Административно-правовые отношения на автомобильном транспорте представляют собой разновидность правовых отношений, разнообразных по своему характеру, юридическому содержанию, по их участникам. Им свойственны все основные признаки любого правоотношения, как-то: первичность правовых норм, вследствие чего правоотношение есть результат регулирующего воздействия на данное общественное отношение данной правовой нормы, придающей ему юридическую форму; регламентация правовой нормой действий (поведения) сторон этого отношения; корреспонденция взаимных обязанностей и право сторон правоотношения, определяемая нормой и т.п.
Однако следует выделить некоторые особенности, дополняющие эту общую характеристику и способные служить основой для отграничения административно-правовых отношений на автомобильном транспорте от других видов правоотношений. К таким особенностям относятся:
- права и обязанности сторон данных отношений связаны с деятельностью исполнительных органов государства и других субъектов исполнительной власти;
- всегда одной из сторон в таких отношениях выступает субъект административной власти (орган, должностное лицо, негосударственная организация, наделенные государственно-властными полномочиями);
- административные правоотношения практически всегда возникают по инициативе одной из сторон;
- если произошло нарушение административно-правовой нормы, то нарушитель несет ответственность перед государством;
- разрешение споров между сторонами, как правило, осуществляется в административном порядке.
- административные правоотношения являются властеотношениями, построенные на началах «власть-подчинение», где отсутствует равенство сторон. /43/
Юридически значимое поведение на автомобильном транспорте следует разделить на две группы. К первой отнесем поведение общественно полезное, правомерное; ко второй - нежелательное, социально вредное - противоправное. Граница между ними условная. Ряд ученых, в их числе Самощенко И.С., Кудрявцев В.Н. называют такое поведение нейтральным поведением. Между правомерным и противоправным поведением проходит граница там, где начинается невыполнение своих обязанностей. Правовой режим дорожного движения предполагает значительную роль института административной ответственности как средства обеспечения публичных интересов.
Следует согласиться с Самощенко И.С., который писал: «Деяние противоправно, если оно представляет собой неисполнение юридической обязанности или злоупотребление правом, т.е. если оно правом запрещено». Далее он пояснил, что противоправны те деяния, которые запрещены государством под страхом наступления последствий, предусмотренных правовыми санкциями. Нельзя сказать, что эти определения не актуальны и сейчас, но они ограничивают понятие правонарушение только теми действиями, которые влекут реакцию со стороны государства в виде санкции - меры государственного принуждения.
Правонарушение - это разновидность антисоциального, противоправного поведения. При определении в законодательстве правонарушений и санкций принимают во внимание следующие правила: во-первых, чем строже санкция, тем детальнее должно быть описано правонарушение, за которое она применяется; во-вторых, при наказании правонарушителя или наложении на него взыскания санкция должна допускать выбор между различными мерами (и сроками) наказания или взыскания с учетом обстоятельств дела и личности виновного. /34/
В юридической литературе понятие «правонарушение» трактуется по-разному. «Правонарушение - это виновное поведение праводееспособного индивида, которое противоречит предписаниям норм права, причиняет вред другим лицам и влечет за собой юридическую ответственность». /64/
«Правонарушением называется виновное противоправное деяние, совершенное дееспособным лицом». /35/ «Правонарушение - правонарушаемость, как определенное общественное явление, имеющее свои относительно самостоятельные закономерности возникновения, развития и отмирания, состоит из множества отдельных, единичных правонарушений, каждое из которых имеет общие со всеми признаки. Совокупность этих признаков, раскрывающих социальную природу и юридическую форму подобного рода деяний, и составляет понятие «правонарушение». /34/
Правонарушение предстает как внешнее выражение свободной воли правонарушителя, желающего удовлетворять свои интересы и потребности путем нарушения действующего права и, соответственно, охраняемых им интересов других лиц. Отрицательное отношение к требованиям законов является источником правонарушений. Правонарушение - это безразличное отношение к законам, невыполнение их требований, полное отрицание законов как регуляторов общественных отношений.
То есть можно сказать, что административное правонарушение - это вариант юридической патологии, отклоняющегося поведения, которое принимает форму действия либо бездействия.
Кроме того, все виды административных правонарушений на автомобильном транспорте и ответственность за них в том числе, предусмотрены не только федеральными законами, но и другими нормативно-правовыми актами Российской Федерации, включены в Кодекс об административных правонарушениях.
В КоАП РСФСР ответственность за правонарушения на автомобильном транспорте была предусмотрена главой 10, которая называлась «Административные правонарушения на транспорте и в области дорожного хозяйства и связи», теперь в КоАП РФ подобные административные правонарушения выделены в отдельную главу. /66/
Административные правонарушения на автомобильном транспорте имеют общий признак — это общественная опасность, то есть противоправное действие или бездействие (нарушение правил дорожного движения, нормативных актов о безопасности дорожного движения), совершенное физическим или юридическим лицом, за которое на основании закона предусмотрена административная ответственность.
Большинство водителей транспортных средств соблюдают требования запретов в сфере дорожного движения на автомобильном транспорте только из-за страха наказания, в основном страха лишится права управления транспортным средством, а не из-за того, что согласны с требованиями этих запретов. Добиться же правомерного поведения возможно путем установления обоснованных запретов, поддерживаемых большинством участников дорожного движения и справедливого наказания за их нарушение.
Однако статистика правонарушений на автомобильном транспорте свидетельствует о том, что не у всех участников дорожного движения сформирована установка на правомерное поведение, так по данным статистической отчетности Судебного Департамента при Верховном Суде РФ в 2005 году судами общей юрисдикции рассмотрено по первой инстанции 4 млн. 287 тыс. дел об административных правонарушениях, это на 12,8% больше чем в 2004 году (приложение В).
Основной категорией дел являются дела по составам административных правонарушений в области дорожного движения. Их количество составило 44% (1,9 млн.) от общего числа рассмотренных в 2005 году (приложение Г).
В 2006 году судами общей юрисдикции рассмотрено 5 млн. 5 тыс., дел об административных правонарушениях, что на 16,7% больше, чем за аналогичный период 2005 года. Основной категорией дел также являются дела по составам административных правонарушений в области дорожного движения. В 2006 году их количество составило 46 % (2 млн. 200 тыс.) от общего числа рассмотренных дел (приложение Д).
Число поступивших на рассмотрение дел об административных правонарушениях в первом полугодии 2007 года составило 2 млн. 630 тыс., что на 12% больше, чем за аналогичный период предшествующего года (2 млн. 347 тыс.). Из общего числа рассмотренных материалов в отношении лиц по делам по ст.12.8 КоАП РФ 3862 или 83,6% лишены права управления транспортным средством (6 мес. 2006 г. – 88%). По делам по ст.12.26 КоАП РФ лишению прав подвергнуты 10670 лиц или 84% (6 мес. 2006 г. - 91,5%) (приложение Е).
То есть становится видно, что налицо тенденция к увеличению правонарушений на автомобильном транспорте и суровое наказание не всегда способно решить проблемы достижения целей наказания/48/. Тем более, ужесточая меры ответственности, законодатель не создает условий, позволяющих в полной мере регулировать вопросы исполнения законодательства.
Стоит отметить, что если бы правонарушение на автомобильном транспорте было совершено в Германии, то домой к правонарушителю пришла бы фотокарточка, на которой было бы четкое изображение автомобиля, виден его номер, виден через лобовое стекло правонарушитель за рулем. Кроме того, снимок запечатлевает тот момент, когда машина въезжает на перекресток на запрещающий сигнал светофора, если правонарушитель в этот момент не был бы пристегнут ремнем безопасности, на карточке это было бы обведено кружочком. На изображении были бы проставлены сертифицированным прибором дата, время и место совершения съемки (оно же время, дата и место совершения правонарушения), проставлена скорость движения автомобиля. На обратной стороне этой карточки был бы напечатан счет на оплату штрафа за совершенные правонарушения.
В Российской Федерации до таких веяний прогресса еще очень далеко, хотя и федеральным законом № 210-ФЗ «О внесении изменений в КоАП РФ» от 24 июля 2007 г. статью 1.5 КоАП РФ депутаты дополнили положением, разрешающим использовать материалы фото- и видеосъемки в качестве доказательств нарушений. «В случае документирования административного правонарушения в области дорожного движения с использованием специальных технических средств или средств фото - либо видеофиксации при невозможности установления на месте совершения правонарушения лица, его совершившего, к административной ответственности привлекается владелец транспортного средства, если не докажет, что транспортное средство выбыло из его обладания в результате противоправных действий других лиц. При этом к нему может быть применено административное наказание в виде административного штрафа». Если нарушение было заснято на стационарную камеру, то на владельца машины не будет распространяться презумпция невиновности, а постановление о его наказании может быть принято без его участия. Оговаривается, что водитель может подать заявление о том, что в момент нарушения машина была передана в управление другому человеку или угнана.
Интересно, что в первой редакции законопроекта депутаты предлагали при фиксации нарушения камерой присылать штраф по почте собственнику, ну, блин, прям как в Германии, который обязан его оплатить, не имея возможности обжаловать. Правда, окончательный вариант немного смягчился. В новой редакции Федерального закона норму исправили: если собственник представит доверенность на управление автомобилем, выписанную на другого человека, сотрудники ГИБДД должны выяснить, кто из них находился за рулем, и доказать это.
Депутаты Хабаровской Краевой Государственной Думы тоже предпринимают попытки стабилизировать отношения на автомобильном транспорте, так 20 октября 2007 года ими был рассмотрен законопроект программы «Повышение безопасности дорожного движения в Хабаровском крае на 2007-2012 годы». Его разработчикам было рекомендовано уйти от общих рекомендаций в документе и прописать конкретные меры, которые будут способствовать сокращению дорожно-транспортных происшествий.
Как власть собирается повышать безопасность дорожного движения не автомобильном транспорте, пока мало кто себе представляет. По словам первого заместителя министра промышленности, транспорта и связи края Владимира Чмелева, в программе из конкретных мероприятий запланировано ежегодно увеличивать штат краевого ГИБДД на сто человек. При этом в разделе основных мероприятий по безопасности дорожного движения записано: «повышать уровень правового сознания», «совершенствовать организацию движения», «развивать систему оказания помощи пострадавшим при авариях» и «совершенствовать методические и организационные основы деятельности инспекторов», что опять таки напоминает общие рекомендации и совсем не похоже на конкретные меры. Хотя в год на эти мероприятия запланировано в бюджете Хабаровского края около двадцати миллионов рублей. Еще сорок миллионов рублей потратят на обновление материально-технической базы: обеспечение инспекторов ДПС техническими средствами связи и автотранспортом. Часть средств будет расходоваться на развитие системы медпомощи пострадавшим при ДТП. Всего за шесть лет из бюджета края потратят на безопасность дорожного движения более 239 миллионов рублей.
Депутат Хабаровской Краевой Государственной Думы Дмитрий Розенков пояснил, что краевая программа со своими мероприятиями опаздывает лет на пять, что программа до конца не проработана, сырая, светофорное хозяйство в крае неизвестно кому принадлежит, а на постах ГАИ нет даже элементарных автоматических радаров, сканирующих скорость автомобилей, движущихся на данном участке дороги.
Таким образом, стоит заметить, что в Хабаровском крае печальная статистика по правонарушениям на автомобильном транспорте будет только увеличиваться.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что правонарушение - это общественно опасное, противоправное, виновное деяние (действие или бездействие), совершенное вменяемым, достигшим указанного в законе возраста лицом и влекущее за собой юридическую ответственность, то есть являющееся основанием административной ответственности.
|