Среда, 27.11.2024, 07:58
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 7
Гостей: 7
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из студенческих работ

Г осударственный механизм обеспечения безопасности в сфере энергетики

Любой механизм государственного обеспечения реализации конституционно-правовых положений представляет собой сложный управленческий комплекс. Мало принять закон или даже конституцию, нужно добиться того, чтобы содержащиеся в них нормы находили свое действительное воплощение в жизни. Для этого в развитие положений Конституции РФ принимаются многочисленные законы, нормы которых детализируются в подзаконных нормативных правовых актах, а некоторые территориальные особенности учитываются в нормативном правовом регулировании суб ектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Нормы права в сфере обеспечения энергетической безопасности, которые в основном рассмотрены выше, представляют собой слаженную структурированную систему и действуют на широкий круг общественных отношений. Но этого было бы недостаточно, если бы государство не обеспечивало другими правовыми средствами их надлежащее исполнение.

Рассматривая механизм государственного обеспечения безопасности в сфере энергетики в самом простом его виде, необходимо сделать вывод о его содержании, которое заключается в том, что одни субъекты устанавливают базовые правила поведения в данной сфере, а другие исполняют эти нормативные требования. В более детальном виде исполнение установленных нормативов представляет собой сложную структурированную организационную систему взаимоотношений компетентных субъектов, в которой каждый выполняет те задачи, которые на него прямо возложены.

Таким образом, механизм государственного обеспечения безопасности в сфере энергетики можно условно подразделить на две части:

механизм правового регулирования отношений в сфере обеспечения энергетической безопасности;

государственное обеспечение исполнения норм права в сфере энергетики.

Данная теоретическая конструкция не является универсальной для

регулирования всех общественных отношений, т. к. в условиях рыночной экономики предпринимательские, хозяйственные, международные частные и другие гражданско-правовые отношения подпадают под влияние складывающейся ситуации, целесообразности принятия экономических решений и т. д. Конституционное же право в большей степени использует императивный метод правового регулирования[1], и государственное воздействие на создание норм права и их реализацию достаточно велико.

Как справедливо отмечает А. Ф. Дьяков, субъекты рыночных отношений свои основные усилия направляют на извлечение прибыли, и в этой связи очень важно государственное участие для сохранения условий, при которых будет достигнут максимально возможный уровень защищенности территории страны[2].

Но вместе с тем в полном отрыве от негосударственного сектора об обеспечении энергетической безопасности также речи идти не может.

Если рассматривать механизм обеспечения безопасности в сфере энергетики в конституционно-правовом аспекте, то роль нормального функционирования всей энергетической системы обусловлена важностью сохранения состояния защищенности граждан государства, окружающей среды, материальных ценностей и т. д. Поэтому органы власти должны прилагать максимум усилий для того, чтобы избежать энергетической катастрофы. Достичь этого можно путем принятия необходимых правовых актов, обеспечения надлежащего их исполнения, стимулирования добросовестного отношения к работе энергетических об ектов, налаживанием международных отношений и т. д.

Рассматривая механизм правового регулирования в общетеоретическом смысле, А. В. Малько определил его как «систему правовых средств, организованных наиболее последовательным образом в целях преодоления препятствий, стоящих на пути удовлетворения интересов субъектов права»[3]. Если спроецировать данное определение на предмет нашего исследования, то в процессе государственного обеспечения энергетической безопасности правовые средства должны быть направлены на безоговорочное преодоление тех угроз, которые могут представлять собой опасность для нормального функционирования энергетической системы. А удовлетворение интересов всех субъектов права на территории России достигается в случае, когда потребители получают необходимый им продукт и не задумываются об опасностях, которые могут возникнуть при авариях на об ектах энергетической системы.

Государственное обеспечение исполнения норм права в сфере энергетики представляет собой принятие необходимых решений, организацию работы компетентных органов, взаимодействие между полномочными суб ектами, направленное на положительное решение вопросов обеспечения энергетической безопасности.

В. В. Лазарев отмечает, что для эффективной реализации нормативного правового акта государство должно немало «тратить»[4]. Например, для того, чтобы реализовать нормы об обеспечении энергетической безопасности, государство, принимая закон, подразумевает, что, построив газопровод, оно имеет все необходимые средства не только для того, чтобы обеспечить работу данного объекта, но и для сохранения состояния защищенности окружающей среды и здоровья граждан.

В решении вопросов обеспечения энергетической безопасности принимает участие большое количество субъектов. И несмотря на то, что нами рассматривается именно государственный механизм, его элементами выступают и негосударственные организации.

Российская Федерация как субъект обеспечения энергетической безопасности устанавливает базовые правила функционирования энергетических объектов, компетенцию уполномоченных органов, занимающихся поддержанием нормального функционирования энергетической системы. Данные функции осуществляются в основном путем ратификации международных стандартов обеспечения энергетической безопасности, принятия федеральных законов и т. д. и подробно рассмотрены в предыдущих параграфах диссертационного исследования.

Международные организации тоже являются субъектами обеспечения энергетической безопасности, участвуют в данном процессе главным образом путем принятия международных соглашений и проведения мониторинга состояния энергетических объектов. Акты международных организаций подробно рассмотрены в предыдущих параграфах данного диссертационного исследования.

Международные организации также занимаются и решением практических вопросов обеспечения энергетической безопасности в России. Например, с 11 по 19 ноября 2013 г. МАГАТЭ осуществляло комплекс мероприятий, направленных на проверку соблюдения международных требований энергетической безопасности компетентными органами власти России. Результаты инспекции продемонстрировали эффективность работы государственных органов и иных уполномоченных организаций в данном направлении деятельности[5].

Организация обеспечения энергетической безопасности осуществляется российским государством и без вступления в различные международные организации, но также дает необходимый положительный эффект. Как отмечает А. Гусев, сотрудничество России и Европейского Союза в данной сфере давно перешло в практическую плоскость и дает свои положительные результаты, в том числе в части финансирования российских проектов за счет средств зарубежных партнеров[6].

Президент Российской Федерации в соответствии с ч. 1 ст. 90 Конституции РФ принимает указы и распоряжения в рамках своих полномочий. Некоторые из

-5

них касаются обеспечения энергетической безопасности . Кроме того, Президентом России проводятся другие организационные мероприятия, направленные на обеспечение защищенности граждан от энергетических угроз. Например, 31 марта 2015 г. было проведено оперативное совещание Совета безопасности при Президенте, на котором обсуждались вопросы иранской ядерной программы. Г лава государства также ведет переговоры с руководителями других стран для реализации взаимодействия с целью достижения максимального уровня энергетической безопасности. Например, 17 марта 2015 г. В. В. Путин беседовал с Президентом Турецкой Республики Р. Т. Эрдоганом. Предметом разговора были в том числе вопросы прокладки газопровода из России в Турцию[7].

Федеральное Собрание РФ в основном занимается тем, что устанавливает законодательные правила и нормы осуществления мероприятий по обеспечению энергетической безопасности. Основные законодательные акты, принятые Федеральным Собранием РФ, были рассмотрены нами в предыдущем параграфе.

Помимо этого, структурные подразделения палат федерального законодательного органа проводят другие организационные мероприятия, направленные на определение проблем, угроз от негативного воздействия в сфере энергетики. Например, 25 ноября 2014 г. Комитет Совета Федерации по обороне и безопасности организовал проведение заседания на базе Всероссийского центра мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера МЧС России — Центра «Антистихия». В рамках данного мероприятия была озвучена позиция о дальнейшем более детальном законодательном регулировании проведения профилактических мер в отношении энергетических объектов, несущих в себе потенциальную опасность[8].

Решение организационных вопросов обеспечения энергетической безопасности осуществляет и Государственная Дума ФС РФ. Так, 21 сентября 2011 г. состоялось заседание подкомитета Азиатской парламентской ассамблеи (АПА) по объединенному азиатскому энергетическому рынку, в рамках которого со своими предложениями об обеспечении дополнительных мер безопасности при транспортировке энергоресурсов высказал В. А. Язев[9] [10] [11].

Правительство РФ обеспечивает энергетическую безопасность путем принятия нормативных правовых актов и решения организационных вопросов. Среди множества актов федерального органа исполнительной власти можно выделить постановление Правительства РФ от 2 октября 2013 г. № 861 «Об утверждении Правил информирования субъектами топливно-энергетического комплекса об угрозах совершения и о совершении актов незаконного

Л

вмешательства на объектах топливно-энергетического комплекса» . Оно устанавливает правила, исключающие постороннее вмешательство в нормальное функционирование данной области энергетики.

В отношении каждого объекта топливно-энергетического комплекса действует постановление Правительства РФ от 5 мая 2012 г. № 460 «Об утверждении Правил актуализации паспорта безопасности объекта топливно-

-5

энергетического комплекса» . Функционирование компетентных субъектов урегулировано в постановлении Правительства РФ от 3 июля 2006 г. № 412 «О федеральных органах исполнительной власти и уполномоченных организациях, осуществляющих государственное управление использованием атомной энергии и государственное регулирование безопасности при использовании атомной энергии»[12] и т. д.

Правительство РФ осуществляет различные организационные мероприятия, чтобы обеспечить энергетическую безопасность в стране. Так, 18 марта 2015 г. состоялось совещание, на котором обсуждалась Энергетическая стратегия развития России до 2035 года, внимание было уделено в том числе вопросам защищенности энергетической системы страны[13] [14].

Функции Правительства России в сфере обеспечения энергетической безопасности также реализуются в формировании других компетентных субъектов, которые специально на это уполномочены. К таковым относятся Министерство энергетики РФ, Министерство природных ресурсов и экологии и т. д. Данные ведомства в соответствии с действующим конституционно - правовым регулированием подотчетны Правительству РФ и требуют своего более детального самостоятельного рассмотрения.

Предназначение Министерства энергетики РФ (Минэнерго РФ) на

Л

основании п. 1 Положения о данном ведомстве , заключается в выработке и реализации политики государства и регулированию в сфере топливноэнергетического комплекса. Поэтому Минэнерго РФ также принимает нормативные акты, которые устанавливают конкретные правила поведения субъектов рассматриваемых правоотношений и осуществляет отдельные организационные мероприятия для достижения необходимых целей.

Среди нормативных актов ведомства можно выделить приказ Минэнерго РФ от 9 июня 2011 г. № 222 «О функциональной подсистеме предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в организациях (на объектах) топливноэнергетического комплекса и в организациях (на объектах), находящихся в ведении Минэнерго России» , которым регламентированы правила обеспечения энергетической безопасности на конкретных объектах в случае возникновения чрезвычайной ситуации. Приказ Минэнерго РФ от 13 декабря 2011 г. № 587 «Об утверждении перечня работ, непосредственно связанных с обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса»[15] [16] также предъявляет конкретные требования к функционированию объектов энергетической системы с целью минимизации рисков для безопасности. Приказ Минэнерго РФ от 16 января 2003 г. № 13 «Об утверждении списка расходных материалов для повышения уровня безопасности горных работ на шахтах» регламентирует обеспечение энергетической безопасности с использованием конкретных материальных средств при ведении работ в ходе добычи энергоресурсов2 и др.

Минэнерго РФ, помимо правового регулирования отношений в энергетической сфере, занимается проведением конкретных мероприятий по обеспечению защищенности энергетических объектов. Например, в апреле 2015 г. в Алтайском крае были подтоплены значительные территории, включающие населенные пункты и об екты топливно-энергетического комплекса[17]. Минэнерго РФ принимало участие в процессе водоотведения для нормального функционирования энергетической системы. Кроме того, ведомство осуществляет постоянный мониторинг состояния данной территории и конкретных объектов энергетического комплекса, расположенных на ней.

Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации на основании п. 1 Положения о данном ведомстве, нацелено на выполнение полномочий в таких сферах, как выработка государственной политики и нормативных правовых актов, а также их реализация в сфере недропользования, и мониторинг радиационного фона[18]. Таким образом, данное ведомство по большей части занято в профилактике угроз энергетического характера. Для достижения этих целей ведомство принимает правовые документы. Так, приказ Минприроды

РФ от 2 марта 1999 г. № 39 «О реализации Постановления Правительства РФ от 6 ноября 1998 г. № 1303»[19] [20] устанавливает дополнительные требования к обеспечению безопасности на объектах гидроэнергетики.

Ведомство проводит ряд организационных мероприятий для достижения обозначенных целей своего функционирования. Например, 7 апреля 2006 г. в Минприроды РФ в рамках IV Всероссийского энергетического форума «ТЭК России в XXI веке» был проведен круглый стол «Эффективное недропользование

Л

— основа экономической стабильности и энергетической безопасности России» , в рамках которого были обсуждены проблемы минимизации энергетических угроз, бывшими актуальными на тот период времени.

Кроме того, ведомство собирает информацию об уже происшедших фактах, нарушающих режим энергетической защищенности, и принимает необходимые меры по таким сообщениям. Например, на момент написания данного диссертационного исследования еще велась проверка в отношении разливов нефти, допущенных ООО «РН-Сахалинморнефтегаз», ставших известными благодаря обращениям общественных об единений[21].

Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) предназначено для осуществления комплекса мероприятий, направленных на предотвращение и ликвидацию последствий, которые могут быть вызваны в том числе энергетической катастрофой[22]. В рамках своей компетенции данное ведомство осуществляет нормативное правовое регулирование деятельности уполномоченных субъектов на обеспечение энергетической безопасности. Так, приказ МЧС России от 28 февраля 2003 г. № 105 «Об утверждении Требований по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения»[23] [24] устанавливает основные критерии для определения степени опасности в процессе, проектирования, строительства и эксплуатации того или иного энергетического объекта.

Взаимодействие с социально ориентированными общественными

об единениями в целях минимизации возможности возникновения энергетических угроз осуществляется, основываясь на приказе МЧС России от 2 марта 2015 г. № 99 «О реализации постановления Правительства РФ от 6 декабря 2014 г. № 1332 „Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета социально ориентированным некоммерческим

организациям, осуществляющим деятельность в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и

Л

безопасности людей на водных объектах^» . Данный нормативный правовой акт предусматривает возможность финансовой поддержки тех социально ориентированных некоммерческих формирований, которые проводят работу с населением по профилактике энергетических катастроф, выполняя, по сути, функции МЧС России.

Юридическая защита тех, кто уже подвергся негативному воздействию от аварий на энергетических об ектах, осуществляется совместным приказом МЧС России № 228, Минздравсоцразвития РФ № 271, Минфина РФ № 63н от 11 апреля 2006 г. «Об утверждении Порядка и условий оформления и выдачи специальных удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»[25] [26] [27]. Данный акт подчеркивает не только необходимое гарантирование прав и законных интересов лиц, пострадавших от катастрофы 1986 г., но и показывает, что многие, а скорее— все, федеральные ведомства вовлечены в функционирование механизма обеспечения безопасности в сфере энергетики. И особенность данных правоотношений заключается в том, что положительного результата в отдельных областях можно достигать путем конструктивного сотрудничества.

МЧС России также своим непосредственным участием обеспечивает энергетическую безопасность. Например, с 12 апреля 2015 г. ведутся работы по восстановлению газоснабжения в Чегемском районе Кабардино-Балкарской Республики и налаживанию системы теплоснабжения в городе Кисловодске Ставропольского края2.

Многие государственные органы непосредственно не заняты в энергетической сфере, но реализуют функции по общему обеспечению безопасности и в рамках реализации своих полномочий тоже выполняют фактические действия по защите энергетической системы. Эти обстоятельства позволяют данным органам занять свое место в государственном механизме обеспечения безопасности в сфере энергетики.

Например, на основании ст. 1 Федерального закона от 3 апреля 1995 г.

-5

№ 40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности» данный государственный орган создан для того, чтобы решать задачи по обеспечению безопасности Российской Федерации. Органы прокуратуры на основании ст. 1 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» следят за обеспечением режима законности при функционировании различных сфер жизнедеятельности общества[28]. Часть 1 ст. 1 Федерального закона «О полиции» определяет обеспечение общественной безопасности как одно из предназначений полиции[29] [30] и т. д.

По справедливому замечанию Е. Л. Логинова, современный механизм обеспечения безопасности в сфере энергетики накопил ценный опыт взаимодействия с негосударственными структурами. Этот вектор развития энергетической политики становится одним из самых приоритетных, т. к.

-5

позволяет эффективно и целенаправленно решать государственные задачи , чему и будет посвящено дальнейшее исследование в данном параграфе.

Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» на основании ч. 1 ст. 4 Федерального закона «О Государственной корпорации по атомной энергии „Росатом“» осуществляет свою работу в том числе для обеспечения безопасного функционирования различных об ектов ядерной энергетики. Несмотря на то что «Росатом» не является органом государственной власти, он все-таки осуществляет нормативное правовое регулирование, направленное на обеспечение энергетической безопасности, в соответствии со ст. 8 Федерального закона «О Государственной корпорации по атомной энергии „Росатом“»[31]. Такими документами являются, например, приказ Г оскорпорации «Росатом» от 7 июля

г. № 1/24-НПА «Об утверждении сроков промежуточного хранения радиоактивных отходов и об емов таких отходов для организаций, эксплуатирующих особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты»[32] или приказ Госкорпорации «Росатом» от 31 июля 2014 г. № 1/27-НПА «О реестре органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия продукции, для которой

устанавливаются требования, связанные с обеспечением безопасности в области использования атомной энергии, обязательным требованиям, реестре экспертов по аккредитации в области использования атомной энергии, реестре выданных сертификатов соответствия на продукцию, для которой устанавливаются требования, связанные с обеспечением безопасности в области использования атомной энергии»[33].

Помимо этого Государственная корпорация принимает участие в организационных мероприятиях. Так, 24-25 ноября 2015 г. представители «Росатома» участвовали в VIII Энергетической конференции Центральной Европы «Энергетическая политика ЕС и энергетическая безопасность Центральной Европы», которая состоялась в Братиславе[34] [35].

Кроме того, «Росатом» в период с 2008 по 2013 г. вывез отработанные ядерные материалы из переполненных хранилищ в объеме 23,17 т из

-5

106 накопленных ядерных отходов , чем также были обеспечены дополнительные гарантии защищенности от негативного ядерного воздействия.

Функции по обеспечению безопасности, по мнению ученых-экономистов, помимо общей пользы приносят еще и дополнительные выгоды и прибыль компании[36], так что их реализация полезна для всех субъектов.

В этой связи звучат предложения о расширении управления обеспечения энергетической безопасности путем создания различных организационных форм на базе «Росатома» (консорциумы, международные агентства и т. д.)[37]. Такая работа может позволить консолидировать силы всех заинтересованных субъектов в обеспечении защищенности мира от ядерных угроз.

Российское акционерное общество «Газпром» — юридическое лицо, которое учреждено Правительством РФ на основании Указа Президента РФ от 5 ноября 1992 г. № 1333 «О преобразовании Государственного газового концерна „Газпром“ в Российское акционерное общество „Газпром^»[38]. На основании п. 2 данного нормативного правового акта в сфере обеспечения энергетической безопасности «Г азпром» обязан обеспечивать:

надежное газоснабжение всех потребителей по имеющимся правовым документам, в том числе международным соглашениям;

контроль за стабильным функционированием всей системы газоснабжения государства.

Пункт 3.2. Устава «Газпрома» также дополняет полномочия данной организации в рассматриваемой сфере, причисляя к ним защиту окружающей среды от вредного воздействия энергетических об ектов, обеспечение безопасности труда сотрудников организации, а также обеспечение охраны

-5

энергетических объектов от воздействия внешних факторов .

«Газпром» в процессе осуществления своей деятельности принимает внутренние документы, которые направлены на обеспечение энергетической безопасности. Так, на основании п. 15.5 Правил технической и безопасной эксплуатации конденсатопродуктопроводов ВРД 39-1.10-049-2001 от 9 июля 2001 г.[39] [40] на стадии строительства трубопроводной системы для защиты окружающей среды должны быть выполнены следующие требования:

параллельно трубопроводу должны проходить дороги, позволяющие обслуживать его, кроме этого, необходимо предусматривать специальные базы обслуживания энергетических объектов;

необходимо также предусматривать строительство узлов и систем опорожнения продуктопровода;

параллельно строительству должна производиться техническая рекультивация для сбережения природного облика почв, растительности, лесов, а также восстановление утраченных об ектов при ведении такой работы;

особое внимание необходимо уделять контролю сварных швов;

при ведении трубопроводов через населенные пункты, а также на переходах через железные и автомобильные дороги применяются дополнительные технические меры безопасности и контроля за нормальным функционированием данной энергетической системы.

Другим документом «Г азпрома» регламентируется процедура

осуществления контроля данной организации за деятельностью своих дочерних предприятий, в том числе на предмет соблюдения требований обеспечения энергетической безопасности. Пункт 4.2 Порядка организации и проведения контроля (надзора) в ОАО «Г азпром» за соблюдением требований, установленных в стандартах и иных нормативных документах СТО Газпром — 1.14-2009 возлагает на рассматриваемую организацию полномочия по осуществлению контролю и надзору в дочерних предприятиях :

за исполнением принятых решений, в том числе в области дополнительного усиления уровня безопасности энергетических объектов;

соблюдением необходимых требований пожарной и промышленной безопасности;

соблюдением экологических стандартов на объектах ОАО «Газпром»;

необходимым уровнем общей безопасности при эксплуатации энергетических объектов и оборудования, а также здоровья граждан;

обеспечением безопасной, надежной и эффективной эксплуатации объектов ОАО «Газпром»;

своевременным проведением диагностических работ на энергетических объектах.

Внутри таких организаций, как «Росатом» или «Газпром», создается большой массив нормативного правового регулирования, устанавливающий значительные требования, которые по своей сути играют ключевую роль в обеспечении энергетической безопасности. Как видно из содержания данного диссертационного исследования, на государственном и межгосударственном уровнях установлены только самые общие требования к обеспечению энергетической безопасности. Однако то, каким именно образом она будет обеспечиваться на каждом конкретном объекте, установлено именно теми юридическими лицами, которые непосредственно занимаются производством энергии, поставляемой конечному потребителю. Безусловно, такие локальные нормативные правовые документы учитывают требования международных актов, федерального и регионального нормативного правового регулирования, их принимают проверяющие комиссии из компетентных государственных и межправительственных субъектов, но жизнь граждан, проживающих рядом с энергетическими об ектами, непосредственно зависит от тех людей, которые находятся в самой непосредственной близости к реактору, трубе или котельной. Поэтому большую важность имеет то, каким образом построена работа внутри каждой энергетической организации.

«Газпром», как и все другие компании, ведет организационную работу по обеспечению энергетической безопасности. Так, 24 декабря 2014 г. на ТЭЦ-16 ОАО «Мосэнерго» в эксплуатацию был введен новый парогазовый энергоблок мощностью 420 МВт (ПГУ-420). Как отметил председатель правления «Газпром» А. Ю. Миллер, использование современного энергоблока значительно снижает воздействие электростанции на окружающую среду, чем обеспечивается еще более эффективная защищенность окружающей среды от вредного воздействия энергетических объектов[41].

21 января 2013 г. в городе Сочи «Газпром» ввел в эксплуатацию Адлерскую ТЭС, которая также отвечает всем необходимым требованиям безопасности в отношении жителей города и окружающей природной среды[42] [43].

Данные мероприятия свидетельствуют о развитии энергетической отрасли российского хозяйства, вместе с тем при интеграции новых энергетических объектов в эту систему соблюдаются все необходимые условия для обеспечения максимальной защищенности.

Еще одной ключевой компанией, играющей существенную роль в обеспечении энергетической безопасности, является открытое акционерное общество «Нефтяная компания «Роснефть». Данная организация создана на основе постановления Правительства РФ от 29 сентября 1995 г. № 971 «О преобразовании государственного предприятия „Роснефть“ в открытое

-5

акционерное общество „Нефтяная компания ‘Роснефть’“» . В соответствии с п. 3.4 Устава данной организации предметом деятельности компании является в том числе обеспечение стабильного энергоснабжения конечного потребителя, что являет собой косвенное обеспечение энергетической безопасности, которое было теоретически более подробно рассмотрено выше[44].

Несмотря на это, «Роснефть» фактически проводит немало мероприятий, направленных на эффективную работу механизма обеспечения безопасности в сфере энергетики.

Так, в 2013 г. компания вложила около миллиарда рублей на распространение наиболее эффективных методик управления природоохранной деятельностью различными субъектами, в том числе для минимизации негативного воздействия со стороны энергетических объектов. Помимо этого проведено множество мероприятий, цель которых была направлена на достижение минимально возможного воздействия на окружающую среду в процессе осуществления повседневной работы объектов компании. Немаловажным направлением деятельности является работа по ликвидации экологического ущерба, который был нанесен другими ресурсодобывающими организациями в прошлом. Также была проведена масштабная инвентаризация и уточнение информации о накопленном загрязнении окружающей природной среды, на основе чего были сформированы планы мероприятий в сфере обеспечения энергетической безопасности (например, Консолидированная программа по ликвидации накопленного экологического ущерба на 20142020 гг.). Также необходимо отметить, что в 2013 г. «Роснефть» не приостанавливала свою природоохранную деятельность ни при каких обстоятельствах, что также позволило в большей степени гарантировать максимально возможный уровень безопасности в рассматриваемой сфере[45] [46].

Еще одним ключевым субъектом, задействованным в государственном механизме обеспечения безопасности в сфере энергетики, является созданное на основании постановления Правительства РФ от 11 июля 2001 г. № 526

Л

«О реформировании электроэнергетики Российской Федерации» открытое

акционерное общество «Федеральная гидрогенерирующая компания — РусГидро» (ОАО «РусГидро»). На основании п. 3.1 Устава данной организации в качестве первой цели выделяется обеспечение безопасности и надежности функционирования генерирующих объектов. Для реализации указанной цели в п. 3.2 прописаны некоторые задачи, стоящие перед компанией, — обеспечение безопасности труда, защита окружающей природной среды и т. д.[47] [48]

«РусГидро» проводит многие мероприятия, направленные на обеспечение энергетической безопасности в своей области. Так, в рамках информационнопросветительского проекта «Школа гидроэнергетика», прошедшего 17 апреля 2014 г., было намечено полное окончание строительства Чебоксарской гидроэлектростанции, что позволит поднять ее водохранилище до необходимого значения в 68 м. При этом будут решены транспортные проблемы, а также гарантирована глубина судового хода 4 м независимо от общего уровня водности по всей акватории Волги. Помимо этого, по окончании обозначенной стройки Чебоксарское водохранилище увеличит свой объем на 5 кв. км. Все эти меры позволят также обеспечить безопасность прибрежных территорий в периоды половодья, срезать пик данного природного явления, а также обеспечить дополнительную защищенность энергетических объектов2.

Российская научная комиссия по радиационной защите создана постановлением Президиума Российской академии медицинских наук от 13

-5

октября 1999 г. № 163 . Среди основных задач данной организации можно

выделить формирование предложений, направленных на обеспечение

радиационной безопасности; попытку решения проблем энергетической безопасности с научной точки зрения; экспертную оценкуа действующих нормативных правовых актов и их проектов с точки зрения защиты здоровья населения и т. д.

Реализуя возложенные на Российскую научную комиссию по радиационной защите задачи, данный субъект, основываясь на научных исследованиях, дает свои заключения относительно вопросов обеспечения энергетической безопасности. Такие заключения учитываются компетентными субъектами, которые непосредственно занимаются обеспечением энергетической

безопасности. Так, на одном из заседаний данной комиссии было принято решение о необходимости приведения в полное соответствие норм отечественного нормативного правового регулирования с требованиями МАГАТЭ[49] [50].

Одним из субъектов, участвующим в работе механизма обеспечения безопасности в сфере энергетики, является Наблюдательный совета Единой системы оценки соответствия в области промышленной, экологической

Л

безопасности, безопасности в энергетике и строительстве . В рамках осуществления своей деятельности данный субъект следит за тем, чтобы фактическое состояние энергетических об ектов соответствовало установленным требованиям. Таким образом, государство гарантирует нормальное функционирование энергетической сферы, уполномочив специальный орган наблюдать за соответствием нормативных требований.

Описанный государственный механизм обеспечения безопасности в сфере энергетики не может отразить полной картины происходящего. Как уже было отмечено выше, данные суб екты в основном только принимают значимые решения в рассматриваемой сфере, некоторые из них обретают форму нормативных правовых актов, другие — конкретных организационных мероприятий, которые в конечном итоге дают эффект защищенности населения, окружающей природной среды и материального имущества от негативного воздействия функционирования энергетической сферы.

Из проведенного исследования также видно, что государство привлекает для взаимодействия другие негосударственные формирования, которые, по сути, наделяются полномочиями публично-правового образования и стоят на страже безопасности граждан при осуществлении своей деятельности, что также дает положительные гарантии.

Государственный механизм обеспечения безопасности в сфере энергетики сложно структурирован, но в общих чертах состоит из ключевых органов управления на федеральном уровне, далее по основным областям энергетики происходит распространение функций, курирование которых осуществляют базовые (по сути, монополистические) компании, которые государством же и созданы изначально. Такие организации если не формально, то фактически подчиняются государственной воле и эффективным образом ведут работу по соблюдению режима защищенности энергетической системы в целом и каждого об екта в частности.

Каждый энергетический объект представляет собой серьезную опасность для всего, что может быть дорого человечеству, именно поэтому безопасности уделяется столь серьезное внимание. На международном уровне ведется постоянная работа по унификации международно-правового регулирования в данной сфере, присоединению максимального числа государств к различным договорам, гарантирующим защищенность всего окружающего от негативного воздействия энергетики. Внутри российского государства также активно создается эффективная система законодательных положений, которые могут гарантировать высочайшую степень безопасности от энергетического воздействия. Для этого на основании ключевых положений Конституции РФ в основных областях энергетики приняты федеральные законы, которые находятся в стадии постоянного реформирования и совершенствования, соответствуя развитию техники, изменению характера общественных отношений, учитывая общемировую политическую обстановку.

Важное значение имеет правоприменительная практика. Работу системы обеспечения энергетической безопасности можно считать удовлетворительной, когда о ней вовсе ничего не известно. Соблюдение режима защищенности предполагает молчаливое эффективное функционирование энергетических объектов без возникновения каких-либо негативных явлений. Оценивая современную ситуацию, а также учитывая опыт прошлого, о полном отсутствии проблем в данной сфере говорить пока невозможно. Многие из них необходимо решать с точки зрения развития технологий, но юридическая защищенность населения при ликвидации последствий энергетических катастроф должны быть для государства самой приоритетной задачей исходя из определения человека, его прав и свобод в качестве наивысшей конституционной ценности.

 

[1] См.: ЧервонюкВ. И. Конституционное право России : учеб. пособие. М. : Термика, Инфра-М, 2004. С. 10.

[2] Дьяков А. Ф. Указ. соч. С. 3.

[3] Теория государства и права : курс лекций / под ред. Н. И. Матузова и А. В. Малько. 2-е изд., перераб. и доп. М. : Юристъ, 2001. С. 399.

[4] Лазарев В. В. Правоприменительная практика как критерий эффективности закона // Избранные труды : в 3 т. М. : Новая юстиция, 2010. Т. I : Закон. Законность. Применение закона. С. 642.

[5] В России прошла постмиссия МАГАТЭ по инспекции Ростехнадзора // Сайт Российского атомного сообщества. URL: http://www.atomic-energy.ru/news/2013/11/20/45112. (дата обращения: 21 апреля 2015 г.).

у

Гусев А. Экологическая безопасность в сфере интересов России и ЕС // Обозреватель. 2009. № 9. С. 53.

Например: О гарантиях безопасного и устойчивого функционирования атомной энергетики Российской Федерации : Указ Президента РФ от 2 июля 1996 г. № 1012 // СЗ РФ. 1996. № 28. Ст. 3360 ; Об осуществлении контроля за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса : Указ Президента РФ от 28 октября 2014 г. № 693 ; Об организации федерального государственного надзора в области ядерной и радиационной безопасности ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения и в области физической защиты ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов на ядерных объектах : Указ Президента РФ от 13 февраля 2014 г. № 79 // СЗ РФ. 2014. № 7. Ст. 671.

[7] Совещание с постоянными членами Совета Безопасности ; Телефонный разговор с Президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом // Официальный сайт Президента Российской Федерации. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/47872. (дата обращения: 20 апреля 2015 г.).

Озеров В. Выстраивание нормативно-правовой базы в области прогнозирования чрезвычайных ситуаций поможет минимизировать ущерб от природных и техногенных катастроф // Официальный сайт СФ ФС РФ. URL: http://council.gov.ru/press-center/news/48828/. (дата обращения: 20 апреля 2015 г.).

[9] Валерий Язев: Наша цель — безопасное энергетическое пространство, дружественное природе и человеку // Официальный сайт ГД ФС РФ. URL: http://www.duma.gov.ru/news/273/104500/?sphrase_id=1699479 (дата обращения: 20 апреля 2015 г).

Об утверждении Правил информирования субъектами топливно-энергетического комплекса об угрозах совершения и о совершении актов незаконного вмешательства на объектах топливно-энергетического комплекса : постановление Правительства РФ от 2 октября 2013 г. № 861 // СЗ РФ. 2013. № 40 (ч. III). Ст. 5087.

[11] СЗ РФ. 2012. № 20. Ст. 2557.

[12] О федеральных органах исполнительной власти и уполномоченных организациях, осуществляющих государственное управление использованием атомной энергии и государственное регулирование безопасности при использовании атомной энергии : постановление Правительства РФ от 3 июля 2006 г. № 412 (ред. от 4 сентября 2012 г.) // СЗ РФ. 2006. № 28. Ст. 3079.

[13] Совещание о проекте Энергетической стратегии России на период до 2035 года // Официальный сайт Правительства РФ. URL: http://govemment.ru/news/17269/ (дата обращения:

20 апреля 2015 г.).

[14]

О Министерстве энергетики Российской Федерации : постановление Правительства РФ от 28 мая 2008 г. № 400 (ред. от 27 декабря 2014 г.) // СЗ РФ. 2008. № 22. Ст. 2577.

Российская газета. 2011. 5 августа. № 171.

[15] Российская газета. 2012. 1 февраля. № 20.

у

Российская газета. 2003. 22 февраля. № 35.

Сообщение о подтоплении в Сибирском федеральном округе // Официальный сайт Министерства энергетики РФ. URL: http://www.minenergo.gov.ru/press/min_news/2252.html (дата обращения: 20 апреля 2015 г.).

[18] О Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации : постановление Правительства РФ от 29 мая 2008 г. № 404 (ред. от 17 января 2015 г.) // СЗ РФ. 2008. № 22. Ст. 2581.

[19] Документ официально опубликован не был.

Круглый стол «Эффективное недропользование — основа экономической стабильности и энергетической безопасности России» пройдет 7 апреля 2006 г. в Министерстве природных ресурсов РФ в рамках IV Всероссийского энергетического форума «ТЭК России в XXI веке» // Официальный сайт Минприроды РФ. URL: http://www.mnr.gov.ru/news/detail.php7IDM5241 (дата обращения: 20 апреля 2015 г.).

Управлением Росприроднадзора по Сахалинской области возбуждено дело об административном правонарушении в отношении ООО «РН-Сахалинморнефтегаз» // Официальный сайт Минприроды РФ. URL: http://www.mnr.gov.ru/news/detail.php7IDM40790 (дата обращения: 20 апреля 2015 г.).

[22] Вопросы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий : Указ Президента РФ от 11 июля 2004 г. № 868 (ред. от 12 марта 2015 г.) // СЗ РФ. 2004. № 28. Ст. 2882.

[23] Российская газета. 2003. 12 апреля. № 71.

[24]

Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru. (дата обращения: 19 марта 2015 г.).

[25] Об утверждении Порядка и условий оформления и выдачи специальных удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС : приказ МЧС России № 228, Минздравсоцразвития России № 271, Минфина России № 63н от 11 апреля 2006 г. (ред. от 27 июня 2012 г.) // Российская газета. 2006. 19 сентября. № 208.

у

На контроле МЧС России // Официальный сайт МЧС России. URL: http://www.mchs.gov.ru/operationalpage/Operativnaja_informacija/item/3764353/. (дата обращения: 21 апреля 2015 г.).

[27]

О Федеральной службе безопасности : Федеральный закон от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ (ред. от 22 декабря 2014 г.) // СЗ РФ. 1995. 10 апреля. №15. Ст. 1269.

[28] О прокуратуре Российской Федерации : Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202-1 (ред. от 22 декабря 2014 г.) // СЗ РФ. 1995. 20 ноября. № 47. Ст. 4472.

О полиции : Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ (ред. от 12 февраля

2015 г.) // СЗ РФ. 2011. 14 февраля. № 7. Ст. 900.

[30] Логинов Е. Л. Указ. соч. С. 230.

[31] Логинов Е. Л. Указ. соч. С. 230.

[32] Российская газета. 2014. 21 августа. № 188.

[33] Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2014. 10 ноября. № 45.

и опыт «Росатома» были представлены на VIII Энергетической конференции Центральной Европы // Официальный сайт Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом». URL:

http://www.rosatom.ru/joumalist/news/4028e10046588c8d9ff6bfc77f76057d (дата обращения: 21 апреля 2015 г.).

о

См.: Абрамов А. А. Итоги реализации ФЦП «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2008 года и на период до 2015 года». М. : Росатом, 2013. С. 16.

[36] См.: Стеняев Е. С. Проблемы становления крупнейших государственных корпораций в современной России (на примере Госкорпорации «Росатом») : автореф. дис. ... канд. экон. наук. М., 2008. С. 7.

[37] См.: Никитенко И. В. Управление инновационным развитием высокотехнологичных корпораций (на примере Госкорпорации «Росатом») : автореф. дис. ... канд. экон. наук. Королев, 2013. С. 7.

[38] О преобразовании Государственного газового концерна «Газпром» в Российское акционерное общество «Газпром» : Указ Президента РФ от 5 ноября 1992 г. № 1333 (ред. от 12 мая 1997 г.) // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1992. 9 ноября. № 19. Ст. 1607.

Устав Российского акционерного общества «Газпром» от 28 июня 2002 г. (ред. от 27 июня 2014 г.) // Официальный сайт Российского акционерного общества «Газпром». URL: http://www.gazprom.rU/f/posts/60/091228/gazprom-articles-2014-06-27.pdf (дата обращения: 23 апреля 2015 г.).

[39] Документ официально опубликован не был.

[40]

Порядок организации и проведения контроля (надзора) в ОАО «Газпром». М. : Газпром, 2009. С. 10.

[41] «Газпром» повышает надежность энергоснабжения Москвы // Официальный сайт РАО «Газпром». URL: http://www.gazprom.ru/press/news/2014/december/artide211442/ (дата

обращения: 23 апреля 2015 г.).

Введена в эксплуатацию Адлерская ТЭС — самый современный объект энергогенерации Сочи // Официальный сайт РАО «Газпром». URL: http://www.gazprom.ru/press/news/2013/january/artide154477/ (дата обращения: 23 апреля

2015 г.).

О преобразовании государственного предприятия «Роснефть» в открытое акционерное общество «Нефтяная компания „Роснефть“» : постановление Правительства РФ от 29 сентября 1995 г. № 971 (ред. от 30 марта 1998 г.) // СЗ РФ. 1995. № 41. Ст. 3902.

[44] Устав открытого акционерного общества «Нефтяная компания „Роснефть“» (новая редакция). М., 2014. С. 4.

[45] Синергетический эффект интеграции новых активов в сфере обеспечения экологической безопасности в 2013 г. // Официальный сайт ОАО «Нефтяная компания „Роснефть“». URL: http://www.rosneft.ru/docs/report/2013/care/ecology.html (дата обращения:

23 апреля 2015 г.).

[46]

О реформировании электроэнергетики Российской Федерации : постановление Правительства РФ от 11 июля 2001 г. № 526 (ред. от 20 марта 2013 г.) // СЗ РФ. 2001. № 29. Ст. 3032.

[47] Устав Открытого акционерного общества «Федеральная гидрогенерирующая компания

РусГидро» (ОАО «РусГидро») // Официальный сайт ОАО «Федеральная гидрогенерирующая компания — РусГидро» (ОАО «РусГидро»). URL:

http://www.rushydro.ru/upload/iblock/9b5/Ustav-OAO-RusGidro.-Dejstvujushaya-redaktsiya- 28zaregistrirovana-07.07.201429.pdf (дата обращения: 24 апреля 2015 г.).

[48] См.: Хазиахметов Т. Р. Выступление в рамках информационно-просветительского проекта «Школа гидроэнергетика» // Официальный сайт Открытого акционерного общества «Федеральная гидрогенерирующая компания — РусГидро» (ОАО «РусГидро»). URL: http://www.rushydro.ru/press/news/97025.html (дата обращения: 27 апреля 2015 г.).

о

Постановление Президиума РАМН № 163 от 13 октября 1999 г. // Официальный сайт Медицинского радиологического научного центра им. А.Ф. Цыба — филиала ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский радиологический центр» Минздрава РФ. URL: http://mrrc-obninsk.ru/index.php/ru/rscrp?id=143 (дата обращения: 21 апреля 2015 г.).

[49] Заключение Российской научной комиссии по радиационной защите по вопросу обеспечения готовности и реагирования на радиологические аварийные ситуации // Радиация и риск. 2009. Т. 18. № 1. С. 7.

[50] СДА-02-2009. Положение о наблюдательном совете от 20 июля 2009 г. № 30-БНС // Сборник документов по аккредитации. Серия 32. Вып. 1. М. : Промышленная безопасность, 2009.

Категория: Материалы из студенческих работ | Добавил: medline-rus (03.05.2017)
Просмотров: 149 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%