не может быть оспорено.
Рассмотрение спора в третейском суде более экономично, нежели в государственных судах.
Одно из самых больших достоинств третейского судопроизводства заключается в том, что стороны самостоятельно выбирают судей, которые должны разрешить переданный на их рассмотрение спор. Это повышает доверие сторон к третейскому суду и в значительной степени снимает психологические проблемы, связанные с разрешением конфликта. Законодательство допускает, чтобы при разрешении споров в третейском суде тяжущиеся стороны самостоятельно определяли правила и процедуры, по которым будет проходить разбирательство спора. В этом случае третейский суд обязан подчиниться тем процедурам и тем правилам, которые сформулированы самими участниками процесса. Например, стороны могут договориться о том, что какие-то обстоятельства не нужно доказывать в ходе судебного процесса. Или стороны вправе возложить бремя доказывания на того или иного участника процесса. Третейский суд, разбирая спор, будет исходить из того, что определено самими участниками. Однако правила, устанавливаемые участниками третейского разбирательства, не должны противоречить императивным нормам, установленным в законе.
Деятельность третейского суда направлена прежде всего на примирение сторон. Решение по существу спора принимается только тогда, когда третейский суд убеждается в невозможности достижения мирового соглашения между участниками спора. Таким образом, в отличие от государственного суда в третейском суде атмосфера, в которой происходит разбирательства спора, в большей степени способствует сохранению доверительных отношений между спорящими контрагентами, что, конечно же, очень важно для дальнейшего развития партнерских отношений и сохранения устойчивости бизнеса.
Как показывает практика, для предпринимателей принцип конфиденциальности в их деятельности вообще, а при разрешении споров в особенности, оказывается очень важным. В соответствии с действующим законодательством третейское разбирательство осуществляется на основе принципа конфиденциальности. Этим третейское судопроизводство отличается от государственного суда, в котором рассмотрение дел происходит, напротив, в соответствии с принципом публичности (и только в исключительном случае государственный суд объявляет судебное заседание закрытым). Принцип конфиденциальности третейского разбирательства означает, что если стороны не предусмотрят иного, то дело должно быть рассмотрено в закрытом судебном заседании. Никто, включая представителей прессы, не вправе требовать допуска на заседание третейского суда. Но не только в этом содержание принципа конфиденциальности. Впервые в законодательство включена норма, устанавливающая свидетельский иммунитет третейских судей. Это означает, что третейский судья не может быть допрошен по тем обстоятельствам, которые стали известны ему в ходе рассмотрения спора. Причем третейский судья не может быть допрошен по обстоятельствам рассмотренного дела ни в рамках гражданского, ни в рамках административного, ни в рамках уголовного дела.
В отличие от государственных судов третейский суд всегда ориентируется на то, чтобы разбирательство спора происходило в соответствии с пожеланиями сторон о времени и месте назначения судебного заседания. Этим обеспечиваются удобства для сторон, что является немаловажным фактором при рассмотрении спора.
Существуют как международные коммерческие суды, так и внутренние третейские суды. Деятельность тех и других регулируется различными законами - Федеральным законом от 24 июля 2002 г. "О третейских судах в Российской Федерации" и Законом РФ от 7 июля 1993 г. "О международном коммерческом арбитраже".
Несмотря на схожесть между решением третейского суда и решением государственного суда как актами юрисдикционных органов, разница между этими правовыми явлениями вряд ли будет подвергнута сомнению. Юристы отмечают эту разницу, однако в литературе, посвященной третейскому разбирательству, практически нет исследований, в которых бы исследовались правовая природа решения третейского суда и его специфические свойства.
|