По мнению М.Б. Смоленского, стадия административного процесса – это совокупность административно-процессуальных действий, совершаемых особым кругом субъектов для решения конкретных административно-процессуальных задач.[1]
На сегодняшний день в административном процессе по делам об административных правонарушениях возможно выделить следующую структуру (Приложение А).
Административные дела инициируются в судах общей юрисдикции, арбитражных судах субъектами частного права (гражданами, частными организациями), а также субъектами публичной власти (налоговыми, таможенными органами, прокурорами, главами администраций и другими). [2]
Максимальный срок предварительной проверки до возбуждения дела об административном правонарушении с момента получения информации об административном правонарушении и до принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении либо об отказе в возбуждении дела определен законодателем в статье 28.5 КоАП РФ «Сроки составления протокола об административном правонарушении». Так, протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения, а в случае, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение 2 суток с момента выявления административного правонарушения.
В указанный процессуальный срок входит проверка и анализ имеющейся информации, установление поводов и оснований к возбуждению дела или принятие решения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, а также процессуальное оформление.
В то же время, такие поводы и основания для возбуждения дела об административном правонарушении, как сообщения о факте совершения правонарушения, необходимо надлежащим образом регистрировать и перепроверять, что требует уже других временных затрат. [3]
В настоящее время КоАП РФ не предусмотрены сроки регистрации таких сообщений и проверки поступивших сведений о совершенном правонарушении. Поэтому в органах внутренних дел пытаются решить проблему путем установления сроков в ведомственных нормативных правовых актах.[4]
На стадии возбуждения дела об административном правонарушении в соответствии с главой 28 КоАП РФ возможно выделение таких юридических действий, как:
1) возбуждение дела об административном правонарушении;
2) установление фактических обстоятельств дела, проведение административного расследования (в необходимых случаях);
3) процессуальное оформление результатов расследования;
4) направление материалов дела для рассмотрения по подведомственности.
Возбуждение дела об административном правонарушении (глава 28 КоАП РФ) – начальная стадия производства, которая представляет собой комплекс процессуальных действий, направленных на установление обстоятельств правонарушения, их фиксацию и квалификацию, а также определение подведомственности рассмотрения деда.
Значение стадии состоит в создании предпосылок для объективного и быстрого рассмотрения дела, применения к виновным предусмотренных законом мер воздействия.
Информация о совершаемом или совершенном правонарушении может поступать из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений, физических, юридических лиц и СМИ. Поводом к возбуждению дела также служит непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения и др. (ст. 28.1 КоАП РФ). Основанием зля возбуждения дела является наличие хотя бы одного из перечисленных в ч. I, 1.1, 1.3 ст. 28.1 поводов и достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.
На данной стадии в случаях, предусмотренных КоАП РФ, проводится административное расследование (ст. 28.7 КоАП РФ).
Итоговым документом стадии является протокол об административном правонарушении, который является процессуальным документом, фиксирующим факт совершения соответствующего правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для дела (ст. 28.2–28.6 КоАП РФ).
Процессуальный срок составления протокола об административном правонарушении также рассматриваться на стадии возбуждения дела об административном правонарушении. Это зачастую происходит на стыке одной стадии с другой либо протокол об административном правонарушении составляется уже после того, как дело об административном правонарушении считается возбужденным. [5]
Головко В.В. и Москаленко С.С. отмечают, что составление протокола об административном правонарушении немедленно после выявления совершения правонарушения способствует полному сбору и закреплению доказательств по делу.[6]
Есть и другое мнение ученых, которые критикуют немедленное составление протокола об административном правонарушении после выявления совершения административного правонарушения, считая, что столь малый срок создает почву для ошибок в расследовании и возврата материалов дела.[7]
Стадия заканчивается направлением материалов дела для рассмотрения по подведомственности – ст. 28.8 КоАП РФ.
На стадии рассмотрения дела об административном правонарушении (глава 29 КоАП РФ) выделяют такие юридические действия, как:
1) подготовка дела к рассмотрению и слушанию;
2) анализ обстоятельств дела, собранных материалов по делу;
3) принятие решения по делу;
4) доведение решения до сведения заинтересованных лиц.
Рассмотрение дела об административном правонарушении (глава 29 КоАП РФ) – главная, центральная стадия производства, на которой дело разрешается по существу, принимается акт, в котором компетентный орган официально признает лицо виновным (невиновным) в совершении административного правонарушения и определяет меру государственного воздействия.
На данной стадии большое значение имеет правильное определение подведомственности дел (какой конкретно орган или должностное лицо должны рассматривать дело):
1) предметная (глава 23 КоАП РФ) – уполномоченный орган определяется в зависимости оттого, правонарушение какого вида совершено (нарушение трудового законодательства – федеральная инспекция труда, правил пожарной безопасности – органы государственного пожарного надзора и т. д.);
2) территориальная (ст. 29.5 КоАП РФ) – определяет, какой конкретно орган данного вида должен рассматривать дело. По общему правилу дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения. По ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, дело может быть рассмотрено по месту жительства данного лица. Исключения предусмотрены в ч. l.l, 1.2, 2–6 ст. 29.5 КоАП РФ.
По общему правилу дело об административном правонарушении должно быть рассмотрено в течение 15 дней со дня получения соответствующим органом или должностным лицом протокола об административном правонарушении и других материалов дела, в течение двух месяцев, если дело рассматривается судьей. Возможно продление срока рассмотрения дела не более чем на один месяц в случае поступления ходатайств от участников производства по делу об административном правонарушении либо в случае необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела. Иные сроки рассмотрения дела об административном правонарушении предусмотрены в ч. 3-5 ст. 29.6 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения дела выносится постановление либо о назначении административного наказания, либо о прекращении производства по делу об административном правонарушении, а также может быть вынесено определение (ст. 29.9-29.12 КоАП РФ). Постановление по делу об административном правонарушении объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела (ст. 29.11 КоАП РФ). [8]
На стадии пересмотра постановления по делу об административном правонарушении (глава 30 КоАП РФ) реализуются следующие юридические действия:
1) обжалование, опротестование постановления по делу;
2) рассмотрение жалобы;
3) принятие решения по жалобе;
4) реализация решения.
Пересмотр постановления по делу (глава 30 КоАП РФ) является факультативной (необязательной) стадией производства, которая включает право обжалования и опротестования вынесенного по делу решения.
Данное право относится к специальному праву жалобы, поэтому круг субъектов, наделенных этим правом, ограничен. Постановление по делу об административном правонарушении могут обжаловать лицо, в отношении которого ведется производство по делу; потерпевший; законные представители физического или юридического лица; защитник и представитель; Уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей. Опротестование постановления по делу об административном правонарушении осуществляется прокурором.
Срок для подачи жалобы или протеста составляет десять суток со дня вручения или получения лицом копии постановления. Жалобы на постановления по делам о нарушении избирательных прав граждан могут быть поданы в пятидневный срок со дня вручения или получения копий постановлений.
Срок рассмотрения жалобы органом или должностным лицом составляет десять дней со дня ее поступления со всеми материалами дела, судом – два месяца со дня ее поступления. Исключения предусмотрены в ч. 2-4 ст. 30.5 КоАП РФ.
Виды решении по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении названы в ст. 30.7 КоАП РФ. Решение по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении оглашается немедленно после его вынесения.
На стадии исполнения постановления по делу об административном правонарушении (главы 31,32 КоАП РФ) реализуются следующие юридические действия:
1) обращение постановления к исполнению;
2) непосредственное исполнение постановления по делу.
Исполнение постановления по делу (главы 31, 32 КоАП РФ) – это заключительная стадия производства по делам об административных правонарушениях, суть которой состоит в практической реализации назначенного административного наказания.
Как справедливо указывает Г.Г. Минашкин, сущностью исполнения является практическая реализация административного наказания, назначенного лицу, совершившему административное правонарушение.[9]
Постановление по делу об административном правонарушении обязательно для исполнения всеми органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами, гражданами, их объединениями, юридическими лицами.
Постановление по делу об административном правонарушении подлежит исполнению с момента его вступления в законную силу:
1) после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано;
2) после истечения срока, установленного для обжалования решения по жалобе, протесту, если указанное решение не было обжаловано или опротестовано, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление;
3) немедленно после вынесения не подлежащего обжалованию решения по жалобе, протесту, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление. [10]
Обращение постановления по делу об административном правонарушении к исполнению возлагается на судью, орган, должностное лицо, вынесших постановление. Постановление по делу об административном правонарушении приводится в исполнение уполномоченными на то органом, должностным лицом в порядке, установленном КоАП РФ и другими нормативными правовыми актами. Порядок исполнения отдельных видов административных наказаний регламентирован главой 32 КоАП РФ.
КоАП РФ предусматривает возможность отсрочки, рассрочки, приостановления исполнения постановления о назначении наказания (ст. 31.5, 35.6).
Установлены сроки давности исполнения постановления о назначении наказания. Постановление о назначении административного наказания не подлежит исполнению в случае, если это постановление не было приведено в исполнение в течение двух лет со дня его вступления в законную силу.
Постановление о назначении административного наказания, по которому исполнение произведено полностью, с отметкой об исполненном административном наказании возвращается органом, должностным лицом, приводившими постановление в исполнение, судье, органу, должностному лицу, вынесшим постановление.
Рассматриваемая стадия обладает определенной самостоятельностью и особенностями по сравнению с другими, так как характеризуется наступлением процессуальных последствий и документальным оформлением принимаемых постановлений и решений. Процессуальные последствия стадии исполнения выражаются прежде всего в том, что субъект ответственности претерпевает материальные, имущественные, моральные, физические правоограничения. При этом достигаются цели общей и частной превенции.[11]
Типичным для стадии исполнения является оформление специальными документами отсрочки, рассрочки, приостановления, прекращения, окончания исполнения постановления о назначении административного наказания. Решение об отсрочке исполнения выносят судья, орган, должностное лицо в форме определения. При прекращении исполнения решение о назначении административного наказания оформляется в виде постановления.
Установлен процессуальный порядок и срок доведения решения до физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшего при решении вопросов об отсрочке, рассрочке, приостановлении и о взыскании административного штрафа, наложенного на несовершеннолетнего, с его родителей или иных законных представителей.
Изложенное подтверждает правильность выводов ученых о том, что стадия принудительного исполнения является неотъемлемой составной частью производства по делам об административных правонарушениях, но по сравнению с другими стадиями производства обладает наибольшей автономностью и специфичностью.[12]
По итогам проведённого в главе 1 исследования возможно сформулировать следующие обобщающие выводы:
1) производство по делам об административных правонарушениях представляет собой двуединство статического (в виде совокупности административно-процессуальных норм) и деятельностного компонентов, обеспечивающего реализацию данных норм в виде привлечения тех или иных граждан и организаций к административной ответственности в рамках административного процесса;
2) задачи административного производства закреплены в Кодексе РФ об административных правонарушениях. К ним относятся всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение дела в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений. Это позволяет выделять в задачах юрисдикционную и превентивно-профилактическую функции, причём превентивно-профилактическая функция вытекает из юрисдикционной;
3) в составе принципов административного производства выделяются две основные группы принципов – конституционные и юрисдикционные, причём часть данных принципов нашла своё прямое отражение в статьях КоАП;
4) в производстве по делам об административных правонарушениях выделяются четыре стадии – возбуждения дела, его рассмотрения, пересмотра постановления (при необходимости), а также исполнения. Административные дела инициируются в судах общей юрисдикции, арбитражных судах субъектами частного права;
5) на стадии возбуждения дела проводятся такие юридические действия, как собственно возбуждение дела, установление фактических обстоятельств, процессуальное оформление результатов расследования, а также направление материалов по подведомственности;
6) на стадии рассмотрения проводится подготовка дела к рассмотрению и слушанию, анализ обстоятельств дела, собранных материалов по делу, принятие решения по делу, доведение решения до сведения заинтересованных лиц;
7) на стадии пересмотра дела могут производиться такие юридические действия, как обжалование, опротестование постановления по делу, рассмотрение жалобы, принятие решения по жалобе, реализация решения. Стадия исполнения предполагает обращение постановления к исполнению и непосредственное исполнение постановления по делу.
[1] Смоленский М.Б. Административное право. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2005. – С. 176.
[2] Гречкин Н.С. Проблемы правового регулирования административного судопроизводства в РФ // Вестник УрИЭУП. – 2014. – №1. – С. 26.
[3] Шевченко О.А. Процессуальные сроки на первоначальных стадиях производства по делам об административных правонарушениях // Общество и право. – 2012. – №3. – С. 243.
[4] Приказ МВД России от 04. 05. 2010 г. № 333 «Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел РФ заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях // Российская газета. – № 138. – 25.06.2010.
[5] Гречина Л.А. Административное право РФ. – М.: РГ Пресс, 2015. – С. 97.
[6] Головко В.В., Москаленко С.С.. К вопросу о совершенствования применения процессуальных сроков по делам об административных правонарушениях в области дорожного движения //Мировой судья. 2006. № 11. С.24.
[7] Шевченко О.А. Процессуальные сроки на первоначальных стадиях производства по делам об административных правонарушениях // Общество и право. – 2012. – №3. – С. 244.
[8] Гречина Л.А. Административное право РФ. – М.: РГ Пресс, 2015. – С. 98.
[9] Минашкин Г.Г. Исполнение административного наказания как стадия производства по делам об административных правонарушениях // Юридическая наука. – 2015. – №1. – С. 75.
[10] Гречина Л.А. Административное право РФ. – М.: РГ Пресс, 2015. – С. 100.
[11] Гречина Л.А. Административное право РФ. – М.: РГ Пресс, 2015. – С. 101.
[12] Минашкин Г.Г. Исполнение административного наказания как стадия производства по делам об административных правонарушениях // Юридическая наука. – 2015. – №1. – С.74-75.
|