Среда, 27.11.2024, 03:29
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 90
Гостей: 90
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из студенческих работ

Классификация некоммерческих организаций

Некоммерческие организации играют важнейшую созидательную роль в формировании современного гражданского общества в России, и в то же время являются активными участниками хозяйственного оборота.

В рамках настоящего параграфа мы попытаемся систематизировать некоммерческие организации по различным основаниям. Учитывая, имеющееся огромное видовое многообразие некоммерческих организаций классификация необходима, так как «дает всестороннее представление обо всех возможных разновидностях юридических лиц, исключает возможность создания не закрепленных законом организаций, делает возможным определение правового статуса конкретной организации и разграничение организаций с неодинаковыми типами правосубъектности, исключает смешение различных по юридической природе организационно-правовых форм».

Попытки классифицировать различные некоммерческие организации в зависимости от статуса, в частности общественные организации, религиозные организации и т.д. неоднократно принимались советскими и российскими цивилистами. Как правило, на рубеже 60–70-х годов научные исследования велись в направлениях, связанных с деятельностью и правовым положением профсоюзных организаций, добровольных обществ, иных общественных объединений.

С.Н. Братусь подразделяет общественные организации на профсоюзы, добровольные общества и их союзы, прочие общества и их союзы. В.П. Грибанов представляет деление общественных организаций па профсоюзы добровольные общества и их союзы, союзы работников творческих профессий. А.В. Дозорцев разграничивает общественные объединения на профсоюзы, добровольные общества и их союзы, объединения лиц творческих профессий, иные общества и союзы.

Сложность в систематизации состоит в том, что существует большое количество некоммерческих юридических лиц, а также существует множество критериев, для всевозможных классификаций, где за критерии можно принимать цель создания, характер деятельность, наличие членства, источник возникновения права собственности. Так, Г.В. Мищенко предлагает все общественные организации разделить на 10 групп. К. Альчиев предлагает 2 классификации общественных организаций, в первом случае за основу принимается источник возникновения права собственности, а во втором – цель (задачи) деятельности.

Оригинальная классификация представлена В.В. Залесским и Р.Ф. Каллистратовой. В основу деления положены цели деятельности, и все некоммерческие организации разграничены на 4 группы. По мнению авторов, «приведенная классификация представляется весьма условной и лишь в ограниченном объеме используется законодателем при создании специальных законов, посвященных Отдельным видам некоммерческих организаций». Наиболее полная классификация, затрагивающая все статусы некоммерческих организаций, предлагается А.В. Маркитантовым. Выделяются координационные, экономические, этнические, политические и т.д. виды негосударственных объединений.

В свою очередь в ходе настоящего исследования будут, по возможности, представлены, обновлены и дополнены традиционные классификации некоммерческих организаций, а также предложены новые критерии для систематизации:

1. В зависимости от признака, положенного в основу классификации, можно выделить различные группы некоммерческих организаций.

Учитывая основу закрепления правового положения все некоммерческие организации можно разделить на:

установленные ГК РФ: потребительский кооператив, общественные и религиозные организации (объединения), фонды, учреждения, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы);

дополненные Законом о некоммерческих организациях: некоммерческое партнерство, автономная некоммерческая организация, государственная корпорация;

предусмотренные иными нормативными правовыми актами: торгово-промышленная палата, саморегулируемая организация, товарищество собственников жилья, коллегия адвокатов и т.д.

2. В зависимости от «системы участия» (по наличию членства, но признаку корпоративности) некоммерческие организации делятся на две группы: основанные на членстве и не имеющие членства.

Преобладают некоммерческие организации, созданные на основе членства. В эту группу входят: общественные организации, товарищество собственников жилья, некоммерческое партнерство, политическая партия, потребительские кооперативы различного характера, профсоюзы, ассоциации и союзы, торгово-промышленная палата, фондовая биржа и т.д. Бытует мнение о том, что большинство некоммерческих организаций представляют собой корпорации.

Государственная корпорация, автономная некоммерческая организация, общественный, благотворительный, пенсионный и любой иной фонд, все учреждения, в том числе, юридическая консультация, составят группу некоммерческих организаций, где отсутствует членство.

3. Любое юридическое лицо действует на основании специальных учредительных документов, где учредительные документы следует считать формальной стороной закрепления правового статуса. По требованиям, предъявляемым к наличию учредительных документов, некоммерческие организации различается:

3.1. единственный обязательный учредительный документ – устав. На основании устава действуют религиозные, общественные, благотворительные организации, потребительские кооперативы, фонды, саморегулируемые организации арбитражных управляющих, объединения работодателей и т.д.;

3.2. объединения юридических лиц (ассоциации и союзы), общины малочисленных народов, коллегии адвокатов действуют при наличии двух обязательных документов: устава и учредительного договора;

3.3. обязательный учредительный документ – устав, а, кроме того, учредители (участники) вправе заключить учредительный договор (возможный учредительный документ). Такие правила законодатель установил для автономной некоммерческой организации, некоммерческого партнерства, а соответственно фондовой биржи, создаваемой в форме партнерства;

3.4. особые правила предусмотрены для некоммерческих организаций, созданных в форме государственных корпораций. Правовое положение государственной корпорации устанавливается специальным законом, предусматривающим создание государственной корпорации. Для создания государственной корпорации не требуется учредительных документов, предусмотренных ст. 52 Гражданского Кодекса РФ. В российской практике два примера государственных корпораций: Агентство по реструктуризации кредитных организаций, созданной в соответствии с Федеральный закон от 8 июля 1999 года №144-ФЗ «О реструктуризации кредитных организаций» и Агентство по страхованию вкладов, появившееся благодаря Федеральному закону, от 23 февраля 2003 года №177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации».

в качестве учредительных документов для учреждения Закон о не коммерческих организациях называет решение собственника о создании учреждения и устав (ст. 14).

в отдельную группу включим те некоммерческие организации, которые в случаях, предусмотренных законом, могут действовать на основании общего положения об организациях данного вида. В качестве примеров можно назвать: положение о театре в Российской Федерации, примерное положение о социально – реабилитационном центре для несовершеннолетних, примерное положение о социальном приюте для детей, примерное положение о центре помощи детям, оставшимся без попечения родителей.

4. В зависимости от цели деятельности и приоритетности имущественных интересов, заложенных при создании некоммерческих организаций, выделяются две группы некоммерческих организаций:

некоммерческие организации, созданные для достижения общеполезных (неимущественных) целей;

некоммерческие организации, созданные ради достижения материальных (вещных) интересов участников.

5. Характер статуса некоммерческой организации связан с составом учредителей (участников). Некоммерческие юридические лица разделим на организации исключительного характера и смешанного:

5.1. качественный состав учредителей четко обозначен. В законодательных актах имеются ограничения по составу учредителей (участников).

Государственные корпорации, различные государственные учреждения являются яркими примерами создания юридических лиц исключительно Российской Федерацией. Например, в силу Федерального закона «Об общественной палате Российской Федерации» аппарат Общественной палаты является государственным учреждением, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием.

В ряде случаев, учредителями (участниками) могут выступать только граждане. В данную группу некоммерческих организаций входят: религиозные и общественные организации, садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие объединения граждан (садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие товарищества, садоводческие, огороднические или дачные потребительские кооперативы, садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие партнерства), коллегии адвокатов, кредитные потребительские кооперативы граждан, политические партии, общины малочисленных народов, казачье общество и т.д.

Учредителями (участниками) объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов) выступают непосредственно юридические лица различных организационно-правовых форм и разных сфер деятельности. Например, садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения могут создавать местные и межрайонные ассоциации (союзы), которые в свою очередь вправе создавать региональные (краевые, областные, республиканские, окружные) ассоциации (союзы). Региональные ассоциации могут создавать федеральную ассоциацию (союз). В соответствии с п. 5 ст. 9 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан», местные, межрайонные, региональные и федеральные ассоциации (союзы) являются некоммерческими организациями;

5.2. в качестве учредителей некоммерческих организаций выступают граждане и (или) юридические лица. Наличие формулировки «и (или)» дает возможность учредителям самостоятельно варьировать и определять качественный состав, если законами не предусмотрены специальные ограничения по количественным характеристикам учредителей (участников). Эту группу составляют фонд, автономная некоммерческая организация, некоммерческое партнерство, потребительские кооперативы, товарищества собственников жилья и т.д.

6. По объему имущественных прав некоммерческие организации делятся на:

6.1. организации, обладающие обособленным имуществом на праве собственности. Большинство некоммерческих юридических лиц составляют именно эту группу, в качестве примеров можно назвать общественные и религиозные организации, некоммерческое партнерство, фонд и т.д.;

6.2. организации, обладающие имуществом на праве оперативного управления. Сюда входят многочисленные учреждения, а также юридическая консультация создаваемая в форме учреждения.

7. Ответственность является элементом правового статуса любой не коммерческой организации. Учитывая характер гражданско-правовой ответственности можно установить три различные группы:

7.1. некоммерческие организации, обладающие в силу закона полной
(без привлечения дополнительных ресурсов со стороны учредителей, участников) самостоятельной имущественной ответственностью. Например, фонд, общественные, религиозные организации, некоммерческое партнерство, автономная некоммерческая организация и т.д.;

7.2 совокупность некоммерческих организаций с дополнительной (субсидиарной) ответственностью участников составляют объединения юридических лиц (ассоциации и союзы), потребительские кооперативы, в том числе садоводческие, огороднические, дачные потребительские кооперативы. В эту группу следует добавить учреждение, но признавать его как некое исключений из правил, поскольку на первом этапе учреждение несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам денежными средствами, находящимися в его распоряжении, а при недостаточности последних к субсидиарной ответственности привлекается собственник;

7.3. некоммерческие организации, где характер ответственности зависит от принятия специальных нормативных актов. В качестве такой организации выступает государственная корпорация, поскольку в соответствии с абз. 3 п. 1 ст. 7.1 Закона о некоммерческих организациях государственная корпорация не отвечает по обязательствам Российской Федерации, а Российская Федерация не отвечает по обязательствам государственной корпорации, если законом, предусматривающим создание государственной корпорации, не предусмотрено иное. Как отмечалось выше, в Российской Федерации два примера государственных корпораций: Агентство по реструктуризации кредитных организаций и Агентство по страхованию вкладов граждан, правовое положение обеих корпораций устанавливается специальными законами. Федеральный закон «О реструктуризации кредитных организаций» четко разграничивал ответственность Агентства и Российской Федерации и фиксировал самостоятельную имущественную ответственность Агентства по его обязательствам. Во втором случае норма об ответственности носит диспозитивный характер. Допускается субсидиарная ответственность Российской Федерации по обязательствам Агентства в случаях установленных федеральным законом. Поскольку отсутствует уточнение «данным» смеем предположить, что дополнительная ответственность в Российской Федерации по долгам Агентства по страхованию вкладов будет определена каким-то еще федеральным законом (новым или предусматривающим дополнения).

8. Классификации статусов некоммерческих организаций в зависимости от организационно-правовой формы не имеют однозначного решения. К некоммерческим юридическим лицам относятся организации различных организационно-правовых форм: общественные организации (объединения), в том числе: общественные движения, организации общественной самодеятельности, молодежные общественные объединения, детские общественные объединения; религиозные организации (объединения); благотворительные и иные фонды; некоммерческие учреждения; потребительские кооперативы; государственные корпорации, другие формы, предусмотренные законодательством.

Таким образом, по одному и тому же основанию выделяются различные группы субъектов, поскольку в содержание понятия «организационно-правовая форма» вкладывается различный смысл. Организационно-правовая форма определяет не только составляющие правого статуса конкретного некоммерческого юридического лица, но и приоритет учредителей при выборе вида организации.

Небезынтересно, что и в Гражданском Кодексе РФ, и в Законе о некоммерческих организациях используется термин «форма», без дополнения «организационно-правовая». Этот факт отмечается в дипломном исследовании А.А. Даркова. В качестве доказательства того, что в Гражданском Кодексе РФ встречаются неточности и «организационно-правовая форма» и «форма» одно и тоже, можно привести пример. Буквально уже в ст. 54 Гражданского Кодекса РФ говорится о том, что юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму. На наш взгляд следует придерживаться именно этого термина – организационно-правовая форма.

Некоторая вольность законодателя порождает вольность в среде юристов. Так, Ю. Пекарева в своей работе отмечает, что большей финансовой свободой будет обладать образовательное учреждение, созданное в форме автономной некоммерческой организации и продолжает «таким образом, они становятся независимыми от учредителей. Финансирование может осуществляться за счет платы за обучение, а после аккредитации – также и из бюджета по установленным государством нормативам, как это предусмотрено законодательством «Об образовании».

По мнению Ю. Пекаревой право создания образовательного учреждения в форме автономной некоммерческой организации предусмотрено п. 1 ст. 10 Закона о некоммерческих организациях и ст. 11.1 Федерального закона «Об образовании». Со своей стороны добавим, ст. 11.1. Закона «Об образовании» появилась в редакции Федерального закона от 13 января 1996 года №12-ФЗ где в п. 1 четко зафиксировано, что негосударственные образовательные организации могут создаваться в организационно-правовых формах предусмотренных гражданским законодательством Российской Федерации для не коммерческих организаций. Федеральным законом от 22 августа 2004 года №122-ФЗ внесено изменение. По действующей редакции п. 1. ст. 11.1 Закона РФ «Об образовании» государственные и негосударственные образовательные организации могут создаваться в организационно-правовых формах, предусмотренных гражданским законодательством Российской Федерации для некоммерческих организаций.

В ст. 10 Закона о некоммерческих организациях, где дается общая характеристика автономной некоммерческой организации, ничего подобного относительно вариантов соотношения автономной некоммерческой организации учреждения нет.

Произошло смешение организационно-правовых форм некоммерческих организаций, спровоцированное отсутствием четкого закрепления понятия организационно-правовая форма и его содержания, перечня организационно-правовых форм некоммерческих организаций. В Гражданском Кодексе РФ не раскрывается понятие организационно-правовой формы. Имеется единственное документально зафиксированное определение: «под организационно-правовой формой понимается способ закрепления и использования имущества хозяйствующим субъектом и вытекающие из этого его правовое положение и цели предпринимательской деятельности».

В учебной литературе представлено следующее определение организационно-правовой формы – «это совокупность конкретных признаков, объективно выделяющихся в системе общих признаков юридического лица и существенно отличающих данную группу юридических лиц от всех остальных». На наш взгляд уточнение требуется по содержательной части признаков, позволяющих обособлять одни некоммерческие организации от других себе подобных.

Под организационно-правовой формой некоммерческой организации предлагается понимать совокупность следующих объективных критериев, существенно отличающих конкретную некоммерческую организацию от организаций иных форм: цель деятельности, условие о распределении прибыли, членский (не членский) характер организации юридического лица, качественная характеристика внутрисубъектного состава, специфический характер гражданско-правовой ответственности.

Учитывая данные критерии можно четко определять организационно-правовую форму некоммерческой организации. Цель, положенная при создании, влияет на выбор разновидности некоммерческой организации.

На основании вышесказанного, предлагается классификация статусов некоммерческих организаций, в зависимости от организационно-правовой формы (родовая характеристика) и целеполагания (видовая характеристика).

Таким образом, предлагается выделять 13 организационно-правовых форм некоммерческих организаций, при этом гражданско-правовые статусы одной формы могут регулироваться различными нормативно-правовыми актами, но приоритет следует отдавать Гражданскому Кодексу РФ и Закону о некоммерческих организациях.

В пояснение вышесказанного следует сделать два комментария, касающихся объединений граждан и торгово-промышленных палат (далее по тексту – ТПП).

Объединение граждан – новая организационно-правовая форма некоммерческих юридических лиц, предлагаемая нами. Данная форма является уточняющей по такому критерию, как качественный состав учредителей. Учредителями (участниками) ряда некоммерческих организаций могут выступать только граждане, что является определяющим признаком организационно-правовой формы.

В соответствии со ст. 117 Гражданского Кодекса РФ, ст. 6 Закона о некоммерческих организациях общественными и религиозными организациями (объединениями) признаются добровольные объединения граждан. Тем не менее, например ст. 6, 8, 19 Закона об общественных объединениях разрешает юридическим лицам выступать в качестве учредителей (участников, членов). Данная статья по своей сути противоречит понятию общественного объединения, под которым понимается добровольное, самоуправляемое некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения и закрепленному в законодательстве.

В связи с приоритетом кодифицированного акта, необходимо внести уточнения в действующий Закон об общественных объединениях и исключить возможность выступления юридических лиц в роли учредителей, членов и участников общественного объединения. Абз.2 ст. 8 «Общественная организация» Закона об общественных объединениях изложить в следующей редакции: «членами общественной организации в соответствии с гражданским законодательством могут быть физические лица».

Относительно выделения ТПП в отдельную организационно-правовую форму следует иметь в виду специфику статуса и то, что торгово-промышленные палаты создаются для развития экономики России, формирования современной промышленной, финансовой и торговой инфраструктуры, создания благоприятных условий для предпринимательской деятельности, урегулирования отношений предпринимателей с их социальными партнерами, всемерного развития всех видов предпринимательства. В ст. 1 Федерального закона «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации» определено, что торгово-промышленная палата является негосударственной некоммерческой организацией, объединяющей российские предприятия и российских предпринимателей. Этим же законом разрешается торгово-промышленным палатам заниматься предпринимательской деятельностью, если это необходимо для выполнения уставных задач.

По мнению профессора Е.А. Суханова торгово-промышленная палата выступает «самостоятельной разновидностью ассоциации». Такой же позиции придерживается А.Г. Кудрявцева.

До внесения изменений в п. 1 ст. 1 Федерального закона Российской Федерации «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации» в 1995 году Федеральным законом «Об общественных объединениях», торгово-промышленная палата выступала как негосударственная некоммерческая общественная организация, объединяющая российские предприятия и российских предпринимателей.

С точки зрения автора работы торгово-промышленная палата значительно отличается от объединений юридических лиц и не может выступать их разновидностью. Так, в частности:

– учредителями (участниками) ТПП могут быть не только юридические лица, но и индивидуальные предприниматели, то есть физические лица, действующие без образования юридического лица;

– ТПП может заниматься предпринимательской деятельностью, поскольку это необходимо для выполнения ее уставных задач;

– ТПП действует на основании единственного учредительного документа;

– в ТПП отсутствует субсидиарная ответственность участников;

– решение о государственной регистрации торгово-промышленной палаты принимается федеральным органом исполнительной власти в области юстиции или его территориальным органом;

– цели, ради которых создается ТПП, представляют общественную значимость и глобальность.

Таким образом, учитывая цели создания общественных организаций, объединений юридических лиц и, вообще, некоммерческих организаций, наличие специального закона, регулирующего деятельность ТПП, их специфические особенности, по мнению автора ТПП следует признавать отдельной организационно-правой формой некоммерческих организаций.

Подводя итоги, можно назвать 8 оснований для классификации некоммерческих организаций, в том числе по основанию закрепления правового положения; по признаку участия; в зависимости от специфики учредительных документов; в зависимости от объема гражданско-правовой ответственности и др.

Традиционным критерием для систематизации некоммерческих организаций выступает организационно-правовая форма.

Категория: Материалы из студенческих работ | Добавил: medline-rus (01.05.2017)
Просмотров: 141 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%