В данном параграфе рассмотрим условие — незаконные противоправные действия, которое является обязательным условием наступления ответственности.
Ответственность по ст. 1069 ГК РФ наступает при причинении вреда незаконными действиями государственных органов либо должностными лицами этих органов.
Согласно ст. 1069 ГК РФ к незаконным действиям относятся действия, допущенные как отдельным должностным лицом, так и коллегиальным органом, если они причинили ущерб имущественным интересам лица (например, незаконный запрет предпринимательской деятельности).
Пример из практики: "Нотариусом Козуб подана жалоба на действия судебного пристава-исполнителя. В своей жалобе Козуб указала, судебным приставом-исполнителем наложен на нее штраф в размере 2000 рублей за то, что она отказала в предоставлении информации сославшись на ст. 5 Основ законодательства о нотариате.
Решением Сызранского городского суда Самарской области жалоба Козуб удовлетворена, действия судебного пристава-исполнителя по наложению ареста признаны незаконными.
Определением Судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда решение Сызранского городского суда Самарской области оставлено в силе, кассационная жалоба судебного пристава без удовлетворения.
Нормы статьи 1069 охватывают вред, причиненный как личности гражданина (его чести, достоинству и другим нематериальным благам), так и имуществу граждан и юридических лиц (при конфискации, реквизиции и т.д.) как устными, так и письменными актами государственных органов, только в сфере своих властных полномочий.
Противоправным признается поведение, нарушающее предписания правовых норм, но не всегда отступление от норм гражданского права противоправно. Оно становиться противоправным только лишь при нарушении прямых запретов или императивных правил закона.
Незаконные деяния имеют многообразные виды и формы. Ими могут быть различные приказы, распоряжения, указания, и иные властные предписания которые направлены гражданам и юридическим лицам и которые подлежат обязательному исполнению.
В соответствии с Конституцией РФ может быть возмещен вред, причиненный не только неправомерным действием, но и противоправным бездействием (уклонением) если оно влечет причинение вреда. Бездействие предполагает невыполнение органами власти в установленные сроки и в надлежащем порядке возложенных на них обязанностей, неосуществление действий, которые они в соответствии с законом или иными нормативными актами обязаны были совершить (например: несвоевременная выплата пенсии, оставление жалобы гражданина без рассмотрения).
В области властно-административных отношений требуется активность, четкое соблюдение должностных обязанностей, и непринятие необходимых мер, предусмотренных законами и иными правовыми актами, может привести к причинению вреда.
Какого-либо определенного перечня незаконных действий (бездействия) государственных органов, их должностных лиц, которые могут порождать обязанность государства возместить вред гражданину, законодательство не содержит.
В некоторых законах, конечно, конкретизированы акты и действия, совершение которых может служить основанием возмещения вреда. В силу этого любые действия (бездействие) при условии их совершения соответствующим должностным лицом (органом) и при исполнении служебных обязанностей (реализации органом своей компетенции) может быть основанием материальной ответственности государства. Однако следует учитывать что, действия не должны считаться служебными, если лицо руководствовалось личными мотивами.
Если же вред причиняется должностным лицом в результате его хозяйственной и технической деятельности ответственность наступает на общих основаниях (ст. 1064 ГК РФ), либо на иных основаниях. Например: служебная автомашина, управляемая работником милиции сбила дорожный знак. Ответственность в данном случае наступает в соответствии со ст. 1079 ГК РФ, согласно которой обязанность по возмещению вреда возлагается на государственный орган, в котором работник милиции занимает должность.
Вред может быть причинен не только действиями (бездействием), но и решениями (правовые акты управления) органов исполнительной власти (их должностных лиц), принимаемыми в сфере государственного управления, то есть совершение государственными органами либо должностными лицами этих органов в одностороннем порядке юридически обязательных действий во властно-обязательных формах.
Решения органов власти носят подзаконный характер и являются основной юридической формой реализации полномочий власти. К их числу относят как акты нормативного характера, например: постановление главы субъекта РФ об установлении ограничений на вывоз товаров за пределы субъекта РФ; так и ненормативного характера, например: постановление о наложении административного взыскания. Можно сказать, что в решении всегда отражены действия органа (или должностного лица) его принявшего. Однако все же не следует равнять действия и решения.
Как показывает практика, права граждан часто нарушаются действиями органа, должностного лица без оформления этих действий каким-либо актом, к примеру; нарушение правил таможенного досмотра. Особенность в принятии решений должностными лицами состоит в том, что при принятии решений должностные лица не связаны согласием стороны, которой они адресованы.
Как было сказано ранее, правовые акты управления принимаются в письменной форме, обязательность которой иногда предусмотрена законом, но не исключена возможность принятия властного акта в устной форме, если конечно это согласуется с обстановкой и характером деятельности соответствующего лица. Это могут быть устные требования работников различных контрольно-надзорных органов (милиции, таможни) связанные с выполнением возложенных на них функций, и эти требования конечно обязательны для выполнения теми лицами, которым они адресованы.
Автор считает, что гарантией от произвола властей может явиться строгое ограничение их деятельности правовыми рамками. В данной связи не следует применять принцип частного права "дозволено все, что не запрещено законом". Лучше в этом случае применять принцип: четкое определение перечня полномочий, которые позволяют субъектам публичного права совершать юридически значимые действия.
Следует отметить, что ответственность за вред, причиненный актом управления, не зависит от того, кто выступит в качестве потерпевшего гражданин или юридическое лицо. В Российском законодательстве это новое положение, так как в течение многих лет вред, причиненный незаконными актами власти юридическим лицам, возмещался лишь в случаях, прямо указанных законом. В настоящее время права всех потерпевших от незаконных актов управления совпадают.
Вред, причиненный незаконными актами, подлежит возмещению лишь при наличии вины лиц принявших подобные акты либо, наоборот, нарушивших права граждан или юридических лиц своим бездействием.
При этом по общему правилу виновными должны предполагаться любые действия государственных и их должностных лиц, если они являются незаконными. Это следует из того, что в данном случае вред причиняется не фактическим, а юридическим действием, незаконность которого обычно уже свидетельствует о наличии вины. Однако это не означает, что одно из общих условий ответственности (вина) подменяется другим (противоправностью).
На практике достаточно сложно доказать отсутствие вины органа или должностного лица, при том, что их действия (бездействие) признаны незаконными.
В отличие от ст. 1069 ст. 1070 ГК РФ содержит исчерпывающий перечень действий, при которых вред подлежит возмещению:
в результате незаконного осуждения;
незаконного привлечения к уголовной ответственности;
незаконного применения к нему в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде;
незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ.
Следует сказать что, компенсационные выплаты осуществляются не по любому поводу, а для этого требуются определенные основания и не только когда действия признаны незаконными решением суда, вынесенным на основании Федерального Закона Российской Федерации "Об обжаловании действий должностных лиц".
К таким основаниям относят:
а) вынесение судом оправдательного приговора в соответствии со ст. 302 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации;
б) прекращение уголовного дела в порядке пп. 1 п. 1 ст. 24 УПК РФ за отсутствием события преступления;
в) прекращение уголовного дела в порядке пп. 2 п. 1 ст. 24 УПК РФ за отсутствием в деянии состава преступления (кроме случаев, когда производство по делу прекращается в отношении лица, совершившего общественно-опасное деяние в состоянии невменяемости);
г) прекращение уголовного дела за не доказанностью участия обвиняемого в совершении преступления;
д) прекращение дела об административном правонарушении.
Данный список является закрытым и толкованию не подлежит, поэтому выплата возмещения нанесенного гражданину вреда по другим основаниям, кроме перечисленных оснований, не производится.
Однако право на возмещение такого ущерба возникает лишь в случае полной реабилитации гражданина. Прекращение дела по. не реабилитирующим основаниям: амнистия; не достижение возраста, с которого наступает уголовная ответственность; примирение обвиняемого с потерпевшим; отсутствие жалобы потерпевшего; смерть обвиняемого; изменение обстановки; передача виновного на поруки и др. предусмотренные УПК РФ обстоятельства, не дает права на возмещение вреда.
Под незаконностью действий судебно-следственных органов в п. 1 ст. 1070 ГК РФ понимается поведение их должностных лиц, которое расходится с предписаниями действий уголовно-процессуального права.
Если следователь совершает действия, не предусмотренные Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, или применяет физические или психологические меры воздействия на подозреваемого, фальсифицирует доказательства, что приводит к аресту и осуждению гражданина, то эти действия являются незаконными.
Незаконными считаются также действия судебно-следственных органов, нарушающие требования не только УПК РФ, но и подзаконных актов. Например, деятельность органов дознания, регламентируется значительным числом инструкций, положений, уставов и т.п. Отступление дознавателя от их требований, если это привело к незаконному аресту, осуждению и т.п., также дает потерпевшему право в случае реабилитации требовать возмещения имущественного и морального вреда. В связи с тем, что п. 1 ст. 1070 ГК РФ предусматривает возмещение вреда только за определенный перечень действий, в юридической литературе данное обстоятельство вызывает обоснованную критику. Почему же в указанный выше перечень не вошли, например, такие действия правоохранительных органов и суда, как незаконное проведение обыска, незаконное задержание подозреваемого, незаконное применение принудительных мер медицинского характера и некоторые другие. Как было сказано ранее, самым оптимальным решением данного вопроса было бы полностью отказаться законодателям от попытки дать какой-либо перечень незаконных актов правоохранительных органов и суда и указать на то, что ответственность по ст. 1070 ГК РФ наступает за любые незаконные действия этих органов.
В настоящее время вопрос о том, как же должны квалифицироваться иные, т.е. не перечисленные ст. 1070 ГК РФ незаконные действия правоохранительных органов и суда, которыми причинен имущественный вред, остается актуальным.
Отвечая на данный вопрос в п. 2 ст. 1070 ГК РФ подчеркивается, что вред возмещается в этом случае по основаниям и в порядке ст. 1069 ГК РФ.
Таким образом, иные незаконные акты органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда приравнены по своим гражданско-правовым последствиям к незаконным актам в сфере административного управления. Исключение составляет причинение вреда при осуществлении правосудия, так как для возложения ответственности за вред, причиненный, например, незаконным осуждением судьей, необходимо, чтобы вина судьи была установлена приговором суда, вступившим в законную силу (п. 2 ст. 1070 ГК РФ). Простая отмена судебного решения, постановления или определения ввиду их незаконности или необоснованности, права на возмещение вреда, причиненного этими актами, не предоставляет.
На вопросах применения этой нормы остановимся подробнее. Конституционный Суд РФ, приняв 25.01.2001 г. Постановление № 1-П "По делу о проверке конституционности положений п. 2 ст. 1070 ГК РФ" повысил уровень обеспечения права граждан и организаций на судебную защиту от незаконных действий судебных органов.
Незаконные действия судей, хоть и виновные, не всегда имеют преступный характер. Понятно, что если под осуществлением правосудия понимать любую деятельность судей в процессе судопроизводства (как можно было наблюдать до последнего времени в правоприменительной практике), то право на возмещение вреда, причиненного многими распространенными в судебной практике правонарушениями, например, нарушение сроков судебного разбирательства, несвоевременное вручение лицу процессуальных документов, приведением к пропуску сроков обжалования и т.п., оказывается эфемерным.
Такая практика применения п. 2 ст. 1070 ГК РФ повлекла обращение ряда граждан в Конституционный Суд РФ. Обращения вызваны тем, что в решении по конкретным делам суды, применяя п. 2 ст. 1070 ГК РФ полагали, что если незаконные действия судей не повлекли последствий, указанных в п. 1 ст. 1070 ГК РФ, то при отсутствии вступившего в законную силу приговора в отношении судьи иски к государству о возмещении вреда не подлежат удовлетворению. Заявители утверждали, что п. 2. ст. 1070 ГК РФ нарушает право на судебную защиту и право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями органов государственной власти и их должностных лиц (ст. ст. 46 и 53 Конституции РФ).
Конституционный Суд в принятом Постановлении от 25.01.2001 г. № 1-П отметил, что само по себе указание в п. 2 ст. 1070 ГК РФ на наличие вины судьи не может рассматриваться, как противоречие вытекающей из Конституции РФ обязанности государства возместить вред, причиненный при осуществлении правосудия судом как органом государственной власти или судьей как его должностным лицом.
Кроме того. Конституционный Суд подчеркнул, что отсутствие в конституционных нормах непосредственного указания на необходимость вины должностного лица или лиц, выступающих от имени государственной власти, как на условие возмещения государством вреда, не означает, что вред, причиненный, в частности, при осуществлении правосудия незаконными действиями или бездействием органа судебной власти и его должностных лиц, в том числе в результате злоупотребления властью, возмещается государством, независимо от наличия их вины.
Конституционный Суд также пришел к выводу о том, что под осуществлением правосудия в п. 2 ст. 1070 ГК РФ понимается не все судопроизводство, а лишь та его часть, которая заключается в принятии судебных актов, разрешающих дело по существу, так как именно в таких актах определяются правоотношения сторон, устраняется спорность, обеспечиваются возможность беспрепятственной реализации права и охраняемого законом интереса, а также защита нарушенных или оспоренных материальных прав и законных интересов.
Особенно важно сказать о том, что Конституционный Суд сделал вывод, что судебные акты, которые хотя и принимаются в гражданском судопроизводстве, но которыми дело не разрешается по существу и материально-правовое положение сторон не определяется, не охватываются понятием "осуществление правосудия" в том его смысле, в каком оно употребляется в п. 2 ст. 1070 ГК РФ, поскольку в таких актах решаются, главным образом, процессуальные вопросы — от принятия заявления и до исполнения судебного решения, в том числе при окончании дела путем прекращения производства по делу и оставления заявления без рассмотрения.
Следовательно, положение п. 2 ст. 1070 ГК РФ о вине судьи, установленной приговором суда, не может служить препятствием для возмещения вреда, причиненного действиями или бездействием судьи в ходе осуществления гражданского судопроизводства, если он издает незаконный акт или проявляет противоправное бездействие по вопросам, определяющим не материально-правовое, а процессуально — правовое положение сторон.
В таких случаях вина судьи может быть установлена не только приговором суда, но и иным судебным решением. Но при этом следует отметить. Конституционный Суд считает, что не действует общее правило о презумпции вины причинителя вреда, установленное п. 2 ст. 1069 ГК РФ.
При оценке конституционности п. 2 ст. 1070 ГК РФ Конституционный Суд принял во внимание то, что Россия является участницей Конвенции о защите прав человека и основных свобод и подчиняется, вследствие этого, юрисдикции Европейского Суда по правам человека. Согласно, ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, каждый человек имеет право при определении его гражданских прав и обязанностей или при рассмотрении любого уголовного обвинения, предъявляемого ему, на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона.
Из норм Конвенции следует, что за ошибку суда, которая повлекла вынесение незаконного приговора, государство несет ответственность и обеспечивает компенсацию незаконно осужденному независимо от вины судьи, и все же Конвенция вместе с тем не ставит в обязанность государств-участников возмещать на тех же условиях ущерб, который причинен при осуществлении правосудия в гражданском судопроизводстве. Конституционный Суд в своем постановлении также указал на то, что необходимо соблюдать разумные сроки судебного разбирательства.
Таким образом, российские суды, рассматривая иски о возмещении государством вреда, причиненного лицу незаконными действиями или бездействием суда или судьи в гражданском судопроизводстве, если они не относятся к принятию актов, разрешающих дело по существу, не должны увязывать конституционное право на возмещение вреда непременно с личной виной судьи, установленной приговором суда.
Уголовно ненаказуемые, но незаконные виновные действия или бездействие судьи в гражданском судопроизводстве, в том числе, нарушение разумных сроков судебного разбирательств, должны, исходя из смысла п. 2 ст. 1070 ГК РФ во взаимосвязи с положениями ст. ст. 6 и 41 Конвенции, рассматриваться как, нарушение права на справедливое судебное разбирательство, что предполагает необходимость компенсации лицу, которому причинен вред нарушением этого права.
В окончании данного параграфа автор полагает необходимым отметить, что в судебной практике существуют случаи возмещения вреда, когда действия никем не признаны незаконными, однако вред судом возмещается. По мнению автора, в том случае, если существует понятие "презумпция невиновности", действия должны быть обязательно признаны незаконными, а иначе каждое судебное решение по возмещению вреда, причиненного незаконными действиями, будет удовлетворено судом. Это приведет к тому, что граждане начнут обращаться с исками о возмещении вреда причиненного незаконными действиями, если им покажется, что действия, по их мнению, были незаконными.
|