Среда, 27.11.2024, 03:23
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 25
Гостей: 25
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из студенческих работ

Предмет и гражданско-правовые характеристики договора перевозки пассажиров и багажа внутренним водным транспортом

Договор перевозки пассажира имеет место независимо от вида маршрута. Не зависит от вида маршрута и правовая природа данного договора. По договору перевозки пассажира одна сторона (перевозчик) обязуется перевезти в обусловленный пункт назначения пассажира, который является другой стороной и обязуется уплатить за проезд (перевозку) установленную плату. Данное определение договора содержится в п. 1 ст. 786 ГК РФ. По своей юридической природе этот договор является возмездным, взаимным и консенсуальным, что отличает его от договора перевозки груза, который является чаще всего реальным.

Следующая особенность данного договора состоит в том, что, так как перевозки пассажиров осуществляются часто перевозчиками общего пользования, он является публичным договором, основные положения которого регулируются ст. 426 ГК РФ. Такой договор заключается коммерческой организацией, которая должна осуществлять действия, составляющие предмет договора (в нашем случае - оказание услуг по перевозке) в отношении каждого, кто к ней обратится. Здесь не допускается отказ предоставить услугу при наличии возможности ее предоставить, не допускается предпочтение одному лицу перед другим в заключении договора. Цена и иные условия такого договора должны быть одинаковыми для всех потребителей, а нарушение этого условия является ничтожным. В соответствии с п. 4 ст. 445 ГК РФ при необоснованном уклонении перевозчика от заключения договора потенциальный пассажир вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. В силу указанных свойств данного договора, он по способу заключения является, как правило, договором присоединения. Что касается природы договора перевозки багажа, то по мнению С.А. Котухова, здесь прослеживаются в основном две точки зрения: согласно одной из них перевозка багажа является составной частью договора перевозки пассажира, а согласно другой - это отдельный договор. Но данные разногласия не являются важными с точки зрения практики применения норм о перевозке багажа, так как багаж принимается к перевозке только при заключении договора перевозки пассажира, несмотря на то, что оформляется он отдельно. Если же потребитель не заключает договор перевозки пассажира, а его целью является только перемещение определенных вещей, то это уже будет договор перевозки груза для личных (бытовых) нужд. Вместе с тем договор перевозки багажа, в отличие от перевозки пассажира, является реальным, так как считается заключенным с момента сдачи багажа перевозчику. Он тоже является публичным договором.[1]

Способом заключения договора пассажиром является приобретение им проездного документа. Это называется конклюдентным действием, которое выполняет функцию акцепта в заключении договора. Такими документами являются: билет, путевка или билет на массовую перевозку, багажная квитанция. Цены на билеты устанавливаются на основании тарифов, которые разрабатываются в зависимости от вида перевозки, вида маршрута, класса занимаемого места. Если договор заключает пассажир, имеющий право льготного проезда, это тоже имеет признаки конклюдентного действия, когда предъявляется документ, удостоверяющий льготу - вместо оплаты. Все данные документы являются доказательствами заключения договора и исполнения пассажиром своей основной обязанности - внесения проездной платы (провозной платы в случае с багажом). Если заключается договор перевозки груза для личных нужд, перевозчик выдает квитанцию о приеме груза для перевозки. Заявки здесь не применяются. Такие грузы помечаются в транспортной накладной под общим наименованием "Грузы для личных (бытовых) нужд" с указанием наименования и количества. Если такой груз перевозится в контейнерах, он принимается по описи, представляемой потребителем (грузоотправителем) в 3-х экземплярах с оценкой погруженных в контейнер предметов. Такая опись подписывается потребителем и исполнителем (перевозчиком) и удостоверяется календарным штемпелем порта отправления (п. 38 «Правил оказания услуг по перевозке пассажиров, багажа, грузов для личных (бытовых) нужд на внутреннем водном транспорте»), как и при перевозке груза вообще.[2]

Согласно в п. 3 ст. 97 КВВТ РФ, перевозки пассажиров могут осуществляться на основании договора фрахтования судна. По поводу правовой природы данного договора мнения разные. В основном это касается разногласий по поводу самой сути договора. Одни авторы считают его разновидностью перевозки, а другие относят его к виду договора аренды. Но следует еще раз оговориться, что в ст. 67 КВВТ РФ договор фрахтования явно сформулирован как разновидность перевозки. КВВТ РФ недвусмысленно наделяет фрахтователя статусом грузоотправителя.[3]

Основные условия - права и обязанности сторон, порядок внесения платы и ответственность сторон. Содержание договора перевозки пассажиров на внутреннем водном транспорте составляют права и обязанности сторон.

Если учитывать специфику контрагента перевозчика по данному договору и иметь в виду, что здесь стороны выступают как исполнитель услуги (перевозчик) и потребитель (пассажир), то можно условно разбить обязанности перевозчика на две группы:

- до и в момент заключения договора;

- в ходе исполнения договора.

К первой группе обязанностей относится подготовка судна к рейсу и обеспечение наличия на нем всех условий, определенных стандартами, правилами перевозок пассажиров и правилами оказания услуг. Далее сюда относится обязанность исполнителя (перевозчика) выдать билет при наличии свободных мест на судне до указанного пассажиром места назначения и предусмотренного маршрутом и расписанием движения судов. Билет оплачивается пассажиром на основании действующих тарифов, льготники оплачивают по льготному тарифу при предъявлении льготного документа, льготники, пользующиеся правом бесплатного проезда, билет не оплачивают.

По отношению к перевозке багажа на этой стадии перевозчик должен подготовить багажные помещения, принять багаж от пассажира при предъявлении им проездного билета по установленным правилам его приемки (за исключением запрещенных к перевозке предметов). Багаж должен быть принят заблаговременно до отъезда пассажира - не позднее часа до отправления, а в промежуточных пунктах - не позднее 30 минут.

Согласно ст. 99 КВВТ РФ, первая из обязанностей перевозчика после приобретения пассажиром билета и занятия им места на судне, состоит в том, что перевозчик должен доставить пассажира в пункт назначения в срок, установленный расписанием движения судов. Перевозчик несет ответственность за задержку судна и за прибытие его с опозданием. Следующая обязанность - оказывать все предусмотренные договором и возложенные на перевозчика законом услуги пассажирам. Конкретно данные услуги устанавливаются правилами оказания услуг и правилами перевозок. Также ст. 99 КВВТ РФ предусматривается обязанность перевозчика предоставить в доступной и наглядной форме своевременную и достоверную информацию об организации перевозок. Данная обязанность перевозчика как исполнителя устанавливается и в ст. 10 Закона РФ "О защите прав потребителей". Потребитель в соответствии со ст. ст. 8 и 9 указанного Закона имеет право на информацию об услугах (в данном случае - перевозках). Обязанность перевозчика предоставить информацию корреспондирует с таким правом пассажира. Не предоставление такой информации, а равно ее искажение, неточность, труднодоступность являются основаниями ответственности перевозчика за нарушение данного права пассажира. Данная информация должна быть предоставлена пассажиру как до и в момент заключение договора, так и в ходе осуществления перевозки. Правила оказания услуг конкретизируют состав данной информации. В частности, она должна содержать следующие данные: наименование перевозчика и его юридический адрес; перечень оказываемых услуг и выполняемых работ и их стоимость; расписание движения судов; стоимость билета и провоза ручной клади; сроки и порядок продажи билетов, а также порядок их возврата; перечень запрещенных к перевозке предметов; расположение береговых объектов, предназначенных для обслуживания пассажиров; порядок обязательного и добровольного страхования; данные о лицензии; наименование и юридический адрес организации, уполномоченной рассматривать претензии, и др. За не предоставление данной информации перевозчик несет ответственность.

Перевозчик имеет право требовать от пассажира соблюдения установленных Правилами оказания услуг требований относительно сохранности имущества перевозчика и третьих лиц, соблюдения правил распорядка и поведения на судне. Капитан судна как представитель перевозчика имеет право требовать от пассажиров соблюдения указанных требований. За причинение вреда имуществу перевозчика и третьих лиц пассажир несет ответственность в порядке гл. 59 ГК РФ. Далее, перевозчик имеет право отказаться от приема к перевозке запрещенных предметов (ст. 101 КВВТ РФ) и вещей в качестве багажа, а также ручной клади, несмотря на то, что он не несет ответственности за сохранность последней.

Перевозчик вправе расторгнуть договор перевозки пассажира в случаях, установленных ст. 101 КВВТ РФ.[4]

Права пассажира можно также разделить на несколько групп:

- в момент заключения договора перевозки;

- во время исполнения договора, то есть в ходе рейса.

В свою очередь, в данных группах прав пассажира можно выделить права, которые связаны с заключением договора, с его исполнением, изменением и права, связанные с отказом от исполнения договора. В общих чертах права пассажира очерчены в ст. 786 ГК РФ, в п. 1 ст. 100 КВВТ РФ они конкретизированы. Прежде всего, пассажир имеет право приобрести билет или иной проездной документ в зависимости от вида маршрута и (или) наличия льготы. Билет может быть приобретен на пассажирское место любой категории и до любого порта, находящегося на маршруте рейса (правила продажи билетов и размещения информации содержится в п. п. 10 и 11, а также в п. п. 13 - 20 «Правил оказания услуг по перевозке»). Далее, пассажир имеет право занять на судне место в соответствии с билетом. Если место в соответствии с билетом пассажиру не предоставлено, перевозчик должен предоставить другое место, в том числе, если оно и классом выше. Если предоставляемое взамен указанного в билете места стоит меньше, пассажиру выплачивается разница в стоимости. Далее, пассажир вправе провозить с собой бесплатно ребенка не старше 5 лет, если он не занимает отдельного места, а также детей в возрасте от 5 до 10 лет - по льготному тарифу. Ручная кладь, которую пассажир вправе провозить с собой, это предметы, вещи, которые не входят в состав багажа и не являются грузом, перевозимым для личных нужд. Перевозчик не отвечает за сохранность ручной клади, обязанность эта полностью лежит на пассажире. В качестве ручной клади запрещается провозить огнестрельное оружие, взрывчатые, легко воспламеняющиеся и огнеопасные вещества, а также вещи, которые в силу своих свойств могут повредить или уничтожить вещи других пассажиров. Ручная кладь, если она не превышает по своим характеристикам требуемые нормы, провозится бесплатно, если же она их превышает, то она подлежит перевозке в качестве багажа за плату.

Багаж - это вещи и предметы, перевозимые при перевозке пассажира за отдельную плату в багажном помещении. Этот договор не может заключаться как таковой без договора перевозки пассажира. В этом случае речь будет идти уже о договоре перевозки груза для личных (бытовых) нужд. Договор перевозки багажа является возмездным и взаимным, но в отличие от договора перевозки пассажира - реальным. Он так же, как и договор перевозки пассажира, является публичным. Багаж принимается к перевозке при предъявлении проездного билета и в подтверждение его принятия перевозчиком оформляется договор перевозки багажа путем выдачи пассажиру багажной квитанции установленной правилами перевозок пассажиров формы. Договор перевозки багажа, несмотря на то что он вытекает из перевозки пассажира, тем не менее, может быть прекращен и ранее, чем договор перевозки пассажира - багаж может быть сдан в иной порт, нежели в тот, до которого следует пассажир. К перевозке в качестве багажа также не допускаются огнеопасные, легковоспламеняющиеся и иные опасные вещества, огнестрельное оружие и вещи, которые по своим свойствам могут повредить или уничтожить вещи других пассажиров. Оплата перевозки багажа производится в момент его принятия к перевозке по действующему в данный момент тарифу. Срок доставки багажа должен соответствовать общим требованиям ст. 792 ГК РФ, а также правилам перевозок багажа. При приеме багажа проверяется его масса на весовых приборах перевозчика, после чего выдается багажная квитанция. С момента выдачи пассажиру квитанции перевозчик отвечает за сохранность багажа и его целостность до момента сдачи его в порту назначения предъявителю багажной квитанции (это документ предъявительский). В случае повреждения, утраты или порчи багажа перевозчик несет ответственность в порядке гл. 15 КВВТ РФ.[5]

Пассажир вправе делать остановку в пути следования при дальности маршрута от 500 км и более. Такая остановка не должна превышать 10 суток. Аналогичная норма содержится и в правилах перевозки. Пассажир должен не позднее чем через час после прибытия судна заявить о такой остановке в администрации порта.

Срок действия билета может продлеваться и в случае болезни пассажира, на время болезни. В случае болезни пассажир вправе также сдать билет и получить провозную плату за неиспользованную часть пути. Реализация пассажиром данного права является не чем иным, как вынужденным основанием отказа от договора перевозки, что является одной из форм прекращения (расторжения) договора. В этом случае пассажиру возвращается стоимость неиспользованной части билета. Возвращается она и при таком вынужденном для пассажира отказе от договора, как задержка отправления судна (п. 1 ст. 100 КВВТ РФ). Помимо вынужденного отказа от договора, в п. 1 ст. 100 КВВТ РФ предусматривается право пассажира в любое время отказаться от договора в добровольном порядке, как до отхода судна, так и в одном из портов в пути следования. Пассажир не обязан мотивировать отказ от договора. В данном случае, по отношению к самому пассажиру, это может быть и вынужденный отказ, например болезнь одного из родственников, но по отношению к договорным отношениям с перевозчиком он в любом случае рассматривается как добровольный.

Основная обязанность пассажира состоит в уплате провозной платы при получении проездного билета. Пассажир также обязан хранить билет (иной проездной документ) вплоть до прибытия судна в порт назначения пассажира. Багажная квитанция может передаваться иным лицам (предъявительский документ), которое вправе получить багаж в течение трех месяцев со дня прихода судна в соответствующий порт. Пассажир должен предъявлять билет по требованию должностных лиц, ответственных за проверку проездных документов. При отсутствии билета пассажир привлекается к административной ответственности на основании п. п. 3 и 4 ч. 1 ст. 11.18 КоАП РФ. [6] Пассажир обязан соблюдать и установленные правила пользования судами и береговыми объектами, соблюдать правила поведения на судне, правила провоза ручной клади, пассажир несет административную и гражданско-правовую ответственность за повреждение или уничтожение судового имущества или имущества других пассажиров.

Договор перевозки пассажира может быть прекращен как по инициативе пассажира, так и по инициативе перевозчика. В частности, в случае непреодолимой силы перевозчик прекращает договор вынужденно, так как от него не зависит реализация возложенной на него обязанности доставить пассажира и багаж в порт назначения. Прекращение договора перевозчиком при наличии обстоятельств, предусмотренные в ст. 101 КВВТ РФ, является прекращением обязательства невозможностью исполнения (ст. 416 ГК РФ), так как это обстоятельства, за которые ни одна из сторон не отвечает. К таким обстоятельствам не относится нарушение пассажиром правил перевозки и пользования судном и отказ пассажира от соблюдения данных правил; случаи, когда авария или гибель судна произошли по вине перевозчика, но это не влияет на право перевозчика прекратить договор, так как это будет прекращением договора вследствие нарушения его условий одной из сторон, такое установление этого в законе допускается на основании п. 2 ст. 407 и п. 1 ст. 450 ГК РФ.

Права и обязанности перевозчика и пассажира являются взаимно корреспондирующими, без этого невозможен договор вообще, и пассажир обязан соблюдать требования адресованных ему норм правил перевозок и оказания услуг. И, для того, чтобы он их соблюдал, до него следует довести их содержание, что является обязанностью перевозчика. Но если такая информация и не была предоставлена, пассажир в любом случае несет ответственность за вред, причиненный таким несоблюдением или отказом от соблюдения правил. При нарушении пассажиром правил перевозки и оказания услуг перевозчик может в одностороннем порядке прекратить договор, но может и не сделать этого - это его право, но не обязанность. В случае отказа пассажира соблюдать некоторые требования правил перевозки и багажа перевозчику не остается ничего, кроме как прекратить договор. Такими случаями могут быть, например, отказ пассажира от соблюдения правил техники безопасности при пользовании электрооборудования, так что это будет создавать опасность для других пассажиров. В свою очередь перевозчик может задержать отход судна, изменить маршрут перевозки или место высадки пассажира. По своей юридической природе это является изменением условий договора. В этих случаях пассажир также вправе отказаться от договора перевозки с правом возмещения ему стоимости проезда по рассмотренным выше правилам.

Таким образом, по договору перевозки пассажира одна сторона (перевозчик) обязуется перевезти в обусловленный пункт назначения пассажира, который является другой стороной и обязуется уплатить за проезд (перевозку) установленную плату. По своей юридической природе этот договор является возмездным, взаимным и консенсуальным, что отличает его от договора перевозки груза, который является чаще всего реальным, также этот договор является публичным договором. Способом заключения договора пассажиром является приобретение им проездного документа. Это называется конклюдентным действием, которое выполняет функцию акцепта в заключении договора. Содержание договора перевозки пассажиров на внутреннем водном транспорте составляют права и обязанности сторон. Права и обязанности перевозчика и пассажира являются взаимно корреспондирующими, без этого невозможен договор вообще.

 

[1] Комментарий к Кодексу внутреннего водного транспорта РФ от 07.03.2001г. № 24-ФЗ постатейный материал / С.А. Котухов; под ред. А.Н. Кайль. - Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2009г.

[2] Об утверждении Правил оказания услуг по перевозке пассажиров, багажа, грузов для личных (бытовых) нужд на внутреннем водном транспорте: Постановление Правительства РФ от 06.02.2003 № 72 в ред. Постановления Правительства РФ от 18.01.2007 № 27 // "Российская газета", N 33, 20.02.2003г.; № 14, 25.01.2007г.

[3] Комментарий к Кодексу внутреннего водного транспорта РФ от 07.03.2001г. № 24-ФЗ постатейный материал / С.А. Котухов; под ред. А.Н. Кайль. - Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2009г.

[4] Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации № 24-ФЗ от 07.03.2001г. в ред. Федерального закона от 27.12.2009 N 374-ФЗ // "Российская газета", N 50-51, 13.03.2001г.; №252 (5076), 29.12.2009г.

[5] Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации № 24-ФЗ от 07.03.2001г. в ред. Федерального закона от 27.12.2009 N 374-ФЗ // "Российская газета", N 50-51, 13.03.2001г.; №252 (5076), 29.12.2009г.

[6] Кодекс об административных правонарушениях РФ от 30.12.2001г. № 195-ФЗ в ред. Федерального закона № 4-ФЗ от 07.02.2011г. // "Российская газета", N 256, 31.12.2001, № 25, 08.02.2011, № 28 от 10.02.2011г.

Категория: Материалы из студенческих работ | Добавил: medline-rus (01.05.2017)
Просмотров: 151 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%