В современном законодательстве под административным правонарушением понимается противоправное, виновное действие или бездействие юридического или физического лица, за которое кодексом об административных правонарушениях устанавливается административная ответственность.
В юридической науке даются и другие определения административной ответственности. К примеру, В.Л. Кулапов говорит, что правонарушение представляет собой виновное противоправное действие или бездействие лица, которое причиняет определенный вред отдельным лицам, обществу, государству[1].
По мнению А.В. Кузнецова и Е.В. Климовича, правонарушение понимается как виновное поведение правоспособного индивида, которое находится в противоречии с предписаниями норм права, а также причиняет вред другим лицам и влечет за собой юридическую ответственность[2].
Административные правонарушения можно встретить во всех сферах административного права и конечно область дорожного движения не является исключением. Под дорожным движением следует понимать комплекс общественных отношений, которые возникают в процессе передвижения людей и грузов, как с помощью автотранспортных средств, так и без таковых[3].
Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» устанавливает основные принципы, которые обеспечивают безопасность дорожного движения. Первоначальным принципом является жизнь и здоровье граждан, которые участвуют в дорожном движении. Данный принцип преобладает над экономическими результатами хозяйственной деятельности. Государственная ответственность за обеспечение безопасности дорожного движения преобладает над той ответственностью, которую несут граждане, принимающие участие в дорожном движении, а также соблюдаются и интересы общества, и интересы государства при обеспечении безопасности дорожного движения[4].
В кодексе об административных правонарушениях выделена глава 12,в которой предусмотрены административные правонарушения в области дорожного движения.
Административное правонарушение содержит: объект, объективную сторону, субъект и субъективную сторону. К объекту правонарушения относят общественные отношения, которые возникли в области обеспечения безопасности дорожного движения, а также которые устанавливают порядок эксплуатации транспортных средств[5].
Правовой основой, которая регулирует, общественные отношения в данной сфере являются: Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ (ред. от 28.11.2015.) «О безопасности дорожного движения», а также постановление Правительства РФ от 23 октября 1993 г. № 1090 (ред. от 21.01.2016.) «О правилах дорожного движения» и др.
В форме действия или форме бездействия может выражаться объективная сторона административных правонарушений, которые совершаются в области дорожного движения[6].
К тем правонарушениям, которым характерно действие относятся: ст. 12.1 КоАП РФ управление транспортным средством, которое не зарегистрировано в установленном порядке или которое не прошло технический осмотр. Ст. 12.2 КоАП РФ управление транспортным средством с нарушением по установке регистрационных. Ст. 12. 5 КоАП РФ эксплуатация транспортного средства с неисправностями или условий, при которых она запрещена. Ст. 12.19 КоАП РФ неправильная остановка или стоянка транспортных средств. Ст. 12.21 несоблюдение правил перевозки грузов и правил буксировки. Ст.12.23 КоАП РФ несоблюдение правил перевозки людей и другие.[7]
К правонарушениям совершенным путем бездействия относятся: Ст.12.14 КоАП РФ неисполнение требования подать сигнал перед началом движения, перестроением, поворотом, разворотом или остановкой. Ст.12.16 КоАП РФ неисполнение условий, указанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги. Ст. 12.17 КоАП РФ не предоставление преимущества в движении маршрутному транспортному средству или транспортному средству с включенными специальными световыми и звуковыми сигналами. Ст. 12.25 КоАП РФ неисполнение предписания сотрудника полиции о предоставлении транспортного средства или об остановке транспортного средства. Ст.12.26 КоАП РФ неисполнение водителем транспортного средства предписания о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения. Ст.12.27 КоАП РФ неисполнение водителем обязанностей, связанных с ДТП, которые предусмотрены правилами дорожного движения. Ст.12.37 КоАП РФ невыполнение обязанности по страхованию гражданской ответственности неисполнение и некоторые другие.[8]
Так же при квалификации правонарушений следует учитывать и тот факт, что их совершение влечет за собой наступление вредных последствий. К ним относят ст. 12.30 КоАП РФ несоблюдение пешеходами, пассажирами транспортных средств или другими участниками дорожного движения правил дорожного движения (за исключением водителя транспортного средства), которое повлекло за собой создание помех в движении транспортных или повлекшее по неосторожности причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего. Ст. 12.24 КоАП РФ несоблюдение правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, которое повлекло причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего.[9]
В тех случаях, когда причинен тяжкий вред здоровью, или вред, повлекший по неосторожности смерть двух и более лиц, в данном случае деяние квалифицируют в соответствии со ст. ст. 264, 268 Уголовного Кодекса Российской Федерации[10].
Не маловажным является то, что при квалификации нарушений необходимо учитывать дополнительные признаки. Дополнительными признаками будут выступать способ, место и время.
Способ совершения административного правонарушения имеет большое значение, как считал Зубов, для таких составов как, например ст. 12.33 КоАП РФ повреждение дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо технических средств регулирования дорожного движения, а равно умышленное создание помех в дорожном движении, в том числе путем загрязнения дорожного покрытия[11].
Заведомо подложные или нечитаемые государственные регистрационные знаки транспортного средства (ст.ст. 12.2, 12.3 КоАП РФ); световые приборы, световозвращающие приспособления красного цвета (ч. 1 ст. 12.4 КоАП РФ); звуковые сигналы аварийной сигнализации, знаки аварийной остановки (ст. 12.20 КоАП РФ) и другие могут выступать в качестве средств совершения нарушений в сфере дорожного движения[12].
Место как признак совершения правонарушения указывает на места где это правонарушение совершено ст. 12.19 КоАП РФ тротуар и тоннель. Ст. 12.10 КоАП РФ железнодорожный переезд, ст.12.15 КоАП РФ велосипедные и пешеходные дорожки, обочины и тротуары и проезжая часть дороги, предназначенная для встречного движения. Ст.12.28 КоАП РФ жилые зоны. Ст.12. 24 КоАП РФ места, в которых запрещены маневры движения задним ходом. Ст.12.19 КоАП РФ места, отведенные для остановки и стоянки транспортных средств инвалидов и некоторые другие.
Под признаком время понимается момент движения, стоянки или остановки автотранспортных средств и т.д.[13].
Никакие другие факультативные признаки объективной стороны административных правонарушений в области дорожного движения при их квалификации значения не имеют, так как главой 12 КоАП РФ они не предусмотрены.
Субъектом административного правонарушения является лицо, которое совершило противоправное деяние в области дорожного движения и которое способно нести ответственность за его совершение. В рассматриваемой сфере субъектом может являться как физическое, так и юридическое лицо[14].
Важной особенностью установленной кодексом об административных правонарушениях является то, что субъект должен обладать административной дееспособностью и правоспособностью.
В свою очередь субъекты делятся на три группы: общие, особенные и специальные.
К общим субъектам относятся вменяемые физические лица, достигнувшие возраста шестнадцати лет, которые совершили административное правонарушение в области дорожного движения[15].
В особую группу включаются: депутаты, судьи, прокуроры, военнослужащие, а также водители-инвалиды и прочих субъектов обладающих специальным правом[16].
Группа специальных субъектов включает в себя две подгруппы. К первой относятся лица, которые выполняют профессиональные функции, примером служат инспектора ГАИ. Вторая включает в себя лиц, которым предоставлено специальное право. Такими лицами будут выступать водители транспортных средств. Водителем считается лицо, которое управляет транспортным средством, вне зависимости от того, получено ли им право на управление транспортным средством, лишено оно его или нет. В соответствии с правилами дорожного движения водитель это лицо управляющее транспортным средством. [17]
Субъектом, который несет ответственность, может выступить лицо, управляющее мопедом, велосипедом, возчики или те лица, которые являются участниками дорожного движения. Водители, которые не имеют или лишены права управлять транспортным средством либо лицо, которое находится в состоянии опьянения [18].
Лица, которые могут быть привлечены к административной ответственности, должны достигнуть возраста шестнадцати лет[19].
В правилах дорожного движения водителем является лицо, которое управляет транспортным средством, является погонщиком, или ведущим по дороге вьючных, верховых животных или стадо. К водителям приравнивают граждан, которые проходят обучение вождению автотранспортных средств. А значит, привлекаться к административной ответственности могут лица как имеющие водительское удостоверение, так и без такового[20].
У водителей способность нести ответственность за причиненный ими вред начинает действовать с момента получения ими водительского удостоверения.
В соответствии с Федеральным законом от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» устанавливаются следующие категории и входящие в них подкатегории транспортных средств, на управление которыми предоставляется специальное право: «мотоциклы относятся к категории «А»;
автомобили разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 кг. и число сидячих мест в которых не превышающее восьми относят к категории «В»;
автомобили, за исключением автомобилей категории "D", разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов; сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов относят к категории «С»;
автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более восьми сидячих мест, помимо сиденья водителя автомобили категории "D", сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов- это категория «D»;
к категории "BE" принадлежат автомобили категории "B", сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов и превышает массу автомобиля без нагрузки; автомобили категории "B", сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств превышает 3500 килограммов;
к категория "CE" - автомобили категории "C", сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов;
к категория "DE" - автомобили категории "D", сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов; сочлененные автобусы;
выделяют категорию "Tm" - трамваи; а также категория "Tb" - троллейбусы; и категория "M" - мопеды и легкие квадроциклы;
подкатегория "A1" - мотоциклы с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания, не превышающим 125 кубических сантиметров, и максимальной мощностью, не превышающей 11 киловатт;
подкатегория "B1" - трициклы и квадрициклы; подкатегория "C1" - автомобили, за исключением автомобилей категории "D", разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов, но не превышает 7500 килограммов; автомобили подкатегории "C1", сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов;
подкатегория "D1" - автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более восьми, но не более шестнадцати сидячих мест, помимо сиденья водителя; автомобили подкатегории "D1", сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов;
подкатегория "C1E" - автомобили подкатегории "C1", сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств не превышает 12 000 килограммов;
подкатегория "D1E" - автомобили подкатегории "D1", сцепленные с прицепом, который не предназначен для перевозки пассажиров, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств не превышает 12000 килограммов»[21].
Получить право на управление транспортным средством гражданин, достигший возраста восемнадцати лет и в случае прохождения обучения в специализированной автошколе при условии успешной сдачи экзаменов. Экзамен включает в себя три этапа: теоретический, вождение на площадке и вождение в городе.
Стоит отметить, что есть категории граждан, которые привлекаются и несут ответственность за административные правонарушения в соответствии с нормативными актами, регулирующими порядок прохождения службы. К такой категории относят: сотрудники органов внутренних дел, уголовно-исполнительной системы, сотрудников таможенных органов, военнослужащих и призванных на военные сборы граждан. Данные лица несут административную ответственность на общих основаниях за нарушение правил дорожного движения, такое положение отражено в ст. 2.5 КоАП РФ.[22]
К вышеперечисленным лицам могут быть применены все виды административных наказаний, которые предусмотрены санкциями соответствующих статей, исключением будет административный арест. К военнослужащим не могут применяться такой вид наказания как административный штраф. У должностных лиц которые наделены правом назначать административные наказания есть возможность передачи материалов дела об административных правонарушениях соответствующим органам, для того чтобы они решили вопрос о привлечении виновных лиц к дисциплинарной ответственности[23].
К административной ответственности могут привлекаться должностные лица ответственные за эксплуатацию и техническое состояние автотранспортных средств. Привлечь данных лиц к ответственности можно за установку на автотранспортное средство заведомо подложных государственных знаков.
Ст.12.32 КоАП РФ выпуск транспортного средства, которое не прошло регистрации в установленном порядке, которое не прошло технического осмотра, или транспортное средство с заведомо подложными государственными регистрационными знаками, которое имеет неисправности, запрещающие эксплуатацию, с установленными без соответствующего разрешения устройствами для подачи специальных световых или звуковых сигналов либо с незаконно нанесенными специальными цветографическими схемами автомобилей оперативных служб.Ст.12.32 КоАП РФ выпуск к управлению транспортным средством водителя, находящегося в состоянии опьянения либо не имеющего права управления транспортным средством[24].
Могут привлекаться лица, которые ответственны за перевозку. Они наказываются за такие нарушения как: ст. 12.21 КоАП РФ нарушение правил перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов, опасных грузов. Привлекаются лица, которые отвечают за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений. Они привлекаются по ст. 12.34 КоАП РФ несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений. Также подлежат привлечению иные должностные лица ст. 12.33 КоАП РФ за повреждение дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений, по ст. 12.35 КоАП РФ незаконное ограничение прав на управление транспортным средством и его эксплуатацию.
Юридические лица могут быть привлечены к ответственности за правонарушения, связанные с установкой на транспортном средстве заведомо подложных государственных регистрационных знаков. За нарушение правил установки на транспортном средстве устройств для подачи специальных световых или звуковых сигналов либо незаконное нанесение специальных цвето-графических схем автомобилей оперативных служб и нарушение правил перевозки крупногабаритных и тяжеловесных, опасных грузов[25].
К субъектам, нарушающим правила дорожного движения, имеется возможность применять такие наказания как: лишение права управления автотранспортными средствами, штраф, предупреждение, конфискация и административный арест.
Субъективная сторона деяний, совершаемых в сфере дорожного движения, выражается в форме умысла и неосторожности[26].
Рассматриваемые правонарушения не содержат в качестве квалифицирующего признака указания на форму вины. Ее не нужно доказывать, так как нет такой необходимости. Сотрудники органов внутренних дел могут составлять протоколы по всем статьям, содержащимся в главе 12 КоАП РФ.
Таким образом, определяя признаки, которые входят в состав административного правонарушения содействует осуществлению задач законодательства об административных правонарушениях по защите общественных отношений, а в данном случае защите жизни и здоровья граждан, и соответственно предупреждению административных правонарушений в области дорожного движения.
[1] Теория государства и права под ред. В.Л. Кулапова Москва.:КноРус 2014 – С. 203.
[2] Климович, Е. В. О некоторых проблемах правового регулирования применения специальных технических средств фиксации нарушений правил дорожного движения. / Е.В. Климович, А.В. Кузнецов // Правопорядок: история, теория, практика. – 2015. – №1. – С. 233.
[3]О Правилах дорожного движения: Постановление правительства от 23.10.1993 № 1090 (ред. от 21.01.2016) // Собрание актов Президента и Правительства РФ. – 22.11.1993. – № 47. - ст. 4531; Собрание законодательства РФ. - 06.06.2016. - № 23. - ст. 3325.
[4]О безопасности дорожного движения: федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ (ред. от 05.04.2016)// Собрание законодательства РФ. –11.12.1995. – № 50. – ст. 4873; Собрание законодательства РФ. – 02.05.2016. – № 18. – ст. 2502.
[5]Бокша, И.В. Состояние опьянения как признак состава преступления «Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств». / И.В. Бокша, С.Ф. Миловидова // Транспортное дело России. – 2015. – №3. – С.33.
[6]Красненкова, С. А. Изучение личностных особенностей виновников дорожно-транспортных происшествий с тяжкими последствиями. / С.А. Красненкова // Гуманитарный вектор. Серия: Педагогика, психология. – 2015. – №1. – С. 13.
[7] Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: Федеральный закон Российской Федерации от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 02.06.2016) // Собрание законодательства РФ. – 07.01.2002. – № 1 (ч. 1). – ст. 1; Российская газета. – 06.06.2016. – № 121.
[8] Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: Федеральный закон Российской Федерации от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 02.06.2016) // Собрание законодательства РФ. – 07.01.2002. – № 1 (ч. 1). – ст. 1; Российская газета. – 06.06.2016. – № 121.
[9] Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: Федеральный закон Российской Федерации от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 02.06.2016) // Собрание законодательства РФ. – 07.01.2002. – № 1 (ч. 1). – ст. 1; Российская газета. – 06.06.2016. – № 121.
[10]Уголовный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 02.06.2016) // Собрание законодательства РФ. – 17.06.1996. – № 25. – ст. 2954; Собрание законодательства РФ. – 06.06.2016. – № 23. – ст. 3286.
[11]Зубова, Е. Г. Нормативное основание производства по применению мер административного принуждения к иностранным гражданам и лицам без гражданства. / Е.Г. Зубова // Ленинградский юридический журнал. – 2015. –№ 3. – С. 207.
[12]Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: Федеральный закон Российской Федерации от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 02.06.2016) // Собрание законодательства РФ. – 07.01.2002. – № 1 (ч. 1). – ст. 1; Российская газета. – 06.06.2016. – № 121.
[13] Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: Федеральный закон Российской Федерации от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 02.06.2016) // Собрание законодательства РФ. – 07.01.2002. – № 1 (ч. 1). – ст. 1; Российская газета. – 06.06.2016. – № 121.
[14]Нактанов, К.К. Административное правонарушение как основание административной ответственности: теоретические основы и их воплощение на практике. / К.К. Нактанов, М.В. Мукабенов, Г.М. Ангрыкова // Вестник Калмыцкого университета. – 2013. – № 2. – С. 114.
[15]Семенов, Н. С. О некоторых проблемах применения административного принуждения в целях обеспечения безопасности дорожного движения. / Н.С. Семенов // Общество и право. – 2010. – №1. – С.33.
[16]Митник, В. М. Проблемы аварийности на дорогах и пути их снижения. / В.М. Митник // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Право. – 2013. – №1. – С.1.
[17]Молчанов, П.В. О некоторых вопросах применения мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях в области дорожного движения. / П.В. Молчанов // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. – 2010. – №2. – С. 14.
[18]Молчанов, П.В. О некоторых вопросах применения мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях в области дорожного движения. / П.В. Молчанов // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. – 2010. – №2. – С.21.
[19]Шхагапсоев, З. Л.,Канунникова, Н. Г. К вопросу о совершенствовании правовой базы современной политики в области организации и безопасности дорожного движения. / З.Л. Шхагапсоев, Н.Г. Канунникова // Юридическая наука и правоохранительная практика. – 2013. – №1. – С.305.
[20]О Правилах дорожного движения: Постановление правительства от 23.10.1993 № 1090 (ред. от 21.01.2016) // Собрание актов Президента и Правительства РФ. – 22.11.1993. – № 47. - ст. 4531; Собрание законодательства РФ. - 06.06.2016. - № 23. - ст. 3325.
[21]О безопасности дорожного движения: федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ (ред. от 05.04.2016)// Собрание законодательства РФ. –11.12.1995. – № 50. – ст. 4873; Собрание законодательства РФ. – 02.05.2016. – № 18. – ст. 2502.
[22] Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: Федеральный закон Российской Федерации от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 02.06.2016) // Собрание законодательства РФ. – 07.01.2002. – № 1 (ч. 1). – ст. 1; Российская газета. – 06.06.2016. – № 121.
[23] Воробьев, А.И. Проведение экспериментов по адаптации средств организации дорожного движения на исследовательском комплексе по интеллектуальным транспортным системам. /А.И. Воробьев, М.В. Гаврилюк, И.С. Морданов // Интернет-журнал Науковедение. – 2014. – №2. – С. 123.
[24]Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: Федеральный закон Российской Федерации от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 02.06.2016) // Собрание законодательства РФ. – 07.01.2002. – № 1 (ч. 1). – ст. 1; Российская газета. – 06.06.2016. – № 121.
[25]О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон 01.07.2011 № 170-ФЗ (ред. от 28.12.2013, с изм. от 04.06.2014) // Собрание законодательства РФ. – 04.07.2011. – № 27. - ст. 3881; Собрание законодательства РФ. - 30.12.2013. - № 52 (часть I). - ст. 6985.
[26]Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: федеральный закон от 08.11.2007 № 257-ФЗ (ред. от 05.04.2016) // Собрание Законодательства РФ. – 12.11.2007. – № 46. –ст. 5553; Собрание законодательства РФ. – 21.12.2015. – № 51 (часть III). –ст. 7249.
|