Воскресенье, 24.11.2024, 18:40
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 40
Гостей: 40
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из студенческих работ

Понятие и содержание исполнительного производства по делам об административных правонарушениях

Дадим определение исполнительного производства. В учебной, научноё и периодической печати возможно выделить следующие определения:

1) «исполнительное производство – это совокупность процессуальных действий суда общей юрисдикции органов исполнения, а также всех лиц, участвующих в исполнении по добровольному и принудительному осуществлению субъективных гражданских прав и законных интересов, подтверждённых постановлениями судебных и юрисдикционных органов»; [1]

2) «исполнительное производство – это установленный законом порядок принудительной реализации актов юрисдикционных органов, имеющий своей целью обеспечение реальной защиты нарушаемых или оспоренных субъективных материальных прав или охраняемых законом интересов»; [2]

3) «исполнительное производство – завершающая стадия судебного процесса, а также постоянно развивающаяся отрасль права, целью которой является правильное, полное и своевременное исполнение судебных актов и актов уполномоченных органов и восстановление нарушенного конституционного права».[3]

Таким образом, исполнительное производство рассматривается как сложная сущность, которая содержит в себе совокупность процессуальных действий, направленных на исполнение решения суда, лиц, которые участвуют в данном процессе, комплекс субъективных гражданских прав и интересов сторон в процессе, что имеет целью восстановление законности в части тех или иных прав, преимущественно материального характера.

Необходимо отметить, что Закон «Об исполнительном производстве» № 229-ФЗ от 02.10.2007 г. не даёт определения исполнительного производства, а лишь формулирует задачи и общие принципы данной деятельности. Так, к задачам исполнительного производства в рамках данного Закона отнесены (статья 2):

– правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц;

– в случаях, предусмотренных законодательством РФ – исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

Согласно ст. 4 Закона № 2729-ФЗ исполнительное производство осуществляется на принципах:

1) законности;

2) своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения;

3) уважения чести и достоинства гражданина;

4) неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи;

5) соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.

Таким образом, возможно рассматривать данные задачи и принципы в качестве основополагающих при изучении особенностей исполнительного производства в применении к административным правонарушениям.

«В нашей стране при рассмотрении сущности исполнительного производства по делам об административных правонарушениях в качестве классифицирующей категории используются административный процесс и административное производство».[4]

В связи этим, в российской научной юридической литературе выделилось несколько основных направления рассмотрения исполнительного производства по делам об административных правонарушениях:

1) исполнительное производство как стадия административного процесса;

2) исполнительное производство как часть стадии производства административного процесса;

3) исполнительное производство как самостоятельная составляющая административного процесса или производства по делам об административных правонарушениях.

В теории права появилась концепция о необходимости исследования стадийности исполнительного производства с двух методологических позиций: общелогической характеристики совершения всех процедурно-процессуальных действий и рассмотрения функционального проявления всей процессуальной деятельности, то есть учёта таких этапов, которые представляют собой последовательный процесс комплекса действий, закрепленных в разнообразных процессуальных актах и имеющих целью достижение необходимого результата, предусмотренной нормой соответствующего материального права. Сторонниками данной точки зрения рассматриваются два основных уровня стадий юридического процесса:

– стадия логической последовательности;

– стадия функционального назначения. [5]

Рассмотрение исполнительного производства как стадии функционального назначения обуславливается тем, что компетентный орган государства либо должностное лицо, издав соответствующий акт, передаёт его к сведению заинтересованных лиц, после чего его правоприменительная деятельность прекращается. Конкретные же действия по реализации принятых решений осуществляются другими органами и должностными лицами, в результате чего возможно рассматривать исполнительное производство как стадию логической последовательности.

Однако, отнесение исполнительного производства к стадии функционального назначения также является дискуссионной. Теория права указывает на то, что стадия функционального назначения получает свою реализацию в зависимости от природы и функциональной деятельности, которые определяются специальными субъектами, для которых характерна центральная роль в данном процессе. Кроме того, важное значение имеет и специфический характер принимаемых данными субъектами решений.

По мнению В.Д. Сорокина, возможно различать три вида производств в административном процессе:

– правотворческое производство;

– совокупность правонаделительных производств, образующих логический ряд;

– несколько отдельных правоохранительных производств.[6]

При этом, данным автором исполнительное производство возможно рассматривать как правоохранительное производство.

Сущностью производства по делам об административных правонарушениях является всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом. Для исполнительного производства характерна практическая реализация административного наказания, назначенного правонарушителю судом (судьей) или другим правомочным органом.[7]

Необходимо отметить, что вне зависимости от точки зрения о нахождении исполнительного производства в составе административного процесса или административного производство, исполнительное производство может быть, в свою очередь, также охарактеризовано последовательностью стадий. По мнению В.А. Гуреева и В.В. Гущина здесь возможно выделить следующие стадии:

1) возбуждение исполнительного производства;

2) подготовка к принудительному исполнению;

3) принудительное исполнение;

4) распределение взысканных сумм;

5) завершение исполнительного производства;

6) обжалование действий судебного пристава-исполнителя.

Приведённые стадии исполнительного производства обладают относительной логической обособленностью, имеют собственные цели и внутреннюю взаимосвязь между собой.

«Все стадии исполнительного производства условно можно разделить на два вида: обязательные и факультативные. К первым относится возбуждение исполнительного производства, подготовка к принудительному исполнению и завершение исполнительного производства. Так, любое исполнительное производство проходит стадию возбуждения (ч. 1 ст. 30 Закона об исполнительном производстве). Далее следует подготовка к принудительному исполнению, на которой судебный пристав-исполнитель, в частности, устанавливает срок для добровольного исполнения (ч. 11 ст. 30 Закона об исполнительном производстве). В случае же если в установленный судебным приставом-исполнителем срок для добровольного исполнения должником содержащиеся в исполнительном документе требования были исполнены, то судебный пристав-исполнитель оканчивает исполнительное производство в связи с фактическим исполнением требований, содержащихся в исполнительном документе (п. 1 ч. 1 ст. 47 Закона об исполнительном производстве). Таким образом, за стадией подготовки к принудительному исполнению в приведённом примере сразу следует стадия завершения исполнительного производства.

Все остальные стадии исполнительного производства являются факультативными, поскольку их наступление (или ненаступление) будет зависеть от целого ряда обстоятельств, в некоторых случаях образующих сложный юридический состав. К примеру, стадия принудительного исполнения наступает, если в срок, установленный для добровольного исполнения, должник не исполнил содержащиеся в исполнительном документе требования. Кроме того, стадия принудительного исполнения наступает и в том случае, если исполнительный документ, подлежащий немедленному исполнению, не был исполнен в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства (ч. 1 ст. 112 Закона об исполнительном производстве).

Стадия распределения взысканных сумм между взыскателями присутствует, если осуществляется принудительное исполнение, причем как требований имущественного характера (ч. 3 ст. 110 Закона об исполнительном производстве), так и неимущественного (ч. 4 ст. НО Закона об исполнительном производстве).

Обжалование действий судебного пристава-исполнителя также относится к числу факультативных стадий исполнительного производства.» [8]

Необходимо отметить, что согласно Закона № 229-ФЗ, главой 5 стадии исполнительного производства чётко не закреплены. Выделение стадий исполнительного производство способствовало бы более логически стройному построению исполнительного производства в РФ.

2.2 Порядок исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях органами внутренних дел

Стать ёй 2 Закона № 3-ФЗ от 07.02.2011 г. «О полиции», п.1 пп. 5 установлено, что полиция осуществляет производство по делам об административных правонарушениях, исполнение административных наказаний. Таким образом, возможно сделать вывод о непосредственном участии данного органа внутренних дел в исполнительном производстве, как минимум, в той части, которая состоит в прямом воздействии на лиц, в отношении которых реализуется исполнительное производство.

На это напрямую указывает ст. 62 Закона № 229-ФЗ, которая гласит, что «…Сотрудники органов внутренних дел в пределах предоставленных им федеральным законом полномочий оказывают содействие судебным приставам-исполнителям в ходе исполнительного производства, в том числе при осуществлении розыска должника, его имущества или розыска ребенка, в порядке, установленном совместным нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию в сфере юстиции, и федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.» [9]

Органы внутренних дел имеют право на самостоятельное исполнение отдельных дел по административными правонарушениям. Оно может осуществляться в следующих случаях:

а) согласно ст. 28.6 КоАП РФ, должностные лица органов внутренних дел, принимая решение в пределах своей компетенции о назначении правонарушителю административного наказания в виде предупреждения или административного штрафа, налагаемого на месте совершения правонарушения (без составления протокола), сами же их исполняют;

б) согласно статей 32.1 и 32.2 КоАП РФ, должностные лица органов внутренних дел, рассмотревшие протокол по делу об административном правонарушении, организуют деятельность уполномоченных субъектов по исполнению вынесенных ими постановлений о назначении административного наказания в виде предупреждения или административного штрафа;

в) согласно ст. 32.3 КоАП РФ, должностные лица органов внутренних дел организуют исполнение вынесенных судьей постановлений о назначении административных наказаний в виде возмездного изъятия или конфискации оружия и боевых припасов, лишения права управления транспортными средствами, административного ареста.

Регламентация порядка взаимодействия органов внутренних дел и службы судебных приставов по организации взаимодействия осуществляется «Положением о взаимодействии Федеральной службы судебных приставов и Министерства внутренних дел Российской Федерации и их территориальных органов», утверждённое совместным Приказом Минюста РФ и МВД РФ № 208/1003 от 09.12.2005 г.

Согласно п. 4.3 данного Положения, подразделения Федеральной службы судебных приставов (ФССП) информируют МВД России, его территориальные органы об исполнении направленных в ФССП России, её территориальные органы постановлений органов внутренних дел Российской Федерации по делам об административных правонарушениях, в том числе о случаях ненадлежащего оформления исполнительных документов.

Кроме того, в обязанность подразделениям ФССП вменено сообщение МВД России, его территориальным органам о случаях возбуждения исполнительного производства в отношении органов внутренних дел Российской Федерации (п. 4.4 Положения).

Также, подразделения ФССП обязаны представлять в территориальные органы МВД России по месту совершения исполнительных действий копии постановлений о наложении (снятии) запрета на снятие с учёта, изменение регистрационных данных, проведение государственного технического осмотра автотранспортных средств должника (п. 4.5 Положения).

Кроме этого, подразделения ФССП направляют в территориальные органы МВД России копии документов, ограничивающих право граждан Российской Федерации на выезд из Российской Федерации в связи с их уклонением от исполнения обязательств, наложенных на них судом для выдачи уведомлений в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также информируют о снятии этих ограничений (п. 4.6 Положения).

Однако, следует отметить тот факт, что Законом № 229-ФЗ устанавливается лишь вспомогательная роль по отношению к судебным приставам-исполнителям. При этом, основной причиной использования функций органов внутренних дел при взаимодействии с судебными приставами-исполнителями является препятствие им в совершении исполнительных действий или в случае, если их жизни и здоровью угрожает опасность.

На оказание содействия указывает и п. 1 пп. 41 ст. 12 Закона № 3-ФЗ от 07.02.2011 г. «О полиции», который прямо устанавливает требование оказания содействия судебным приставам с целью «…исполнения судебных актов и актов других органов, при осуществлении розыска гражданина - ответчика по гражданскому делу, а также должника, имущества должника или розыска ребенка по исполнительным документам».

Следует указать на то, что порядок данного взаимодействия установлен Методическими рекомендациями по осуществлению привода лиц, уклоняющихся от явки в суд или к судебному приставу-исполнителю, утверждёнными Федеральной службой судебных приставов РФ (документ без номера, без даты). [10]

Согласно п. 2.12 данного документа, «… В целях обеспечения исполнения привода или устранения причин, препятствующих его исполнению, старший судебный пристав или старший группы судебных приставов, в необходимых случаях обращаются за содействием к администрации предприятия, командованию воинской части, организации, в учреждения по месту работы или учебы лица, подлежащего приводу или в органы внутренних дел».

В соответствии с Приказом Минюста РФ № 208, МВД РФ № 1003 от 09.12.2005 г. «Об утверждении Положения о взаимодействии Федеральной службы судебных приставов и Министерства внутренних дел Российской Федерации, их территориальных органов», ФССП России и МВД России, их территориальные органы организуют регулярный обмен информацией в порядке, установленном названным Положением.[11]

Следует отметить, что в наибольшей степени роль органов внутренних дел в исполнении постановлении по делам об административных правонарушениях проявляется при исполнении дел, по которым проходят граждане, имеющие автотранспортные средства. Основной причиной этого является, прежде всего, наличие централизованной базы автотранспортных средств, ведущейся ГИБДД МВД РФ. Кроме того, обращение взыскания на автотранспортные средства часто бывает более эффективным, нежели на другое имущество правонарушителя, так как оно может использоваться как инструмент заработка (например, в виде такси).

По информации С.Н. Чмырёва и Е.В. Щёголевой, «… осуществление розыскных мероприятий в отношении автотранспортных средств начинается с установления факта наличия их в собственности должника. Для этого направляется соответствующий запрос в региональный орган Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России».[12]

С целью обеспечения обращения взыскания необходимо, с одной стороны, не допустить отчуждения автотранспорта должником-правонарушителем, а также – описать данное имущество и арестовать его. Следует отметить, что ввиду ограниченности ресурсов службы судебных приставов самостоятельная реализация данного исполнительного процесса без привлечения органов внутренних дел, невозможна, что свидетельствует, как минимум, о равнозначности усилий органов внутренних дел и службы судебных приставов в данной ситуации.

С свою очередь, с целью обеспечения обращения взыскания на автотранспорт должника-правонарушителя, в ГИБДД службой судебных приставов направляется соответствующее постановление.

Правилами регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утверждёнными Приказом МВД России от 24 ноября 2008 г. №1001 (ред. от 13.02.2015 г.) «О порядке регистрации транспортных средств», установлено, что «… снятие с учёта транспортных средств на основании постановления судебных приставов-исполнителей об обращении на них взыскания может производиться только судебными приставами-исполнителями в порядке, установленном п. 44 данных Правил».[13]

Когда место нахождения автотранспорта неизвестно, производится вынесение постановления о его розыске, в котором указываются данные о транспортном средстве, куда входят:

– модель транспортного средства;

– год выпуска;

– номер государственного регистрационного знака и регион регистрации;

– цвет по установленной классификации;

– номера кузова и двигателя, шасси;

– VIN-код.

Необходимо отметить, что вышеприведённая информация имеется у подразделений ГИБДД и может предоставляться по запросу из подразделения ФССП, осуществляющего розыск. Постановление о розыске также содержит порядок информирования подразделения ФССП о задержании автотранспортного средства. Далее, осуществляется передача данного постановления в орган внутренних дел по месту нахождения подразделения ФССП, возбудившего исполнительное производство.

Сотрудниками ГИБДД производится задержание автотранспортных средств в случае:

– попытки регистрации отчуждения автотранспортного средства должником-правонарушителем в пользу третьих лиц – при ведении автоматизированных баз данных, содержащих информацию о автотранспортных средствах;

– в случае выявления автотранспортного средства в транспортном потоке – при работе на посту.

Далее, осуществляется доставка автотранспортного средства в территориальные ОВД, после чего осуществляется информирование соответствующего органа ФССП, возбудившего исполнительное производство.

Далее, подразделение ФССП при получении информации о задержании автотранспортного средства, в лице судебного пристава-исполнителя прибывает на место задержания (нахождения) данного объекта. Им составляется опись и арест данного автотранспортного средства.

Автотранспортное средство, на которое наложен арест, как правило, изымается из владения должника и передаётся на ответственное хранение третьему лицу, с одновременным запрещением его эксплуатации, ввиду того, что транспортные средства являются источниками повышенной опасности. При этом, их эксплуатация сопряжена с существенной вероятностью их повреждения или гибели в её процессе.[14]

В соответствии с совместным Приказом Минюста РФ и МВД РФ № 280/1003 от 09.12.2005 «Об утверждении Положения о взаимодействии Федеральной службы судебных приставов и Министерства внутренних дел Российской Федерации, их территориальных органов», п. 4.5, территориальные органы МВД России «… информируют ФССП России, её территориальные органы о случаях обращения в подразделения Госавтоинспекции для проведения регистрационных действий, государственного технического осмотра автотранспортных средств, в отношении которых судебными приставами-исполнителями введены запреты и (или) ограничения».[15]

По данным С.Н. Чмырёва и Е.В. Щёголевой «… в службе судебных приставов Читинской области активно используются данные областного батальона ДПС ГИБДД об административных правонарушениях, совершенных водителями автотранспорта, имеющими в собственности автотранспортные средства, зарегистрированные на подставных лиц.

В Республике Карелия достигнута договоренность об оборудовании в помещении Управления ГИБДД рабочего места с установкой ПЭВМ за счет службы судебных приставов, где сотрудник розыскного подразделения может входить в базу данных ГИБДД и получать необходимую информацию на должников – владельцев автотранспортных средств.

В Приморском крае с целью организации взаимодействия подразделений службы судебных приставов и органов внутренних дел по розыску автотранспортных средств разработан совместный приказ, определяющий порядок работы и обязанности обеих сторон. Данным приказом с целью упрощения процедуры проверки и повышения эффективности использования автоматизированного банка данных транспортные средства, находящиеся в розыске по постановлению судебных приставов-исполнителей, включаются в базу данных угнанного транспорта. Это решение отличается от общепринятого в органах внутренних дел порядка постановки транспортных средств в федеральную базу разыскиваемого транспорта. Обычно такая постановка осуществляется соответствующими органами только при возбуждении уголовного дела по признакам состава преступления, однако принятые меры позволили существенно повысить результативность обращения взыскания на автотранспортные средства». [16]

Однако, только автотранспортными средствами не исчерпывается взаимодействие органов внутренних дел и ФССП. Представляется, что основа такого взаимодействия – наличие у органов внутренних дел объективной информации о составе имущества, на которое может быть наложен обеспечительный арест. Как показывает практика, в качестве такого имущества могут выступать, например, недвижимость.[17]

Таким образом, можно сделать вывод о том, что роль органов внутренних дел в исполнительном производстве двоякая. С одной стороны, они имеют право самостоятельного производства по делам об административных правонарушениях согласно норм КоАП РФ, а с другой – они выполняют роль помощника ФССП РФ, предоставляя данной организации как силовую, так и организационно-информационную поддержку при реализации исполнительного производства.

 

[1] Гражданский процесс / под ред. В.А. Мусина, Н.А. Чечиной, Д.М. Чечот. – М.: Инфра, 1996. – С. 151.

[2] Викут М.А. Исполнительное производство. М.: Проспект, 2001. – С. 113.

[3] Курбангалеева Л. А. Новые способы исполнения судебных актов и актов уполномоченных органов [Текст] // Актуальные вопросы юридических наук: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, ноябрь 2012 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2012. – С. 125.

[4] Оланцева Ю.А. О понятии исполнительного производства по делам об административных правонарушениях // Бизнес в законе. – 2009. – №1. – С. 297.

[5] Оланцева Ю.А. О понятии исполнительного производства по делам об административных правонарушениях // Бизнес в законе. – 2009. – №1. – С. 297.

[6] Сорокин В.Д. Правовое регулирование: предмет, метод, процесс. – СПб.: Питер, 2003. – С. 279.

[7] Оланцева Ю.А. О понятии исполнительного производства по делам об административных правонарушениях // Бизнес в законе. – 2009. – №1. – С. 299.

[8] Гуреев В.А. Исполнительное производство. – М.: Эксмо, 2009. – С. 138.

[9] Закон №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 г. [Электр. источник]. – URL: www.consultant.ru. – 01.12.2016.

[10] Методические рекомендации по осуществлению привода лиц, уклоняющихся от явки в суд или к судебному приставу-исполнителю [Электр. источник]. – URL: http://fssprus.ru/files/metod_2_2011826113.odt. – 01.12.2016.

[11] Об утверждении Положения о взаимодействии Федеральной службы судебных приставов и Министерства внутренних дел Российской Федерации, их территориальных органов: Приказ Минюста РФ №208, МВД РФ №1003 от 09.12.2005 // СПС «КонсультантПлюс». – URL: http://www.consultant.ru. – 01.12.2016.

[12] Правовые основы взаимодействия судебных приставов исполнителей с органами внутренних дел при организации розыскных мероприятий в процессе обращения взыскания на автотранспортные средства // Вестник Воронежского института МВД России. – 2015. – №2. – С. 59.

[13] О порядке регистрации транспортных средств: Приказ МВД России от 24 ноября 2008 г. №1001 // СПС «КонсультантПлюс». – URL: http://www.consultant.ru. – 01.12.2016.

[14] Губарева Т.И. Административный процесс. – М.: РИОР: ИНФРА-М, 2014. – С. 129.

[15] Об утверждении Положения о взаимодействии Федеральной службы судебных приставов и Министерства внутренних дел Российской Федерации, их территориальных органов: Приказ Минюста РФ №208, МВД РФ №1003 от 09.12.2005 // СПС «КонсультантПлюс». – URL: http://www.consultant.ru. – 01.12.2016.

[16] Чмырев С.Н. Правовые основы взаимодействия судебных приставов исполнителей с органами внутренних дел при организации розыскных мероприятий в процессе обращения взыскания на автотранспортные средства // Вестник Воронежского института МВД России. – 2015. – №2. – С. 61.

[17] Жаглина М.Е. Исполнительное производство на современном этапе: состояние и развитие // Вестник Воронежского института МВД России. – 2014. – №4. – С. 53.

Категория: Материалы из студенческих работ | Добавил: medline-rus (27.02.2017)
Просмотров: 715 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%