Деятельность коллективных образований (юридических фикций) некоммерческого характера (богоугодных, образовательных, культурных и правовых подобных заведений) известна со времен римского права. Основы правового регулирования деятельности коллективных образований некоммерческого характера, заложенные юристами Древнего Рима, во многом трансформированы в современное законодательство, в том числе и российское гражданское законодательство. Первые организации, основанные на внехозяйственном интересе, существовали уже в VII–VI вв. до н.э. В древнейшие времена в Риме существовали частные корпорации: союзы с религиозными целями (sodalitates, collegia sodalitates), профессиональные союзы ремесленников (fab-rorum, pistorum). Такое юридическое лицо ликвидировалось с достижением цели его деятельности, распадом личного состава, а также, если деятельность организации принимала противозаконный порядок.
В Средние века в Европе существовали религиозные и политические объединения, союзы взаимопомощи, профессиональные организации, гильдии. Характерно, что при этом не только человек является правоспособным, но и отдельный союз, корпорация. Несмотря на светский характер этих объединений, организации добровольцев брали на себя заботу, в первую очередь, о духовных потребностях своих членов и лишь потом об их материальной стороне.
В России первые некоммерческие организации были представлены благотворительными обществами, расцвет деятельности которых приходится на середину XVIII в. «Временные правила об обществах и союзах» от 4 марта 1906 года давали официальное понятие общества, союза и профессионального общества – соединение нескольких лиц, которые, не имея задачи получения для себя прибыли от ведения какого-либо предприятия, избрали предметом своей совокупной деятельности определенную цель, а союзом – соединение двух или нескольких таких обществ, хотя бы через посредство их уполномоченных.
Различные разновидности некоммерческих организаций имеют богатую и насыщенную историю, но в целом юридическая категория – «некоммерческая организация» является достаточно молодой и прогрессирующей для российского гражданского права. Это связано с тем, что ранее слово «некоммерческие» не употреблялось, также отсутствовало четкое разграничение юридических лиц на коммерческие и некоммерческие.
Критерии разграничения юридических лиц на коммерческие и некоммерческие установлены в статье 50 Гражданского Кодекса РФ. Первый из них – цель осуществляемой организацией деятельности, при этом не имеет значения, является эта деятельность доходной или бесприбыльной. Основной целью деятельности некоммерческих организаций не может быть извлечение прибыли, а если в результате осуществления предпринимательской деятельности получена прибыль, то она не может быть распределена между учредителями и (или) членами такого юридического лица (второй критерий). Последнее положение вызывает полемику в среде ученых.
К.П. Беляев придерживается точки зрения об обоснованности и практической оправданности разделения всех юридических лиц на коммерческие и некоммерческие. Е.А. Суханов считает, что деление организации на коммерческие и некоммерческие – изобретение нашего законодателя.
Как отмечалось выше, первое официальное закрепление понятия «некоммерческая организация» связано с Основами гражданского законодательства Союза ССР и республик, в утверждениях Верховным Советом СССР от 31 мая 1991 года. В последующем понятие «некоммерческая организация» воспроизводится в первой части Гражданского кодекса Российской Федерации и получает свое признание.
В публицистической литературе, а иногда и в нормативных актах встречается формулировка «третий сектор», под которым понимаются негосударственные некоммерческие организации или совокупность некоммерческих организаций, общественных и религиозных объединений, политических партий.
В Гражданском Кодексе РФ понятие некоммерческой организации отсутствует, нормативное закрепление существа некоммерческой организации представлено в абз. 1 п. 1 ст. 3 Закона о некоммерческих организациях. Последующие изменения и дополнения, вносимые в данный закон, не коснулись понятия некоммерческой организации. Наиболее полный вариант определения некоммерческой организации представлен законодателем, поскольку содержание выведено через совокупность имущественных и неимущественных прав, обязанностей и ответственности (ст. 3 закона «О некоммерческих организациях»), составляющих ядро гражданско-правового статуса.
Для данного исследования целесообразно дать следующее определение некоммерческой организации. Некоммерческая организация как субъект гражданских правоотношений – это имеющий обособленное имущество на праве собственности или в оперативном управлении носитель определенных субъективных прав и юридических обязанностей, не имеющий в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не наделенный правом распределения полученной прибыли между участниками.
По общим правилам для получения статуса юридического лица, необходимо наличие 4 признаков где, по мнению И.В. Елисеева, под признаками юридического лица следует понимать «такие внутренне присущие ему свойства, каждое из которых необходимо, а вес вместе – достаточны для того, чтобы организация могла признаваться субъектом гражданского права».
В этом контексте понятие «признаки» употребляется в более узком смысле, чем обычно.
Согласно п. 4 ст. 3 Закона о некоммерческих организациях некоммерческая организация рассматривается как юридическое лицо, прошедшее государственную регистрацию в установленном порядке.
Некоммерческая организация как юридическое лицо должна обладать всеми обязательным признакам любого юридического лица, а соответственно: организационным единством, имущественной обособленностью, самостоятельной имущественной ответственностью, самостоятельным выступлением в гражданском обороте от своего имени. Три последних признака закреплены в ст. 48 Гражданского Кодекса РФ, где представлено общее понятие юридического лица. Ст. 48 Гражданского Кодекса РФ почти дословно воспроизводит определение ст. 11 Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик с некоторой модернизацией последней части определения. Признак «организационное единство» не включен в ст. 48 Гражданского Кодекса РФ, «но предполагаемый ею» может быть присущ разным социальным образованиям, но при отсутствии остальных признаков не придает своим носителям статуса юридического лица.
Следует согласиться с мнением профессора М.И. Брагинского, так как действительно придание устойчивости организации как субъекту права следует из данного признака, но организационное единство, как правило, определяется положениями учредительных документов, а также имеющимися и действующими нормативными правовыми актами, устанавливающими и закрепляющими действие и гражданско-правовой статус юридического лица конкретной организационно-правовой формы.
Например, в соответствии со ст. 9 Федерального закона от 19 мая 1995 года №82-ФЗ «Об общественных объединениях», высшим руководящим органом общественного движения является съезд (конференция) или общее собрание. Постоянно действующим руководящим органом общественного движения является выборный коллегиальный орган, подотчетный съезду (конференции) или общему собранию. То есть, определена система управления в лице, постоянно действующего и выборного органов. Признак «организационное единство» закреплен нормативно, путем определения системы управления и распределения соответствующих полномочий.
В обязательном порядке организационное единство, реализация последнего происходит через установление системы управления, фиксируется в его учредительных документах: уставе и (или) учредительном договоре. В исключительных случаях организационное единство может закрепляться только нормативными актами, регулирующими правовое положение того или иного вида юридических лиц. Последнее правило действует в отношении государственной корпорации. Особенности правового положения государственной корпорации устанавливаются специальным законом, предусматривающим создание государственной корпорации. Для создания государственной корпорации не требуется учредительных документов, предусмотренных ст. 52 Гражданского Кодекса РФ. Таким образом, юридическому лицу присуща организационная структурированность, то есть установленный порядок отношений между участниками или членами организации. Это некоторая целостность, способная самостоятельно решать общественно-полезные и хозяйственные задачи.
В соответствии с российским гражданским законодательством ряд некоммерческих конструкций может выступать в гражданском обороте без образования юридического лица, и, соответственно, не обладать всем набором обязательных признаков.
В частности к таковым субъектам относятся: профсоюзы, объединения (ассоциации) профсоюзов, первичная профсоюзная организация, общественные организации и государственно-общественные объединения в системе высшего и послевузовского профессионального образования типа учебно-методических объединений высших учебных заведений, научно – методических, научно – технических и других советов и комиссий, религиозная группа, общественная организация; общественное движение; общественный фонд; общественное учреждение; орган общественной самодеятельности.
Национально-культурная автономия является формой национально-культурного самоопределения и представляет собой общественное объединение граждан Российской Федерации. В данном случае положение о деятельности общественных объединений должно распространяться на национально-культурную автономию. На наш взгляд, национально-культурная автономия, как разновидность общественного объединения граждан может существовать без государственной регистрации и приобретения статуса юридического лица.
Профсоюзы, их объединения (ассоциации), первичные профсоюзные организации имеют право не регистрироваться в установленном порядке. Профессор О.В. Смирнов отмечает, что «регистрация является основанием для включения профсоюзов, их объединений (ассоциаций), первичных профсоюзных организаций в реестр общественных объединений». В ином случае они действуют, как коллективные образования, но не приобретают статуса юридического лица.
Таким образом, следует, что некоторые некоммерческие организации (например, все общественные объединения, за исключением политических партий, религиозная группа и т.д.) могут существовать без государственной регистрации.
Наличие таких некоммерческих образований следует считать исключением из общих правил, так как для каждого конкретного субъекта законодателем оговаривается возможность существования без статуса юридического лица. В данных конструкциях из всего необходимого набора признаков юридического лица фактически присутствует один – организационное единство. Например, в религиозной группе, профсоюзе, общественном учреждении, общественном движении наблюдается четкая иерархия и распределение обязанностей между участниками, имеется лидер и сопутствующее ему окружение, определяющие основные направления деятельности организации.
Поскольку такие некоммерческие образования не приобретают статуса юридического лица, они не могут иметь в собственности, на праве оперативного управления обособленное имущество, нести самостоятельную имущественную ответственность и выступать самостоятельно в гражданском обороте.
Но данные конструкции обладают некоторыми правами, обязанностями и ответственностью, что подтверждается положениями гражданского законодательства.
В качестве иллюстраций можно привести пример. Общественные объединения следует признавать субъектами исключительного характера, поскольку ст. 15 Федерального закона «Об общественных объединениях» уравнивает права общественных объединений независимо от их вида и наличия государственной регистрации. Так, деятельность любых общественных объединений основывается на принципах добровольности, равноправия, самоуправления и законности. Права общественного объединения, без какой либо дискриминации, основанной на наличии или отсутствии государственной регистрации, перечислены в ст. 27 выше названного Федерального закона. Представлен достаточно большой перечень прав, где достаточно весомыми, являются, например, возможность представлять и защищать свои права, законные интересы своих членов и участников, а также других граждан в органах государственной власти, органах местного самоуправления и общественных объединениях; а также возможность осуществлять в полном объеме полномочия, предусмотренные Законом об общественных объединений. Обязанностей у общественного объединения, не прошедшего государственную регистрацию, по решению законодателя несколько меньше, чем у общественного объединения, обладающего статусом юридического лица.
По-иному решается вопрос об ответственности общественного объединения, не прошедшего государственную регистрацию в установленном порядке. Согласно ст. 41 Федерального закона «Об общественных объединениях» в случае нарушения законодательства Российской Федерации общественными объединениями, не обладающими правами юридического лица, ответственность за данные нарушения несут лица, входящие в состав руководящих органов этих объединений. Таким образом, права, обязанности и ответственность некоммерческих конструкций, не обладающих статусом юридического лица, реализуется посредством действий участников этих объединений, то есть, исключен принцип «самостоятельности» участия коллективного субъекта.
Наличие остальных признаков: имущественной обособленности, самостоятельной имущественной ответственности, возможности выступления от своего имени в гражданском обороте подтверждает, что некоммерческая организация в полной мере обладает всеми правомочиями юридического лица.
От своего имени и, как правило, непосредственно для себя некоммерческие юридические лица приобретают и осуществляют имущественные и неимущественные права, исполняют обязанности, выступают истцами и ответчиками в суде.
Возможность активного участия в гражданском обороте от собственного имени можно рассматривать не только как признак, но и цель, ради которой создается организация. Использование некоммерческим юридическим лицом собственного наименования позволяет его отличать от всех иных организаций, индивидуализироваться в среде подобных и поэтому является необходимой отправной точкой для реализации своей деятельности.
Общие правила о наименовании и месте нахождения содержатся в ст. 54 Гражданского Кодекса РФ. В наименовании необходимо отразить организационно-правовую форму юридического лица. Аналогичные требования зафиксированы в ст. 4 Закона о некоммерческих организациях. В данной работе оба признака рассматриваются как правомочия, поскольку первоначальный выбор наименования и места нахождения, хоть это и обязательные условия для государственной регистрации, тем не менее, связаны со свободным волеизъявлением учредителей организации.
В отношении некоммерческих организаций установлено, что наименования некоммерческих организаций должны содержать указание на характер деятельности юридического лица (ст. 54 Гражданского Кодекса РФ), что связано в первую очередь со спецификой правоспособности некоммерческих организаций.
Единственным ограничением правомочия по выбору названия выступает требование об указании сферы деятельности, например, – образовательная, медицинская и т.д. В целом, надлежащее оформление содержательной части учредительных документов с обязательной фиксацией наименования и места нахождения любого юридического лица следует рассматривать как субъективные обязанности учредителей.
Наличие обособленного имущества, на котором базируется самостоятельная имущественная ответственность, позволяют осуществлять свою деятельность независимо и выступать в качестве нового субъекта права в гражданском обороте.
Предоставление учредителями имущества с последующим его обособлением и закреплением за юридическим лицом, является основой для нормального функционирования и гарантией удовлетворения возможных требований третьих лиц, например кредиторов по гражданско-правовым сделкам.
Поучителен пример, где на основании Постановления главы администрации города Пскова «О внесении вклада в Фонд содействия развитию Пскова» от 25 января 2001 года №239 в качестве взноса на уставные цели в фонд было внесено муниципальное имущество (движимое и недвижимое) на общую сумму более 3,5 млн. рублей.
Принимая во внимание содержание пункта 1 статьи 31 Закона о некоммерческих организациях, согласно которого органы государственной власти и местного самоуправления могут создавать лишь государственные и муниципальные учреждения и закреплять за ними имущество на праве оперативного управления, а также положения действовавшей на день издания Постановления №239 редакции Федерального закона от 28 августа 1995 года №154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», которая не предусматривала возможность внесения органами местного самоуправления муниципального имущества в качестве вкладов в некоммерческие организации (фонды) Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации признал Постановление главы администрации города Пскова недействительным.
Для реализации уставных целей юридическое лицо должно обладать имуществом в широком смысле этого слова. Оставляя за рамками настоящего исследования, многочисленные, и зачастую весьма плодотворные дискуссии по проблеме содержания имущества, следует назвать лишь несколько позиций по отмеченному вопросу.
В словаре гражданского права представлено несколько транскрипций термина имущество. Имущество – понятие, применяемое для обозначения:
1) совокупности вещей и материальных ценностей, состоящих, прежде всего в собственности (физического или юридического), государства или муниципального образования либо принадлежащих организации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. В состав входят также деньги и ценные бумаги;
2) совокупности вещей, имущественных прав или имущественного удовлетворения от других лиц (вещей, имущественных прав и обязанностей, которые характеризуют имущественное положение их носителя (актив и пассив).
Традиционно под имуществом понимаются вещи, включая деньги и ценные бумаги, а также имущественные права. М.И. Брагинский подразумевает под «обособленным имуществом» не только вещи права на вещи, но и обязанности по поводу вещей. В данном исследовании в отношении содержания категории «имущество» мы придерживаемся именно этой позиции. Имущество юридического лица в целом, так и его составные части (фонды) могут подчиняться различным правилам, которые в правовой литературе именуются правовым режим, или реже правовым статусом имущества юридического лица. Вопрос о содержании и соотношении данных категорий остается дискуссионным.
А.Е. Пилецкий «несколько детализирует и дополняет объем рассматриваемого понятия, считая, что правовой режим имущества включает в себя «три порядка»:
формирование имущества,
право внутрихозяйственного оперативного управления,
управление имуществом со стороны государства, хозяйственной системы, основного звена и его трудового коллектива, трудового коллектива структурной единицы.
Таким образом, некоммерческая организация признается государством в качестве самостоятельного субъекта права, которая имеет соответствующую структуру управления, обладает обособленным имуществом, самостоятельно отвечает этим имуществом по своим обязательствам и выступает в гражданском обороте от своего имени.
Поскольку законодатель разрешает возможность существования некоторых некоммерческих образований без государственной регистрации и, соответственно, без приобретения статуса юридического лица, что не допускается в отношении коммерческих организаций, особое внимание должно уделяться процессу государственной регистрации.
Институт государственной регистрации юридических лиц не является новеллой современного гражданского законодательства. Еще в дореволюционном праве Д.И Мейер определил юридическое лицо как «субъект права только по исключению» и делал вывод о том, что юридическое лицо «нуждается в признании со стороны общественной власти». Впрочем, Д.И. Мейер допускал деятельность организаций независимо от факта признания обществом. Хотя общий вывод может звучать так: «Во всяком случае, общим правилом для нас должно служить то положение, что юридическая личность возможна не иначе как по признанию общественной власти».
По мнению Ю.Л. Тихомирова государственная регистрация – это институт публичной власти для обеспечения публичных интересов и охраны законности на экономическом поле, регулируемый нормами административного и гражданского права.
«Признание общественной властью» по современному гражданскому праву есть ничто иное, как легитимное закрепление статуса юридического лица в регистрирующих органах, то есть государственная регистрация.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией всех юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы и при ведении единого государственного реестра юридических лиц закреплены в Законе о государственной регистрации юридических лиц.
За недолгое время существования система государственной регистрации уже претерпела некоторые изменения. С 1 июля 2002 года государственная регистрация юридических лиц была возложена на Министерство Российской Федерации по налогам и сборам, в последующем преобразованное в Федеральную налоговую службу при Министерстве финансов Российской Федерации, являющуюся уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц.
Принятие решения о регистрации общественных организаций и объединений, политических партий осуществляла Федеральная регистрационная служба в составе Министерства юстиции Российской Федерации. Согласно Указа Президента РФ от 13 октября 2004 года №1313 к полномочиям Министерства юстиции РФ наряду с функциями по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, адвокатуры и нотариата, регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и т.д. также отнесены вопросы регистрации общественных объединений, религиозных организаций и политических партий.
С 18 апреля 2006 года процедура регистрации упорядочена в отношении некоммерческих организаций. Тем не менее, в существующей системе государственной регистрации некоммерческих организаций, на наш взгляд, можно выделить несколько режимов регистрации.
Общий режим: документы, необходимые для регистрации предоставляются непосредственно в Федеральную налоговую службу РФ или территориальное управление, которые в течение 5 рабочих дней регистрируют организацию и вносят сведения в Единый государственный реестр юридических лиц. Из некоммерческих организаций по такому пути регистрируются те, на деятельность которых не распространяется действие Закона о некоммерческих организациях. В эту группу входят все потребительские кооперативы, государственные и муниципальные учреждения.
Второй режим можно охарактеризовать, как специальный, поскольку документы предоставляются уполномоченному органу (Федеральная регистрация служба) или его территориальным органам и данные субъекты в течение 14 рабочих дней принимают решение о регистрации, о чем делают заявление налоговым органам, а те в свою очередь по общим правилам вносят сведения в реестр. В отношении структурного подразделения – отделения иностранной некоммерческой неправительственной организации, признанной отдельной формой некоммерческой организации установлен исключительный режим регистраций поскольку в соответствии с п. 6 ст. 13.1 Закона о некоммерческих организациях решение принимается только уполномоченным органом.
Учитывая общественную значимость некоммерческих организаций, цели создания, а как-то – достижение социально полезных благ, на наш взгляд система регистрации всех некоммерческих организаций должна быть одинаковой для всех форм. Новая система регистрации, расценивается, как промежуточный этап к установлению единой системы государственной регистрации некоммерческих организаций, на наш взгляд имеет смысл возложить на Минюст РФ регистрацию всех некоммерческих юридических лиц, так как одним из полномочий Минюста РФ названо обобщение практики государственной регистрации нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций. Разграничение режима регистрации коммерческих и некоммерческих организаций внесет порядок в структуру регистрации. Ведение единого реестра юридических лиц следует сохранить за налоговыми органами, что систематизирует постановку на учет налогоплательщиков.
Таким образом, акт государственной регистрации по современному гражданскому праву есть ничто иное, как легитимное основание закрепления гражданско-правового статуса некоммерческого юридического лица и последующее признание общественностью. В отличие от общих подходов к существу юридического лица (ст. 48 ГК РФ) гражданско-правовой статус некоммерческой организации, как указано в абз. 1 п. 1 ст. 3 Закона о некоммерческих организациях возникает с момента государственной регистрации в установленном порядке. Внимание акту государственной регистрации некоммерческих организаций уделяется именно в связи с возможностью существования некоммерческих образований без статуса юридического лица, что не допускается в отношении коммерческих организаций.
На основании выше сказанного, следует:
некоммерческая организация как субъект гражданских правоотношений – это имеющий обособленное имущество на праве собственности или в оперативном управлении носитель определенных субъективных прав и юридических обязанностей, не имеющий в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не наделенный правом распределения полученной прибыли между участниками;
некоммерческая организация, прошедшая государственную регистрацию, признается юридическим лицом и соответственно обладает всеми обязательными признаками, то есть: организационным единством, имущественной обособленностью, самостоятельной имущественной ответственностью, может самостоятельно выступать в гражданском обороте;
государственная регистрация придает статусу некоммерческой организации легитимность, свидетельствует о признании последней в качестве самостоятельного и независимого участника гражданского оборота;
акт государственной регистрации можно рассматривать как формальное закрепления гражданско-правового статуса некоммерческой организации, что становится особенно актуальным в связи с реформированием системы регистрации некоммерческих организаций в свете новых редакций Закона о некоммерческих организациях и Закона об общественных объединениях;
целевая правоспособность некоммерческого юридического лица непосредственно связана с актом государственной регистрации и возникает в момент внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц. Некоммерческая конструкция, не прошедшая государственную регистрацию в нужном порядке не является юридическим лицом, но в случаях, установленных законами, различные некоммерческого образования могут существовать без статуса юридического лица.
|