Для исполнения уголовных наказаний в государстве, как правило, создается система со своими функциями и задачами. На протяжении длительного времени государственные учреждения и органы, специализирующиеся на исполнении уголовных наказаний, находились в ведении Министерства внутренних дел РФ.
В рамках реформирования уголовно-исполнительной системы МВД России с 1 сентября 1998 г. уголовно-исполнительная система из Министерства внутренних дел РФ была переведена в ведение Министерства юстиции РФ в целях совершенствования системы исполнения уголовных наказаний и во исполнение рекомендаций Совета Европы[1].
В связи с административной реформой, проходящей в нашем государстве, в 2004 г. Главное управление исполнения наказаний Российской Федерации было переименовано в Федеральную службу исполнения наказаний Российской Федерации, подведомственную Минюсту России.
Долгосрочный период, когда пенитенциарная система находилась в ведении Министерства внутренних дел Российской Федерации, стал определяющим фактором в развитии всей уголовно-исполнительной системы. Следует также отметить, что до сих пор пенитенциарная система во многих вопросах руководствуется нормативно-правовыми актами Министерства внутренних дел Российской Федерации. Отсутствие единого закона, регулирующего прохождение службы сотрудниками ФСИН России, влечет множество проблем. На данный момент порядок прохождения службы регулируется Положением о службе в органах внутренних дел. Сложившаяся ситуация негативно сказывается на развитии уголовно-исполнительной системы.
Необходимо четко понимать, что ФСИН России функционирует параллельно с МВД РФ. Единое законодательство, регулирующее одновременно работу обоих ведомств, приводит к его различным толкованиям, что на очередном этапе реформирования системы является недостатком.
В настоящее время ФСИН России в своей деятельности руководствуется следующими основными нормативными правовыми актами: Конституция Российской Федерации, Закон Российской Федерации от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (далее - Закон № 5473-1), Федеральный закон Российской Федерации от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», Уголовный кодекс РФ (далее также - УК РФ) и Уголовно-исполнительный кодекс (далее также - УИК, УИК РФ) 1996 г., а также ведомственными приказами и распоряжениями.
В соответствии с Указом Президента РФ от 13.10.2004 № 1314 «Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний», уголовно-исполнительная система является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, функции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию, а также функции по контролю за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания.
Согласно Закону № 5473-1, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных осуществляет федеральный орган исполнительной власти (ФСИН России) через учреждения и органы, исполняющие наказания.
Так, в соответствии со ст. 16 УИК РФ, учреждениями уголовноисполнительной системы, исполняющими уголовные наказания, являются: уголовно-исполнительные инспекции, исполняющие наказания в виде обязательных работ, ограничения свободы, исправительных работ, лишения права занимать определенные должности, заниматься определенной деятельностью, а также за ними закреплен контроль за поведением лиц, осужденных условно, наказание в виде исправительных работ исполняется в исправительных центрах, в соответствии со ст. 73 УК РФ: арестные дома, исполняющие наказание в виде ареста; наказание в виде лишения свободы исполняется колонией-поселением, воспитательной колонией, лечебно-исправительным учреждением, исправительной колонией общего, строгого и особого режимов, тюрьмой и следственным изолятором в отношении осужденных, оставленных для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию; наказание в виде пожизненного лишения свободы исполняется исправительной колонией особого режима.
Для исполнения иных видов уголовных наказаний специальных органов государственной власти не создается. Так, наказание в виде штрафа исполняется судебными приставами-исполнителями Федеральной службы судебных приставов России (далее - ФССП России).
Также в уголовно-исполнительном законодательстве закреплено, что лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград исполняется судом, вынесшим приговор, а требование приговора суда о лишении специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград исполняется должностным лицом, присвоившим звание, классный чин или наградившим государственной наградой, либо соответствующими органами Российской Федерации (ч. 3 ст. 16 УИК РФ).
Одновременно требование приговора суда о лишении права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью исполняются администрацией организации, в которой работает осужденный, а
также органами, правомочными в соответствии с законом аннулировать разрешение на занятие соответствующей деятельностью (ч. 2 ст. 16 УИК РФ).
Законодатель выделяет отдельную категорию осужденных - военнослужащие - в отношении которых исполнение наказаний возлагается: на командование гарнизонов - исполнение ареста, на командование воинских частей, учреждений, органов и воинских формирований - исполнение ограничений по военной службе (ч. 12 ст. 16 УИК РФ).
Таким образом, структура учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, предельно ясна и прописана в уголовно-исполнительном законодательстве России. Закрепленные в законе наказания будут иметь наибольший эффект лишь тогда, когда степень их исполнения и применения на практике будет достаточно высокой. Основополагающим здесь является достижение органами и учреждениями уголовно-исполнительной системы целей наказания, таких как восстановление социальной справедливости, исправление осужденного и предупреждение совершения им новых преступлений (ч. 2 ст. 43 УК РФ).
Данные положения подтверждаются мнениями видных ученых-юристов.
Так, В.И. Селиверстов делает следующие выводы: законодателем функция исполнения уголовного наказания возлагается, как правило, на специализированные государственные органы, и законодатель в нормах уголовноисполнительного законодательства четко разграничил функции исполнения наказания и исполнения требований приговора суда, возложив первую на государственные учреждения или государственные органы, а последнюю - на администрацию организаций, иных участников уголовно-исполнительных правоотношений в отношении конкретных осужденных к различным видам наказания1.
А.В. Бриллиантов и С.И. Курганов, анализируя и конкретизируя данную структуру, приходят к выводу о том, что для исполнения уголовных наказаний в государстве существует система учреждений и органов, одни из них создаются специально для данной цели - это специализированные учреждения и органы, иные же - это неспециализированные органы и учреждения, для которых функция исполнения наказаний не является основной1.
Исправительные учреждения представляют собой основу системы учреждений и органов, исполняющих наказания. В соответствии со ст. 74 УИК РФ к исправительным учреждениям относятся исправительные колонии, воспитательные колонии, тюрьмы и лечебные исправительные учреждения. Функцию исправительного учреждения также может выполнять и следственный изолятор только для ограниченного круга осужденных (ч. 1 ст. 74 УИК РФ).
По смыслу ст. 74 УИК РФ исправительные колонии выступают основным видом исправительных учреждений, имеющих ряд преимуществ перед другими учреждениями, исполняющими наказания в виде лишения свободы.
Во-первых, для исправительной колонии характерно достижение цели уголовного наказания в полном объеме, а также целей и задач уголовноисполнительного законодательства с помощью основных средств исправления: установленный порядок исполнения и отбывания наказания - режим, воспитательная работа, общественно полезный труд, получение общего образования, профессиональная подготовка и общественное воздействие (ч. 2 ст. 9 УИК РФ).
В тюрьме, например, привлечение осужденных к труду, получение общего образования, профессиональной подготовки ограничивается необходимостью обеспечения более строгой изоляции осужденных, чем в исправительной колонии, в которой создана система общеобразовательных школ, профессионально-технических училищ, курсов переподготовки, наличествует база, включающая разные сферы производства (деревообработка, выпекание хлебобулочных изделий, производство строительных материалов, швей-
ное производство и другое), где трудятся осужденные к лишению свободы на определенный срок и т.п.
Во-вторых, исправительная колония организована по отрядному принципу: осужденных объединяют в отряды и размещают в общежитиях. С учетом этого воспитательная работа с ними ориентирована в основном на применение коллективных методов воздействия на личность. Специфику организационного построения тюрем и исправительных колоний особого режима, а также формы и методы воспитательной работы с осужденными определяет то, что осужденные, отбывающие наказание в данных исправительных учреждениях, содержатся по камерам, тем самым ограничены в свободе передвижения и коллективного общения.
Данные характерные признаки присущи и для воспитательных колоний с учетом особенностей, определяемых социально-демографической характеристикой личности несовершеннолетних осужденных.
В свою очередь, такая социально-демографическая характеристика осужденных как состояние их здоровья (открытая форма туберкулеза, алкоголизм, наркомания), и проведение с ними лечебно-профилактических и санитарно-противоэпидемических работ обусловливают режим исполнения и отбывания наказания, а также привлечение данных осужденных к труду в лечебных исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы.
Значимость исправительных колоний, в сравнении с иными видами исправительных учреждений, подтверждается статистическими данными. По состоянию на 1 января 2017 г. в учреждениях уголовно-исполнительной системы содержалось 630 155 человек.
В 717 исправительных колоний отбывало наказание 519 491 человек, в том числе:
в 127 колониях-поселениях отбывало наказание 33 597 человек;
в 6 исправительных колониях для осужденных к пожизненному лишению свободы и лиц, которым смертная казнь в порядке помилования заменена лишением свободы отбывало наказание 2 005 человек;
в 217 следственных изоляторах и 98 помещениях, при колониях, функционирующих в режиме следственных изоляторов, содержалось 107 304 человека;
в 8 тюрьмах отбывали наказание 1705 человек;
в 24 воспитательных колониях для несовершеннолетних - 1655 человек[2].
Из приведенных данных видно, что в исправительных колониях отбывает наказание большая часть осужденных к лишению свободы.
С учетом вышеизложенных отличительных признаков, а также приведенных статистических данных можно говорить о том, что в исправительных колониях в большей степени, чем в иных учреждениях уголовноисполнительной системы, возможно совершение коррупционных преступлений. Поэтому в контексте проводимого исследования мы особое внимание уделяем проблеме совершения и распространения преступлений коррупционного характера именно в исправительных колониях.
Поставленные перед уголовным наказанием цели и задачи достигаются и решаются благодаря эффективности деятельности персонала учреждений и органов, исполняющих наказания. Понятие «персонал» охватывает всех лиц, работающих в учреждениях и органах, исполняющих наказания, и различается в зависимости от оснований поступления на работу, должностного положения, выполняемых функций[3].
Согласимся с мнением В.И. Селиверстова о том, что персонал представляет собой широкий круг лиц, задействованных в системе исполнения наказаний, и включает в себя как сотрудников, имеющих специальные звания рядового и начальствующего состава внутренней службы (аттестованный со-
став), так и рабочих и служащих (вольнонаемный состав)1. Требования, предъявляемые к аттестованному составу, различаются в зависимости от выполняемых функций от требований, предъявляемых к вольнонаемному составу.
В соответствии со ст. 24 Закона № 5473-1 к работникам уголовноисполнительной системы относятся лица, имеющие специальные звания сотрудников уголовно-исполнительной системы, рабочие и служащие учреждений, исполняющих наказания, объединений учреждений уголовноисполнительной системы.
В УИК РФ также встречается термин «администрация учреждений, исполняющих наказания», но не раскрывается.
Следует констатировать отсутствие единого понятия, объединяющего лиц, проходящих службу и работающих в уголовно-исполнительной системе. Отсутствует и понятие должностного лица исправительной колонии.
Уголовно-исполнительное законодательство, Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений (далее - Правила внутреннего распорядка ИУ), а также иные нормативные правовые акты ФСИН РФ закрепляют права и обязанности сотрудника, определяют его правовой статус.
Именно на сотрудников исправительных колоний возложены обязанности по охране осужденных, обеспечению режима исполнения и отбывания наказания и безопасности в исправительном учреждении, а также по привлечению осужденных к труду.
В отличие от сотрудников, правовой статус работников и служащих исправительных колоний регулируется законодательством о труде, а также иными локальными нормативными правовыми актами. Детализация обязанностей работников и служащих соотносится с конкретными учреждениями и органами, в которых они работают. Например, на работников и служащих исправительных колоний возлагается такая дополнительная обязанность, как
запрет вступать с осужденными в незаконные отношения: запрет на пронос и передачу осужденным каких-либо предметов, веществ и т.п.
Сотрудники и работники исправительных колоний наделены большими полномочиями, чем сотрудники исправительных учреждений и органов, исполняющих наказания без изоляции от общества. Учитывая специфику исполнения наказаний в исправительных колониях, на персонал возлагаются помимо основной функции исполнения наказания еще и иные, такие как обеспечение производственно-хозяйственной деятельности и др.
Учитывая многогранность понятия лиц, задействованных в уголовноисполнительной системе в процессе исполнения уголовных наказаний, с учетом возлагаемых полномочий, по нашему мнению, представляется целесообразным более детально рассмотреть функциональные обязанности сотрудников исправительных колоний, выступающих в статусе должностных лиц, и, следовательно, наиболее подверженных риску совершения коррупционных преступлений.
Понятие должностного лица закреплено в УК РФ в примечании к ст. 285. В ней сказано, что должностными признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, а также в Вооруженных силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.
Таким образом, руководствуясь вышеприведенным определением должностного лица, для признания сотрудника уголовно-исполнительной системы субъектом коррупционных преступлений необходимо установление не только факта пребывания лица в определенной должности, но и осуществление этим лицом функций представителя власти либо организационнораспорядительных или административно-хозяйственных функций. Данные функции раскрываются в Постановлении Пленума Верховного суда Российской Федерации от 16 октября 2009 г. № 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий».
Отсутствие четкого определения понятия «должностное лицо уголовно-исполнительной системы» компенсируется детально прописанным перечнем должностей федеральной государственной службы в уголовноисполнительной системе, данный перечень закреплен в приказе ФСИН РФ от 19.05.2006 № 245 «Об утверждении Регламента Федеральной службы исполнения наказаний».
Регламент включает в себя структуру и штатное расписание управления ФСИН России, его территориальных подразделений, отделов и служб внутри ведомства.
В дополнение к этому в рамках деятельности по противодействию коррупции в системе исполнения наказаний издан приказ ФСИН России от 31.08.2009 № 372 «Об утверждении перечня должностей федеральной государственной службы в уголовно-исполнительной системе, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей».
В территориальных органах ФСИН России сведения подают лица, замещающие такие должности, как:
а) все должности в оперативном управлении (отделе, отделении, группе), управлении (отделе, отделении, группе) собственной безопасности, управлении (отделе, отделении, группе) безопасности, отделе (отделении, группе) следственных изоляторов (тюрем), отделе (отделении, группе) государственного оборонного заказа и государственных закупок;
б) начальник и заместитель начальника: управления, отдела (кроме поименованных), инспекции, службы; начальник отделения (кроме поименованных);
в) помощник начальника территориального органа;
г) главный бухгалтер, заместитель главного бухгалтера;
д) главный ревизор - начальник контрольно-ревизионного отдела (отделения, группы), начальник кустовой инспекции технического надзора;
е) главный инженер, главный механик, главный экономист, главный энергетик;
ж) региональный инспектор;
з) все должности в контрольно-ревизионном отделе (отделении, группе);
и) специалисты всех наименований, исполнение должностных обязанностей по которым предусматривает осуществление полномочий по защите интересов уголовно-исполнительной системы в судах, по проведению правовой экспертизы проектов конкурсной документации и документации об аукционе на закупку товаров, работ, услуг для нужд уголовно-исполнительной системы, а также всех проектов соответствующих договоров, соглашений, контрактов;
к) специалисты (инспекторы, инструкторы) всех наименований, исполнение должностных обязанностей по которым предусматривает подготовку решений о присвоении специальных званий, награждении государственными и ведомственными наградами, осуществление функций инспекции по личному составу, профессиональной подготовки кадровых подразделений, пенсионного обеспечения;
л) специалисты (инспекторы, инженеры) всех наименований, исполнение должностных обязанностей по которым предусматривает осуществление функций организации и проведения закупок товаров, работ, услуг для нужд уголовно-исполнительной системы одним из конкурентных способов определения поставщиков;
м) специалисты (инспекторы) всех наименований, исполнение должностных обязанностей по которым предусматривает осуществление функций по профилактике коррупционных и иных правонарушений, и инспекции по личному составу.
Нас интересуют должностные лица - представители администрации исправительной колонии, которые замещают государственные должности, обладающие коррупционным риском:
начальник исправительной колонии;
заместители начальника исправительной колонии (по безопасности и оперативной работе, по кадрам и воспитательной работе, по режиму и надзору);
начальники подразделений, служб или отделов (начальник оперативного отдела, начальник отдела безопасности, начальник отдела по воспитательной работе с осужденными, начальник отдела охраны);
сотрудники подразделений, служб или отделов (инспектора, старшие инспектора оперативного отдела, отдела охраны, отдела безопасности, начальники отрядов).
Начальник исправительной колонии, являясь должностным лицом, руководит работой учреждения, всех его служб и отделов, осуществляет общую организацию всех протекающих в исправительной колонии процессов, а также подбор и расстановку кадров по штатному расписанию. Одновременно с этим он несет персональную ответственность за выполнение возложенных на исправительное учреждение задач, соблюдение законодательства Российской Федерации и т.д. В рамках своей компетенции начальник исправительной колонии имеет право предъявлять требования и принимать решения, которые обязательны для исполнения гражданами и должностными лицами, посещающими исправительное учреждение. Через своих заместителей организует и контролирует деятельность не только сотрудников, но и осужденных, находящихся в данном учреждении.
Организационно-распорядительные полномочия начальника исправительного учреждения тесно связаны с административно-хозяйственными функциями, которыми он наделен в силу занимаемой должности. В данном случае имеются в виду полномочия по управлению и распоряжению государственным имуществом.
Заместители начальника исправительного учреждения, отвечающие за определенные участки работы, относятся к должностным лицам, так как являются представителями власти, в рамках своей компетенции имеющим право отдавать указания и распоряжения не только сотрудникам и осужденным, но и другим гражданам, посещающим исправительное учреждение.
Организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции реализуются в руководстве вверенными им подразделениями, а также в распоряжении государственным имуществом и материальными ценностями исправительного учреждения, находящимися в их ведении в силу занимаемой государственной должности.
Начальники же структурных подразделений (служб, отделов и отделений) являются в свою очередь должностными лицами в силу выполнения ими организационно-распорядительных функций, выражающихся в руководстве деятельностью других людей, которые находятся в их непосредственном подчинении. Административно-хозяйственные функции выражаются в возможности самостоятельно решать вопросы, связанные с владением и распоряжением государственным имуществом, которое находится на балансе того структурного подразделения, которое они возглавляют. По сравнению с начальником учреждения и его заместителями, начальники отдельных подразделений наделены функцией представителя власти в меньшем объеме.
В свою очередь, сотрудники оперативного отдела, отдела безопасности, отдела охраны, а также начальники отрядов не имеют подчиненных им по службе лиц, но наделены властными полномочиями по отношению к широкому неопределенному кругу граждан, что дает достаточные основания счи-
тать их должностными лицами только при исполнении ими служебных полномочий при несении службы.
В соответствии с приказом ФСИН России от 17.03.2008 № 154 «Об утверждении примерных структур и расчетов штатной численности начальствующего состава, рабочих и служащих исправительных учреждений, лечебно-профилактических учреждений, следственных изоляторов уголовноисполнительной системы и методических рекомендаций по разработке их штатных расписаний» утверждены примерные структуры исправительных учреждений, в частности исправительной колонии, а также закреплен примерный расчет штатной численности начальствующего состава, рабочих и служащих.
Прописанный перечень коррупционно опасных должностей в исправительной колонии позволяет надеяться на уменьшение совершения преступлений коррупционного характера. Однако если уделять особое внимание проверкам сведений о доходах низших должностных категорий сотрудников и увеличивать количество данных должностей в указанном перечне, то может возникнуть опасность того, что лица средних и высших должностных категорий уголовно-исполнительной системы, совершающие более значимые коррупционные преступления, могут избежать наказания.
Итак, сотрудники исправительной колонии обладают всеми перечисленными выше признаками специального субъекта преступления - должностного лица. Поэтому за совершение коррупционных преступлений в ИК они должны нести ответственность как специальные субъекты преступлений против государственной службы.
Проводимая сегодня реформа ФСИН России осуществляется в соответствии с Концепцией развития УИС Российской Федерации до 2020 года (далее - Концепция), в рамках которой должен быть решен ряд насущных проблем, в том числе и повышение статуса сотрудника уголовноисполнительной системы, служащее профилактической мерой недопущения совершения преступлений коррупционного характера.
В соответствии с п. 7 Концепции в рамках кадрового обеспечения работников УИС предполагается:
обеспечение высокого социального статуса и престижа труда работника уголовно-исполнительной системы, законодательное определение системы социальных гарантий, в том числе выделения жилья работникам уголовно-исполнительной системы и членам их семей, развитие сети региональных медико-реабилитационных центров для профилактики профессиональной деформации, психологической перегрузки и организации семейного отдыха работников уголовно-исполнительной системы;
широкое применение практики материального и морального стимулирования работников уголовно-исполнительной системы, дальнейшее развитие системы мер поощрения;
обеспечение сбалансированности процессов сохранения и обновления количественного и качественного состава кадров, повышения их профессиональной компетенции. А также иные немаловажные мероприятия по выстраиванию системы подготовки и переподготовки кадров для правоохранительной службы в местах лишения свободы.
Принятая Концепция должна коренным образом поменять сложившуюся систему отношений, направленных на противодействие совершению коррупционных преступлений в уголовно-исполнительной системе. Провести как структурные, так и качественные изменения в вышеперечисленных отделах в целях предупреждения и выявления коррупционных преступлений среди сотрудников ведомства. В соответствии с Концепцией предполагается разработать и принять стандарты, основанные на единой системе обязанностей, запретов и ограничений, направленные на предупреждение коррупции.
В дополнение к Концепции в целях развития в обществе правовой модели поведения граждан, преодоления правового нигилизма, поддержания устойчивого уважения к закону и повышения доверия к правосудию, повышения уровня исполнения судебных актов и уголовных наказаний, включая разработку общей стратегии государственной политики в сфере исполнения уголовных наказаний; в рамках совершенствования уголовноисполнительной политики, а также повышения социального статуса сотрудников уголовно-исполнительной системы, престижа службы в исправительных учреждениях разработана государственная программа «Юстиция»[4], включающая в себя подпрограмму «Регулирование государственной политики в сфере исполнения уголовных наказаний» и федеральную целевую программу «Развитие уголовно-исполнительной системы (2007 - 2016 годы)».
В заключение хотелось бы отметить, что предусмотренные программы направлены на совершенствование уголовно-исполнительной системы, создание достойных условий службы для персонала учреждений и органов, исполняющих наказания.
[1] См.: Указ Президента РФ от 8 октября 1997 г. № 1100 «О реформировании уголовноисполнительной системы МВД РФ» // Собрание законодательства РФ. - 1997. - № 41, ст. 4683; Указ Президента РФ от 28 июля 1998 г. № 904 «О передаче уголовноисполнительной системы МВД РФ в ведение Министерства юстиции РФ» // Собрание законодательства РФ. - 1998. - № 31, ст. 3841.
[2] См.: Краткая характеристика уголовно-исполнительной системы // Официальный сайт ФСИН России. - URL: http:// http://фсин.рф/stmcture/mspector/iao/statistika/Kratkaya%20har- ka%20UIS/ (дата обращения: 12.01.2017).
[3] См.: Уголовно-исполнительное право России: учебник / под ред. В.И. Селиверстова. - 6е изд., перераб. и доп. - М.: Норма; ИНФРА-М, 2012. - С. 154.
[4] См.: «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Юстиция»: постановление Правительства РФ. - 2014. - № 312.
|